Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание хромосомной теории наследственности австрийским биологом Г.И. Менделем(1863)




Новое время

(Общество буржуазное)

Этот период связан с развитием во многих странах новой общественной формации – капитализма. Капитализм характеризуется господством товарного производства и частной собственностью на средства производства. Товаром становится земля и рабочая сила. Власть стране находится в руках финансово-промышленной олигархии.

Новое время ознаменовалось развитием эволюционных идей и великими открытиями. Энергетической базой промышленности становится пар. В связи с этим одностороннее развитие механики перестает удовлетворять развитие производства. На первый план в естествознании выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращение и взаимосвязь различных форм движения. Получают развитие термодинамика, электрофизика и электрохимия.

В XVII веке были сформулированы законы о движении планет. В анатомии проводятся исследования о кровообращении у животных. В области физики ставятся барометрические опыты со столбиком ртути, в процессе которых было доказано существование атмосферного давления. Была доказана зависимость давления воздуха от высоты над уровнем моря. Во второй половине XVII в. были сделаны описания закономерностей строения и развития органов у животных, заложены основы сравнительной анатомии.

В биологии складывается теория эволюционного развития Ж. Ламарка (1809) и Ф. Рулье (1850), возникают науки палеонтология и эмбриология. Кювье (1769 – 1832) открывает целый мир ископаемых животных – гигантских ящеров. Ч. Лайель (1797 – 1875) разработал теоретические основы науки геологии. В 1830 – 1833 годах вышел его главный труд «Основы геологии». Он выступал против теории всемирного потопа и биологических катастроф.

Постепенно возникли предпосылки для того, чтобы в XVIII – XIX веках были сделаны четыре великих открытия в естествознании, благодаря которым познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед.

1. Открытие закона сохранения массы веществ и сохранения энергии русским ученым М.В. Ломоносовым (1748).

2. Открытие клетки и разработка клеточной теории русским естествоиспытателемП.Ф. Горяниновым (1832) и чешским биологом Я.Э. Пуркинье (1839).

3. Создание английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным(1859) эволюционной теории происхождения видов.

Все эти открытия стимулировали быстрое развитие промышленности, сельского хозяйства и медицины. Однако уже к началу XIX века, особенно после буржуазной революции в Западной Европе 1816-1872 годах, коренным образом изменилось влияние идеологической и политической надстройки буржуазного общества на естествознание.

Добившаяся политической власти буржуазия, все свои усилия в XIX веке направила на то, чтобы идеологически оправдать и сохранить свое господство. Она отбросила прежний материализм, который служил ей основой в борьбе против феодализма с его церковной идеологией, и сама ухватилась за религию как средство стабилизации капиталистического строя.

Буржуазные идеологи стали активно бороться против диалектики, проповедуя механистическую концепцию развития, отрицание закономерностей скачков и революций. Это сильно затормозило развитие естествознания.

Россия в отличие от Западной Европы, во 2-й половине XIX века находилась под влиянием прогрессивных идей русских естествоиспытателей, которые в состоянии были преодолевать противодействие со стороны реакционных идеологов царизма.

Активно начало развиваться освоение земель Сибири и Дальнего Востока. Иван Москвитин (1639-1642) достиг Охотского моря, дал первые сведения о Шантарских островах и реке Амур. М.Стадухин, С.Дежнев (1641-1643) – осуществили путешествие на Алдан, Оймякон, р. Индигирку и р.Колыму. В.Поярков (1643-1646) предприняли поход в Якутск и Амурский край, плавание на р.Лене, р.Алдану, переход через Становой хребет, плавание по р.Зее и р.Амур. Л.Морозко (1691-1695) достиг полуострова Камчатка и составил его первое описание, в которых дал сведения о природе и населении Камчатки. Д.Анциферов и И.Козыревский (1711-1713) осуществили плавание к Курильским островам, составили географические карты и описания. И.Еврейнов, Ф.Лужин (1719-1721) осуществили геофизическую экспедицию и составили карты Востока России – Чукотки, Камчатки, Курильских островов и острова Сахалин. Они отметили, что местными жителями Курильских островов и островов Сахалин и Хокайдо в основном являются Айны, Алеуты, Нивхи и Орочи.

В 1689 был подписан Нерченский договор между правителями Манчжурии и России по Амуру и его притокам.

Период средневековья в России закончился в XVII столетии. Основными особенностями развития науки и культуры являются:

1.Разрушение религиозного мировоззрения, свойственного для средневеково общества и придание культуре светского характера.

2.Рост в культуре демократических тенденций, что выражалось в повышении внимания к человеку (скульптуре, литературе, живописи).

Главным содержанием культурного процесса в XVII веке стала борьба церковного и светского направлений. Большое развитие получило школьное дело. В 1649 году Ф.М.Ртищев при Андреевском монастыре организовал первую школу. В 1687 году по инициативе Семена Полоцкого в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение страны. При Петре I большое развитие получили научно-технические знания. В России была создана регулярная армия и военно-морской флот. Начиная с 1699 года, Петр I приступил к организации централизованного управления страной. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть сосредотачивалась в руках царя. В промышленно-торговых сословиях Петр I видел двигатель развития экономики. Дворянство являлось опорой власти и проводником преобразований. Петром I было ликвидировано патриаршество и учрежден сенод. Церковь становилась частью государственного механизма. Члены духовного сенода назначались царем из числа духовенства, а контроль за их деятельностью осуществлял обер-прокурор сенода – лицо светское. Вершиной политики в области образования стало создание Академии наук (1725). В развитии книжного дела стала замена церковно-славянского шрифта более простым и доступным – гражданским (1710). Для образования подданных Петр I создал общедоступную библиотеку (в будущем – библиотека академии наук) и музей (Кунсткамера). Ввел новое (западноевропейское) летоисчисление. Новый год в России стал праздноваться не с 1 сентября, а с 1 января. В 1755 году при поддержке графа И.И.Шувалова в Москве был открыт университет. Первым русским академиком стал М.В.Ломоносов. В 1756 году в Москве был открыт первый русский общедоступный театр под руководством Ф.Волкова, а в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова была основана российская академия художества.

Таким образом, во 2-й половине XIX века в России сложились исключительно благоприятные условия для развития естественных наук.

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) разработал основы геометрии.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) открыл периодический закон химических элементов, который явился научной основой современного учения о веществе.

Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) разработал теорию строения молекулы и атомов.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) основоположник военно-полевой хирургии. Впервые в хирургии применил эфир для наркоза, йод и спирт для предупреждения нагноения ран.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) основал русскую физиологическую школу. Разработал теорию рефлексов головного мозга. Создал новое научное направление в психологии. Он вел непримиримую борьбу с идеализмом и дуализмом. В 1863 г. впервые выполнил работу «Рефлексы головного мозга», а в 1866 - работу «Физиология нервной системы».

Иван Петрович Павлов (1849-1936) -продолжатель передовых идей И.М. Сеченова, создатель учения о безусловных и условных рефлексах. Основоположник общей теории высшей нервной деятельности - физиологии поведения.

Илья Ильич Мечников (1845-1916) создатель фагоцитарной теории иммунитета на основе открытия лейкоцитов в крови.

Евгений Степанович Федоров (1853-1919) разработал теорию физико-химической кристаллографии.

Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) основал теорию почвоведения и комплексного исследования природы.

Александр Степанович Попов (1859-1905) изобрел радио и разработал основы телевидения.

Петр Николаевич Лебедев (1866-1912) открыл фотоэлектрический эффект, изучая электромагнитные колебания.

Александр Иванович Воейков (1842-1916) -основоположник науки - климатология. В 1884 г. издал капитальный труд «Климаты земного шара». Он впервые поставил задач определение закономерностей эволюции климатов во времени и в пространстве.

Николай Егорович Жуковский (1847-1921) основоположник гидро- и авиамеханики. Он впервые разработал теоретические основы воздухоплавания и космонавтики.

Климентий Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) впервые создал теорию фотосинтеза растений.

Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942) -основоположник космической биомедицины. Он разработал теорию профилактики вредного влияния на организм факторов космического пространства, вывел основное уравнение движения ракеты в космическом пространстве, определил последовательность этапов освоения космоса, обосновал организацию межпланетной станции на орбите Луны.

Революция в физике сопровождалась крушением прежних метафизических взглядов на атомы как неизменные и неделимые частицы материи. В Западной Европе были открыты рентгеновские лучи и явление радиоактивности А. Беккерелем, элемент радий – М. Кюри-Склодовской и П. Кюри; электромагнитные волны Г. Герцем. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности.

К началу 20 столетия Российское государство оказалось на грани глубокого экономического кризиса из-за неспособности царского правительства выплачивать внешние долги и решать внутренние экономические проблемы. Пролетарская революция, победа в войне против интервентов (1918 – 1920) и создание первого в мире социалистического государства спасли Россию от грозящей ей экономической и политической катастрофы. От превращения России в колонии империалистических держав, стремившихся к разделу России на сферы влияния и планировавших создание на расчлененной территории России зависимых от западных держав государственных образований. Большую заинтересованность в этом на европейской территории и средней Азии России проявили такие страны как, Франция, Англия, Германия, США, Бельгия, а на Дальнем Востоке – Япония.

Первую попытку свержения Советской власти в России предпринял германский империализм. 18 февраля 1918 года по всему фронту от Балтийского до Черного моря началось наступление немецких дивизий. Из тридцати наступавших немецких дивизий 15 двинулись на Нарву и Псков. Они захватили ряд советских городов, создав угрозу для Петрограда.

Тогда, Советом Народных Комиссаров РСФСР от 21 февраля 1918 года был принят декрет «Социалистическое отечество в опасности!». Декрет вызвал в народе мощный революционный подъем. По призыву партии и правительства началось быстрое формирование частей Красной Армии. 23 февраля Красная Армия дала сокрушительный отпор германским империалистам под Нарвой и Псковом. Этот день стал днем рождения Красной Армии.

Вторая попытка свержения Советской власти в России была предпринята германским фашизмом. В 1941 году 22 июня фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз.

Уничтожить СССР пытался созданный фашистами блок «Рим-Берлин-Токио», состоявший из Германии, Италии и Японии. Этот блок привлек на свою сторону Венгрию, Румынию, Болгарию, Хорватию, Словению и Финляндию.

Попытка уничтожения Советской власти в России была с двух сторон: с запада –немецким фашизмом, с востока – японским империализмом. С обеих сторон подтягивались к границам СССР многотысячные войска. К этому времени немцы оккупировали страны, примыкающие к советской границе на Западе, а японцы на Дальнем Востоке заняли территорию Кореи и Маньчжурии. Квантунская армия Японии готовилась к наступлению на советский Дальний Восток.

К исходу 21 июня у советско-германской границы было сосредоточено и развернуто 190 дивизий (3 300 тыс. солдат), более 50 тыс. орудий и минометов. Для ведения боевых действий было привлечено 3 940 немецких, 500 финских и 500 румынских самолетов и 3 410 танков.

В Балтийском море на севере Норвегии – 92 корабля, 100 подводных лодок и 69 кораблей специального назначения.

На Черном море для войны против СССР было предназначено 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, вспомогательный крейсер, 10 канонерских лодок, 18 торпедных катеров, 12 подводных лодок, 130 сторожевых катеров и катеров тральщиков, свыше 100 самоходных десантных барж и морских паромов, а также 360 самолетов.

Общая численность вооруженных сил фашистской Германии к июню 1941 года была доведена до 7 234 тыс. человек, из которых в сухопутной армии находилось 3 800 тыс. человек, в военно-воздушных силах 1 680 тыс. человек, в военно-морском 404 тыс. человек, в войсках СС – 150 тыс. человек, в армии резерва – 1 200 тыс. человек.

Пока на западных границах шла война, стратегией которой была политика сдерживания врага, в тылу (на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке) формировались и вооружались дивизии для контрнаступления.

К началу ноября 1941 года вооруженная борьба на советско-германском фронте достигла наивысшего напряжения. Немецко-фашистские войска глубоко вклинились в центральные области Советского Союза, блокировали Ленинград, вели бои на подступах к Москве.

В ходе войны переломный момент наступил тогда, когда фашисты вплотную подошли к Сталинграду и Москве.

12 ноября – 3 декабря 1941г. советские войска перешли в наступление по всему фронту. К концу 1944 года наши войска полностью изгнали врага за пределы СССР. 9 мая 1945 года в Берлине был подписан пакт о полной капитуляции фашисткой Германии, а 2 сентября 1945 года – о полной капитуляции империалистической Японии и освобождении Курильских островов и Южной части острова Сахалин.

Япония отторгнула от России в 1887 году Курильские острова, тем самым закрыла для России все выходы в Тихий океан и к портам Камчатки и Чукотки. В 1905 году Япония захватила Южный Сахалин. Эти территории использовались в 1941-1945 годах в войне против СССР.

В соответствии с решением Крымской конференции руководители трех великих держав – Рузвельта (США), Черчиля (Англия) и Сталина (СССР), подписанным 11 февраля 1945 года, Курильские острова и Южная часть Сахалина были возвращены России.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.