Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киноклуб




ПО


это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различ­ных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет дос­таточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада - это закаливание, посе­щение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровле­ния. Примером физического самосовершенствования подростков и молодежи можно назвать действующие при городском Центре по работе с детьми и молодежью в городе Тамбове клубы «Атлет», «Серебряные спицы», «Феникс». Руководители-профессионалы, совместно с тренерами спортивных школ создают условия для за­нятий спортом, развивают физические возможности ребят через специальные упражнения и тренажеры. Новой формой оздоровле­ния детей младшего возраста (с четырех лет) является разработан­ная специальная программа «Голиаф» (клуб «Феникс»), куда вхо­дят, помимо физподготовки, игры, участие в культурно-досуговой деятельности, знакомство с основами различных единоборств. В ребятах воспитывается мужество, любовь к своей Родине, своим близким, дружба и взаимовыручка. Здесь принимают всех слабых и не подготовленных к спорту, так как основной целью клуба являет­ся создание условий для интеллектуального и физического разви­тия полноправного гражданина.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разно­образные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы кол­лекционеров относились к объединениям художественной направ­ленности, то с принятием нового Положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выдели­лись в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

Интересна творческая деятельность тамбовчанина, любителя-коллекционера, искусствоведа, доцента кафедры культурологии института «Культуры и искусства» ТГУ им Г.Р. Державина Ива­на Ивановича Алпацкого. В его домашней коллекции открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников (око­ло 20 тыс. экземпляров, среди них 3 тыс. дореволюционные). Он


коллекционирует художественные медали, посвященные юбиле­ям знаменитых людей или памятным событиям (около 300). Сре­ди его многочисленной коллекции около 10 тыс. книг - по ис­кусствоведению, мемуары, краеведческая литература. Есть более 2 тыс. этикеток от спичечных коробков, коллекция экслибрисов и многое другое. С собранными коллекциями И.И. Алпацкий постоянно знакомит студентов вуза, школьников, устраивает вы­ставки. Он на протяжении 20 лет являлся председателем город­ского клуба книголюбов.

6. Объединения художественной направленности (люби­телей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик - кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различ­ные формы организованного досуга, которые способствуют при­общению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Так, фор­мы организации фольклорных коллективов привносят особую са­мостоятельность регионам, включают многообразие видов и жан­ров творчества. При наличии фольклорного певческого увлечения участники клубных объединений могут познать основы: игры на ложках, трещотках; танцевальных движений; пошива и украшения своего костюма; принять участие в массовых играх и забавах.

Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствовед­ческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. Эти две группы объединений представлены на рис. 4.

Активизация личности в сфере свободного времени, разви­тие культурной самодеятельности масс усложняет функции клубных художественно-творческих коллективов. Культурная самодеятельность масс реализуется в культурно-досуговой дея­тельности и обеспечивается всей системой социально-культур­ных учреждений страны, для которых творческое развитие лич­ности составляет одну из важнейших проблем.


Рис. 4. Виды объединений художественной направленности

Если в художественной самодеятельности преобладали пре­жде исполнительские виды, в которых творческое начало со­стояло лишь в интерпретации авторского замысла, то сегодня она включает в себя творческую деятельность личности по соз­данию оригинальных художественных ценностей. Сейчас все


большее распространение получают авторские виды художест­венного творчества, такие, как сочинительство, музицирование, съемки фильма, рисование, изготовление изделий народных ре­месел и т.д. Это обстоятельство, в свою очередь, видоизменяет художественную самодеятельность в учреждениях культуры и досуга по формам, требует от нее большей систематичности, ставит на повестку дня все более и более настойчиво вопрос о предварительной подготовке человека к художественному твор­честву. Здесь раскрываются также вопросы о развитии задатков и способностей к тому или иному виду художественного творче­ства в детском возрасте, о создании единой системы художест­венного воспитания личности в школах и внешкольных учреж­дениях, в первую очередь - клубах.

Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с про­блемными группами населения. Статистика последних лет свиде­тельствует, что среди нас живет множество людей с особенностя­ми в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подоб­ного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга спо­собствует формированию индивидуальных творческих способно­стей, помогающих им самовыразиться в различных формах худо­жественного творчества.

Благоприятное воздействие искусством помогает почувство­вать удовлетворение тем, кто немногословен, имеет трудности в языковом выражении. «Проявляющаяся в художественном про­изведении изобразительная сила - есть выражение исключитель­ной личности творящего, независимо, например, от показателя интеллекта. В этом все художники равны. Творческие способно­сти - движущая сила художественного процесса - не могут идентифицироваться с интеллектуальностью. Они и результаты, которые они приносят, не являются ни благоразумными, ни не­благоразумными, ни толковыми, ни глупыми - они соответству­ют индивидуальным возможностям и средствам языка художни­ка. Созидательная творческая сила существует независимо от интеллектуальных способностей или умственных ограничений. Индивидуально разно, в разных областях и разной мере человек


развивает свои таланты. Обусловливается это лишь творческими задатками и общественными условиями, в которых работает ху­дожник» [3, с. 8-10]. Существует множество примеров, когда ум­ственно ограниченный художник получает рецензию на свои произведения. Его работами восхищаются и критикуют. Этим создается благоприятная атмосфера доброжелательности, где уважительное отношение окружающих людей к умственно огра­ниченному человеку дает силу к новому творчеству, возмож­ность почувствовать свое самоуважение и полезность существо­вания. Необходимо содействовать различным проектам и их фи­нансирование осуществлять из социальной сферы, сферы здра­воохранения, бюджета культуры и местного бюджета.

Важно проводить выставки, где наравне с обычными художни­ками могли выставлять экспозиции и умственно ограниченные ху­дожники. Организовывать мастерские - как учреждения для вклю­чения умственно ограниченных людей в трудовую жизнь. Созда­вать условия для воплощения художественных идей умственно ог­раниченных людей (помещение, отдельные комнаты в общежитиях, домах, интернатах). Важным является создание в микрорайонах при подростковых клубах кружков, осуществляющих раз в неделю по два-три часа занятия художественной деятельностью. Можно создать центры, где одновременно с группами людей без умствен­ных ограничений занимались бы и пять-десять человек, имеющих проблемы в умственном развитии. К этой работе можно привлечь Дома творчества районов. Формами организации могут быть: по­сещение публичных мастерских; сотрудничество с музыкальными школами (классы для занятий с умственно ограниченными людьми и совместные группы), театральными группами, музыкально-народными ансамблями; творческие недели и др.

Современная тенденция развития клубов по интересам и любительских объединений проявляется также в возрастании роли разнообразных выставок, смотров, конкурсов. Они являют­ся ярким свидетельством глубоких социальных преобразований в нашем обществе. Однако выставки отражают лишь общую кар­тину состояния художественного вида творчества, за которой не видны многие проблемы, существующие в организации люби­тельского движения. Деятельность всех клубов по интересам и


любительских объединений осуществляется по следующим ос­новным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организа­торская, что закреплено в Положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год. В целом же, говоря о работе любительских объединений, можно отметить, что сегодня повсеместно действуют многофункциональные объединения -это клубы ветеранов войны и труда, подростков и молодежи, мо­лодой семьи, кому за 30, психологической помощи, трезвости, семейного отдыха и т.п. Так, например, клубы, организующие досуг подростков и молодежи, - клубы по месту жительства, имеющие дополнительную направленность деятельности. Наря­ду с основными перечисленными нами направлениями, в них применяются самые разнообразные формы и методы деятельно­сти, реализуются различные программы и проекты.

А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы с подростками и мо­лодежью в клубах по месту жительства, выделяют наравне с ос­новными, дополнительные направления. Это:

1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая иг­рушка, выжигание, фриволите и т.п.).

2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции, шахматы, ГО).

3. Культурно-образовательное (литературный салон, крае­ведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуаль­ные клубы и т.п.).

4. Психолого-коммуникативное направление (группы встреч и общения, тренинговые программны и семейные клубы и т.п.).

5. Военно-патриотическое.

6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кру­жок «Юный биолог», экология и т.п.).

7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематиче­ские мероприятия и т.п.).

8. Социально-педагогическое (организация детских коллек­тивов, индивидуальная работа с подростками, имеющими труд­ности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).


Эти виды деятельности реализуются в детских многопро­фильных досуговых и семейных клубах, клубах общения [9].

Современным представлением типологии клубности по месту жительства выступают клубы встреч, клубы по интересам, клубы сообщества. Так, например, на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии города Тамбова действуют в настоящее время 28 подростковых клубов, где организуется интересный социально-полезный досуг детей. При Центре с 1998 года работает интеллектуальный игро­вой клуб для старшеклассников, ставящий следующие задачи: развитие эрудиции у детей, углубление познаний в различных об­ластях знаний, развитие творческого потенциала ребенка в про­цессе игры, развитие коммуникативных способностей у детей, повышение статуса эрудированного человека. Команды клуба формируются на базе общеобразовательных учреждений, где они проходят несколько этапов, а результатом является формирова­ние Лиг. Развитие в клубе получила новая форма сотрудничества детей и родителей - проведение совместных заседаний клуба ин­теллектуальных игр, вечеров отдыха, праздников и походов. При подростковых клубах действуют кружки, секции различной на­правленности, руководят ими грамотные специалисты. Есть и клубы по интересам, где руководители-энтузиасты сплачивают вокруг себя подростков и молодежь, вовлекают в деятельность клубов родителей, местное население.

Таким образом, при всем многообразии направлений само­деятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно-досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, проис­ходят межличностные общения и все это подвергается воздейст­вию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, по­буждения к общественно-полезным видам деятельности.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные виды любительских объединений и клубов и клу­бов по интересам.

2. Дайте краткую характеристику каждому виду любительских объеди­нений.


3. Охарактеризуйте социально-художественный (творческий) портрет художника, поэта на конкретном примере.

4. Назовите современные приоритеты практической ктубной работы с подростками и молодежью в клубах по месту жительства.

Список рекомендуемой литературы

1. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000.

2. Долженкава М.И. Традиционная тамбовская народная художествен­ная культура. Тамбов, 2000.

3. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии. Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 1999.

4. Кругликов Г.И., Симоненко А.Ф., Цырлин М.Д. Основы профессио­нального творчества. Курск, 1995.

5. Каргин АС. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М, 1988.

6. Каргин АС. Воспитательная работа в коллективе художественной са­модеятельности. М, 1984.

7. КаганМ.С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 175-194.

8. Клубоведение. М.: Просвещение, 1980. С. 283-302.

9. Лучанкин А.И., Сияцкий АА Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. 3-е изд., исправ. и реком. Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. 396 с.

10. Лихачев Д.С. Великое наследие. М, 1975.

11. Организация и методика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. Л., 1981.

12. Творчество и педагогика. Т. 1,2. М., 1998.

13. ЭйнонД. Творческая игра: от рождения до Юмес. М., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.