КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сам учет
Мораль Итоги Старость Принципиальность и справедливость Всегда отстаивайте свои взгляды, но всегда мирными средствами: не повышайте голос и не думайте, что Вы обладаете истиной в последней инстанции. Непременно старайтесь не столько «вдалбливать» свои аргументы, сколько пытайтесь понять аргументы противоположностей стороны. Вежливо и спокойно разъясните, в чем их слабости и к чему они ведут. И не держитесь за свое мнение, если Вы поймете, что неправы. Для этого надо уметь слушать лучше, чем говорить. Помните: «слово серебро, а молчание золото». И есть еще одна закавыка: справедливость. Слишком часто в спорах люди ссылаются на это понятие. Оно воспринимается хорошо, а надменное моральное звучание придает сказанному и убедительность, и вес. Тем не менее замечательный русский театральный деятель С. П. Дягилев (1872–1929), заключая с артистом контракт, вставлял в него специальный пункт: «Если актер, отстаивая в беседах с администрацией свои права, упомянет слово справедливость, он сразу же будет уволен». И Вы сами никогда не употребляйте это слово. Лучше говорить вместо него «целесообразность» или что-нибудь подобное. А когда Вам будут ссылаться на справедливость, насторожитесь и постарайтесь понять, в чьих интересах эти гордые слова. Жизнь и бухгалтерский учет развиваются за счет смены поколений. Старики, естественно, держатся за жизнь. Многие не хотят уходить на пенсию. Они хотят работать, потому что не хотят умирать. И это нужно понять молодым, которым, согласно хорошей песне, «везде у нас дорога». Дороги бывают разные. Чем моложе человек, тем больше у него возможностей и выбора, и он иногда даже мечтает о пенсии: в молодости всегда хочется отдохнуть. У стариков такой возможности нет. И тем не менее пожилые люди ради себя самих должны хорошо помнить наставление великого поэта:
Когда дряхлеющие силы Нам начинают изменять И мы должны, как старожилы, Пришельцам новым место дать. Тогда спаси нас, добрый гений, От малодушных укоризн, От клеветы, от озлоблений На изменяющую жизнь; От чувства затаенной злости На обновляющийся мир, Где новые садятся гости За уготованный им пир. И все-таки мой совет: уходите на пенсию. Новые гости пришли. Они ждут ваших мест: «Не заедайте чужой век». «Красота спасет мир!» — учил Ф. М. Достоевский. Вряд ли. Но доброта, терпимость, сочувствие — может быть. Нельзя покрывать плохие поступки, недобросовестность людей должна быть наказана, но помните: принципиальность как самоцель — недопустима, а со справедливостью надо обращаться очень аккуратно. Этим словом слишком много людей прикрывают свои дела и делишки. И еще: уходить надо вовремя. Учетные традиции Китая: Дата публикации: 11.01.2010 История всегда незримо присутствует в современности. Чем глубже истоки проблем, к которым мы обращаемся, тем яснее становится понимание самых актуальных современных вопросов. Это касается всей нашей жизни, это справедливо и для бухгалтерского учета. В представленной вашему вниманию статье профессор Я. В. Соколов, заслуженный деятель науки РФ, и его коллега Е. И. Зуга (СПбГУ) приоткрывают завесу тайн над бухгалтерским учетом Поднебесной, следуя наставлению Конфуция о том, что только тот, кто «постигает новое, лелея старое, может быть Учителем». Мы не очень любим историю. Нам нравятся мысли В. Гюго (1802–1885), который любил говорить: «Я смотрю вперед, в сторону Зари, а не назад, в сторону Заката». Это золотые слова, но и назад оборачиваться иногда надо. Умные люди должны учиться не на своих ошибках, а на ошибках друзей, а заодно, где это полезно, и на их достижениях.
Главный учитель Древнего Китая Конфуций (551–479 до н. э.) начал свой жизненный путь бухгалтером товарного склада. Его идеи и сегодня считаются важными. Они содержат основные этические нормы поведения человека, как в личной жизни, так и на работе. В нашем случае речь идет о том, что и как должен делать бухгалтер. Основу его работы составляет этика, которая сводится к следующим положениям: 1. верность, подразумевается работодателю; 2. сыновнее (дочернее) почитание родителей; 3. доброжелательность во всех случаях; 4. справедливость — это ремесло бухгалтера; 5. честность — неотъемлемое качество бухгалтера. Материальные обстоятельства второстепенны, духовные — превыше всего. Первая добродетель — верность работодателю. Она должна сводиться к добросовестному выполнению обязанностей, исполнению как чисто формальных, так и неформальных поручений и просьб. И, что особенно важно, сохранение в глубокой тайне всех сведений, связанных с хозяйственной и финансовой деятельностью фирмы. При этом бухгалтер, по Конфуцию, не должен соучаствовать в неблаговидных поступках своего работодателя. Верность предполагает отстаивание интересов работодателя, требует решений, связанных с минимизацией всех возможных рисков, хозяина и своих. Второе положение — отношения на работе, которые строятся по схеме: твой начальник — твой отец (мать), твои подчиненные — дети. Ты уважаешь старших и заботишься о подчиненных. Главный бухгалтер должен знать нужды своих подчиненных, а они должны всегда чувствовать дружескую опеку начальника — отца (матери). Третье качество — доброжелательность. Всегда быть ровным в общении. Никто не должен знать, кому вы в душе симпатизируете, а кому нет. Иногда бывает, что начальник выполнит просьбу подчиненного, но с такими выговорами, что радости от исполнения желания не получается. А по правилам начальник должен суметь так отказать, что его за это еще и благодарить будут. За этой дружественной завесой должен быть тщательно скрыт подлинный мир бухгалтера. И самый важный совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не выходить из себя. Это легко сказать, но трудно сделать.
Четвертое достоинство — справедливость. Это очень трудно. Нельзя быть строгим формалистом и просто сказать: инструкция это запрещает. Надо, прежде всего, пояснить, что выполнение действий, запрещенных нормативным документом, может очень повредить просителю. Неслучайно, когда к полицмейстеру Градобоеву, герою «Горячего сердца» Островского, приходят купцы выяснить между собой отношения, начальник им говорит: «Как же мне вас судить. По Закону?» И они ему отвечают: «Нет уж. За что же». Для человека важна не абстрактная статья холодного документа, а горячее сердце отца (матери). Пятое качество вытекает из предыдущих: будь честным — и ты станешь счастливым даже в тюрьме. Сколько людей испытывали восторг, когда их расстреливали, ибо они знали, что умирают за правду. Впрочем, так рассуждают почти все мудрые люди. Вот Сократа приговорили к смертной казни. Его жена кричит благим матом: «Невиновного убивают!». А философ спокойно, с блаженной улыбкой, успокаивает ее, говорит: «Радуйся! Вот если бы меня за дело казнили, вот это был бы позор». Она недооценила глубину этой сентенции. В истории методологии учета в Китае историки выделяют несколько этапов. Этап первый (VII-X в. в.) — учет трех граф. Так называется пообъектный учет ценностей. Его суть заключается в схеме: Приход - Расход = Остаток Это очень логично, просто и убедительно. Этап второй начинается в X в. и продолжается до XIII в. Это учет трех граф, трансформированный в четырехграфичный: Остаток начальный + Приход = Расход + Остаток конечный Тут можно выделить два совершенно новых момента: 1. раньше остаток конечный трактовался как остаток начальный в следующем отчетном периоде; и 2. суть учета не в выделении остатков, а в установлении равенства между информационным входом и выходом системы. В сущности, тут четко формируется балансовое уравнение, которое позволяет легко контролировать движение учитываемых ценностей. Этап третий (XTV-XV в.в.) — возникает и получает распространение трехшаговая бухгалтерия. Это несколько новый теоретический взгляд. Выделяются три вида учитываемых объектов:
1. деньги; 2. требования, дебиторская задолженность; 3. материальные ценности. Эта классификация оставляет учет в пределах униграфической парадигмы, так как вне системы учета остаются собственные средства предпринимателя. Вместе с тем тут появляются зачатки двойной записи. Например, отгружены товары покупателю: делается запись — приход дебиторской задолженности и расход товаров. Но учитывается только дебиторская задолженность. Поэтому, когда поступают купленные товары, то делается запись — приход товаров, и только. Считалось, что поставщик сам должен вести свои требования, а обязательства получателя не должны быть предметом учета. Поставщику надо получить с покупателя деньги — пусть он и озаботится регистрацией своих требований. Финансовый результат выводится по счетам товаров одним из двух способов — конечный остаток оценивается: а) или по цене последнего поступления; б) или по самой большой цене поступления в течение отчетного периода. Сказанное поясним примером. Вариант (а): начальный остаток товаров составляет 100 ед. по цене 5 ден. ед. В течение отчетного периода имели место два поступления: 300 ед. по цене 6 ден. ед. и 200 ед. по цене 4 ден. ед. За этот же период было продано 400 ед., и необходимо установить их себестоимость. Выручка составила 3 000 ден. ед. Проданные товары обошлись фирме в 2 300 ден. ед. (500 + 1 800 + 800-800). Но сколько за них было выручено, это знал не бухгалтер, а только хозяин. Поэтому и сумму прибыли знал только он. Но и мы знаем, и она равна 700 ден. ед. Вариант (б) предполагает оценку конечного остатка по 6 ден. ед., что дает величину в 1200 ден. ед. И тем самым величина себестоимости проданных товаров уже составляет 1 900 ден. ед. (500 + I 800 + 800 - 1 200), что соответствует прибыли в 1 100 ден. ед. Так в старом Китае была сформулирована учетная политика, и при желании можно было выбирать прибыль, которую делал бухгалтер, или в 700, или в 1 100 ден. ед. Все обстоятельства одинаковы, а результаты разные, а это значит, что и налоги и дивиденды могли быть разными. Любопытно, что этот подход очень напоминает методы LIFO и FIFO, но, разумеется, они дают, в свою очередь, иные результаты. Может быть, американские достижения в этом отношении логичнее, но китайские проще. Четвертый этап (XV–XIX вв.) получил самое яркое название: дверь Дракона. Он был логическим завершением предыдущего развития учета и одновременно приближал Китай к восприятию двойной европейской бухгалтерии. Схематически идея учета выглядела так: Доходы – Расходы = Актив – Пассив В сущности, это не что иное, как постулат Пизани из итальянской бухгалтерии, а «дверь дракона» — это прибыль (или убыток). Финансовый результат — это что-то морально нехорошее. Если работодатель получил прибыль, то только за счет того, что кто-то ее потерял. Это почти по Марксу: капиталист получил прибавочную стоимость потому, что недоплатил рабочим. А «дверь» — это вхождение из текущего бюджета предприятия (разность доходов и расходов) в баланс, равенство которого достигается через «дверь», за которой лежит разность между имеющимся объемом имущества и привлеченными капиталами. Пятый этап (XIX–XX вв.) связан с ассимилированием в рамках национальной традиции европейской бухгалтерии. Основным источником идей были разработки американских авторов. Правительство в очередной раз проявило заботу об учете. В 1918 г. выходят «Временные правила для бухгалтеров», в 1925 г. было создано традиционное объединение, а в 1935 г. принят Закон о бухгалтерском учете. Китайцы очень любили и любят бухгалтерию. И очень показательно, что когда на них в 1937 г. напала Япония, в 1938 г. был принят новый, как его называли, окончательный Закон о бухгалтерском учете. Потом была долгая война, потом ось Москва — Пекин, потом размолвка и вновь мир и дружба, ибо «русский с китайцем — братья навек».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |