Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития индивидуальной психологии




Надо смотреть не в рот человеку, а на его кулаки.

Мартин Лютер (любимый афоризм А. Адлера)

Индивидуальная психология – теория личности А. Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.

Адлер Альфред (Adler A., 1870-1937) – основатель индивидуальной психологии, родился в Вене. Тяжелые заболевания, перенесенные им в детстве, повлияли на выбор специальности врача. В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, где изучал медицину. После окончания университета работал врачом-офтальмологом, потом терапевтом. Постепенно его интересы стали смещаться в область неврологии и психиатрии. В 1902 г. Адлер одним из первых вступил в кружок

Альфред Адлер (1870-1937) психоаналитиков, организованный З.Фрейдом.

Появившаяся в 1907 г. идея о неполноценности того или иного органа человека как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием компенсации стала фундаментальным положением в концепции Адлера.

Постепенно расхождения между Фрейдом и Адлером стали значительными. Адлер покинул психоаналитическое общество и основал собственную Ассоциацию индивидуальной психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» - то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом.

Большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт. Он подчеркивал детерминирующее влияние социума на каждого человека и важность социальных интересов – чувства общности, кооперации и альтруизма; одним из первых привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания – эмоционального отвержения и попустительства – в возникновении неврозов.

Многие идеи А.Адлера актуальны и сегодня, среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсаторные усилия, недостаточность органа и психосоматика, «комплекс неполноценности», роль отвержения в развитии антисоциальной личности; компетентность как признак зрелости; самооценка и стремление к власти; концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения; самореализация и полезность для других; психическое здоровье и творчество, а также многие другие. Сосредоточение на социальных детерминантах поведения настолько важно в концепции Адлера, что он признан первым социальным психологом в современной теории психологии.

Основные разделы и категории концепции

Основными структурными компонентами концепции А. Адлера являются: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

1) Чувство неполноценности и компенсация – ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой борьбы за превосходство. Например, люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства и силы.

Компенсация – попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков.

Однако ощущение неполноценности может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

2) Стремление к превосходству – стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала; выступает как мощная движущая сила, лежащая в основе поведения человека. Это стремление является общим для всех, в норме и патологии. Будучи неясным и в основном неосознаваемым в начале своего формирования в детские годы, со временем оно становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

В то же время, превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, таких, которые борются за превосходство посредством эгоистического поведения и озабоченности достижения личной славы за счет других. Хорошо приспосабливающиеся люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитивном направлении, так, чтобы оно соотносилось с благополучием других людей.

У некоторых людей может проявляться комплекс превосходства (гиперкомпенсация) – тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности, преодолевая тем самым чувство неполноценности. Например, человек может быть убежден, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект. Или же считает, что он должен показать все, что знает о кинозвездах, делает это при каждом удобном случае, может даже отвергать все остальные темы, лишь бы доказать, что он знает о кинозвездах больше всех. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое о себе мнение); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

3) Стиль жизни – уникальное соединение личностных черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума, объясняет постоянство нашей жизни. Впервые термин «стиль жизни» Адлер использовал в 1926 г.

Стиль жизни проявляется в том, как человек решает три основные проблемы: 1) профессиональная проблема (как найти занятие, которое позволило бы выжить при всех ограничениях земного мира); 2) проблема сотрудничества и дружбы (как найти такое место среди людей, чтобы можно было сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества); 3) проблема любви и супружества (как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни). Стиль жизни направлен на преодоление чувства неполноценности и упрочение чувства превосходства.

4) Социальный интерес – чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является критерием оценки психического здоровья человека. Наши жизни ценны только в той степени, в которой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех других. У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство, поглощены своими интересами и самозащитой. Для диагностики социального интереса используются вопросники, шкалы наблюдения и проективные методы.

Люди, у которых наблюдается стремление к превосходству и нулевой или негативный социальный интерес, характеризуются псевдокомпенсационным жизненным стилем. При этом приставка «псевдо-» подчеркивает, что они стремятся к компенсации, но делают это не путем прямого преодоления проблем, а с помощью окольных способов. Среди способов псевдокомпенсации Адлер называл следующие.

«Уход в болезнь» - то, что в психоаналитических учениях считается вторичным выигрышем от симптома. Согласно Адлеру, любой симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества: а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем; б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими; в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других.

«Уход в слабость». Слезы и жалобы – средства для того, чтобы разрушить сотрудничество и свести других людей до положения рабов. «Растяпы», «невезунчики», алкоголики, жертвы общей жестокости мира и черствости окружающих, - все они ищут превосходства в том, что стараются доказать, как они слабы и несчастны.

«Леность», а также поиск «объективных» объяснений своего бездействия служат хорошим оправданием собственных неудач и отсутствия активности и инициативы в решении жизненных задач.

«Лживость» (хитрость, обман) также служит способом привлечения внимания к себе, компенсацией достижений.

«Жестокий тиран» мстит окружающему миру за невозможность беспрепятственно удовлетворять свои прихоти. И не обязательно в форме крайнего злодейства: это могут быть любовь к порядку и дисциплине, непримиримая борьба с разного рода оппонентами (научными, политическими, религиозными и т.п.), карьерное самоутверждение, разного рода азартные и рискованные игры.

«Комплекс превосходства» выступает и как анестезия чувства недостаточности, и как психостимулятор, позволяющий индивиду оказывать значительное позитивное или негативное влияние на других. Подобный тип псевдокомпенсации присущ многим учителям, вождям, гуру и т.п., однако неразвитость социального интереса делает любые их выдающиеся достижения бесполезными как для общества, так и для них самих.

«Самореклама» служит стремлению завоевать одобрение и признание окружающих. Таким индивидам требуется постоянное подтверждение их значимости со стороны других людей, а также поддержка и защита.

5)Творческое «Я» – концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.

Концепция творческого «Я» является высшим достижением Адлера как персонолога. Творческие способности расцветают в раннем детстве. Их присутствие дает человеку возможность создать свой собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением.

6) Порядок рождения – порядковая позиция индивидуума в семье (например, первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни. Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же условиях, у них все же нет идентичного социального окружения.

Первенец (старший ребенок), как правило, получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его привилегированного положения. Попытка отвоевать свое верховенство в семье оказывается бесполезной. В результате первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Самый старший ребенок в семье, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству.

Второй (средний) ребенок с самого начала включается в соревнование со старшим братом или сестрой. В результате, темп его развития нередко оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Для него характерна ориентация на достижения.

Последний ребенок (самый младший) находится в самом уникальном положении: он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом; если родители ограничены в средствах, то у него практически нет ничего своего, ему приходится пользоваться вещами других; положение старших задает ему тон, в результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом.

7) Фикционный финализм – термин, предложенный А. Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Например, некоторые люди исходят в своей жизни из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогут достичь почти всего. Согласно Адлеру, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции, – это вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью.

Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход жизни, служат следующие: «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».

По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение в жизни человека. Фиктивная цель наполняет жизнь человека смыслом, помогает более эффективно разрешать жизненные проблемы.

Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Например: ипохондрик, который ведет себя так, как будто он действительно болезни; человек, страдающий паранойей и действующий так, как будто его действительно преследуют; нацист, убежденный в превосходстве арийской расы над всеми остальными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.