Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературно-общественное движение




первой четверти XIX века (1801–1825)

Начало XIX столетия ознаменовалось восшествием на престол 12 марта 1801 года Александра I, с началом царствования которого в русском обществе связывали большие надежды. И действительно, с первых дней своего правления новый царь поспешил принять несколь­ко важных решений. Был создан Непременный комитет с целью улуч­шения управления государством на «незыблемом основании закона», а также Негласный комитет, неофициальный орган при царе, в состав ко­торого вошли его молодые друзья (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский), призванный подготовить проек­ты учреждения министерств, реформу Сената и т. п. В 1803 году вышел указ о «вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать

крестьян на волю с обязательным наделом земли, был снят запрет с ча­стных типографий, разрешен привоз иностранных книг, издан цензур­ный устав, в котором цензорам предписывалось «руководствоваться благоразумным снисхождением», и т. п.

Все это, конечно, не означало каких-либо принципиальных измене­ний в политике самодержавия. Сохранялись почти все учреждения, весь аппарат монархического правления.

Событием, которое всколыхнуло всю страну, явилась Отечественная война 1812 года, которая с самого начала приобрела народный характер, jj Война против наполеоновского нашествия стала национальной борьбой. «Война 1812 года, – писал декабрист И.Д. Якушкин, – пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании».

Победоносное окончание Отечественной войны вызвало в русском обществе необычайный подъем. Все ожидали, что будет решен кресть­янский вопрос, будут, наконец, доведены до конца реформы, начатые Александром I в начале его царствования. Ждали, что царь введет кон­ституционное правление. Но никаких изменений не последовало. На­оборот, в стране начала усиливаться реакция, коснувшаяся всех сторон общественной жизни, были ликвидированы почти все либеральные ус­тупки, сделанные когда-то Александром I. Все это рождало глухое не­довольство. Волновались крестьяне, то тут, то там вспыхивали бунты. Недовольны были и представители высших слоев русского общества, мечтавшие изменить существующий государственный строй. В среде революционно настроенной дворянской интеллигенции, главным обра­зом среди офицерства, стали возникать тайные общества. Так, сформи­ровалось первое в России поколение русских революционеров-декаб­ристов. Заграничные походы 1813-1814 годов дали будущим декаб­ристам обильный материал о жизни государств, где уже давно не было рабства и существовал конституционный строй. Вернувшись на родину, они стали пристальнее вглядываться в окружающую жизнь и стреми­лись понять причины угнетенного положения своего народа, его бес­правия и жесткую ограниченность своих собственных политических прав.

Убедившись в бесплодности легального протеста, передовые люди того времени стали создавать тайные революционные общества. В 1816 го­ду возник «Союз спасения» (по уставу назвался – «Обществом истинных и верных сынов отечества»), который в 1818 году был реор­ганизован в «Союз благоденствия», просуществовавший до 1821 года.

Наиболее активные члены этого общества основали «Южное общест­во» (1822) и «Северное общество» (1823), деятельность которых при­вела к восстанию 14 декабря 1825 года в Петербурге и восстанию Чер­ниговского полка на юге.

Вот эти два события – Отечественная война 1812 года и движение декабристов – оказали самое существенное влияние на развитие куль­турной жизни России в первой четверти XIX века.

В это время бурно развиваются многие виды искусства, в частности архитектура и скульптура. Во многих городах страны, и прежде всего в Петербурге и Москве, строились помпезные общественные здания, дворцы, триумфальные арки, памятники воинской славы и т. п., в кото­рых отчетливо проступало влияние позднего классицизма, получившего название «русский ампир». В числе подобных сооружений можно на­звать Казанский собор (архитектор А.Н. Воронихин) и здание Адми­ралтейства (архитектор А.Д. Захаров) в Петербурге, дворцовые ком­плексы в предместьях северной столицы, памятник Минину и Пожар­скому (скульптор К.П. Мартос) в Москве и др.

Существенный подъем происходит в области живописи и музыки. В эти годы создают свои удивительные по яркости и выразительности живописные портреты В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, О.А. Ки­пренский, А.Г. Веницианов.

Существенные изменения произошли в области музыкального ис­кусства. Наметился повышенный интерес к народному творчеству. Был переиздан сборник «Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач» (1806 и 1815). Большой популярнос­тью стали пользоваться произведения, написанные в жанре «народных песен» и положенные на музыку. Наиболее известными среди них бы­ли: «Выйду ль я на реченьку» (Ю.А. Нелединского-Мелецкого), «Стонет сизый голубочек» (И.И. Дмитриева), «Среди долины ров-ныя...» (А.Ф. Мерзлякова), «Ах ты, ночь ли, ноченька!» и «Соловей мой, соловей» (А.А. Дельвига) и др.

И наконец, все большую роль в культурной жизни этого периода на­чинает занимать театр. Кроме императорских столичных театров появи­лось достаточно большое количество провинциальных, в том числе и крепостных театров, в которых помимо трагедий и комедий зарубежных и отечественных авторов XVIII века ставились пьесы отечественных драматургов: А.С. Грибоедова, А.А. Шаховского, П.А. Катенина, Н.И. Хмельницкого и др.

Активизация культурной жизни в начале XIX столетия оказала большое влияние и на характер развития литературы. Литературное движение этого периода являло собой картину необычайно сложную и достаточно противоречивую. В это время еще выступали представители классицизма, прочные позиции удерживали сентименталисты, печатали свои произведения писатели и поэты просветительского реализма и предромантизма. Начало 1810-х годов ознаменовалось бурным разви­тием романтизма, а в конце рассматриваемого периода появились пер­вые реалистические произведения («Евгений Онегин» и «Борис Году­нов» А. С. Пушкина). При этом нельзя не отметить, что творчество це­лого ряда писателей и поэтов далеко не всегда укладывалось в рамки оп­ределенного направления, представляя собой иногда причудливую смесь различных методов.

В самом начале века важное место в литературном процессе занима­ли произведения классицистов. Но классицизм, хотя и внес в свое вре­мя в нашу литературу много ценного как в области поэтики (четкость, гармонию, многообразие жанров), так и содержания (гражданский па­фос, разрыв со средневековой схоластикой, преклонение перед величи­ем человеческого разума), тем не менее постепенно изживал себя. Ан­тиисторизм классицизма, рационалистический характер художествен­ного мышления, риторика, дидактизм, отрицание индивидуального на­чала в искусстве – все это тормозило развитие литературы. И хотя в это время продолжали свою литературную деятельность патриархи русского классицизма Г. Р. Державин и М.М. Херасков, большинст­во приверженцев этого направления были всего лишь эпигонами, не создавшими ничего сколько-нибудь значительного и писавшими в ду­хе херасковской «Россиады» всякого рода «Петриады», «Александриады» и т. п.

Более прочные позиции в начале века были у представителей сенти­ментализма. Их произведения пользовались достаточно широкой попу­лярностью. Писатели и поэты-сентименталисты стремились отобразить интимную жизнь человеческой души и сердца, провозглашали право ху­дожника на выражение своей индивидуальности и стремились преодо­леть просветительский рационализм с его культом разума, противопос­тавив ему чувство как основной критерий ценности личности человека. Культ чувства способствовал более глубокому раскрытию внутреннего мира человека и его индивидуальности. Кроме того, сентименталисты по-новому подходили к изображению природы, пейзаж становился у них созвучным личному переживанию. Все это влекло за собой выработку

новой лексики, живого, чувственно окрашенного образного слова. Именно сентименталисты ввели в русскую литературу дотоле неведо­мые ей жанры: сентиментальную повесть и сентиментальное путешест­вие, получившие широкое распространение.

Авторы «чувствительных» сентиментальных повестей обратились к раскрытию психологических переживаний человека, к сложным и про­тиворечивым состояниям его души, а также к изображению повседнев­ной жизни обыкновенных людей, что, несомненно, оказало влияние на развитие романтической и реалистической прозы.

Сентиментальное путешествие было призвано познакомить читателя с частной и обыденной жизнью разных стран и народов. На первый план в нем, как, впрочем, и в «чувствительной» повести, выдвигалась личность автора, который через свое «чувствительное сердце» помогал читателю проникнуть в сущность описываемых событий, обычаев, нра­вов, понять характеры встреченных людей и т. п.

Главой русского сентиментализма был Н.М. Карамзин. Но в начале века он уже отошел от активной писательской деятельности, целиком посвятив себя работе над «Историей государства Российского». К со­жалению, среди его единомышленников и последователей не оказалось достойных преемников. Писатели и поэты сентиментального направле­ния, выступавшие в начале века, ничего принципиально нового по срав­нению с Карамзиным не создали и выступали лишь как его подражате­ли. Особенно часто они использовали сюжет «Бедной Лизы». Во мно­гих журналах и альманахах того времени в изобилии печатались такие повести, как «История бедной Марины» Н.П. Брусилова, «Оболь­щенная Генриэтта» Свечникова и т. п. Вслед за «Письмами русского путешественника» появились «Путешествие в полуденную Россию» В.В. Измайлова, «Путешествие в Малороссию» И.И. Шаликова и т. п. Но необходимо отметить, что сентименталисты, и в первую очередь по­эты (И.И. Дмитриев, Ю.А. Нелединский-Мелецкий и др.), создали немало интересных и талантливых произведений, пользовавшихся вни­манием читающей публики.

В недрах европейского классицизма и сентиментализма в конце XVIII века сложилось новое литературное направление – предромантизм, в котором достаточно четко проступали отдельные черты эс­тетики романтизма. Но это было особое направление, со своей програм­мой, в основе которой лежали культ Дионисия и Оссиана, новое осмыс­ление античного искусства и стремление опереться на устное народное творчество. Кроме того, особенностью произведений представителей

предромантизма было также то, что в них отчетливо звучали элементы назидательности и дидактизма.

В России как самостоятельное направление предромантизм не был оформлен. Однако его эстетическая программа нашла свое отражение в творчестве членов «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801–1805), таких, как И.П. Пнин, А.Х. Востоков, К.Н. Батюшков, Н.И. Гнедич, А.Ф. Мерзляков и др.

Примечательным явлением в литературе начала XIX века был про­светительский реализм, с наибольшей полнотой и последовательностью отразивший идеи и взгляды просветителей. Вера в решающую роль ра­зума и образования, материалистическое объяснение поведения челове­ка условиями среды и воспитания, представление о положительном ге­рое как выразителе свойств «естественного человека» оказали самое су­щественное влияние на проблематику произведений писателей просве­тительского реализма и на их художественную структуру.

Просветительский реализм многое унаследовал от классицизма, в частности его рационализм и дидактизм. Вместе с тем представители этого направления чаще обращались не к абстрактным схемам, а к ре­альной жизни, смело включая в свои произведения быт, нарушали жан­ровую замкнутость и стилистическую иерархию классицизма, больше внимания уделяли разработке прозаических жанров (роман, повесть, очерк, рассказ). Вот только раскрытию внутреннего мира человека они уделяли мало внимания. Наиболее яркими представителями просвети­тельского реализма в начале века были И.А. Крылов, В.Т. Нарежный, А.Е. Измайлов и др.

Но самым ярким явлением в литературе этого периода, вне всякого сомнения, был романтизм, возникновение которого в нашей литературе было связано с началом общественного подъема, наступившего в России после окончания Отечественной войны 1812 года.

О том, что такое романтизм, каковы его важнейшие эстетические принципы, единого мнения не существует. С самого возникновения ро­мантизма и до сегодняшнего дня вокруг него ведутся горячие споры. В ходе полемики ученые и писатели стремились отыскать исчерпываю­щую формулу романтизма. Но сделать это очень трудно, поскольку ро­мантизм – это явление достаточно сложное и сугубо историческое. И даже сами романтики в разное время по-разному истолковывали его сущность. И тем не менее основные особенности романтизма можно оп­ределить следующим образом.

Романтизм – это литературное направление и художественный ме­тод, возникновение которого связано, как правило, с эпохой кризиса,

когда происходила смена социальных отношений и перемена обществен­ного сознания. По определению М. Горького, «романтизм – это слож­ное и всегда более и менее неясное отражение всех оттенков, чувствова­ний и настроений, охватывающих общество в переходные эпохи. Но его основная черта – ожидание чего-то нового, тревога перед новым, то­ропливое нервозное стремление познать это новое».

Возникновение романтизма в Европе было связано с событиями Ве­ликой французской революции 1789 года. В России становление роман­тизма, как уже отмечалось, происходило на фоне мощного общественно­го подъема, охватившего русское общество после окончания Отечест­венной войны 1812 года.

Главная идея романтизма – это прославление самодовлеющей лич­ности, ощущающей свою самостоятельность, неисчерпаемость и само­ценность, с ее стремлением к независимости, нежеланием подчиниться уродливым законам окружающего мира.

Некоторые особенности романтизма можно сформулировать следу­ющим образом.

Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтичес­кое «бегство» от существующей жизни и поиски идеала вне ее. По сло­вам Г.Н. Поспелова, все романтики «искали свой романтический идеал за пределами окружающей их реальной действительности, все они так или иначе противопоставляли «презираемому здесь» – «неопределен­ное, таинственное там». Жуковский, например, искал идеал в глубинах человеческого духа («В душе моей цветет мой рай»), Батюшков – в наслаждениях, радостях и веселье, декабристы – в героическом про­шлом и т. п.

Из последовательного отрицания «мира сего» возникает один из важнейших принципов романтизма – противопоставление мечты и действительности. Сталкиваясь с окружающим его враждебным миром и стремясь к достижению своего идеала, герои романтических произве­дений, как правило, его не достигают и терпят поражение.

Необходимо также отметить, что романтизм явился своеобразной реакцией на нормативную эстетику классицизма. В отличие от класси­цистов романтики утверждали, что действительность лучше можно по­стичь чувством, а не разумом, что поэт, художник глубже может по­знать мир чувством, нежели ученый разумом. Отсюда в произведени­ях романтика возникает культ художника (поэта, музыканта, живо­писца и т. п.).

Неприятие действительности и отрицание всесилия разума оказа­ло существенное влияние на поэтику романтизма и в особенности на

характер романтического героя, который всегда находится во враждеб­ных отношениях с окружающим его миром, противопоставлен прозе жизни и толпе. Романтический герой – это, как правило, человек вне-бытовой, внесоциальный, трагически одинокий и беспокойный. В нем воплощено бунтующее начало, вызов действительности. Но при всей своей экспрессивности он внутренне статичен, его характер не развива­ется. И наконец, романтический герой всегда субъективен, в нем обыч­но отражен характер автора.

В своих произведениях романтики всегда тяготеют ко всему необыч­ному и экзотическому. Все дальнее – во времени и пространстве – яв­ляется для них синонимом поэтического. Для романтиков существенным и подлинным был не столько сам исторический факт, сколько его поэти­ческое истолкование, не историческая действительность, а историческое и поэтическое предание. В истории они искали не быль, а мечту, «в сво­их художественных произведениях они не столько изображали истори­ческий факт, сколько конструировали его в соответствии со своими об­щественными и эстетическими идеалами» (Е.А. Маймин).

Романтический герой, рвущийся из плена «вещественности» на вольные просторы жизни, в произведениях романтиков обычно соотно­сится с природой. Противопоставление природы «неволе душных горо­дов» является типичным для романтического искусства приемом. Но ес­ли одним романтикам нравится больше тишина и покой природы, то другим, напротив, импонируют ее беспокойные, разрушительные силы, выступающие в их творчестве символом свободы.

Для многих романтиков характерным было обращение к фольклору. Но в устном народном творчестве их привлекала в первую очередь эк­зотическая сторона. Что же касается отражения характера народа, свое­образия его духовного мира, то на это они мало обращали внимания.

Эстетические принципы романтизма самым существенным образом отличались от правил классицистического искусства. Романтики отвер­гали четкое деление героев на положительных и отрицательных, резкое размежевание добра и зла, подчинение жанровым и стилистическим регламентациям, правилу соблюдения трех единств и т. п. Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утвержда­ли приоритет гения в искусстве. Главным для них были не поэтические законы, а свободная поэтическая индивидуальность.

Все эти черты были свойственны всем романтикам, не только рус­ским, но и европейским и американским. Но русский романтизм имел и свои особенности.

Он не отгораживался от просветительской философии, что проявля­лось в использовании чрезвычайно близких русским романтикам идей руссоизма. К тому же они широко использовали в своих произведениях поэтику как классицизма, так и сентиментализма.

В отличие от западноевропейской литературы в произведениях рус­ских романтиков было заметно ослаблено личностное начало. Даже у Лермонтова индивидуализм носит специфический характер и уходит своими корнями в русскую почву. Для русского романтизма характерна постановка проблем общечеловеческих и социальных.

Как уже отмечалось, романтизм – явление сложное. В нем всегда существовали различные течения, часто очень непохожие друг на друга. Думается, что предложенное в свое время М. Горьким деление роман­тизма на два течения – революционное и реакционное, или активное и пассивное – является упрощенным. Современные исследователи по-разному подходят к классификации течений в русском романтизме.

Появление нового реалистического метода было обусловлено всем ходом литературного развития в России. Перед ним стояла задача не просто отображать действительность, но и проникать в сущность изоб­ражаемых явлений путем раскрытия их общественной обусловленности и выявления исторического смысла и, самое главное, – создавать типи­ческие обстоятельства и характеры в формах самой жизни, то есть через воплощение всего чувственно-конкретного богатства и неповторимой индивидуальности человеческого характера.

Вот главнейшие принципы реалистического метода, сформулиро­ванные С.М. Петровым: 1) всестороннее изображение человека (принцип универсальности); 2) социальный и психологический детер­минизм, то есть «изображение жизни и личности человека в обуслов­ленности и причинной зависимости как от его собственного внутренне­го мира, его субъекта, так и от окружающей его объективной действи­тельности»; 3) историзм – «изображение жизни человека и общест­ва в процессе их развития, в движении, в соответствии с духом време­ни, как порождение определенной исторической эпохи в судьбах на­ций, во всемирной истории»; 4) объективное изображение человека и окружающего его мира, когда происходит отделение личности автора от характера героя; 5) народность, в основе которой лежит отображе­ние специфических особенностей духа, характера народа, изображение его национально-типических черт.

В процессе формирования русский реализм прошел несколько перио­дов развития, и в нем также существовало несколько течений. В част­ности, У.Р. Фохт выделяет в реализме три течения: психологическое,

социологическое и экспрессивное (или романтическое). Причем в каж­дом течении исследователь прослеживает несколько этапов развития.

Возникновение реализма связано с появлением психологического те­чения. В его становлении можно наблюдать несколько фаз.

Первая падает на середину 1820-х и на 1830-е годы. Ее особеннос­ти наиболее полно отразились в творчестве Пушкина, Лермонтова и Го­голя. Это проявилось в пристальном интересе к личности человека, в по­пытке выяснить причину «преждевременной старости души». Писате­лей в этот период интересует не столько общественное поведение чело­века, сколько его внутренний мир. Недаром в «Герое нашего времени» у Лермонтова мы читаем, что «история души человеческой едва ли не ин­тереснее жизни целого народа».

Вторая фаза психологического течения связана с именами Тургенева, Гончарова, Островского, стремившихся к более глубокому раскрытию внутренней жизни человека и изображению ее через семейные, имущест­венные и другие отношения.

Третья фаза связана с именами Толстого и Достоевского, которые сделали попытку заглянуть в самые сокровенные тайники человеческо­го характера и через внутренний мир человека постигнуть жизненные явления.

Психологический реализм тяготел к повествовательным жанрам, к повести и роману. В основе произведения лежала, как правило, любов­ная интрига. Система характеров строилась по психологическому, а не по социальному признаку.

В психологическом реализме происходило постепенное усложнение характера. У Пушкина, например, характеры героев развиваются мало. Кроме того, основное внимание он сосредоточивает на поступках героев и не всегда раскрывает всю сложность их внутренней жизни. У Лермон­това дается более глубокий анализ внутренних переживаний героев (удачной формой выражения становится дневник Печорина). У Турге­нева появляется интерес к нюансам и оттенкам духовных переживаний. У Толстого показан сам процесс внутреннего развития характера, «диа­лектика души». И наконец, Достоевский изображает подсознательную жизнь героев.

Психологическая разновидность реализма отнюдь не ограничивалась только изображением внутренней жизни человека. Она отображала и об­щественные отношения, но освещала их через внутренний мир героя. Психологический реализм – это термин, и из него не следует делать да­леко идущие выводы. Ведь, например, роман «Война и мир» отражает не только внутреннюю жизнь людей, но и показывает взаимоотношения

крестьян и помещиков, дворянства и самодержавия и т. п. Важно учи­тывать, какое место занимает тот или иной мотив в произведении. Речь идет о плоскости изображения, о том, что прежде всего находится в цен­тре внимания писателя. Необходимо также отметить, что представители психологического течения реализма отражали общественную жизнь в свете этического, а не политического идеала.

Социологическое течение возникло в 1840-е годы и было связано с появлением «натуральной школы». Его представителей интересовали преимущественно не сама личность героя, а его общественное положе­ние. Наиболее яркими представителями этого течения были Некрасов, Салтыков-Щедрин, Г. Успенский. Теоретическую основу этого течения реализма разработали революционеры-демократы: Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?» и Добролюбов в статьях «Повести и рассказы С.Т. Славутинского» и «Черты для характеристики русского простонародья». Характерными чертами социологического течения яв­лялось то, что его представители главное внимание уделяли изображе­нию социальных типов, общественного положения героев, использовали социальный принцип типизации, а не психологический, не скрывали своего отношения к героям и были порой тенденциозны. При этом нуж­но отметить, что социологическая линия в русском реализме вовсе не бедна психологическими характеристиками. Там тоже можно найти чрезвычайно глубокие психологические характеры (например, в «Госпо­дах Головлевых» Салтыкова-Щедрина).

Социологическое течение тяготело к жанрам очерка, хронике, публи­цистическому роману, народной поэме. Во всех этих произведениях лю­бовная интрига не играла важной роли (роман «Что делать?» – исклю­чение).

Социологическое течение тоже прошло несколько фаз развития. Первая – период «натуральной школы» (Даль, Панаев и др.). Вторая была связана с творчеством Некрасова, Салтыкова-Щедрина и писате­лей-шестидесятников (Помяловский, Решетников, Левитов и др.). Тре­тья – это деятельность писателей-народников (Засодимский, Златовратский, Наумов, Каронин, Петропавловский и др.).

Некоторые писатели в процессе своего творческого развития меняли свои позиции. Так, Толстой, представитель психологического течения, после перехода на позиции патриархального крестьянства больше тяго­тел к социологическому течению (роман «Воскресение»), и в связи с этим у него изменились и принципы изображения героев.

Было и по-другому: некоторые писатели начинали свой творчес­кий путь как социологические реалисты, а затем становились на

позиции психологического течения (например, Салтыков-Щедрин и Некрасов).

Третья разновидность реализма – экспрессивное (или романтичес­кое) течение возникло в конце XIX века и было связано с начавшимся в стране общественным подъемом, который привел к первой русской ре­волюции. Своеобразие его заключалось в том, что оно, сохранив все приметы реализма, было окрашено романтическими тонами. Предста­вителями этого течения были М. Горький, Короленко и в меньшей сте­пени Чехов. Романтическую окрашенность произведений этих писате­лей во многом обусловила активизация общественно-политической жиз­ни России в конце XIX и начале XX века.

В жанровом отношении писатели романтического течения тяготели к малым жанрам (рассказы, небольшие повести).

Сложность литературного движения начала XIX века не могла не вызвать активной полемики между отдельными литературными направ­лениями и группировками. В ходе ее затрагивались самые разные вопро­сы, и прежде всего споры велись вокруг проблемы нормализации лите­ратурного, в частности поэтического, языка. Наиболее ярко она прояви­лась в борьбе сторонников А.С. Шишкова, объединившихся в общест­во «Беседа любителей русского слова», и последователями Н.М. Ка­рамзина, основавшими общество «Арзамас». В состав «Беседы» вхо­дили приверженцы классицизма: Г.Р. Державин, А.С. Шишков, А.А. Шаховской, П.А. Ширинский-Шихматов, Д.И. Хвостов и др. Членами «Арзамаса» были преимущественно сторонники романтизма: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, А.С. Пушкин и др.

Обычно «Беседу любителей русского слова» рассматривают как оп­лот консервативных литераторов, противившихся новым веяниям в фор­мировании русского литературного языка, связанным с деятельностью Карамзина и его сторонников. Конечно, это имело место. Но главная причина возникновения «Беседы» и направление ее деятельности были вызваны тем обстоятельством, что в 1800-е годы в определенных кру­гах русского образованного общества наметилось пренебрежительное отношение ко всему отечественному. Представители аристократических кругов для воспитания и образования своих детей стали приглашать ино­странных учителей, это приводило к тому, что многие из дворян не мог­ли толком ни писать, ни изъясняться на родном языке. Появилось целое поколение людей, по выражению Н.А. Бестужева, утерявшее «нацио­нальный образ». В основу деятельности членов «Беседы» были положе­ны принципы утверждения в литературе гражданского начала, создания

произведений, пробуждавших у читателей чувство национальной гордо­сти. При этом они (и прежде всего сам Шишков) требовали оградить русский литературный язык от неумеренного воздействия извне и раз­вивать его на основе национальных источников (церковнославянская книжность, древнерусская письменность и фольклор).

В свою очередь, Карамзин и его сторонники ратовали за то, чтобы русский литературный язык развивался за счет освобождения его от ар­хаических слов и конструкций, сближения с разговорной речью, а также за включение в него получивших широкое распространение иностранных слов.

Но было одно очень важное обстоятельство, сближавшее Шишкова и Карамзина, – того и другого не удовлетворяло современное состоя­ние литературного языка, оба они понимали, что современный им рус­ский язык в силу целого ряда причин перестал служить полноценному отображению в литературе всего многообразия психолого-идеологичес­ких реалий и что возникла угроза вытеснения в образованном обществе, а следовательно, в литературе национального языка иностранным, ре­зультатом чего стал бы еще более глубокий разрыв между языком наро­да и языком образованных сословий, грозивший разрушением духовной жизни России.

Таким образом, Шишков и Карамзин преследовали одну цель, но каждый из них предлагал свой путь решения этой проблемы.

Проблема русского литературного языка волновала не только «шишковистов» и «карамзинистов». Так, члены «Вольного общества любите­лей словесности, наук и художеств», объединившего в своих рядах сто­ронников предромантизма и последователей А.Н. Радищева, доказыва­ли, что литературный язык должен развиваться на основе национальных традиций. Однако сделать что-либо существенное в этой области им не удалось. Создателем русского литературного языка суждено было стать Пушкину.

Характерной особенностью общественной и культурной жизни Рос­сии начала века стало появление различных обществ и объединений: на­учных и литературных обществ, масонских лож, разного рода кружков, объединений и т.п. Помимо уже упоминавшихся литературных обществ «Беседа любителей русского слова», «Арзамас», «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» существовали также «Воль­ное общество любителей российской словесности» при Московском университете (1811–1825), «Общество любителей российской словес­ности» при Московском университете (1811–1830) и др.

Важную роль в культурной жизни того времени занимали литератур­ные салоны, в которых собирались известные литераторы, художники, музыканты, ученые. Наибольшей известностью пользовались салоны президента Академии художеств А.Н. Оленина, Е.Н. Карамзиной, А.П. Елагиной, З.А. Волконской.

Вопросы и задания

1. Дайте оценку основных особенностей общественно-политической и куль­турной жизни России первой четверти XIX века.

2. Охарактеризуйте важнейшие аспекты литературного движения этого пе­риода.

3. Определите главные черты романтизма и его течений.

4. Раскройте сущность реализма как художественного метода, укажите, как происходило развитие разных течений в нем.

5. Осветите важнейшие вопросы литературной полемики, которая велась в начале XIX века, дайте оценку деятельности литературных обществ, сущест­вовавших в то время.

Литература

История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. Т. 2. История русского ро­мантизма в русской литературе: Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790 – 1825).

Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. М., 1972.

Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1967.

Касаткина В.Н. Предромантизм в русской лирике... М., 1987.

Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М., 1982.

Орлов В.И. Русские просветители 1790 – 1800-х годов. 2-е изд. М., 1953.

Сахаров В. И. Под сенью дружных муз: О русских писателях-романти­ках. М., 1984.

Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. М., 1987.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.