Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В аналитической психологии




Процедуры и техники оказания психологической помощи

Юнг предлагал линейную модель психотерапевтического процесса. В качестве первой стадии он выделял исповедование, признание, или катарсис. Вторую стадию – прояснение причин – он связывал с фрейдовским психоанализом. Третья стадия – обучение и воспитание – близка адлерианской терапии. Она направлена на лучшую адаптацию к повседневной реальности. Четвертая стадия – психическая трансформация, объект своего главного интереса – Юнг противопоставлял ее трем предыдущим. Однако ясно, что совершенно невозможно представить реальную терапию как последовательную смену стадий.

Число встреч, начиная от четырех в неделю, постепенно снижается до 1-2 часов в неделю, так пациент должен учиться идти своим путем. Одно из важнейших изменений в технике анализа, введенное Юнгом, относится к отказу от использования традиционной психоаналитической кушетки. Он предпочитал ситуацию «лицом к лицу», подчеркивая тем самым равенство позиций клиента и аналитика. Они открыты друг другу, в ситуации «лицом к лицу» хорошо заметны невербальные сигналы, пространство коммуникации становится плотным и многоуровневым.

Юнг предлагает 3 метода для достижения сферы бессознательного: метод направленных словесных ассоциаций, анализ сновидений и метод активного воображения.

Метод направленных словесных ассоциаций заключается в том, чтобы испытуемый как можно более быстро ответил на слово-стимул первым пришедшим ему в голову словом-ответом. Время каждой реакции фиксируется.

В качестве слов-стимулов Юнг, в частности, использовал следующие (приведем список первых 30 формулировок из 100, специально подобранных К. Юнгом).

1) Голова; 2) Зеленый; 3) Вода; 4) Петь; 5) Смерть; 6) Длинный; 7) Корабль; 8) Платить; 9) Окно; 10) Дружелюбный; 11) Готовить пищу; 12) Спрашивать; 13) Холодный; 14) Ствол; 15) Танцевать; 16) Деревня; 17) Озеро; 18) Больной; 19) Гордость; 20) Готовить пищу; 21) Чернила; 22) Сердитый; 23) Необходимый; 24) Плавать; 25) Путешествие; 26) Голубой; 27) Лампа; 28) Грешить; 29) Хлеб; 30) Богатый.

Юнг описал 12 типов нарушения реакции: увеличение время реакции; реакция более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а мимикой; неправильное воспроизведение; непонимание слова-раздражителя или его механическое повторения и т.д.

Например, Юнг описывает случай, когда пациент постоянно повторял слово «короткий» и повторял там, где его употребление не имело смысла. По опыту Юнг знал, что такие слова относятся к самому испытуемому либо к его ближайшему окружению. Юнг сделал вывод, что в данном случае речь идет о пациенте и что таким способом он пытается выразить что-то очень болезненное для себя. Этот пациент был очень маленького роста.

Нарушенные реакции рассматриваются как «индикатор комплекса», т.е. свидетельство о наличии эмоционально-окрашенных представлений. Под комплексом понимается сочетание ассоциаций травматического, болезненного или аффектированного характера. Комплекс, связанный с физиологическими реакциями и обладающий собственной энергией, имеет тенденцию «образовывать как бы маленькую личность». Бессознательное, таким образом, состоит из неопределенного (неизвестного) числа комплексов, или фрагментарных личностей, персонификация которых может стать патологическим условием.

Юнг считал, что на продвинутых этапах достаточно один-два сеанса в неделю. Нормальными считались большие перерывы в анализе.

Анализ сновидений. Если по Фрейду, сон есть «искажение, которое маскирует оригинал», то согласно Юнгу, сон ничего не скрывает, он сам по себе закончен и целостен. Сон выполняет компенсаторную функцию, является проявлением саморегуляции психической системы. Анализ сновидений позволяет сделать доступным и уяснить новые точки зрения, он открывает новые пути, которые помогают преодолеть устрашающий застой и вывести из него. Юнг выделяет два типа компенсаций. Первый наблюдается в отдельных сновидениях и компенсирует текущие односторонние установки Эго, направляя его к всеобъемлющему пониманию. Второй тип можно заметить только в большой серии сновидений, в которой одноразовые компенсации организуются в целенаправленный комплекс индивидуации. Для понимания компенсации необходимо иметь представление о сознательной установке сновидца, личном контексте каждого образа сновидения. Для понимания процесса индивидуации, лежащего в основе компенсации, по мнению Юнга, необходимо также обладать познанием в области мифологии и фольклора, знанием психологии примитивных народов и сравнительной истории религий.

К. Юнг вошел в историю науки также изучением более камерных культурных феноменов, в частности анализом особенностей содержания сновидений, поиском в них архетипического смысла, исследованием случайных совпадений одномоментных событий, не связанных друг с другом. (Например, смерть родственника и одновременно тревожный сон; совпадения событий у близнецов, длительное время не имевших контактов друг с другом; проявление сверхинтуиции, как это было со шведским философом Сведенборгом, почувствовавшим на большом расстоянии пожар у себя в доме.) К. Юнг объяснял это синхронностью и связывал с архетипами, проявлявшимися одновременно ментально и физически. Они дают человеку доступ к абсолютному знанию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.