Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники оказания психологической помощи в гештальт-консультировании




1. Работа со сновидениями. Перефразируя Фрейда, Перлс говорил, что «сон – это королевская дорога к интеграции личности». В гештальттерапии сновидения – это окно в неинтегрированные конфликты, обиды, желания, страдания и радости. Сновидения – это экзистенциальные сообщения, а не только отражение незаконченных ситуаций, текущих проблем или симптомов. Сны не интерпретируются, а используются для интеграции личности. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексий. Клиенту предлагается последовательно идентифицировать себя с разными элементами и пересказать свои сновидения или их часть, используя настоящее время, как будто клиенту это снится теперь.

Например, клиент И. рассказал о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу, что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня, показывает клыки. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет. А еще я хочу есть и пить; может быть, ты меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что он был связан с отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно. Работа со сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.

Хотя диалог со сном был открыт не Перлзом, его метод фокусировки на этих внутренних конфликтах и нахождение решения в процессе работы с ними был прорывом в психологии сна. Можно сказать, что он придал работе со сном более глубокое измерение. Во сне вскрывается один из важных “тупиков”, который невротик стремится разрешить. Следование ему - кратчайший путь работы со сном в гештальт-подходе.

Пусть человек расскажет сон от первого лица настоящего времени, представляя его “здесь и сейчас”. Выберите отрывок сна, с которого вы начнете или предложите это сделать клиенту. Клиент должен выбрать подушки для каждого элемента сна. Затем клиент идентифицируется с каким-либо лицом или вещью, и драма начинается. Во время последовательной идентификации клиента с каждым действующим лицом/элементом сна пусть он описывает свою роль в этом сне. Определите основных действующих лиц (или подушки) и заставьте клиента действовать в этом сне. Главные действующие лица/подушки сталкиваются и разговаривают друг с другом под руководством терапевта до тех пор, пока их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение или интеграция. Момент, когда человек, видящий сон, просыпается, называется "тупиком"; поощрите его придумать окончание сна и разыграть его.

На протяжении всей работы используются следующие техники: клиент поощряется повторять важные фразы; физически выражать чувства, возникающие во сне; в моментах, определяемых терапевтом, осуществляется углубление.

2. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает провести диалог между фрагментами собственной личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом) и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком.“Горячий стул” – наиболее известный инструмент гештальт-терапевтов. Эксперимент “горячий стул” – это встреча “лицом к лицу” на подушках или стульях двух конфликтующих частей себя (полярностей) или клиента и другого человека (других людей).

Процедура такова: напротив стула, который занимает клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на которого «сажают» воображаемого собеседника[40]. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то, например, с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Члену группы не предлагается выбрать что-то одно между двумя группами потребностей. Цель диалога заключается в том, чтобы «закончить» в настоящем ситуации, не законченные в прошлом, то есть «оживить» процесс формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может выразиться в компромиссе между двумя группами потребностей или одобрительном принятии отрицательного компонента своего «Я».

Задача терапевта - поддерживать аутентичное столкновение частей “Я” или “Я” и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. Терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупикаи необходимость дальнейшей работы

3. Совершение кругов, или идти по кругу. Используется для стимулирования клиентов к новому поведению и свободы самовыражения. Клиент по просьбе ведущего обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Например, ему предлагается выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «Пожалуйста, подойдите к каждому группе и завершите следующее высказывание: «Я чувствую себя неудобно потому, что…»; «Я злюсь потому, что…»; «Я ненавижу всех, кто находится в этой комнате».

Многократное повторение фразы, выражающее какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента. Известен прием, когда Перлс предложил студенту, испытывающему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

4. Техника «наоборот». Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Например, застенчивый должен вести себя вызывающе; приторно вежливый – грубо; тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в «Я» новых структур опыта.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Клиенту предлагается громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. Особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания – это приводит к развитию внутренних коммуникаций.

6. Незаконченное дело. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии, невыраженные чувства вины или обиды. Именно с обидой работают в игре, которая начинается со слов «Я обижен…». Другой вариант: «Я виноват …». Пациенту предлагается с помощью пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.

7. Проективные игры на воображение. Проективные игры помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Наиболее популярная игра – «Старый заброшенный магазин». Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженные за окном.

Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: «Почему он оставлен в магазине?» На что похоже его существование в качестве этого предмета?». Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личные аспекты.

8. У меня есть тайна. В игре предполагается исследование чувства вины и стыда. Каждому из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть представление каждому участнику случая похвастаться перед другим, «какую страшную тайну он хранит в себе».

9. Репетиция. По мнению Перлза, люди тратят много времени, репетируя на «сцене воображения» многие свои различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. К сожалению, подготовка себя к каким-то жизненным ситуациям в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источниками негативного поведения. Поэтому репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

Дальнейшее развитие гештальт-терапии шло по пути интеграции ее и других подходов. В частности, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом. Также современные гештальт-консультанты уделяют большое внимание преподаванию теоретических основ и работе с познанием в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.