Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как важнейший инструмент технологии социальной работы




ЧДй


Особая роль в системе реабилитации пожилых людей и инва­лидов принадлежит медико-социальной реабилитации. Создает­ся сеть федеральных и региональных центров восстановительного лечения, многопрофильной медицинской реабилитации, специа­лизированных санаторно-курортных учреждений и т.д. Новые за­дачи поставлены и перед Главным управлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ, быв­шая ВТЭК). В их функции входит разработка индивидуальных программ реабилитации с определением конкретного объема, видов и сроков их осуществления. Механизм социальной зашиты пожилых людей и инвалидов реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государст­венном уровне обеспечивается гарантированное предоставление установленных размеров пенсий, пособий и других видов нату­рального обеспечения, услуг и льгот. На региональном уровне решаются вопросы дополнительного повышения норм государст­венного обеспечения нуждающихся нетрудоспособных граждан.

В современных условиях происходит перенос центра тяже­сти социальной защиты пожилых людей и инвалидов непосред­ственно на местные органы власти. Во многих регионах установ­лены льготы по оплате проезда на транспорте пожилых людей и инвалидов. Развивается сеть специальных жилых домов-интернатов для одиноких престарелых и супружеских пар с ком­плексом служб социально-бытового назначения. Проживание и все виды социальной помощи в домах-интернатах осуществля­ются бесплатно. Почти в каждом таком учреждении созданы ле­чебно-трудовые мастерские с различными видами занятости: швейные, галантерейные, сапожные, столярные и др. В сельских домах-интернатах имеются подсобные хозяйства с развитыми формами огородничества, садоводства, пчеловодства и т.д. Раз­вивается система культурно-массовых мероприятий (концерты, экскурсии, спортивно-оздоровительные шоу, тематические вече­ра, клубы по интересам и т.п.), внедряются бригадные формы ор­ганизации труда, коллективный и арендный подряд. Важное зна­чение в настоящее время приобретает организация бесплатного питания за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения (Иркутская, Магадан-


екая, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и другие области).

Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработаны и внедряются федеральные целевые программы («Социальная защита инвалидов», «Социальная за­щита пожилых людей» и др.), рассчитанные на развитие мало­мобильных групп населения. На базе территориальных центров создаются службы срочной социальной помощи для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности престарелых и инвалидов. Приобретает сис­тематический характер такая форма социального обслуживания, как помощь на дому (с 1987 года).

В России началась реформа всей системы социального стра­хования, появляются частные пенсионные и страховые фонды, совершенствуется медицинское страхование с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей и инвалидов. Не­обходимо совершенствование правовой основы системы соци­альной защиты данной категории населения.

Одной из актуальных является проблема подготовки соци­альных работников с высшим специальным образованием для работы в домах-интернатах и реабилитационных центрах соци­ально-бытовой и социально-психологической адаптации инвали­дов и пожилых людей. В 1991 году в ряде вузов страны были от­крыты факультеты и курсы подготовки специалистов по соци­альной работе, создан Российский государственный социальный институт, но потребность в квалифицированных социальных ра­ботниках еще достаточно велика. Особый спрос на специалистов высокого класса наблюдается в сфере организации социально-культурной деятельности при решении жизненных проблем по­жилых людей и инвалидов. Социальный работник в своей про­фессиональной деятельности может выполнять разные социаль­ные роли: защитника интересов слабозащищенной категории людей, педагога-социолога, эксперта по вопросам социальной и правовой политики, консультанта-психолога и др. Совершенст­вование системы социальной защиты и социальной поддержки престарелых и инвалидов в современных условиях - необходи­мая гарантия их социальной реабилитации и обеспечения нор-


мальной жизнедеятельности в кризисный переходный период экономических отношений.

Социальная помощь пожилым людям и инвалидам осущест­вляется в соответствии с действующими в стране законами о пенсионном обеспечении. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463 утверждена «Программа пенсионной ре­формы в Российской Федерации», в которой дается оценка со­временного состояния пенсионного обеспечения, намечены ос­новные направления развития концепции реформы, определены источники формирования финансовых ресурсов пенсионной сис­темы, роль персонифицированного учета, даны необходимые ре­комендации и разъяснения (см. Бюллетень Минтруда и социаль­ного развития РФ, 1998, №6).

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Действующим зако­нодательством установлены два вида пенсий: трудовые и соци­альные. Порядок их исчисления, выплаты, перерасчета, индекса­ции регулируются различными нормативными актами. Право на пенсию по старости на общих основаниях имеют: мужчины - по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже 20 лет. На льготных основаниях засчитывается пониженный тру­довой стаж в районах Крайнего Севера, в местах с особыми ус­ловиями труда. Нормативными актами установлено, что гражда­не могут обращаться за пенсией в любое время после возникно­вения права на нее, без ограничений каким-либо сроком и неза­висимо от характера занятий ко времени обращения. Выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда Российской Федерации. Трудовые пенсии, назначенные в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, подразделяются следующим образом: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. (Постановление Министерст­ва труда РФ от 22.05.96 №29, ст.ст. 12, 78, 78-2). Согласно дейст­вующему законодательству в механизм исчисления пенсий за­ложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый


год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Раз­мер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем уста­новки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старос­ти выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет оп­ределяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии оп­ределяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 по­следних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 меся­цев работы (службы) подряд в течение всей трудовой дея­тельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Зако­на РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается средне­месячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные ме­сяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не ме­нее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пере-считываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

• Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социали­стического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

• чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона);

• участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона);

• гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержа­ния - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);


• гражданам, необоснованно репрессированным по поли­тическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

• инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Оте­чественной войны либо с их последствиями - на 100% мини­мального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по ста­рости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Со­циальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды до 16 лет; дети в воз­расте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Соци­альная пенсия -это гарантированное государством право пен­сионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно муж­чины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:

- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии.
Заявление о назначении пенсии рассматривается органом

социальной защиты населения не позднее 10 дней после его по­ступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Дос­тавка и пересылка осуществляется за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полу-


ченные своевременно по вине органов, назначающих или выпла­чивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без огра­ничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осу­ществляется непосредственно государственными органами соци­альной защиты населения Российской Федерации и их пенсион­ными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов; в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пен­сионного обеспечения.

Эффективной формой социального обеспечения населения являются пособия. Особую заботу проявляет государство об ох­ране материнства и детства. Пособие по беременности и родам установлено в размере 100% заработной платы, независимо от трудового стажа матери. С 1993 года выплачиваются «детские» пособия, на детей до 1,5 лет - в размере минимальной заработ­ной платы, до 6 лет - 70%, от 6 до 16 лет - 60%.

В 1,5 раза увеличены пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих и семьям, в которых отец уклоняется от уплаты алиментов. Социальные пособия (по временной нетрудо­способности, беременности и родам, по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и др.) выплачиваются за счет Фонда со­циального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджет­ных фондов. Увеличение размеров пособий предусматривается за­конодательством с учетом семейного положения и местных условий.

За последние годы принят ряд правовых актов, нацеленных на повышение ответственности предприятий за возмещение ущерба от трудового увечья граждан, определение порядка вы­платы пособия по безработице и др. Правительством Российской Федерации принято Постановление «Об утверждении порядка ре­гистрации безработных граждан» от 22.04.97 № 458, разрабаты­ваются программы обеспечения занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществляет выплату пособий и ком­пенсаций по безработице, стипендий на период прохождения пере­обучения и переподготовки, оказание материальной помощи и др.


В 1995 году была разработана Концепция реформы пенси­онного обеспечения в РФ с целью установления критериев и упорядочения пенсионных льгот, выявлен интегральный показа­тель утраты нетрудоспособности.

Своевременная выплата гражданам пенсий и пособий является одной из важнейших функций системы социального обеспечения.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях?

2. Сущность понятий «социальная помощь» и «социальная реабилитация».

3. Дать характеристику видов пенсионного обеспечения.

4. Назвать основные условия порядка назначения и выплаты трудовой пенсии.

5. Сформулировать особенности исчисления социальных пенсий.

Список рекомендуемой литературы

1. Александрова Г. Годы и заботы. М., 1990.

2. Бисневска-Рошковска К Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польского. М., 1989.

3. Гордин В. Чем старость обеспечена? М., 1988.

4. О пенсионном обеспечении граждан РФ. М., 1992.

5. Жилая среда для инвалидов. М., 1990.

6. СонинМ.Я.,ДыскинАА. Пожилой человек в семье и обществе. М, 1984.

7. Старченко НА, АтиюваЮМ. Врачебно-трудоваяэкспертиза М., 1997.

К функциям профессионального общения социального работ­ника можно отнести функцию социальной защиты, адаптирую­щую, целедостигающую, коррекционную, интегративную и др. Социальный работник в общении непосредственно с людьми разных специальных групп обязан:

• оказывать помощь индивидам и группам осознавать и устранять затруднения личного социального, нравственного и экологического характера, создающие атмосферу дискомфорта в обществе;


использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей;

• выявлять и преодолевать негативные чувства, влияющие на психофизическую атмосферу жизнедеятельности человека;

• владеть различными формами общения, выступая в каче­стве адвоката, психолога-консультанта, менеджера по информа­ции и др.

Особое значение имеют психолого-педагогические факторы различных конкретных форм общения. В работе с клиентом со­циальный работник должен ориентироваться на индивидуальный подход к каждой отдельной личности с учетом особенностей ха­рактера, темперамента, жизненного опыта, социального положе­ния. Социальное общение - это живая, нравственно-эмоциональ­ная основа всех видов социальной работы, направленная на ов­ладение необходимыми навыками, умениями работы с людьми, влияния на них, нахождения оптимальных форм контакта, взаи­мопонимания.

Практическая сущность общения заключается в умении воз­действовать на человека искусством слова, помогая совершенст­вованию самой личности, созданию нравственно-психологиче­ской атмосферы в коллективе, группах и т.д., снятию социальной напряженности. Социальный работник по роду своей деятельно­сти должен быть опытным психологом и талантливым педаго­гом. Общение - это основа и источник формирования социаль­ной психики. Существует ряд уникальных социально-психологи­ческих механизмов общения (заражение, внушение, убеждение-подражание и др.). Деятельный подход применительно к комму­никативной технологии означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок, как индивида, так и социальной группы, общества (монологическая, диалогическая, полилогиче­ская формы общения). Общение характеризуется содержанием, функцией, манерой и стилем. Средства общения делятся на пять основных групп:

• лингвистические (речевые);

• оптико-кинетические или невербальные (жесты, мимика, пантомимика);


• паралингвистические (качество голоса, его диапазон, то­нальность и др.);

• экстралингвистические (паузы, смех, плач и др.);

• пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения.

Качество и эффективность словесного воздействия, его ком­муникативная действенность зависят от того, насколько соци­альный работник владеет психотехникой речи (системой инди­видуально-психологического управления голосом, дикцией, ин­тонацией, логикой и др.).

В технологии общения нашли широкое применение методика самотестирования (тесты на определение коммуникативных и ор­ганизаторских способностей, на определение уровня коммуника­тивных склонностей и др.), методы психодиагностики, разработа­на классификация функций человека как субъекта общения. Не­обходимо системное понимание сущности общения, его много­функциональности и деятельностной природы. Рассмотрение тех­нологии общения осложняется различием трактовок самого поня­тия «общение» (А.С. Золотнякова, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов и др.). Социально-педагогический подход к ана­лизу сущности общения опирается на его понимание как меха­низма влияния общества на личность. Психотехника общения развивается на стыке психологии личности и культурологии, со­циологии и этнологии, театральной педагогики и социально-педагогического тренинга и т.д.

Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организаци­ей и функционированием социальных служб.

Если исходить из положения о том, что среди профессио­нальных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение по­среднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами, то психологическая подготовка должна вклю­чать изучение как общих тенденций психологических проявле­ний, так и специальных (в зависимости от пола, возраста, про­фессии, социального статуса и т.д.).


Необходимость достаточно высокой психологической компе­тенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психоло­гами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда за «маской» социальной про­блемы скрывается проблема психологическая или даже психиат­рическая, и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную помощь нуж­дающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он дол­жен владеть принципами психологического общения с ними.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто соци­альный работник сталкивается с ошибочными действиями лю­дей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным воспри­ятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического со­стояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). Кроме то­го, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений.

По мере развития человек испытывает ряд переживаний, ко­торые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегии и технологию социальной работы. Со­циальный работник, встречаясь с клиентом, должен учитывать такую характеристику коммуникативного процесса, как избира­тельность восприятий, на основе которой в процессе общения социального работника и клиента могут возникнуть «разночте­ния» в интерпретации получаемой и отправляемой информации. Этот фактор, отрицательно влияющий на установление партнер­ских отношений между социальным работником и клиентом, на­зывается «эффектом смысловых ножниц».


Социальный работник должен учитывать, что такой эффект может возникать, в частности, при несоответствии содержатель­ной структуры передаваемой информации и словесной формы ее передачи, а также при наличии речевых штампов, связанных с определенными социальными установками и стереотипами кли­ента, что мешает ему воспринимать адекватно информацию, по­лученную от социального работника.

В процессе работы важно проверять источники информации, которыми пользуется клиент. Среди таких источников могут быть ответы клиента на вопросы о каких-то определенных собы­тиях в прошлом, суждения на основе имеющихся у клиента зна­ний, мнений, оценок; сведения, полученные на основе собствен­ного опыта и т.д.

В процессе общения с клиентом социальный работник дол­жен показать ему, что часто проблемы возникают вследствие не­правильного восприятия и выбора информации. Оценка этой ин­формации часто непонятна другим людям, поэтому обратная связь может восприниматься неадекватно. В данном случае воз­никает блокировка информации. Для социального работника в таком случае важно найти причины этой блокировки и устранить возникшие «поломки» оценки и обработки информации.

Содержание коммуникации реализуется через различные коммуникативные модели (вербальные и невербальные), в кото­рых раскрывается основа взаимодействия между социальным работником и клиентом). Одной из технологий, используемых социальным работником, является обучение клиента самовыра­жению и смысловому восприятию. Овладение этими компонен­тами коммуникативного процесса очень важно для клиента, так как через общение осуществляется вхождение клиента в различ­ные социальные группы, освоение им норм, обычаев, действую­щих в них, принятие или непринятие которых влияет на характер взаимодействия внутри этих групп.

Для социального работника важно уметь прогнозировать возможные интерпретации той или иной информации, которую он собирается предоставить клиенту. Существенным моментом в этой связи является умение социального работника анализиро­вать и реконструировать информацию, получаемую от клиента


для выявления мотивационно-целевой направленности комму­никативных программ и взаимодействий клиента.

В социальной работе на всех уровнях общения нашли при­менение такие новые методы социальной психокоррекции, как социодраматическая ролевая игра (импровизация личности пре­бывания в различных ролях), театрализация негативных явлений с перевоплощением своего Я, социально-ролевой тренинг и др. Все вышеперечисленные формы общения помогают человеку посмотреть на стрессовую ситуацию в его жизни «со стороны», найти оптимальные формы психологического и социально-педа­гогического решения проблемы и др. Роль социального работни­ка в процессе общения с людьми, попавшими в трудноразреши­мые ситуации, огромна. Общение обладает универсальным ха­рактером воздействия. Словом можно и «убить» душу человека, и «воскресить» его к нормальной жизнедеятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность социального общения?

2. Какие функции и формы социального общения, на Ваш взгляд, осо­бенно важны?

3. Дать характеристику общению как важнейшему инструменту техно­логии социальной работы.

Список рекомендуемой литературы

1. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

2. Даниленко О.И. Культура общения. Л., 1980.

3. Добрович Л.А. Общение: наука и искусство. М., 1990,

4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. М., 1976.

5. НочетикМ.Н. Человеческое общение. М., 1988.

6. Петровская А А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1982.

7. Толстых АВ. Взрослые и дети: Парадоксы общения. М., 1988.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.