Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии гештальт-консультирования




В гештальт-консультировании

Процедуры и техники оказания психологической помощи

Условия проведения гештальт-консультирования. Перлс считал, что для консультирования ему необходимы шесть следующих элементов: 1) умение; 2) «клинекс» (косметическая салфетка); 3) «горячий стул»; 4) пустой стул; 5) сигареты; 6) пепельница.

1. Здесь и теперь. На этой стадии терапевт начинает устанавливать контакт с клиентом, общаясь с ним и собирая информацию. В это же время ведутся наблюдения за языком тела клиента, слушаются содержание и интонация голоса, обращается внимание на личностный, интуитивный ответ на “историю клиента”. Клиент будет предъявлять события, которые будут либо достаточно современными, т.е. они всегда находятся здесь и теперь (в текущий момент времени, в сегодняшней жизни клиента), либо “историческими”, т.е. возникшие в прошлом незаконченные дела, которые влияют на сегодняшнее функционирование. Вне зависимости от этого, терапевтический процесс фокусируется на происходящем здесь и теперь. Если событие относится к истории, для терапевта важно определить первоначальную незавершенную ситуацию или стадию развития, которая повлияла на нее. Например, если клиент предъявляет проблему доверия и безопасности: “Я не высовываюсь!” или “Я перепробовал все и ничего не помогает!”,– незавершенная ситуация относится к стадии “доверия-недоверия”. Если клиент нерешителен и/или имеет трудности в уверенности в себе, незавершенная ситуация относится к стадии автономии “стыд-вина”. Большинство клиентов предъявляют незавершенные ситуации, относящиеся к нескольким развивающим стадиям; поэтому терапевт должен определить наиболее подходящую стратегию, приближающую к проблемам развития клиента, т.е. последовательность работы с проблемами соотносится со стадиями развития.

2. Выделение проблемы. Терапевту необходимо определить есть ли кризис, требующий немедленного внимания и быстрого принятия решения, либо это вопрос, требующий глубинного исследования/ вмешательства. Если это кризис, т.е. решение касается аборта, развода/отделения, и/или оскорбления, роль терапевта - обеспечить поддержку, безопасность среды, в которой клиент сможет принять свое собственное решение, где он сможет открыть альтернативные формы поведения или решения и где он может внедрить их в свою жизнь.

3. Начало эксперимента. Этот шаг - творческий аспект гештальттерапии. Терапевт создает эксперимент, основанный на жизненно важной информации, полученной от клиента, и на результатах диагностики, т.е. развивающих стадий и невротических процессов.

4. Углубление эксперимента: вскрытие причин поведения. На этой стадии клиент устанавливает контакт со своими чувствами. Он соприкасается с самыми глубинными проблемами, которые влияют на его сегодняшнюю жизнь.

5. Исследование альтернативных форм поведения. После того как клиент идентифицировал и вскрыл причины своего поведения, терапевт помогает внедрить это осознание/новое знание в жизнь клиента. Этот процесс проходит через исследование альтернативных форм (мысленных паттернов, осознаний) поведения.

6. Интеграция. Эта стадия состоит из двух частей: а) восстановление внутреннего (глубинного) ребенка клиента (reparenting); б ) внедрение новых форм поведения и т.д. в жизнь клиента. Reparenting включает в себя диалог между внутренним ребенком клиента и внутренним “хорошим родителем” клиента. Например, ребенок, может быть в первый раз, просит то, что ему на самом деле надо. Внутренний “хороший родитель” отвечает ему как действительно любящий хороший родитель. Это делается постоянно и продолжается до тех пор, пока внутренний “хороший родитель” не окажется способным общаться, слушать и с любовью поддерживать внутреннего ребенка, т.е. пока не произойдет смены внешнего фокуса поддержки на внутреннюю поддержку.

Стадия интеграции завершает работу и помогает клиенту исследовать то, что он собирается делать в своей жизни по-другому. Этот процесс также усиливает “устойчивость” клиента и вне терапевтических встреч.

Основные процедуры, используемые в гештальтгруппах. К основным процедурам, которые используются в гештальтгруппах, относятся: расширение сознания; интеграция противоположностей; усиление внимания к чувствам; работа с мечтами; принятие ответственности за самого себя; преодоление сопротивления.

1. Расширение осознания заключается в использовании упражнений, направленных на осознание того, что принадлежит внутренней и внешней зонам; участники группы учатся направлять внимание на свои организмические процессы, осознавать различия между ощущениями внутренней или внешней зон. Невротическое функционирование возникает, когда между внешними нашими внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазии. Осознание очень важно при работе на «горячем стуле». Пациент получает от руководителя задание попробовать осознать свои ощущения, возникающие во время дыхания, движения, при определенной позе и т.п. Это задание заставляет его действовать по принципу «здесь и теперь», уменьшая воздействие средней зоны.

2. Интеграция противоположностей выражается в совмещении крайностей и противоположностей, свойственных каждому человеку: маскулинность/фемининность; зависимость/отчужденность; рациональность/эмоциональность; эгоистичность/бескорыстие; нападающий/защищающийся. Работа идет до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Наиболее часто разбираемым в гештальтгруппах примером противоположности является конфликт между «нападающим» и «защищающимся». «Нападающий» интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. «Защищающийся» постоянно саботирует эти манипуляции со стороны «нападающего», говоря: «Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь». Используется процедура «горячий стул».

3. Усиление внимания к чувствам. Когда человек полностью переживает свои чувства, то в действительности осознает, чего же он хочет и к чему стремится. Используются упражнения, позволяющие выявить заблокированные чувства и завершить незавершенный гештальт. В результате освобождается энергия, которая тратилась на сокрытие травмирующего чувства, и которая теперь может быть направлена на продуктивные цели; проясняются противоположности, вовлеченные в конфликт, интегрируясь в единое целое. Так, участница, находясь на «горячем стуле», может не осознавать, что во время рассказа о своем несчастливом замужестве она ударяет кулаком по бедру. Руководитель группы должен заметить это и перевести внимание участницы с невыразительного рассказа на активные физические действия.

4. Работа с мечтами. Перлз считал, что мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего «Я», которые подавляются или от которых мы отказываемся, и, таким образом, они несут уникальную информацию для того, кто их создает. При работе с мечтой клиент получает задание описать свою мечту в настоящем времени, что позволяет клиенту пережить связанные с ней чувства. Каждый объект или фигура мечты представляет собой отчужденный фрагмент личности. Для того чтобы вновь присвоить их, он должен выявить их, идентифицируясь с каждым объектом своей мечты.

5. Принятие ответственности за самого себя. Люди часто делают других ответственными за самих себя, полагая, что их чувства вызываются другими людьми, и что они поэтому являются жертвами чужих воздействий. Неспособность индивидуума принять ответственность за свое «Я» свойственна для всех невротических механизмов. Тенденция избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными других говорит о том, что у человека проявляются такие симптомы, которые Перлз назвал «дырами в личности». Гештальтерапия помогает преодолеть невротические механизмы с помощью изменения средств коммуникации и структуры языка.

6. Преодоление сопротивления. В гештальттерапии сопротивление обозначает, что член группы не выполняет те упражнения, которые рекомендуются ему руководителем. Сопротивление используется для уменьшения риска переживания негативных чувств и в конечном счете ограничивает свободное функционирование. Клиентов просят осознать язык своего тела, ощутить собственное дыхание, особенности голоса и эмоции, а также дать себе отчет в каких бы то ни было навязчивых мыслях. С помощью данной техники клиенты учатся осознавать каждую свою потребность, а также то, как их чувства и поведение, имеющие отношение к одной области, связаны с чувством и поведением, имеющим отношение к другим областям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.