Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Психологическое консультирование, психологическая помощь спортсменам и тренерам




Пояснения к теме. Потребность в психологическом консультирова­нии и психологической помощи постоянно испытывают как сами спорт­смены, так и их тренеры, руководители команд и спортивных органи­заций. Психолог может компетентно помочь спортивному менеджеру, спортсмену и тренеру проанализировать наиболее сложные и нередко конфликтные, запутанные ситуации делового и межличностного взаи­модействия с целью лучшей подготовки к соревнованиям и избегания типичных ошибок, нарушающих сотрудничество между тренером и


Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 259

спортсменами. Однако нужно иметь в виду, что спорт — это сфера соперничества и соревнования людей друг с другом, формирующая в личности спортсмена амбициозный барьер от чувства самодостаточ­ности — своего рода индивидуальный «эффект ореола». Индивиду­альный «амбициозный барьер» выражается и переживается спортсме­ном в противопоставлении себя («Я») соперникам («Он (они)»), а в ко­мандных видах спорта это чувство называется «контагиозным барье­ром» и переживается в противопоставлении своей спортивной общ­ности (команды — «Мы») чужой общности (т. е. команде соперников — «Они»). Указанные выше психологические барьеры формируются в силу постоянного стремления спортсменов и их тренеров к достиже­нию превосходства над соперниками. Для победы легче прибегнуть к новшеству в спортивной технике или тактике, к использованию но­вого спортинвентаря или более калорийного спортивного питания, чем к совету психолога. Поэтому индивидуальная форма психологического консультирования в спорте бывает эффективной лишь в особых случа­ях острой нужды тренера или спортсмена в советах и рекомендация авторитетного и опытного психолога. Более приемлемой для спорт­сменов и тренеров и часто более психологически эффективной явля­ется групповая форма психологического консультирования, снимающая индивидуальный «эффект ореола» с личности спортсмена или трене­ра и позволяющая им преодолеть собственный амбициозный барьер.

Задание 1. Диагностика умения психолога выслушивать клиентов1

Вводные замечания. Умение выслушивать другого человека являет­ся важнейшим из коммуникативных умений каждого взрослого обра­зованного человека. Это умение входит и в структуру педагогических способностей спортивного тренера, спортивного психолога, органи­затора соревнований.

Большинство из нас в разное время дня слушают на различных уровнях взаимопонимания собеседников. Тренер-педагог должен уметь слушать своих коллег и учеников на третьем уровне взаимопонима­ния в любых ситуациях своей профессионально-педагогической дея­тельности.

Развитие способностей к эффективному общению начинается с осознания значимости взаимного контакта деловых партнеров. Обра-

1 Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб.: Питер, 1997. — С. 26-35.


260 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...

тив внимание на свою манеру слушать, тренер может положить нача­ло процессу осознания — процессу, который в результате приведет к улучшению его делового общения и взаимоотношений с членами сво­ей спортивной команды в различных ситуациях. А это, в свою оче­редь, позитивно отразится на спортивных достижениях учеников тре­нера и всей команды.

Эффективность слушания. Эффективность слушания можно изме­рить пониманием собеседника и чувством удовлетворенности парт­неров от общения друг с другом. Однако наблюдения показали, что один из собеседников может быть удовлетворен общением, а другой нет. Значит, общающиеся люди могут находиться на разных уровнях слушания.

Процесс «слушания» по его эффективности можно разделить на три уровня, характеризуемых определенными типами поведения го­ворящего и слушающего. Между этими уровнями нет четких границ — они представляют собой усредненные типы поведения людей, кото­рые могут перекрываться и сменять друг друга в зависимости от си^ туаций общения. По мере перехода с первого уровня на третий возрас­тает наш потенциал понимания других людей, вступающих с нами в разговор, происходит снятие напряженности с контакта и рост эф­фективности общения.

В течение дня все мы, в зависимости от обстоятельств, слушаем участвующих в процессе общения людей на разных уровнях. Напри­мер, труднее всего слушать эффективно в конфликтных ситуациях, когда имеешь дело с эмоционально возбужденными людьми. Трудно также выслушивать человека, который вам неинтересен или вызыва­ет антипатию. Легко слушать заинтересованного делового партнера или симпатичного нам человека.

Ниже приведены описания этих трех уровней «слушания», что должно помочь вам лучше понять то, как именно вы слушаете и что слышите из сказанного другими людьми. Три уровня «слушания».

Уровень 1. «Пассивное слушание с элементами отключения». Слу­шающий при этом как бы слушает и не слушает, отдавая себе некото­рый отчет в происходящем, но в основном он сосредоточен на себе, на своих проблемах. Он поддерживает контакт с говорящим из вежливо­сти или в силу должностной обязанности, как это бывает у чиновни­ков, продавцов, кассиров и пр. Слушающий не следит за темой обсуж-


Тема 2. Психологическая помощь спортсменам и тренерам 261

дения, слушает «краем уха», его внимание к говорящему рассеянно, он ловит лишь момент, чтобы вступить в разговор самому либо совер­шить нужное действие, например предъявить товар. Слушание 1-го уровня — это пассивный процесс без реакции на высказанное. При этом слушающий человек часто теряет нить беседы, поскольку думает о чем-то постороннем и заготавливает возражения или свои советы говорящему заранее. Такой слушатель отличается «пустым» взгля­дом и более заинтересован в том, чтобы говорить самому, нежели в том, чтобы слушать другого. Такое слушание характеризуется отсут­ствием понимания смысла высказываний партнера по общению.

Уровень 2. Ролевое слушание с элементами понимания. Вы слыши­те говорящего, делаете вид, что понимаете его и поощряете поддаки­ванием («Да-да!» «Угу!» и пр.), но на самом деле в смысл слышимого не вникаете, делаете лишь вид, что слушаете. На этом уровне люди ос­таются как бы «на поверхности» общения, они не понимают всей глу­бины сказанного и услышанного, но пытаются поддержать общение. Однако они не предпринимают попыток понять намерения говоряще­го. На этом уровне слушатель старается слушать, опираясь на логику, больше сосредоточиваясь на содержании, чем на чувствах, оставаясь, таким образом, эмоционально отчужденными от акта речевого обще­ния. Такое «слушание» может привести к опасному недопониманию, так как слушатель недостаточно сконцентрирован на том, что гово­рится. Если на 1-м уровне ясно, что человек не слушает вообще, то на 2-м уровне у говорящего может сложиться обманчивое впечатление, что его слушают и понимают.

Уровень 3. Слушание-сопереживание. На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место. Слушающие стремятся как можно лучше понять друг друга. К некоторым характеристикам этого уровня относятся: чувство присутствия в ситуации разговора; уважение к говорящему, ощуще­ние погружения в контакт с говорящим; сосредоточенность на лично­сти говорящего; вовлеченность в слушание и концентрация на манере общения говорящего (включая язык его тела; сопереживание чувствам и мыслям говорящего); игнорирование в разговоре своих собствен­ных мыслей и чувств — сознание слушающего занято исключительно процессом «слушания и понимания». Результатом такой слушания является искренность общения — «слушание сердцем», которое «от­крывает двери пониманию», выражению заботы и сочувствия говоря­щему.


           
 
   
 
   
 


262 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспе чение подготовки...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.