Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История России 1 страница





Схема 246

 

Пастернака» наглядно показало пределы десталинизации в отношени­ях между властью и интеллигенцией. Писатель, получивший за роман «Доктор Живаго» в 1958 г. Нобелевскую премию, был исключен из Со­юза писателей и подвергнут опале. За идеологическую сомнительность и формализм неоднократно подвергались проработкам А.Вознесенский, Д.Гранин, В.Дудинцев, Е.Евтушенко, Э.Неизвестный, Б.Окуджава, В.Бы­ков, М.Хуциев и многие другие видные представители творческой ин­теллигенции.

В науке приоритетное значение имели атомная энергетика и ракето­строение (схема 247). Началось мирное применение атома. В 1954 г. была введена в строй первая в мире атомная электростанция, через три года спущен на воду атомный ледокол «Ленин». Впечатляющими были успехи в освоении космоса. 4 октября 1957 г. весь мир узнал об ус­пешном запуске первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в космос. Ю.А. Гагарин, об-

Схема 247

 

летев Землю за 1 час 48 минут, открыл человечеству путь в космиче­ское пространство. Отечественной космической программой руково­дил академик С.П. Королев.

Выдающие достижения ученых в области естественных наук были отмечены мировым сообществом. В 1956 г. Нобелевской премии по химии был удостоен за создание теории цепных реакций Н.Н. Семенов, в 1958 г. в области физики ее получили П.А. Черенков, И.М. Франк и И.Е. Тамм, в 1962 г. — за создание теории конденсированной материи (в особенности жидкого гелия) физик-теоретик Л.Д. Ландау, в 1964 г. — за фундаментальные работы в области квантовой электроники фи­зики Н.Г. Басов и A.M. Прохоров.

Хрущевские реформы затронули также и образовательную сфе­ру (схема 248). С 1958 г. начала осуществляться реформа в сфере об­разования. Вместо обязательного семилетнего образования и полного десятилетнего создавалась обязательная восьмилетняя политехниче­ская школа. Среднее образование молодежь теперь могла получить либо через школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от произ­водства, либо через техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо через среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих получить высшее об­разование вводился обязательный производственный стаж. Реформа



временно обеспечила бесперебойный поток рабочей силы на производ­ство, но породила еще более сложные социальные проблемы (возрос­ла текучесть кадров, катастрофически низким оказался уровень трудо­вой и технологической дисциплины молодых сотрудников, и т.п.).

В августе 1964 г. была осуществлена корректировка реформы и вос­становлен в средней школе двухлетний срок обучения на базе восьми­летки. Полная средняя школа вновь стала десятилетней.

20.6. Нарастание недовольства в обществе и отстранение Н.С. Хрущева от власти

Оценивая реформы Н.С. Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:

• реформы проводились в рамках административно-командной си­стемы и не могли выйти за ее рамки;

• сами реформы подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

К 1964 г. сводки, поступавшие в КГБ от партийных организаций, и просто письма людей в высшие партийные и государственные инстан­ции свидетельствовали о росте недовольства в стране (схема 249).

Приведем одно из таких обращений:

«Никита Сергеевич!

Вас уважают в народе, потому обращаюсь к Вам.

...У нас громадные достижения в общегосударственном масштабе. Мы сердечно рады тем изменениям, которые произошли после марта 1953 года. Но пока все мы живем только для будущего, но не для себя.

Всем должно быть понятно, что одним энтузиазмом не проживешь. Улучшение материальной жизни нашего народа совершенно необходи­мо. Решение этого вопроса нельзя откладывать.

...Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С продо­вольствием по всей стране очень туго.

...Мы, Россия, везем мясо из Новой Зеландии! Посмотрите на кол­хозные дворы, на дворы отдельных колхозников — разорение.

...Давайте проведем настоящие выборы. Давайте выбирать всех лю­дей, которых выдвигает масса, а не списки, спущенные сверху...

С глубоким уважением к Вам и верой в Вашу преданность народу.

М. Николаева, учительница».

Горожане были недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим нормированием продуктов, а селяне — стремлением ли-

Схема 249

 

шить их возможности держать скот и урезать приусадебные участки, ве­рующие — новой волной закрытия храмов и молельных домов, творче­ская интеллигенция — постоянной (часто в унижающей человеческое достоинство форме) критикой и угрозами выслать из страны, военные — обвальным сокращением вооруженных сил, чиновники партийно-госу­дарственного аппарата — постоянной перетряской кадров и непроду­манными реорганизациями.

Отстранение Н.С. Хрущева произошло в результате заговора выс­ших партийно-государственных руководителей. Главную роль в его подготовке сыграли председатель Комитета партийного контроля и секретарь ЦК КПСС А.Н. Шелепин, руководитель Комитета государствен­ной безопасности В.А. Семичастный, секретарь ЦК КПСС М.А. Сус­лов и др.

Пока в сентябре 1964 г. Н.С. Хрущев находился на отдыхе, заговор­щики подготовили его смещение. Он был вызван на Пленум ЦК партии в Москву, где противники потребовали его отставки с поста Первого секретаря ЦК КПСС. 14 октября 1964 г. Н.С. Хрущев был снят и не стал бороться за власть. Это произошло посредством простого го­лосования, без арестов и репрессий, что можно считать главным итогом хрущевского десятилетия. Десталинизация «раскачала» общество, сде­лала атмосферу в нем более свободной, поэтому и известие об отстав­ке Н.С. Хрущева было встречено спокойно и даже с некоторым одоб­рением.

Контрольные вопросы

1. Как происходила борьба за власть после смерти И.В. Сталина? Чем мож­но объяснить выход на лидерские позиции Н.С. Хрущева?

2. Почему советское руководство начало десталинизацию общества?

3. Какие реформаторские начинания пытался осуществить Н.С. Хрущев и в чем их противоречивость?

4. Что нового внес в сферу внешней политики Н.С. Хрущев?

5. Как можно объяснить высказывание Н.С. Хрущева: «В вопросах куль­туры я сталинист»?

6. В чем причины отстранения Н.С. Хрущева от власти?

7. Можно ли сказать, что «оттепель» потерпела крах?

Литература

Аксютин, Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.

Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные нгастроения в СССР. М., 2004.

XX съезд КПСС: Материалы конференции к 40-летию XX съезда КПСС. М., 1996.

Лечу га К. В центре бури: Ф. Кастро, Н.С. Хрущев, Д. Кеннеди и ракетный кризис. М., 1995.

Медведев Р.А. Н.С. Хрущев — политическая биография. М., 1990.

Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии. М., 1989.

Никита Сергеевич Хрущев (1894—1971) // Материалы научной конфе­ренции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.С. Хрущева. М., 1994.

Пыжиков А.В. Опыт модернизации советского общества в 1953—1964гг. М„ 1998.

Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». М., 2002. Соколов Б. Берия: Судьба всесильного наркома. М., 2003. Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1999.


21. СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х - 1980-х ГОДОВ. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны

15 октября 1964 г. в центральной печати было опубликовано сооб­щение ТАСС о том, что состоявшийся накануне Пленум ЦК КПСС «удовлетворил просьбу т. Хрущева Н.С. об освобождении его от обязан­ностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Пред­седателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

Через два дня орган ЦК КПСС — газета «Правда» выступила с пе­редовой статьей, в которой критиковались проявления «чуждого партии прожектерства, скороспелых выводов и поспешных, оторванных от реальностей решений и действий, хвастовства и пустозвонства, ув­лечений администрированием, нежеланием считаться с тем, что уже вы­работали наука и практический опыт». И хотя имя Н.С. Хрущева не упо­миналось, всем было ясно, о ком идет речь.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.Н. Брежнев, а Предсе­дателем Совета Министров СССР рекомендован А.Н. Косыгин. Новое руководство стремилось заявить о себе, укрепить позиции и справиться с возникшими трудностями. Работа началась с исправления волюнта­ристских решений в административно-управленческой области и сель­ском хозяйстве.

В ноябре — декабре 1964 г. была восстановлена вертикаль партийной власти, т.е. ликвидировано введенное п$и Н.С. Хрущеве разделение партийных организаций на промышленные и сельские. Отменен был так­же и очень пугавший номенклатуру принцип обязательной регулярной сменяемости (ротации) партийных руководителей всех уровней.

В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный пробле­мам сельского хозяйства. Л.И. Брежнев, выступивший с основным док­ладом, резко критиковал хрущевские преобразования, которые послужи­ли главной причиной развала сельского хозяйства. В решениях Пленума была намечена программа вывода аграрного сектора из кризиса. Акцент делался на всемерную материальную поддержку: увеличение вложений в социальную сферу села (строительство сельского соцкульт-быта), повыше­ние закупочных цен на сельхозпродукцию, введение 50%-ной надбавки за сверхплановую продажу продуктов государству, смягчение прежних зап­ретов в отношении личных подсобных хозяйств.

Ситуация в сельском хозяйстве вскоре несколько улучшилась, но ненадолго.

21.2. Экономическая реформа 1965 г.

Осенью 1965 г. началась реформа отечественной промышленности, называемая иногда «косыгинской реформой». Ее практическая прора­ботка и подготовка осуществлялись задолго до 1965 г.

Еще во времена руководства Н.С. Хрущева в 1962 г. на страницах га­зет и журналов развернулись дебаты вокруг статьи экономиста Е. Ли- бермана под весьма характерным названием «План, прибыль, премия». Он предложил составлять планы непосредственно на предприятиях в рамках согласованной программы, расширить права предприятий по ма­териальному поощрению своих работников, увязать премиальные вып­латы с рентабельностью производства, отказаться от планирования от достигнутого ранее результата и др.

В ходе развернувшейся дискуссии преобладали высказывания в пользу хозяйственной реформы, прибыли как ведущего экономическо­го показателя, преодоления штурмовщины и других негативных явле­ний в советской экономике.

В 1962—1964 гг. в рамках Конституционной комиссии Верховно­го Совета СССР (председатель Н.С. Хрущев, после его отставки Л.И.Брежнев) был создан ряд подкомиссий, в том числе по эко­номическим вопросам и управлению народным хозяйством под пред­седательством А.Н.Косыгина, где был аккумулирован передовой эко­номический опыт и подготовлены предложения по реализации ре­формы.

Ее осуществление началось в 1965 г. с перехода к новой админист­ративной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хру­щевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Гос­комцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Пред­приятия получили некоторую автономию и самостоятельность (схема 250).

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой ос­нове улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управле­ния экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финан­сы, материальную заинтересованность и др.).

Исходной идеей экономической реформы было положение о не­возможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реали­зации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.


 

Основными направлениями в экономической реформе 1965г. были:

• попытка перевода предприятий на хозрасчет;

• оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли;

• создание из части прибыли (10—12%) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных ме­роприятий и жилищного строительства);

• внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т.е. без участия государственных структур, привык­ших все планировать и распределять по лимитам.

Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. Со­гласно официальным данным в период 1966—1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное про­изводство увеличилось на 50% в целом по стране, на 74% возросли объемы производства в машиностроении и на 78% — в нефтехимичес­кой промышленности. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольят­ти, появились научно-промышленные объединения.

Однако современные экономисты не так оптимистично оценива­ют реализацию и итоги реформ. Они высказывают сомнения не только из-за недоверия к официальной статистической отчетности, в которой усматривают серьезные искажения реальных показателей, но и в связи с тем, что, по их мнению, реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:

S непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непо­средственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических на­чал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;

S некомплексный характер реформы. Изменения в народном хозяй­стве предполагалось проводить прежде всего за счет применения орга­низационно-технических мер, не связанных напрямую с коренным пре­образованием общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производствен­ных отношений, изменении форм собственности и перестройке полити­ческой системы речь даже не шла;


S слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициати­вы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;

S противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), бо­явшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а ре­форма — поставить под сомнение сущность социалистического строя:

S чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации приве­ли к началу демонтажа политической системы что очень испугало со­ветское руководство.

Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла пе­реломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии стра­ны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет.

Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.

21.3. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовной сферах

После отказа от «косыгинской реформы» вновь стали доминиро­вать исключительно административные методы управления, из года в год принимались однотипные решения, которые в итоге привели к стагнации в народном хозяйстве. Основные показатели экономическо­го роста страны неуклонно продолжали ухудшаться, что подтверж­дают официальные статистические данные по пятилеткам, приведен­ные ниже.

Годы......... 1961— 1966— 1971— 1976— 1981 —

1965 1970 1975 1980 1985


 

 


Среднегодовые темпы, % прироста национального

дохода

роста производительности труда 6,5 7,7 5,7 4,2 3,5 6,0 6,8 4,6 3,4 3,0


 

 


Гонка вооружений требовала наращивания выпуска военной про­дукции, что обусловливало определенную милитаризацию экономиче­ской сферы. По оценкам экономистов, военные расходы поглощали до

20% валового национального продукта, а по заказам военно-промыш­ленного комплекса в эти годы работала большая часть машинострои­тельных предприятий страны.

Накапливалось отставание от западных стран в научно-техниче- ском прогрессе и прежде всего в невоенных отраслях, причем количе­ство официально зарегистрированных изобретений у СССР было боль­ше, чем у США, Японии, Великобритании, ФРГ и других стран. Однако в рамках существующей системы в основном они не были внедрены в социалистическую экономику.


 

По-прежнему преобладал экстенсивно-сырьевой характер экономи­ческого развития (схема 251). Со второй половины 1960-х гг. начались невиданное освоение нефтегазовых месторождений Сибири и экспорт топлива заграницу. В страну потекли так называемые «нефтедоллары», которые направлялись на латание узких мест в народном хозяйстве. Этот процесс объективно увеличивал сырьевую ориентацию отече­ственной экономики.

Положение в сельском хозяйстве кардинально не улучшалось, воз­растали закупки продовольствия по импорту. В конце 1970-х гг. ситу­ация в аграрном секторе стала принимать катастрофический характер, поэтому в 1982 г. были приняты более радикальные меры, среди которых важнейшей представлялось создание агропромышленных комплексов (АПК). Колхозы, совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, расположенные на одной территории, были объединены в региональ­ные АПК. Эта реорганизация должна была обеспечить интеграцию в сельском хозяйстве и выполнить грандиозную продовольственную про­грамму. Однако за все годы своего существования АПК так себя и не оправдали, не стали жизнеспособным экономическим организмом.

Политическое развитие СССР в 1965—1985 гг. протекало в рамках сложившейся еще при И.В. Сталине политической системы с домини­рующей ролью Коммунистической партии в обществе.

Диктат партийно-государственного аппарата был всеохватывающим и составлял стержень административно-управленческой системы стра­ны (схема 252).

В политико-идеологической сфере постепенно начался возврат к скрытому сталинизму (схема 253). Известный журналист А.Е. Бовин, работавший во второй половине 1960-х гг. в ЦК КПСС, вспоминал, что давление сталинистов многократно усилилось. Отношение Л.И. Брежне­ва к этой проблеме было неоднозначным. Как политик он понимал, что «полномасштабная», гласная, точнее громогласная, реабилитация Стали­на невозможна, что она окажет в целом отрицательное воздействие на обстановку в стране, на авторитет СССР за рубежом. Но как человек и руководитель, сформировавшийся в сталинское время, он симпатизи­ровал И.В. Сталину. В этом Л.И. Брежнев находил полную поддерж­ку многих коллег из Политбюро и Центрального Комитета, которые прошли аналогичный жизненный пут* и примерно одинаково оценива­ли бывшего вождя. Имя И.В. Сталина стало все чаще всплывать в ме­муарной литературе, различного рода книгах и статьях. Плохо то, что воспоминания эти имели, как правило, апологетический характер. На­чался постепенный дрейф в сторону от решений XX и XXII съездов партии.

Система партийно-государственного управления в СССР
   
"^Система органов^. __ /^-"~^Т!истема органов""*"" N

 

Т

I


Съезд КПСС ЦК КПССн^нПолитбюро

ЦК Компартий

союзных республик {

Обкомы

Горкомы {

Райкомы

Краевой Совет народных депутатов

Верховный Совет автономной республики

Верховный Совет СССР
Совет Союза Совет Национальностей т | Верховный Совет союзной республики

Областной Совет народных депутатов

Городской Совет народных депутатов


 

 


Районный Совет народных депутатов


 

 


Сельский Совет народных депутатов

Поселковый Совет народных депутатов


 

 


Система органов государственного управления

I

Совет Министров СССР

Т


 

 


Общесоюзные министерства и государственные комитеты СССР

Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты

Т

Советы Министров союзных республик


 

 


Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты союзных республик


Объединения, предприятия, учреждения

Объединения, предприятия, учреждения союзного подчинения

Объединения, предприятия, учреждения республиканского подчинения


Схема 253

 

Важной вехой в политическом развитии стало принятие Конститу­ции СССР в октябре 1977 г. Основными ее положениями были:

• характеристика тогдашнего этапа развития советского общества, получившего официальное название «развитой социализм»;

• фиксация общенародного характера государства взамен государ­ства диктатуры пролетариата;

• законодательное закрепление руководящей роли КПСС в обще­стве (ст. 6) как ядра политической системы;

• наличие широкого спектра прав и свобод граждан, которые слабо реализовывались в реальной жизни.

Другой серьезной проблемой функционирования политико-властных отношений являлась геронтократия («власть старцев»), В 1970-е гг. средний возраст высшего партийного руководства приближался к 70 годам, и, несмотря на физические недуги и болезни, они продолжали вершить судьбы страны. Их единственной целью было сохранение лич­ной власти, поэтому происходила консервация всех сфер жизни совет­ского общества, и в этом смысле появившийся впоследствии термин «застой» довольно точно отражал ситуацию этого периода времени.


С середины 1960-х гг. в нашей стране возникло движение диссиден­тов как форма инакомыслия по отношению к идеологии и политике советской системы, форма общественного несогласия и протеста. Это движение было немногочисленно и включало национальные, религиоз­ные, правозащитные и иные направления. Первой открытой акцией пра­возащитников была демонстрация 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве в поддержку арестованных писателей А. Синявско­го и Ю. Даниэля. В 1970 г. по инициативе А.Д. Сахарова, В.Ч.Чалидзе, A.M. Твердохлебова был создан Комитет прав человека в СССР. К ним присоединились А.И.Солженицын, А. Галич и др. В 1976 г. Ю. Орлов со­здал общественную группу содействия по выполнению Хельсинкских соглашений, которая анализировала нарушения прав человека в СССР и направляла сведения о них в правительства стран — участниц Со­вещания и в советские государственные органы. Членами группы были Е. Боннер, П. Григоренко, А. Марченко и др.

Власти ответили на это усилением репрессий против диссидентов. Некоторые из них были высланы за границу (А. Солженицын, В. Буков­ский, А. Галич и др.), а другие осуждены и находились в заключении (А. Марченко, Н. Щаранский и др.). Академика А.Д. Сахарова изолиро­вали от общества и сослали в 1980 г. в закрытый тогда г. Горький (Нижний Новгород), где он находился до 1986 г.

Диссиденты, по сегодняшним оценкам, расшатывали тоталитарную систему и приближали демократию в стране.

Кризисные явления охватили также социальную и духовную сферы общества (схема 254). Произошли серьезные изменения в социальной структуре населения. Привилегированное положение занимала груп­па руководящих работников, или партгосноменклатура, которую боль­шинство историков назвали «правящим классом» в Советском Союзе. Ее доля в социальной структуре советского общества по сравнению с довоенным периодом увеличилась в 2,4 раза и к 1979 г. составила 6%. В материальном плане они были самыми обеспеченными и пользова­лись всевозможными привилегиями.

Рабочие по численному составу занимали первое место (60% в 1979 г.), но около половины из них были заняты на тяжелых и мало­квалифицированных работах. Негативное влияние на их положение оказывал уравнительный характер оплаты труда.

Численность жителей села в силу ряда причин снизилась в три раза (15% в 1979 г.) и в острой форме встал вопрос, кто будет рабо­тать в аграрном секторе. Финансовые вливания в сельское хозяйство не могли спасти положение. Люди уезжали жить и работать в город, а убирать урожай в массово-принудительном порядке присылали горо­жан — в основном служащих и интеллигенцию.

Схема 254

 

Все это способствовало реальному рассогласованию интересов раз­личных социальных групп в обществе. Накапливались и вырывались наружу асоциальные явления: пьянство, коррупция и т.п. В результа­те потребительской революции и слабого удовлетворения материаль­ных потребностей людей с 1970-х гг. в стране постепенно установил­ся товарный дефицит по многим позициям.

В духовной сфере наблюдалась утрата нравственных ориентиров. Продолжалось подавление инакомыслия, всякой, в том числе и религи­озной, свободы. Любая духовная субстанция должна была соответство­вать стандартам марксистско-ленинской идеологии. Люди и страна пе­реживали этап духовного кризиса.

21.4. Внешняя политика

Советское руководство в области международных отношений и внешней политики последовательно придерживалось решения трех важнейших задач (схема 255).


Внешняя политика СССР в 1965—1985 гг. |- -

Основные направления

X


1. Устранение угрозы распада социалистиче­ского лагеря и его тес­ное сплочение в поли­тическом, экономиче­ском и военном отно­шениях

«Доктрина Брежнева» об «ограниченном су­веренитете» социали­стических стран в условиях опасности, нависшей над мировой социалистической системой

Ввод войск ОВД в Че­хословакию и подавле­ние антисоциалисти­ческих выступлений (1968)

Помощь Вьетнаму во время агрессии США (1965—1973) 2. Поддержка ком­мунистических, на­ционально-освобо­дительных движе­ний и режимов

Политическая под­держка, военная и экономическая по­мощь странам Азии и Африки (Ливии, Сирии, Ираку, Эфи­опии, Анголе, Мо­замбику, Южному Йемену и др.)

Советская интервен­ция в Афганистан (с декабря 1979 г.)

Международные со­вещания коммуни­стических и рабо­чих партий (1965 и 1969)

3. Нормализация отношений между Востоком и Запа­дом (разрядка меж­дународной напря­женности)

Достижение военного паритета СССР — США, ОВД — НАТО

X

Договор о нерас­пространении ядерного оружия между СССР, США, Великобри­танией (1968). Договор между СССР и США об ограничении сис­тем противора­кетной обороны: ОСВ-1 (1972), ОСВ-2 (1979)


 

 


X

Программа мира — инициативы XXIV (1971) и XXV (1975) съездов КПСС

X


 

 


Укрепление безопасности в Европе

Подписание договоров СССР с ФРГ, ФРГ с ПНР, ФРГ с ГДР


 

 


Подписание Заключительного акта Европейского совещания (1972—1975) по безопасности и сотрудничеству (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) руководителями стран Европы, США и Канады

Конец разрядки и возрастание напряженности (конец 1970-х — начало 1980-х гг.)

Ввод советских войск в Афганистан




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.