КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема поиска идеала для самих психологов-консультантов
Как уже отмечалось во введении, не все психологи восприняли проблему элитарных ориентации как актуальную и значимую для себя. Но то, что многие из них хотя бы в глубине души стремятся к лучшему, у нас сомнения не вызывает. Проблема в данном случае заключается лишь в том, что понимать под этим «лучшим» и какими словами это обозначать... Стремление к элитарному идеалу в профессиональной деятельности психолога совсем не следует понимать как желание «возвыситься» над клиентами или, что еще страшнее, над своими коллегами-психологами... В наиболее достойном (и наиболее сложном) варианте речь идет о стремлении стать лучше самого себя, что вполне соотносится с традиционно понимаемой самоактуализацией (по А. Маслоу) и самотрансценденцией (по В. Франклу). Но это невозможно без построения образа, идеала, к которому осознанно или подсознательно стремится каждый уважающий себя специалист. Перефразируя известное изречение, можно сказать: «Плох тот психолог, который не мечтает стать хорошим (еще лучше) психологом». В данном случае важно не столько достижение какого-то профессионального уровня, а именно стремление, ориентация на что-то еще более совершенное, т.е. то, что и названо «элитарной ориентацией». Идеал как бы перемещается из плоскости конкретного достижения в плоскость творческого напряжения, переживания, поиска и особой радости по поводу своего не прекращающегося профессионального и личностного роста. Соответственно, психолог, у которого в профессиональном плане уже все «без проблем», — это не элитарный идеал. Мы прекрасно понимаем, что само упоминание об «элитарных ориентациях» психологов может быть вос-
принято кем-то как что-то нескромное, а то и неприличное, ведь некоторые психологи иногда убеждают себя в том, что они «такие тихие, такие скромные, совершенно не помышляют о том, чтобы казаться лучше, чем они есть». Нам представляется, что такая ложная скромность способна привнести в психологическую практику дополнительные проблемы. Например, некоторые потенциальные клиенты могут и не обратиться к психологу, который сам не стремится стать лучше или не изображает из себя представителя престижной и элитной профессии. Известно также, что одним из условий эффективной психотерапевтической помощи является созданный в сознании клиента «психотерапевтический миф», особая «атмосфера», сопричастность к чему-то необычному, а то и непостижимому, что и создает основу для улучшения состояния клиента (см. Огинская, Розин 1991). Кроме того, у самого психолога-скромника не будет не только внешних, но и внутренних стимулов к саморазвитию и самосовершенствованию, в том числе и стимула для понимания проблемы «элитарности». Еще Г. Лихтенберг говорил: «Скромник для меня более несносен, чем хвастун. Хвастун признает за каждым достоинство, излишне же скромный человек, по-видимому, презирает того, перед кем скромничает» (см. Разум сердца, 1990. С. 244). Естественно, мы не призываем к «хвастовству», а лишь к тому, чтобы при анализе достаточно деликатной проблемы элитарности обойтись и без самообмана, основанного на ложной скромности. Глава 2. ЭЛИТАРНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |