Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура второй половины XX в




Развитие науки и техники. Основой развития экономики пере­довых стран мира во второй половине XX в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к даль­нейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок впе­ред совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения — автомобилей, холодильников, микроволновых пе­чей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность живот­новодства. Научные открытия вели к созданию таких новых транс­портных средств, как реактивная авиация и космические ракеты.

В 70-е гг. XX в. начался новый этап научно-технической револю­ции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой данного этапа стало резкое сокращение сроков между научным от­крытием и его внедрением в производство. Своеобразным симво­лом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий XX в. стал неотъемлемой частью как про­изводства, так и частной жизни в развитых странах. Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество инфор­мации. Микропроцессоры начали широко применяться для авто­матизации производства. Огромные перемены произошли в сред­ствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копиро­вальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д.

Ярчайшие достижения науки второй половины XX в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутни­ка Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, со­здание орбитальных космических станций и многоразовых косми­ческих кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность кос­мических исследований заметно снизилась, однако они продол­жаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.

Новые черты культуры. В 40 — 50-е гг. XX в. главной темой про­изведений искусства являлась прошедшая война. Событиям вой­ны были посвящены памятники и монументы, литературные про­изведения, важнейшее место военная тема занимала в кинемато­графе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прош­лым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Кел­лермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с ог­ромной силой эти проблемы были подняты в произведениях став­шего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г. Бёлля (ро­ман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведе­ниях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. Ремарк).

Для всех этих произведений характерен реалистический под­ход. Это же отличает творчество американских писателей того вре­мени У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. Реализм в литературе сохранял­ся и позже.

Подобные явления наблюдались и в кинематографе. После вой­ны огромную известность получают итальянские фильмы, создан­ные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения Сопротивления.

В 60 —70-х гг. XX в. в Италии снималось немало фильмов, обра­щенных к социальной и политической тематике. В них остро ста­вились проблемы власти и справедливости, свободы и анархии.

Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди амери­канских фильмов также немало таких, которые обращались к ак­туальной социально-политической тематике. Так, многие выдаю­щиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме («Возвраще­ние домой» Х.Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров — вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фан­тастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» Дж.Лукаса, «Крестный отец» Ф.Коппо­лы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том чис­ле в критическом плане оценивают состояние американского об­щества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д.Финчера).

Популярными остаются различные модернистские направле­ния. В 40—50-е гг. XX в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Ка­мю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружа­ющего мира, внутренней свободы человека как возможности сде­лать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требо­ваниями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставилась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий.

С 50-х гг. XX в. популярными становятся авангардистские тече­ния, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощуще­ниях и переживаниях героев. Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес яв­лялся «маленький человек» с его беспомощностью перед судь­бой, паническими настроениями.

Большим успехом с 60-х гг. XX в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др.).

Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», в котором авторы помещают своих героев в придуман­ный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена.

Модернистские направления господствовали и в изобразитель­ном искусстве. Здесь начался новый этап, названный постмодернизмом. В отличие от модернизма, который следовал определен­ным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40 —60-е гг. XX в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства.

В 60 —70-е гг. XX в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Ху­дожник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявля­ется «фактом искусства».

Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господству­ющее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появле­ние в 60-е гг. XX в. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его классика­ми стали певец Э.Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Поз­же появились и другие направления. Возникает огромная индуст­рия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его звуко- и видеозаписями.

В целом для культуры второй половины XX в. характерен про­цесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, стерео­типы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.

Вопросы и задания

1. Каковы были основные тенденции развития государств в начале XX в.?

2. С чем связано «пробуждение Азии»? Какие события свидетельству­ют об этом?

3. Дайте характеристику уровня развития, внутренней и внешней по­литики России в начале XX в.

4. Каковы причины и ход революции 1905—1906 гг. в России? Какие она имела последствия?

5. В чем суть аграрной реформы П.А.Столыпина? Каковы ее ход и результаты?

6. Что такое «серебряный век» русской культуры? Перечислите его основные достижения.

7. Какие события стали предпосылками Первой мировой войны? Ка­ков ее ход и результаты? Как война повлияла на внутреннее состояние воюющих стран, на развитие военной техники?

8. В чем причины падения самодержавия в России? Расскажите об основных событиях февраля —октября 1917 г.

9. Каковы причины Октябрьской революции 1917 г.? Какие первые мероприятия провели большевики?

10. Раскройте суть новых явлений в жизни стран Европы после Пер­вой мировой войны.

11. Дайте характеристику развития передовых капиталистических стран между двумя мировыми войнами.

12. Что такое тоталитарные и авторитарные режимы? В чем причины прихода нацистов к власти в Германии? Каковы были главные направ­ления их политики?

13. Расскажите о международных отношениях между двумя мировыми войнами.

14. В чем состояли особенности развития культуры в первой половине XX в.?

15. В чем причины Гражданской войны в России? Какие она имела послед­ствия? Расскажите о политике, которую проводили в те годы большевики?

16. Что такое нэп, каковы его причины и результаты? Расскажите об образовании СССР.

17. С чем связан курс на ускоренную индустриализацию и коллекти­визацию в СССР? Какие социальные процессы происходили в стране? Проанализируйте итоги развития СССР в 30-е гг. XX в.

18. Каковы достижения советской культуры 20 —30-х гг. XX в.?

19. Как страны Азии боролись за независимость и свободу в 20 — 30-е гг. XX в.?

20. В чем причины Второй мировой войны?

21. Опишите основные военные операции Второй мировой войны. Почему советский фронт был главным в войне?

22. Каковы итоги Второй мировой войны? Как изменилось положе­ние ведущих держав после войны?

23. Назовите причины «холодной войны». В чем выражалось противо­стояние США и СССР в период «холодной войны»?

24. Охарактеризуйте развитие ведущих капиталистических стран во второй половине XX в.

25. Как происходило восстановление хозяйства в Советском Союзе в первые послевоенные годы?

26. Какие изменения в стране произошли после смерти И. В.Сталина?

27. Какие реформы проводились в СССР в 50 —60-е гг. XX в.?

28. Каковы итоги развития СССР к началу 80-х гг. XX в.?

29. Какие процессы в социальной жизни происходили в СССР в 50 — 70-е гг. XX в.?

30. Перечислите достижения СССР в сфере культуры.

31. Что такое перестройка? Каковы ее направления? К чему она при­вела?

32. Дайте характеристику развития стран Восточной Европы во вто­рой половине XX в.

33. Расскажите о крушении колониальной системы. Как развивались освободившиеся страны во второй половине XX в.?

34. Охарактеризуйте основные события истории Индии и Китая во второй половине XX в.

35. В чем особенности развития стран Латинской Америки?

36. Какую эволюцию претерпели международные отношения во вто­рой половине XX в.? Перечислите главные события в этой сфере.

37. Какие реформы проводились в России после 1991 г.? Каковы их результаты?

38. Дайте характеристику современного этапа развития России.

39. Назовите главные явления культуры второй половины XX в.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.