Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика предварительного отбора бизнес идей




Как оценить бизнес-потенциал инновационной идеи

Научно-технический потенциал России достаточно высок, российские инноваторы богаты идеями, но далеко не все из этих идей возможно коммерциализировать, то есть превратить в инновации. Инновация – новшество, которое при внедрении придает товару качества, позволяющие реализовывать, продавать его или с более высокой прибылью, или в больших количествах.

Значит, надо более тщательно подходить к оценке инновационных идей и выбору из них наиболее перспективных с точки зрения коммерциализации.

Цель предварительного отбора – отсеять заведомо бесперспективные с точки зрения коммерциализации инновационные идеи и оставить для дальнейшего рассмотрения возможности самостоятельной реализации идеи с бизнес-потенциалом.

Методика предварительного отбора строится на сопоставлении личных возможностей автора (табл. 1) с возможностями рынка продукта или услуги, которые будут результатом реализации данной бизнес идеи (табл. 2). Важно, что при таком подходе качественные показатели становятся количественными, позволяющими сравнивать идеи или проекты.

Таблица 1. Схема оценки инновационной идеи с позиции личных

возможностей автора

Критерии оценки Оценка (10 - превосходно, 1 - безнадежно плохо)
1. Наличие подходящих помещений (насколько доступны помещения с требуемой инфраструктурой, необходимые для реализации бизнес идеи)  
2. Семейные обязательства (насколько семейные обязательства позволяют заниматься реализацией бизнес идеи)  
3. Вовлечение во времени (в какой степени бизнес, построенный на реализации инновационной идеи, соответствует возможностям автора с точки зрении загрузки во времени)  
4. Требуемый капитал (насколько доступен автору капитал, необходимый для реализации бизнес идеи)  

 

Окончание табл. 1
Критерии оценки Оценка (10 - превосходно, 1 - безнадежно плохо)
5. Знание продукта/услуги (в какой степени автору знаком продукт/услуга, которые будут являться результатом реализации бизнес идеи)  
6. Знание рынка (насколько автор знаком с рынком продукта/услуги: потребители, конкуренты, поставщики, государственное регулирование)  
7. Навыки в бизнесе (в какой степени автор владеет навыками ведения собственного бизнеса)  
8. Личные предпочтения (насколько автор имеет личные склонности к ведению данного бизнеса)  
Результат (из 80 баллов)  

Рекомендуемая шкала оценок: 10 - превосходно, 9 - очень хорошо, 8 - хорошо, 7 - вполне удовлетворительно, 6 - удовлетворительно, 5 - не вполне удовлетворительно, 4 - неудовлетворительно, 3 - плохо, 2 - очень плохо, 1 - безнадежно плохо.

 

Таблица 2. Схема оценки бизнес идеи с позиции рынка

Критерии оценки Оценка (10 - превосходно, 1 - безнадежно плохо)
1. Удовлетворенность спроса (как можно оценить спрос на продукт/услугу, являющуюся результатом реализации бизнес идеи, в сравнении с предложением)  
2. Рост рынка (как можно оценить рост рынка продукта/услуги, являющейся результатом реализации бизнес идеи)  
3. Доступность рынка (как можно оценить доступность рынка продукта/услуги, являющейся результатом реализации бизнес идеи)  
4. Степень конкуренции (как можно оценить возможности на рынке в связи с наличием конкурентов)  

 

Окончание табл. 2
Критерии оценки Оценка (10 - превосходно, 1 - безнадежно плохо)
5. Наличие рыночной ниши (как можно оценить возможность нахождения перспективной рыночной ниши для продукта/услуги, являющейся результатом реализации бизнес идеи)  
6. Уровень цен (как можно оценить возможности для установления приемлемых цен на продукт/услугу, являющуюся результатом реализации бизнес идеи)  
7. Постоянство спроса (как можно оценить стабильность спроса на продукт/услугу, являющуюся результатом реализации бизнес идеи)  
8. Потенциал рынка (как можно оценить потенциал рынка, то есть верхний предел спроса на продукт/услугу, являющуюся результатом реализации бизнес идеи)  
Результат (из 80 баллов)  

Рекомендуемая шкала оценок: 10 - превосходно, 9 - очень хорошо, 8 - хорошо, 7 - вполне удовлетворительно, 6 - удовлетворительно, 5 - не вполне удовлетворительно, 4 - неудовлетворительно, 3 - плохо, 2 - очень плохо, 1 - безнадежно плохо.

Выводы по итогам предварительной оценки бизнес идеи в зависимости от сочетания оценок с позиции личных возможностей автора и возможностей рынка приведены в табл. 3.

 

Таблица 3. Выводы по итогам предварительной оценки бизнес идеи

Суммарный результат Вывод
с позиции личных возможностей автора с позиции возможностей рынка
От 70 до 80 От 70 до 80 Идея имеет блестящие перспективы реализоваться под руководством автора/коллектива авторов идеи
От 70 до 80 От 60 до 69   Идея имеет неплохие перспективы реализоваться под руководством автора/коллектива авторов идеи

 

Продолжение табл. 3
Суммарный результат Вывод
с позиции личных возможностей автора с позиции возможностей рынка
От 70 до 80 От 50 до 59   Идея имеет определенные перспективы реализоваться под руководством автора идеи
От 70 до 80   От 40 до 49   Идея имеет смутные перспективы реализоваться под руководством автора идеи
От 70 до 80   Меньше 40   Автору лучше всего заняться реализацией другой идеи
От 60 до 69   От 70 до 80 Идея имеет неплохие перспективы реализоваться под руководством автора идеи
От 60 до 69   От 60 до 69   Идея имеет определенные перспективы реализоваться под руководством автора идеи
От 60 до 69   От 50 до 59   Идея имеет смутные перспективы реализоваться под руководством автора идеи
От 60 до 69   Меньше 50 Автору лучше всего заняться реализацией другой идеи
От 50 до 59   От 70 до 80 Идея имеет определенные перспективы реализоваться под руководством автора идеи
От 50 до 59   От 60 до 69 Идея имеет смутные перспективы реализоваться под руководством автора идеи
От 50 до 59   Меньше 60 Автору идеи следует хорошенько подумать, прежде чем заниматься реализацией каких-либо бизнес идей
Меньше 50   От 70 до 80 Автору идеи лучше всего выгодно продать идею или доверить ее реализацию более подготовленным к бизнесу людям
Меньше 50   От 60 до 69 Автору идеи следует продать идею или доверить ее реализацию более подготовленным к бизнесу людям
Окончание табл. 3
Суммарный результат Вывод
с позиции личных возможностей автора с позиции возможностей рынка
Меньше 50   От 50 до 69 Автору идеи следует, не очень торгуясь, продать идею, если найдется покупатель
Меньше 50   Меньше 50   Автору идеи следует забыть, как о данной идее, так и о бизнесе вообще

 

При реализации инновационных идей будет не лишним ознакомиться с методикой оценки бизнес-потенциала идеи и технологии, которыми руководствуются участники и организаторы программы "Старт" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (табл. 4).

Каким из предложенных методов оценки будут руководствоваться авторы инновационных идей не суть важно, важен результат, который позволит наиболее рельефно оценить предложенную инновационную идею.

 

Таблица 4. Критерии и оценки, которые используются в работе

Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-

технической сфере

Раздел 1. Научно-техническая часть проекта Коммен-тарии Баллы
1.1 Уровень научного результата (идеи и т.п.), который предполагается коммерциализовать Оценка от 0 до 5 баллов    
1.2 Насколько ясно показаны научно-технические риски проекта, которые не позволяют инвестору уже сейчас начать финансирование проекта Оценка от 0 до 3 баллов    
1.3 Уровень обоснованности проведения НИОКР, выполнение которых устранит научно-технические риски проектов Оценка от 0 до 3 баллов    
1.4 Отражение степени компетентности заявителей в представленных публикациях Оценка от 0 до 2 баллов    
1.5 Качество патентного поиска (проверка новизны и ближайших аналогов) Оценка от 0 до 3 баллов    
Продолжение табл. 4
1.6 Качество защиты представленных в заявке прав на интеллектуальную собственность, если она есть (при отсутствии - уровень обоснованности возможности их защиты) Оценка от 0 до 4 баллов    
Общая оценка раздела (0-20 баллов)    
Раздел 2. Коммерциализуемость научно-технических результатов    
2.1 Весомость аргументации заявителя, почему предлагаемый результат может стать основой бизнеса Оценка от 0 до 4 баллов    
2.2 Обоснованность стратегии коммерциализации Оценка от 0 до 4 баллов    
2.3 Уровень анализа потребностей рынка (ниши и масштабы), общий и платежеспособный спрос Оценка от 0 до 4 баллов    
2.4 Насколько полно приведены конкурентные (альтернативные) продукты и производители, конкурентные преимущества (техн., ценовые и т.п.) Оценка от 0 до 4 баллов    
2.5 Уровень оценок рисков коммерциализации, согласны ли, на взгляд эксперта, потребители и инвесторы с такой оценкой рисков Оценка от 0 до 4 баллов    
Общая оценка раздела (0-20 баллов)    
Раздел 3. План действий по реализации проекта    
3.1 Полнота описания этапов работы (НИОКР, образцы, начало производства, его развитие), обоснованность представленных этапов, как представлено развитие компании по работе в целом по годам Оценка от 0 до 5 баллов    
3.2 Как представлена (во времени и по методам) работа с инвестором и продвижение продукта на рынок. Имеется ли информация о контактах заявителя с инвестором и потребителями. Если да, то что у них вызывает сомнения в реализации проекта Оценка от 0 до 3 баллов    
3.3 Насколько обоснованы смета и календарный план НИОКР (подробно - по формам в приложении - на первый год проекта) для снятия завышенного риска инвестора и укрупненно на 2-й и 3-й год реализации проекта - по завершению НИОКР для освоения продукции Оценка от 0 до 3 баллов    

 

Продолжение табл. 4
3.4 Каковы действия по защите прав на интеллектуальную собственность Оценка от 0 до 3 баллов    
3.5 Имеются ли неопределенные моменты (риск в плане действий), намерения по их уменьшению Оценка от 0 до 3 баллов    
3.6 Насколько ясно представлена организация управления проектом Оценка от 0 до 3 баллов    
Общая оценка раздела (0-20 баллов)    
Раздел 4. План развития предприятия (ожидаемые результаты)    
4.1 Ясно ли представлены темпы развития малого предприятия и достигаемый уровень капитализации на третий год действия заказа (контракта) Оценка от 0 до 5 баллов    
4.2 Приведен ли в заявке объем коммерциализации по величине годового оборота и выработки на одного работающего к окончанию срока контракта Оценка от 0 до 3 баллов    
4.3 Насколько реальны указанные сроки окупаемости работы Оценка от 0 до 3 баллов    
4.4 Соотношение обоснованных объемов реализации продукции по проекту и запрошенных бюджетных средств Оценка от 0 до 3 баллов    
4.5 Обоснован ли уровень заработной платы сотрудников малого предприятия Оценка от 0 до 3 баллов    
Общая оценка раздела (0-20 баллов)    
Раздел 5. Характеристика команды заявителей    
5.1 Уровень квалификации и научно-технический потенциал участников конкурса Оценка от 0 до 5 баллов    
5.2 Как могут повлиять на реализацию проекта демографические данные членов коллектива Оценка от 0 до 3 баллов    
5.3 Имеется ли опыт работы с инновационными проектами у членов коллектива Оценка от 0 до 3 баллов    
5.4 Насколько полно дана информация по переходу заявителей на работу в малое предприятие Оценка от 0 до 3 баллов    
Окончание табл. 4
5.5 Обоснование выбора директора малого предприятия (уровень квалификации) Оценка от 0 до 3 баллов    
5.6 Уровень качества представления материалов заявки на конкурс Оценка от 0 до 3 баллов    
Общая оценка раздела (0-20 баллов)    
Резюме эксперта по заявке    
Суммарный балл по пяти разделам (максимально 100 баллов)    

1.2 Методика определения коммерческого потенциала [1] бизнес идеи

Структура коммерческого потенциала бизнес идеи может быть рассмотрена с двух непротиворечивых точек зрения:

а) с точки зрения процесса разработки продукта в соответствии с рисунком 1;

б) с точки зрения структуры капитала будущей компании в соответствии с рисунком 2.

а) Бизнес-потенциал с точки зрения процесса разработки продукта включает в себя:

- научный потенциал;

- рыночный потенциал;

- производственный потенциал;

- предпринимательский потенциал.

Оценка научного потенциала

Оценка научного потенциала подразумевает анализ способностей предприятия к проведению научных исследований и разработок, а также возможностей реализации на рынке накопленных компанией научных разработок. Составляющими научного потенциала являются: накопленные научные и опытно-конструкторские разработки; имеющиеся нематериальные активы; патентоспособность идеи; научные кадры и неотделимые от конкретных физических лиц ноу-хау и знания. Идея, технология обладает коммерческим потенциалом в том случае, если они потенциально могут стать продуктами на рынке. Причем, чем шире принимаемые во внимание источники и пути внедрения технологии, тем выше вероятность успеха. В процессе оценки выделяются и учитываются возможные, допустимые и наиболее предпочтительные результаты реализации технологий.

Рис.1. Структура коммерческого потенциала бизнес идеи
с точки зрения процесса разработки продукта

 

 

Рис. 2. Коммерческий потенциал бизнес идеи
с точки зрения структуры капитала будущей компании

Оценка производственного потенциала

Оценка производственного потенциала подразумевает анализ имеющихся возможностей (правил, методов и способов) материализации идеи (изготовления продукта) или оценку технической осуществимости доведения идеи до стадии готовности продукта к использованию или продаже.

Составляющими производственного потенциала являются: имеющееся оборудование; имеющиеся технологии; наличие технически грамотного персонала; налаженные связи или возможности организации производства по кооперации; поставщики комплектующих, а также возможности и затраты по привлечению/приобретению всего вышеперечисленного. В принципе участники проекта могут не иметь собственного оборудования и производственного персонала. Практически все составляющие производственного потенциала могут быть получены по аутсорсингу.

Анализ рыночного потенциала

Анализ рыночного потенциала позволяет понять, есть ли у проекта, продукта реальный шанс на успех, соответствует ли продукт (проект) определенным потребностям рынка, оценить механизмы, которые транслируют новую технологическую возможность на рынок. Знание рынка, на котором предприятие собирается внедрять свою идею, способность организовать рыночные взаимодействия и применить инструментарий маркетинга являются крайне важными факторами на пути коммерциализации технологий.

Оценка рыночного потенциала складывается из оценки емкости рынка, т.е. максимально возможного размера рынка для конкретного продукта/технологии; оценки потребителей (в т.ч. наличия постоянных покупателей, клиентских отношений и т.п.), оценки конкурентов (в т.ч. наличия соглашений об отказе от конкуренции и т.п.), оценки деловой репутации (наличия товарных знаков, знаков обслуживания, брэндов и т.п.).

Методы оценки рыночного потенциала относятся к области маркетинга и маркетинговых исследований, широко описанных в соответствующей литературе, в связи с чем рассматриваться нами не будут. Для более подробного знакомства с методами маркетинговых исследований можно рекомендовать источник [1.6].

Анализ предпринимательского потенциала

Степень работоспособности всей системы оценивается при анализе предпринимательского потенциала. Оценка предпринимательского потенциала складывается из анализа истории выполнения проектов; оценки управляемости бизнесом в целом; личностной оценки менеджмента проекта, силы команды; оценки эффективности взаимодействия всех вышеперечисленных блоков между собой; оценка финансового потенциала (наличие начального капитала, возможность привлечения финансирования).

Успех предпринимательства вообще, а инновационного в особенности, требует учета всей системы выше перечисленных факторов. Пренебрежение этим фактом является основной причиной большинства неудач новых предприятий и проектов. Более того, если фирма теряет один из этих компонентов, то обесценивается вся фирма. Принятый порядок описания составляющих бизнес-потенциала идеи не свидетельствует об их иерархии. Все составляющие находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и являются равноправными по отношению друг к другу.

Источниками инновационных возможностей могут выступать: рынок, т.е. первичным являются потребности рынка, и под них разрабатывается продукт и технологии его изготовления, подбираются оборудование, место, кадры и т.п.; новые знания и технологии, т.е. первичным являются внутренние возможности предприятия.

При любом порядке оценки потенциала важно достижение равновесного состояния между всеми вышеперечисленными блоками. С одной стороны, продукт «рождается» из взаимосвязи идеи и потребностей рынка. Идеальный с точки зрения изобретателя продукт (технология) может не получить признания на рынке. В идеальной ситуации набор знаний и технологий позволяет разрабатывать идею, заранее основываясь на потребностях рынка. С другой стороны, идея становится изделием, когда она может быть каким-то образом изготовлена. Способ реализации идеи определяет уровень затрат на производство новой продукции, соотношение которых с уже предлагаемыми на рынке продуктами определяет степень конкурентоспособности затрат, т.е. новый продукт, предлагаемый на рынке, может оказаться дороже старого и соотношение цены и новых свойств покажется потребителю неоправданным. В связи с чем, новый продукт не будет востребован рынком.

Для успешной коммерциализации технологии необходима организация взаимосвязей между всеми составляющими, обеспечение прямых и обратных связей, общее управление процессом.

 

б) С точки зрения структуры капитала бизнес-потенциал инновационной идеи может быть представлен следующим образом:

- кадровый потенциал;

- рыночный потенциал;

- структурный потенциал.

Структура кадрового потенциала

К кадровому потенциалу относятся: разработчики, контракты с выдающимися специалистами в той сфере, к которой относится бизнес; хороший менеджмент; собранная вместе и обученная рабочая сила; ноу-хау и знания, неотделимые от конкретного физического лица.

Кадровый потенциал не подлежит количественной оценке, не является собственностью авторов идеи, но в то же время играет основную роль в инновационном потенциале.

Структура рыночного потенциала

Рыночный потенциал связан с положением фирмы на рынке, ее связями с клиентами и партнерами. К рыночному потенциалу принято относить: деловую репутацию; фирменные наименования; товарные знаки, знаки обслуживания, брэнды; наличие постоянных покупателей; повторные контракты с клиентами и т.д. Возможно количественное измерение отдельных частей рыночного потенциала, таких как товарные знаки, знаки обслуживания, брэнды.

Структурный потенциал

Структурный потенциал – наиболее разнородная часть, к которой относятся: имущество, которое может быть вложено в предприятие, в т.ч. внеоборотные активы (здания, оборудование, инфраструктура и т.п.), и нематериальные активы, отделимые от потенциальных работников фирмы (лицензии, патенты и т.п.); инструкции и методики работы, система организации.

Структурный потенциал в принципе может быть количественно измерен. Однако количественное измерение отдельных составляющих потенциала компании не имеет смысла, т.к. они находятся в тесной взаимосвязи и потеря одного из этих компонентов приводит к потере потенциала бизнеса.

 

Заключительный этап процесса отбора инновационных идей – технико-экономическое обоснование. Наиболее распространенной формой, используемой для представления технико-экономического обоснования, является бизнес-план. Единой формы представления бизнес-плана не существует, каждая кредитующая и инвестирующая организация имеет свой стандарт этого документа. Организация по промышленному развитию ООН (UNIDO) – одна из наиболее авторитетных организаций в области методического обеспечения промышленного развития - предложило свою структуру бизнес-плана, более того, разработала программный продукт «COMFAR», ориентированный на данное методическое обеспечение. Подробное описание методики UNIDO представлено в источнике [1.3].

Наиболее простое доступное для начинающих инноваторов и менеджеров малых инновационных предприятий (МИП) описание бизнес-плана представлено в источнике [1.2]. Примеры бизнес-планов приведены в источнике [1.4].

Авторами данного учебно-методического пособия в разделе 5 предложен наиболее адаптированный алгоритм написания бизнес-плана, который отвечает многим требованиям при оценке экономической эффективности инвестиционных проектов для малых предприятий, занимающихся внедрением инновационных бизнес идей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.