Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития психоанализа




Для того чтобы быть продуктивным живописцем, необходимо

иметь хорошую мужскую потенцию и препятствия на пути

прямого удовлетворения своих желаний.

Огюст Ренуар

Толкование сновидений — это королевская дорога к познанию

бессознательной активности мозга.

Зигмунд Фрейд

 

Психоанализ – концепция, разработанная австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Именно в рамках психоанализа сформировалась психотерапия как отдельный вид профессиональной деятельности. В современной психологии нет другой теории, которая имела бы столько конкретных приложений как психоанализ. Даже Зигмунд Фрейд (1856-1939) те, кто отвергают ее, признают ее значительный вклад в

решение личностных проблем.

Зи́гмунд Фрейд (нем. Sigmund FreudЗигмунд Фройд, полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд) родился 6 мая 1856 г. в небольшом моравском городе Фрейбурге (ныне Пршибор) в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет.

Впервые термин «психоанализ» был употреблён З. Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания.

В научном творчестве Фрейда исследователи выделяют три отдельных этапа: первый – приходящийся на 1886-1897 годы, второй – продолжавшийся с 1897 по 1923 годы, и третий – с 1923 по 1939 год – год его смерти. Эти три этапа соответствуют трем основным моделям психики, предложенным З. Фрейдом: модели аффективной травмы, топической и структурной модели. Каркас психоаналитической теории также составляют гипотезы и постулаты о психическом аппарате, бессознательном психическом и др.

Первоначально психоанализом называли конкретный метод лечения определенного типа нервного расстройства или психоневроза. Постепенно психоаналитическое направление стало научным и культурным движением, влияющим на теорию и практику академической дисциплины, и определило сознание целого ряда поколений. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.

В 1910 году на конгрессе, прошедшем в Нюнберге, аналитики объединились в Международную психоаналитическую ассоциацию. К 1935 году число членов Ассоциации значительно увеличилось. В 1938 году в связи с расцветом нацизма Фрейд с семьей был вынужден покинуть Австрию и поселиться в Англии, которой он всегда восхищался. Умер З. Фрейд в 1939 году. В последние годы жизни в своих многочисленных книгах и статьях Фрейд писал не только о психоанализе как о методе лечения выведенных из состояния душевного равновесия людей, но также и о значении разработанных им теорий для повседневной жизни.

В настоящее время различают психоанализ и психоаналитически ориентированную психотерапию. Психоанализ наиболее интенсивный и строгий по форме тип психотерапии. Психоаналитическая психотерапия основана на принципах и методиках, используемых в классическом психоанализе, но менее интенсивна. Большая часть современных психоаналитиков не признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств, преимущественно сексуальное значение образов в сновидениях также подвергается сомнению. В то же время, введенное Фрейдом понятие бессознательного, методы проработки скрытых причин симптомов, и рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Современные психоаналитики ввели в лечебную практику много новшеств, таких как: ограничения в продолжительности терапии; групповая и семейная терапия, проводимая с аналитических позиций; сочетание традиционных методов анализа с назначением лекарственных препаратов.

Среди психоналитически ориентированных концепций наиболее известными являются: аналитическая психология Карла Густава Юнга (Jung C. G.); индивидуальная психология Альфреда Адлера (Adler А.); волевая терапия Отто Ранка (Rank О.); активная аналитическая терапия Штекеля (Stekel W.); итерперсональная психотерапия Гарри Салливана (Sullivan H. S.); интенсивная психотерапия Фромм-Райхманн (Fromm-Reichmann F.); характерологический анализ Карен Хорни (Horney K.); гуманистический психоанализ Эриха Фромма (Fromm E.); Эго-анализ Мелани Кляйн (Klein M.); психотерапия объектных отношений по Кернбергу (Kernberg O. F.); Чикагская школа Фрица Александера (Alexander F. G.) и Френч (French Т. М.); секторная терапия Дойча (Deutsch F.); объективная психотерапия по Карпману (Karpman В.); краткосрочная психодинамическая психотерапия (Александер (Alexander F. G.), Сифнеос (Sifneos P. E.), Малан (Malan D. Н.), Беллак (Bellak A. S.), Девенлу (Devanloo Н.), Страпп (Strupp Н. Н.); психобиологическая терапия Майера (Meyer A.); биодинамическая концепция Массермана (Masserman J. Н.); адаптационная психодинамика Радо (Rado S.); гипноанализ Волберг (Wolberg L. R.); характерологический анализ Райха (Reich W.) и др.

Основные разделы и категории концепции

Основными разделами психоанализа являются: 1) топическая модель (теория) психического аппарата психики (бессознательное, предсознательное, сознательное); 2) структурная модель (теория) психического аппарата (Ид, Эго, Суперэго); 3) базовые инстинкты и виды психической энергии; 4) теория психосексуального развития; 5) базовые комплексы (Эдипов комплекс, комплекс Электры, комплекс кастрации и др.); 6) природа тревоги; 7) теория защитных механизмов; 8) теория неврозов.

1) Топическая модель (теория) психического аппарата. Свое название модель получила в связи со стремлением Фрейда изобразить психику «топографически». Присвоенные различным системам психического аппарата названия указывают на их расстояние от поверхности этого образования, то есть сознания. Эти три системы называются: система бессознательного (Бсз), система предсознательного (Псз) и система сознательного (Сз). Система бессознательного находится в самом глубоком, укромном и недоступном месте психического аппарата, тогда как система сознательного составляет самую верхнюю и наиболее доступную его часть.

Между этими системами имеются границы, которые, однако, нельзя однозначно определить и которые не всегда являются действенными. Во сне, например, они считаются легко проницаемыми. Также считается, что эти границы стираются в период относительной душевной гармонии и «психического равновесия» и только во время душевных конфликтов эти различные системы следует считать строго разграниченными и отдельными сущностями. Желание смерти сопернику может, например, приниматься всеми тремя системами, пока этот соперник в добром здравии, но, если он вдруг заболел (особенно если он к тому же является любимым членом семьи), может возникнуть конфликт; посредством вытеснения желание может быть отнесено в систему бессознательного[12].

Бессознательное содержит материал психической жизни человека, недоступный для сознания из-за подавления; представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что оказываются подавлены или вытеснены в область бессознательного (забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавленные сексуальные и агрессивные желания). Содержания бессознательного постоянно пополняются новыми вытеснениями. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом влияет на наше повседневное функционирование.

Фрейд постулировал ряд гипотетических процессов, происходящих в бессознательном. К ним относятся первичный процесс и отличающийся от него коренным образом вторичный процесс (который характеризуется тем, что происходит в предсознательном и сознательном). Фрейд выделил следующие свойства бессознательного, присущих первичному процессу: вневременность (не связанность с течением времени); игнорирование реальности и подчиненность принципу удовольствия; психическая реальность (в бессознательном воспоминания о реальных событиях и воображаемых переживаниях между собой не различаются); непротиворечивость; неотрицаемость; слова как вещи (абстрактные слова и рассуждения могут восприниматься там совершенно буквально и конкретно).

Предсознательное – система, которая постепенно развивается вследствие психического взаимодействия между инстинктивными желаниями и инстинктивными побуждениями, с одной стороны, и внешним миром – с другой. Система, в которой приходящие из бессознательного инстинктивные желания проверяются, изменяются, отвергаются, или же допускаются к поверхности сознания и обретают подвижность. Состоит из того, что может легко перемещаться из бессознательного в сознательное; является бессознательным в определенный период времени («бессознательное в относительном смысле»); содержит весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, то, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу.

Задачи предсознательного: критическая оценка (цензура) эмоциональных состояний и проникающих представлений, прежде чем они смогут попасть в сознание; цензура инстинктивных желаний и их дериватов; создание структурированной системы памяти; проверка реальности (способность различать воображаемое и действительное); связывание психической энергии (исчезновение диктаторского характера влечений, хотя и на время); контроль над доступом к сознанию и обретением подвижности (защита сознания от насилия со стороны неприятных переживаний и удержание индивида от поступков, которые могли бы создать угрозу его жизни, авторитету, самоуважению или его представлениям о моральных ценностях и т.п.); право распоряжаться развитием аффектов; использование защитных механизмов (в отличие от вытеснения, отсылающего инстинктивное желание или его дериват в бессознательное, некоторые другие защитные механизмы позволяют дериватам инстинктивных желаний продолжить свой путь в сознание в несколько измененном виде); предсознательное – место возникновения продуктов воображения; симптомообразование (если вытеснение инстинктивного желания или его дериватов остается безуспешным, предсознательное может добиться компромисса в виде невротического симптома).

Сознательное содержит материал, о котором человек может дать вербальный отчет; состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Это лишь малый процент информации, включающий, проникающие из предсознательного содержания, знания о внешнем мире, а также телесные ощущения, которые получили определенную степень внимания. После отступления сознательного внимания от этих содержаний они становятся предсознательными. Система сознательного имеет много общих черт с предсознательным. К ним относятся процесс испытания реальности, а также то обстоятельство, что в обеих системах господствует в основном принцип реальности, здесь также можно говорить о преобладании вторичного процесса.

2) Структурная модель (теория) психического аппарата. Перейти от топической к структурной концепции З. Фрейда подвигли как теоретические рассуждения, так и клинические факты. В 1923 году З. Фрейд вводит понятия Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я), в которых отсутствует какая-либо явная или неявная связь с качеством сознания и которые в итоге составили структуру личности.

Ид (Оно) – резервуар (основной источник) всей психической энергии и унаследованных инстинктов, присущих человеку от рождения. Это темная, недоступная часть нашей личности, которая включает комплексы, фантазии, воспоминания, желания, существование и содержание которых можно только предполагать, которые становятся сознательными после преодоления сопротивления в процессе психоанализа. В своем развитии Ид предшествует Эго, т. е. психический аппарат начинает существовать как Ид, часть которого затем развивается в Эго. Это самая архаическая структура психики, действующая бессознательно, в соответствии с принципом удовольствия. Ид включает две группы базовых инстинктов: влечения к жизни, или сексуальных инстинктов, и влечения к смерти, или инстинктов агрессии (разрушения). Энергия сексуального инстинкта называется либидо (в пер. с лат. – желание, влечение, страсть). Когда энергия инстинктов переполняет Ид, человек испытывает дискомфорт, напряжение, которое требует выхода или в форме рефлексивных действий, или путем трансформации энергии (замещения, или в виде болезненных симптомов), или проявляясь в образах и мыслях, неподверженных цензуре сознания и морали.

Эго – элемент структуры личности, образуется из Ид, включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром. Подчиняется принципу реальности, накладывая ограничения на стремления Ид к удовольствию и призывая к здравому смыслу. Работает на сознательном, предсознательном и динамически бессознательном уровнях. Когда инстинкты Ид вступают в острый конфликт с социальными нормами, у Эго есть средства, чтобы ослабить возникшее психическое напряжение. Этими средствами являются защитные механизмы, обладающие двумя особенностями. Они отрицают или искажают действительность и делают это бессознательно.

Функции (задачи) Эго: восприятие реальности (включая самовосприятие) и адаптация к ней; самосознание; контроль за поведением; использование тревоги (страха) для самосохранения; видение сновидений, и др.

Эго-стабильность (здоровое Эго): отсутствие инфантильной враждебности, обусловленной влиянием Ид; отсутствие идей самообвинения, обусловленных влиянием Суперэго; слабая выраженность механизмов психологической защиты; слабая выраженность магического мышления; отсутствие инфантильной переоценки собственных возможностей; функционирование в соответствии с реальностью; способность отстраниться от фикций (термин Альфреда Адлера, Adler), т.е. принципов, идей, целей, не имеющих отношения к реальности, носящих символическое значение, которых, однако, придерживаются большинство людей; способность вступать в спонтанные связи (термин Эриха Фромма, Fromm), т.е. связи, в которые человек вступает в процессе самореализации, не поступаясь своими индивидуальными качествами.

Суперэго – этическое или моральное образование в структуре личности; формируется в человеке в последнюю очередь, представляя собой голос морали, нормы семейной и общественной жизни и авторитет власти. Является результатом интериоризации социальных норм и ценностей, передаваемых в основном родителями. Оценивает действия Ид, испытывая гордость и удовлетворение в случае его нормального поведения или ощущая стыд и вину, когда индивид нарушает какие-либо нормы.

Фрейд разделил Суперэго на две системы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний, включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят, ведет к установлению для себя высоких стандартов.

Суперэго (Сверх-Я) развивается в процессе социализации; контролирует социальное поведение. В Суперэго развиваются самонаблюдение, самокритика, другая рефлексивная деятельность, локализуются родительские установки. Предписания Суперэго могут находиться в конфликте с ценностями человека. Супер-Эго ребенка строится, собственно, не по примеру родителей, а по родительскому Супер-Эго; оно наполняется тем же содержанием, становится носителем традиции, всех тех сохранившихся во времени ценностей, которые продолжают существовать на этом пути через поколения».

Система «совести» — результат социального контроля, одобрения или неодобрения действий ребенка; система «идеал-Я» — результат идентификации ребенка с одним из родителей с компонентом «отец-идеал» (выделен Эрнестом Джонсом).

Согласно Фрейду в здоровой нормальной личности все три системы должны быть сбалансированы. Те, у кого Ид доминирует над Эго и Суперэго, импульсивны и эгоистичны. Чрезмерная власть Суперэго выражается в жестком, менторско-авторитарном поведении.

3) Базовые инстинкты и виды психической энергии.

Инстинкт, согласно З. Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающихся в форме желаний, влечений. С количественной точки зрения влечение понималось как некое свободно перемещающееся количество энергии, которая, начиная с определенного уровня, стремится к разрядке, чтобы восстановить «психическое равновесие».

Инстинкт жизни (Эрос) – идея З. Фрейда о том, что люди стремятся к самосохранению. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты.

Сексуальный инстинкт- идея З. Фрейда о том, что людьми движет стремление к сексуальному удовлетворению или удовольствию. Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальным источником напряжения, и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Энергию сексуального влечения Фрейд называл «либидо».

Инстинкт смерти (Танатос) – идея З. Фрейда о том, что люди движимы побуждениями саморазрушения и смерти (часто выражаются внешне как агрессия). Инстинкты смерти лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийства и убийства.

Согласно З. Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

4) Теория психосексуального развития -теория, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Согласно З. Фрейду, человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий.

Оральная стадия (длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста) – первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот. Полость рта – включая губы, язык и связанные с ним структуры – является главным средоточием активности и интереса младенца. Даже в зрелости могут проявляться остаточные явления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне. Согласно Эриху Фромму: «Наркоманы и алкоголики – вечные младенцы, требующие соски».

Анальная стадия (начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни) – вторая стадия психосексуального развития, в ходе которой достигается контроль над кишечником, и удовольствие сфокусировано на удержании или выталкивании фекалий. Приучение ребенка к туалету представляет собой первую попытку ребенка контролировать инстинктивные импульсы. О регрессе либидо на анальный уровень могут свидетельствовать: «анальный юмор», копролалия («вербализация анальной агрессии»), повышенное внимание к деятельности кишечника.

Фаллическая стадия – третья стадия психосексуального развития, во время которой сексуальные органы становятся основным источником удовольствия и наслаждения. Первый этап: интерес к строению гениталий; открытие половой дифференцировки; начало формирования комплекса кастрации. Второй этап: комплексы Эдипа и Электры с опасностями отвержения со стороны родителя противоположного пола и наказания – со стороны родителя своего пола; окончание формирования комплекса кастрации; вытеснение комплексов. Третий этап: идентификация с родителем своего пола; формирование Суперэго – основного источника тревоги (в фазе «пресуперэго» тревога связана с реальными ситуациями и внешним миром). На фаллической стадии мальчики поглощены своим пенисом и идеей потентности, половой зрелости, мужественности и силы.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы, стремятся добиваться успеха у женщин, постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальных отношениях.

Латентный период (от 6-7 лет до начала подросткового возраста) – период, на протяжении которого внимание ребенка сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола. Либидо направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Не является собственно стадией.

Генитальная стадия – 6-12 лет (возникает с наступлением половой зрелости и длится до смерти) – четвертая и последняя стадия психосексуального развития, в ходе которой формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Энергия либидо сублимируется (десексуализируется). Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Генитальный характер проявляется у личности, прошедшей полный анализ, разрешившей Эдипов комплекс, «пробившей дорогу» через прегенитальную амбивалентность, инфантильную зависимость; нарциссизм.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника). Этим объясняется то, что подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 8303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.