Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сценарий «Социально табуированные слова»




Сценарий «Эмоционально окрашенные слова».

Задание: Испытуемому предъявляются в случайном порядке слова из трех сформированных групп «Позитивные» «Негативные» и «Нейтральные».

В группу «Негативные» входят слова: Бить, Бояться, Жажда, Злость, Взорвать, Голод, Грязь, Кричать, Ломать, Месть, Мёрзнуть, Ненавижу, Отчаяние, Плакать, Пытка, Реветь, Смерть, Страх, Урод, Утонуть, Ядерный и пр. В группу «Позитивные» входят слова: Азарт, Браво, Вкус, Весело, Добро, Да, Еда, Ещё, Ёлка, Жизнь, Идеал, Классный, Любить, Много, Нравиться, Обаяние, Радость, Свет, Спасибо, Тепло, Удача, Уют, Хорошо, Цветы, Чистый, Шутить, Щедрый, Юмор, Яркий и пр.

В группу «Нейтральные» входят слова: Аналог, Асфальт, Багажник, Бидон, Валик, Галантерея, Год, Дверь, Журнал, Инструмент, Капля, Карандаш, Коробка, Лента, Линолеум, Набор, Накидка, Новелла, Окно, Параллель, Словарь, Стекло, Стол, Шкаф и т.д.

В профиле смыло-эмоциональной значимости реакции по позитивным и негативным словам оказались разнесены (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Вариант профиля ГСК «Эмоционально окрашенные слова».

Задание: испытуемому предъявляются в случайном порядке слова из двух сформированных групп «Нейтральные» и «Социально табуированные». Если смотреть суммарный профиль по критерию «среднее квадратическое с доминирующим знаком» (биполярная шкала), то видно, что полярные отклонения соответствуют социально табуированным словам (слова в красном эллипсе), а в центре с минимальными отклонениями от оси профиля находятся нейтральные слова (слова в зеленом эллипсе) (рисунок 8).

Соответствующий профиль по группам «Нейтральные слова» и «Социально табуированные слова» демонстрирует биполярное и существенное их разнесение.

Рисунок 8. Вариант профиля ГСК «Социально табуированные слова».

Если смотреть суммарный профиль по критерию «среднее квадратическое» (монополярная шкала), то видно, что максимальные отклонения соответствуют социально табуированным словам (слова в красном эллипсе), а вблизи от оси профиля находятся нейтральные слова (слова в зеленом эллипсе, рисунок 9).

Кроме того, отмечается гендерная смысло-энергетическая иерархия бранных слов: больший эмоциональный ответ зарегистрирован на оскорбления «мужской» части личности (испытуемый мужчина и автоматически поддался эффекту переноса оскорбления на себя).

 

 

Рисунок 9.Суммарный XYZ-профиль, полученный по критерию «среднее квадратическое».

 

Эта же иерархия выстроилась и для как бы нейтральных слов: наименьшая сила признака проявилась на «женские» ассоциации деятельности «книга» и «озеро», а выше их по рангу оказались слова «канат» и «дерево» с преимущественно «мужскими» ассоциациями достижений. [6, с.177]

После проведения верификационных тестов проводятся исследования эмоционально-волевой сферы личности с помощью эгоскопии на базе следующих методик: Шкала самооценки Спилбергера и Ханина, тест фрустрационных реакций Розенцвейга, Тесты Айзенка. Все перечисленные тесты в начале проводятся студентами в традиционном диагностическом режиме.

Работа № 9. Демонстрация БОС по кожно-гальванической реакции. [12]

Цель:

1) Вводная - ознакомление студентов с вегетативными проявлениями и уменьшения их выраженности при неожиданном предъявлении звуковых стимулов.

2) Повышение стрессоустойчивости– для уменьшения выраженности вегетативных проявлений и эмоциональной напряженности при предъявлении стрессогенных стимулов с электростимуляцией.

Физиологические механизмы и параметры:

Кожно-гальванический рефлекс (КГР) или вызванные кожные вегетативные потенциалы характеризуют электрические свойства кожи, связанные, главным образом, с активностью потовых желез, которые, в свою очередь, находятся под контролем симпатической нервной системы. Плотность потовых желез на поверхности тела неравномерна – на ладонях и подошвах около 400 на 1 см² поверхности кожи, на лбу около 200, на спине около 60. Существуют два типа потовых желез: апокринные и экринные. Первые, расположенные в подмышечных впадинах и паху, определяют запах тела и реагируют на раздражители, вызывающие стресс. Они непосредственно не связаны с регуляцией температуры тела. Вторые расположены по всей поверхности тела, и их главная функция – терморегуляция. Однако те экринные железы, которые расположены на ладонях и подошвах ног, а также на лбу, реагируют в основном на внешние раздражители и стрессовые воздействия. В психофизиологии электрическую активность кожи используют как показатель ориентировочной или оборонительной реакции на внешние стимулы и внутреннего эмоционального напряжения. В качестве стимулов обычно используется раздражение кожи электрическим током, вспышка света, звуковой сигнал или глубокий вдох. Однако очень часто наблюдаются выраженные изменения электрической активности кожи не вызванные каким-либо внешним раздражителем. Такие проявления, в отличие от вызванной реакции, называют спонтанной активностью, которая имеет эмоциональную и терморегуляционную компоненты.

Эмоциональная активность регистрируется на ладонях и подошвах в обычных температурных условиях и усиливается в ответ на внешние возбуждающие стимулы. Терморегуляторная компонента появляется исключительно при повышении температуры окружающей среды.

Ориентировочная или оборонительная реакция сопровождается понижением сенсорных порогов, приостановкой текущей физической активности и усилением мышечного тонуса. Эту сложную реакцию сопровождает множество физиологических изменений, в том числе изменение электрической активности мозга, сужение сосудов конечностей, различные изменения сердечного ритма и дыхания. В норме при повторении раздражителя ориентировочная реакция быстро ослабевает вплоть до полного исчезновения. Замедленное привыкание к физиологически нейтральным стимулам свидетельствует о ригидности ВНС, повышенной тревожности или психических отклонениях. Например, у шизофреников привыкание происходит значительно медленнее, чем у людей с нормальной психикой.

В общем случае КГР может рассматриваться как показатель неспецифической нервно-психической напряженности и эмоциональности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.