Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сам учет




Мораль

Итоги

Старость

Принципиальность и справедливость

Всегда отстаивайте свои взгляды, но всегда мирными средствами: не повышайте голос и не думайте, что Вы обладаете истиной в последней инстанции. Непременно старайтесь не столько «вдалб­ливать» свои аргументы, сколько пытайтесь понять аргументы противоположностей стороны. Вежливо и спокойно разъясните, в чем их слабости и к чему они ведут. И не держитесь за свое мне­ние, если Вы поймете, что неправы. Для этого надо уметь слушать лучше, чем говорить. Помните: «слово серебро, а молчание золо­то».

И есть еще одна закавыка: справедливость. Слишком часто в спо­рах люди ссылаются на это понятие. Оно воспринимается хорошо, а надменное моральное звучание придает сказанному и убеди­тельность, и вес.

Тем не менее замечательный русский театральный деятель С. П. Дягилев (1872–1929), заключая с артистом контракт, вставлял в него специальный пункт: «Если актер, отстаивая в беседах с ад­министрацией свои права, упомянет слово справедливость, он сразу же будет уволен».

И Вы сами никогда не употребляйте это слово. Лучше говорить вместо него «целесообразность» или что-нибудь подобное. А ко­гда Вам будут ссылаться на справедливость, насторожитесь и по­старайтесь понять, в чьих интересах эти гордые слова.

Жизнь и бухгалтерский учет развиваются за счет смены поколе­ний.

Старики, естественно, держатся за жизнь. Многие не хотят ухо­дить на пенсию. Они хотят работать, потому что не хотят умирать. И это нужно понять молодым, которым, согласно хорошей песне, «везде у нас дорога». Дороги бывают разные. Чем моложе человек, тем больше у него возможностей и выбора, и он иногда даже меч­тает о пенсии: в молодости всегда хочется отдохнуть. У стариков такой возможности нет. И тем не менее пожилые люди ради себя самих должны хорошо помнить наставление великого поэта:

Когда дряхлеющие силы

Нам начинают изменять

И мы должны, как старожилы,

Пришельцам новым место дать.

Тогда спаси нас, добрый гений,

От малодушных укоризн,

От клеветы, от озлоблений

На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости

На обновляющийся мир,

Где новые садятся гости

За уготованный им пир.

И все-таки мой совет: уходите на пенсию. Новые гости пришли. Они ждут ваших мест: «Не заедайте чужой век».

«Красота спасет мир!» — учил Ф. М. Достоевский. Вряд ли. Но доброта, терпимость, сочувствие — может быть.

Нельзя покрывать плохие поступки, недобросовестность людей должна быть наказана, но помни­те: принципиаль­ность как самоцель — недопустима, а со справедливостью надо обращаться очень аккуратно. Этим словом слиш­ком много людей прикрывают свои дела и делишки.

И еще: уходить надо вовремя.

Учетные традиции Китая:
профессиональная мораль и практические схемы

Дата публикации: 11.01.2010

История всегда незримо присутствует в современности. Чем глубже истоки проблем, к которым мы обращаемся, тем яснее становится понимание самых актуальных современных вопросов. Это касается всей нашей жизни, это справедливо и для бухгал­терского учета. В представленной вашему вниманию статье профессор Я. В. Соколов, заслуженный деятель науки РФ, и его коллега Е. И. Зуга (СПбГУ) приоткрывают завесу тайн над бухгалтерским учетом Поднебесной, следуя наставлению Конфуция о том, что только тот, кто «постигает новое, лелея старое, может быть Учителем».

Мы не очень любим историю. Нам нравятся мысли В. Гюго (1802–1885), который любил говорить: «Я смотрю вперед, в сторону За­ри, а не назад, в сторону Заката». Это золотые слова, но и назад оборачиваться иногда надо. Умные люди должны учиться не на своих ошибках, а на ошибках друзей, а заодно, где это полезно, и на их достижениях.

Главный учитель Древнего Китая Конфуций (551–479 до н. э.) начал свой жизненный путь бухгалтером товарного склада. Его идеи и сегодня считаются важными. Они содержат основные этиче­ские нормы поведения чело­века, как в личной жизни, так и на работе. В нашем случае речь идет о том, что и как должен делать бух­галтер.

Основу его работы составляет этика, которая сводится к следую­щим положениям:

1. верность, подразумевается работодателю;

2. сыновнее (дочернее) почитание родителей;

3. доброжелательность во всех случаях;

4. справедливость — это ремесло бухгалтера;

5. честность — неотъемлемое качество бухгалтера.

Материальные обстоятельства второстепенны, духовные — пре­выше всего.

Первая добродетель — верность работодателю. Она должна сво­диться к добросовестному выполнению обязанностей, исполне­нию как чисто формальных, так и неформальных поручений и просьб. И, что особенно важно, сохранение в глубокой тайне всех сведений, связанных с хозяйственной и финансовой деятельно­стью фирмы. При этом бухгалтер, по Конфуцию, не должен со­участвовать в неблаговидных поступках своего работодателя. Верность предполагает отстаивание интересов работодателя, тре­бует решений, связанных с минимизацией всех возможных рис­ков, хозяина и своих.

Второе положение — отношения на работе, которые строятся по схеме: твой начальник — твой отец (мать), твои подчиненные — дети. Ты уважаешь старших и заботишься о подчиненных. Глав­ный бухгалтер должен знать нужды своих подчиненных, а они должны всегда чувствовать дружескую опеку начальника — отца (матери).

Третье качество — доброжелательность. Всегда быть ровным в общении. Никто не должен знать, кому вы в душе симпатизируе­те, а кому нет. Иногда бывает, что начальник выполнит просьбу подчиненного, но с такими выговорами, что радости от исполне­ния желания не получается. А по правилам начальник должен су­меть так отказать, что его за это еще и благодарить будут. За этой дружественной завесой должен быть тщательно скрыт подлинный мир бухгалтера. И самый важный совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не выходить из себя. Это легко сказать, но труд­но сделать.

Четвертое достоинство — справедливость. Это очень трудно. Нельзя быть строгим формалистом и просто сказать: инструкция это запрещает. Надо, прежде всего, пояснить, что выполнение действий, запрещенных нормативным документом, может очень повредить просителю. Неслучайно, когда к полицмейстеру Градобоеву, герою «Горячего сердца» Островского, приходят купцы выяснить между собой отношения, начальник им говорит: «Как же мне вас судить. По Закону?» И они ему отвечают: «Нет уж. За что же».

Для человека важна не абстрактная статья холодного документа, а горячее сердце отца (матери).

Пятое качество вытекает из предыдущих: будь честным — и ты станешь счастливым даже в тюрьме. Сколько людей испытывали восторг, когда их расстреливали, ибо они знали, что умирают за правду.

Впрочем, так рассуждают почти все мудрые люди. Вот Сократа приговорили к смертной казни. Его жена кричит благим матом: «Невиновного убивают!». А философ спокойно, с блаженной улыбкой, успокаивает ее, говорит: «Радуйся! Вот если бы меня за дело казнили, вот это был бы позор». Она недооценила глубину этой сентенции.

В истории методологии учета в Китае историки выделяют не­сколько этапов.

Этап первый (VII-X в. в.) — учет трех граф. Так называется пообъ­ектный учет ценностей. Его суть заключается в схеме:

Приход - Расход = Остаток

Это очень логично, просто и убедительно.

Этап второй начинается в X в. и продолжается до XIII в. Это учет трех граф, трансформированный в четырехграфичный:

Остаток начальный + Приход = Расход + Остаток конечный

Тут можно выделить два совершенно новых момента:

1. раньше остаток конечный трактовался как остаток начальный в следующем отчетном периоде; и

2. суть учета не в выделении остатков, а в установлении равен­ства между информационным входом и выходом системы.

В сущности, тут четко формируется балансовое уравнение, кото­рое позволяет легко контролировать движение учитываемых цен­ностей.

Этап третий (XTV-XV в.в.) — возникает и получает распростра­нение трехшаговая бухгалтерия. Это несколько новый теоретиче­ский взгляд. Выделяются три вида учитываемых объектов:

1. деньги;

2. требования, дебиторская задолженность;

3. материальные ценности.

Эта классификация оставляет учет в пределах униграфической парадигмы, так как вне системы учета остаются собственные средства предпринимателя. Вместе с тем тут появляются зачатки двойной записи. Например, отгружены товары покупателю: дела­ется запись — приход дебиторской задолженности и расход това­ров. Но учитывается только дебиторская задолженность. Поэтому, когда поступают купленные товары, то делается запись — приход товаров, и только. Считалось, что поставщик сам должен вести свои требования, а обязательства получателя не должны быть предметом учета. Поставщику надо получить с покупателя деньги — пусть он и озаботится регистрацией своих требований.

Финансовый результат выводится по счетам товаров одним из двух способов — конечный остаток оценивается:

а) или по цене последнего поступления;

б) или по самой большой цене поступления в течение отчетного периода.

Сказанное поясним примером.

Вариант (а): начальный остаток товаров составляет 100 ед. по цене 5 ден. ед. В течение отчетного периода имели место два по­ступления: 300 ед. по цене 6 ден. ед. и 200 ед. по цене 4 ден. ед. За этот же период было продано 400 ед., и необходимо установить их себестоимость. Выручка составила 3 000 ден. ед.

Проданные товары обошлись фирме в 2 300 ден. ед. (500 + 1 800 + 800-800).

Но сколько за них было выручено, это знал не бухгалтер, а только хозяин. Поэтому и сумму прибыли знал только он. Но и мы знаем, и она равна 700 ден. ед.

Вариант (б) предполагает оценку конечного остатка по 6 ден. ед., что дает величину в 1200 ден. ед. И тем самым величина себе­стоимости проданных товаров уже составляет 1 900 ден. ед. (500 + I 800 + 800 - 1 200), что соответствует прибыли в 1 100 ден. ед.

Так в старом Китае была сформулирована учетная политика, и при желании можно было выбирать прибыль, которую делал бух­галтер, или в 700, или в 1 100 ден. ед. Все обстоятельства одина­ковы, а результаты разные, а это значит, что и налоги и дивиден­ды могли быть разными.

Любопытно, что этот подход очень напоминает методы LIFO и FIFO, но, разумеется, они дают, в свою очередь, иные результаты. Может быть, американские достижения в этом отношении логич­нее, но китайские проще.

Четвертый этап (XV–XIX вв.) получил самое яркое название: дверь Дракона.

Он был логическим завершением предыдущего развития учета и одновременно приближал Китай к восприятию двойной европей­ской бухгалтерии. Схематически идея учета выглядела так:

Доходы – Расходы = Актив – Пассив

В сущности, это не что иное, как постулат Пизани из итальянской бухгалтерии, а «дверь дракона» — это прибыль (или убыток). Фи­нансовый результат — это что-то морально нехорошее. Если рабо­тодатель получил прибыль, то только за счет того, что кто-то ее потерял. Это почти по Марксу: капиталист получил прибавочную стоимость потому, что недоплатил рабочим. А «дверь» — это вхо­ждение из текущего бюджета предприятия (разность доходов и расходов) в баланс, равенство которого достигается через «дверь», за которой лежит разность между имеющимся объемом имущест­ва и привлеченными капиталами.

Пятый этап (XIX–XX вв.) связан с ассимилированием в рамках национальной традиции европейской бухгалтерии. Основным ис­точником идей были разработки американских авторов. Прави­тельство в очередной раз проявило заботу об учете. В 1918 г. вы­ходят «Временные правила для бухгалтеров», в 1925 г. было соз­дано традиционное объединение, а в 1935 г. принят Закон о бух­галтерском учете.

Китайцы очень любили и любят бухгалтерию. И очень показа­тельно, что когда на них в 1937 г. напала Япония, в 1938 г. был принят новый, как его называли, окончательный Закон о бухгал­терском учете. Потом была долгая война, потом ось Москва — Пе­кин, потом размолвка и вновь мир и дружба, ибо «русский с ки­тайцем — братья навек».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.