КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л. Модель психологического «пространства» элитарности
Представленная ниже модель «пространства» элитарности (см. рис. 1) во многом близка к модели, предложенной В. Франклом, где на одной оси, отражен традиционно понимаемый жизненный успех, а на другой, главной оси, — «осуществление» человека как личности (Франкл, 1990. С. 303-306). На нашей модели также имеются две оси: внешняя атрибутика элитарности (ось псевдоэлитарности) и подлинная элитарность, связанная с реальными проявлениями творчества и достоинства (подлинная, внутренняя элитарность) (см. рис. 1). Можно следующим образом конкретизировать представленные на модели координаты. 1. Внешняя яркость проявляется через модную одежду; престижные вещи; престижные знакомства; через
Зависимость, конформизм Рис. 1. Пространство элитарности. По горизонтальной оси — внешние проявления элитарности (элитарная атрибутика), по вертикальной — внутренние проявления элитарности (подлинная элитарность). знатную родословную; изысканные манеры поведения и интонации; через престижный «образ жизни» и престижные «социальные роли и стереотипы», через престижный «уезд» из «этой страны» за границу и т.п. Главное здесь то, что все эти внешние символы (атрибуты) элитарности являются общепринятыми (одобряемыми основной массой, не только на уровне группы, но и всего общества), хотя известно, что «количественное» одобрение далеко не всегда свидетельствует о «качественной», реальной культурной ценности данного элитарного идеала.
2. Подлинная элитарность проявляется через служение идеалам добра, справедливости и истины, когда такое служение становится не средством достижения каких-либо благ (см. внешние символы элитарности), а является самоценностью; определенный, не обязательно «престижный» образ жизни (жизни творческой, героической, неординарной и т.п.). Главное здесьто, что эти идеалы являются не столько общепринятыми (одобряемыми большинством, «стандартизированными» общественным мнением), сколько уникальными, индивидуально построенными, через такие идеалы человек реализует свою субъектность и далеко не всегда бывает признанным, «одобренным» и понятым большинством (массой). Как отмечает В.В. Петухов, «цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех», «оно не имеет цели, т.е. не является действием, а имеет внутренний мотив, т.е. должно рассматриваться как деятельность» (Петухов, 1996. С. 116). Традиционно связываемая с элитарностью власть может относиться как к внешним символам (власть вынужденная, выполняемая по алгоритму...), так и к подлинной элитарности (власть реализуемая через творчество, благородство и достоинство, в том числе и власть над собой...). Интересный пример подлинной элитарности («сущности аристократизма») приводится в книге О.С. Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина». В книге описывается случай, когда в-конце 40-х годов на одной из постоянных баз геологов был исключительно грязный общественный туалет. В составе одной из экспедиций на базу должен был приехать потомок древнего княжеского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать Его светлость?!» Его светлость, приехав, сделал то, что многих обескура- 5. Заказ №.1650 жило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную... Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи (цит. по Вульфову, Иванову, 1997. С. 271).
Разделение «элитарности» и «псевдоэлитарности» близко к тому, как Э. Фромм разделял внешнюю и внутреннюю активность. По Э. Фромму, при внешней активности человек просто занят, он и его дело разделены (человек «отчужден» от своего дела, действие совершается над ним), тогда как при внутренней (подлинной, «неотчужденной») активности человек «ощущает себя как субъекта деятельности» и «оживляет все, чего бы он ни коснулся» (Фромм, 1990. С. 96—97). В случае ориентации на подлинную элитарность человек прежде всего выступает как реальный творец, субъект, для которого важны не столько получаемые «выгоды», сколько сам процесс творчества (творчество — это и есть жизнь творца), а уже символы элитарности создаются (или соотносятся с личностью творца) окружающими людьми, эти символы появляются лишь потом (а иногда они вообще могут не появляться). В случае ориентации человека на псевдоэлитарность более важными становятся именно внешние символы элитарности (как результаты), тогда как сам процесс творчества воспринимается человеком как нечто вынужденное, по сути своей чуждое ему. Хотя в стремлении к таким символам человек может иногда демонстрировать чудеса ловкости, изобретательности и даже порядочности, но в глубине души все-таки продолжать ориентироваться не на эти ценности, а именно на внешние символы своего признания. Это также составляет одну из проблемных линий личностного развития. Для психолога проблема заключается не в том, чтобы переориентировать человека на более «хороший» элитарный идеал (например, на подлинную элитарность), а в том, чтобы помочь ему найти именно свой вариант стремления к элитарности, который соответствует его собственным представлениям о смысле и общему уровню его духовного развития. Проблема эта усугубляется «двойственной моралью», характерной для современного общества. Как отмечала еще К. Хорни, с одной стороны, «успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут» («в религии эта уста- новка выражается в утверждении, что успех — это милость Божья»), а с другой стороны, в поощрении «скромности и бескорыстии как социальных и религиозных добродетелей» (Хорни, 1982. С. 104). Кроме того, человек, с одной стороны, понимает, что для достижения успеха ему нужно проявить не только такие качества, как «предприимчивость» и «активность», но и «жестокость», «агрессивность», «враждебность», а с другой стороны, человек нуждается в «любви» и «привязанности», которые как бы исключают качества, приводящие его к успеху (там же. С. 102—103). Все это часто лежит в основе возникновения «неврозов» и «чувства неполноценности», которые, по словам К. Хорни, «порождаются отказом от соперничества, когда оно является выражением несоответствия между высокими идеалами и реальными достижениями» (там же. С. 100).
На схеме (см. рис. 1) «элита элиты» может быть охарактеризована как люди, добившиеся признания, успеха и благополучия в результате действительно творческой, достойной жизнедеятельности. «Масса элиты» — это люди, часто лишь имитирующие творчество, но все-таки относящиеся к престижным общественным кругам, близкие к элите и часто составляющие лишь «фон» для проявления чувства элитарности у настоящих представителей элиты; это, например, могут быть люди, важно «прогуливающиеся по Елисейским полям» и о которых, по словам французских социологов М. Пэнсон и М. Пэнсон-Шарло, настоящие французские аристократы презрительно говорят как о «фауне» (Пэнсон, Пэнсон-Шарло, 1995. С. 203). «Элита массы» — это люди, которые при реальном проявлении творчества и достоинства все-таки не смогли добиться внешнего признания, благополучия и знаменитости. «Массамассы» — люди, которые смирились со своим внешним неблагополучием и никак уже не проявляют творчества при построении своего счастья. Их уделом остается лишь с затаенной радостью (а чаще — с завистью) наблюдать за жизнью более благополучных людей, например, приобщаться к элите через «мыльные оперы», через наблюдения за склоками в среде элиты, со смаком описываемыми в бульварной прессе, и т.п.
5* Наконец, «средние слои» — это люди, которые частично вбирают в себя характеристики всех перечисленных групп, но которые могут при определенных условиях переместиться в эти группы. Данная схема (рис. 1) позволяет не только оценивать устремления и реальное место других людей (используя для этого обобщенные стереотипы или конкретные примеры), но и более предметно размышлять клиенту о своих собственных элитарных ориентациях. 9.2. Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и «мничности» (мнимой личности) Выделение подлинной элитарности и псевдоэлитарности (хотя бы как предметов для дальнейшего осмысления) позволяет по-новому взглянуть и на некоторые новые понятия психологии личности. В частности, несколько расширить первоначальное значение нового термина, предложенного В.В. Петуховым и Т.А. Нежновой, — «мнимая личность» («мничность»), обозначающего неспособность человека к поступку в изменившейся социокультурной ситуации, когда требуется найти новые смыслы в существующих культурных нормах и запретах и, таким образом, сохранить преемственность культуры и свою целостность в ней. Применительно к проблеме элитарных ориентации интересно привести некоторые рассуждения В.В. Петухова о «мничности» и «личности»: «Личность принимает жесткие обыденные законы, но, стремясь поступать, быть, как все, — «обыкновенным чудом», исключением из житейских правил. Мничность же, наоборот, стремится получить результат сразу, стать исключительной (личностью) — не как все, подчеркивая «самоосуществление» индивидуальности как условие и цель развития общества. Легко предположить, как она, разузнав, например, про черты самоактуализирующейся личности (по А. Маслоу), пожелает воспроизвести их на себе, гордо заявляя всем — «хочу быть честным», добрым, храбрым, а то и «хочу любить». Но ничего не выходит: вылезая из повседневности, мничность остается посредственной, тяжко переживая и пытаясь скрыть свою «обыкновенность...» (Петухов, 1996. С. 72-73). Поскольку и новые понятия также должны развиваться и быть в постоянном «движении», мы хотели бы несколько расширить исходное значение термина «мничность», увязав его с элитарной ориентацией человека, все-таки не желающего по-настоящему вырваться из обволакивающих сетей «массового сознания». Такой человек хочет стать лучше, но боится принимать ответственные решения, боится думать своей головой (вопреки «общественному мнению»), у него ничего не получается, вернее, получается только внешне (он может из себя что-то изображать и даже достигать определенного «положения в обществе», но в ответственные моменты смалодушничает, а то и «смалоумничает»). Такой человек «мнит» из себя что-то значительное (да еще нередко с претензией на свою исключительность, элитарность), но в итоге также получается — «мничность» (человек, который всего лишь «мнит» из себя личность...). 9.3. «Верхние» и «нижние» границы представлений об элитарности На основании представленной модели «пространства элитарности» (рис. 1) можно условно обозначить верхнюю и нижнюю границы понятия «элитарность». Например, по оси творчества верхней границей можно было бы считать нечто божественное: Господа Бога трудно себе представить как представителя «элиты», поэтому даже для самых «шустрых» представителей элиты место Бога недосягаемо. Аналогично сложно представить «элитарным» и настоящего, труднопонимаемого современниками Гения, заслуги которого часто оценивают лишь потомки (и, соответственно, лишь потом относятся к нему почти как к божеству). Интересно, что этологи, изучающие взаимоотношения стадных животных, обнаружили, что место высшей иерархии (место сверхиерарха) даже при самом тираничном вожаке стада также всегда остается вакантным. «В мире животных возможность сверхиерарха не реализована. Только у собак (ездовых, пастушеских или охотничьих) она реализуется: для вожаков стаи сверхиерарх -это их хозяин... он им не ровня, он —божество», — пишет В.Р.Дольник. Но если кто-то как-то приближен к такому «божеству», то он становится как бы «субдоминантой сверхиерарха», его «жрецом» со всеми вытекающими привилегиями и соответствующим уважением остальной стаи (Дольник, 1994. С. 145—146). Нижней границей понятия «элитарность» по оси творчества является откровенное «слабоумие», когда человек просто не способен на высшие проявления духа. Правда, чистота и непорочность таких людей также позволяют на уровне общественного мнения относиться к ним как к «Божьим людям». Верхнюю и нижнюю границу по оси творчества объединяет то, что ни «Бог», ни «Божьи люди» по-настоящему еще не поняты, они загадочны для подавляющего большинства людей, передними по-своему преклоняются и одновременно страшатся их. Вероятно, в каком-то смысле к нижней границе «пространства элитарности» можно отнести и «непорочных», чистых в своей «невинности» младенцев и детей младшего возраста, еще слишком «неразумных», чтобы обвинять их в каких-то неправильных действиях. Быть может, именно поэтому ангелов часто и представляют в образе младенца?.. По оси внешней яркости (см. рис. 1) границы у обоих полюсов определяются отсутствием символов элитарности (престижной одежды, вещей, манер поведения, образа жизни и т.п.), приемлемых для данной группы, в данное время и в определенных условиях, т.е. несоответствием элитарному стандарту, который постоянно меняется, как некая мода. Например, даже если вообразить, что люди столкнутся (может быть, когда-нибудь) с представителями более развитой цивилизации (или какой-то иной культуры), то еще неизвестно, будут ли эти представители восприниматься как «элитарные». Человеку массы (человеку псевдоэлиты), ориентированному на внешнюю, «декоративную» элитарность, очень трудно воспринимать что-то новое до тех пор, пока значимая для-него социально-профессиональная среда не оценит это новое как нечто, заслуживающее восхищения. То же самое относится и к людям, не обладающим внешними символами элитарности, но искренне стремящихся к ним в своих помыслах. Для такого человека последняя модная марка автомобиля может оказаться важнее, чем все Истины и Красоты Мира вместе взятые. Приведенные выше рассуждения позволяют выдвинуть следующее предположение: и по оси творчества, и по оси внешней яркости пространства элитарности (см. рис. 1) общими границами понятия «элитарность» является недоступность понимания божества, Гения или иной моды (иных символов элитарности). При этом большинство людей (масса) оценивают высшее творчество и благородство хотя и как непонятное, но вполне доступное при некотором желании (что выражается примерно в такой позиции: «если бы я захотел, то разобрался бы, сотворил, совершил, сделал бы «то же самое», что и Гений, но я не хочу голову над этим ломать...»). Здесь мы можем говорить об иллюзии легкости реализации высшего творчества, когда человек «мнит», что ему оно доступно. Высшие достижения по приобретению внешних символов элитарности многие воспринимают как вполне понятные (благодаря всепроникающей манипулятив-ной рекламе), но как труднодостижимые (это может быть выражено примерно в такой позиции: «я знаю, чего хочу, да вот не получается пока...»). Здесь также можно говорить об иллюзии, но уже об иллюзии знания, понимания. И в случае иллюзии легкости достижения высшего творчества и благородства (неужели быть Гением так просто?..), и в случае иллюзии понимания того, ради чего вся земная суета (неужели ради модных вещей и престижного времяпрепровождения по стандартному алгоритму, определяемому «общественным мнением» и «предрассудками»?..) мы имеем дело с проявлениями «мничности», когда кажется, что все просто и доступно. Но еще М.К. Мамардашвили говорил, что подлинная культура — это «практикуемая сложность», и именно через эту «сложность» соединения «вечного с настоящим» человек может «осмелиться быть» личностью (Мамардашвили, 1990. С. 173-176). Глава 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |