Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая логика развития элитарных ориентации




Если опираться на описанную ранее структуру эли­тарности, то общую логику развития ее конкретных со­ставляющих можно представить следующим образом.

/. Представление об элитарности (когнитивная со­ставляющая) меняется от более романтического (ска­зочного, мифологического) к более реалистическому. Но можно предположить, что представление об элитар­ном развивается и от более простого, конкретного (по­нятного) к более сложному, более обобщенному, абст­рактному и даже противоречивому («принцесса» для ре­бенка и «то же мне прынцэсса» для взрослого — это не одно и то же). Можно также предположить, что для ре­бенка элитарный идеал представляется более достижи­мым (реальным), чем для «уже познавшего» сложности и несправедливости жизни взрослого человека.

2. Переживание (чувство) своего соответствия/или несоответствия элитарному идеалу развивается от про­стого, четко дифференцированного отношения («мож­но — нельзя», «хорошо — плохо») к более сложному и противоречивому, вызывая в своих наиболее развитых формах (например, в искусстве, в «муках творчества»

выдающихся философов, писателей и публицистов) до­статочно противоречивые и неоднозначные чувства.

Например, Л.С. Выготский, рассматривая специфи­ку «эстетической реакции» — писал, что всякое художе­ственное произведение «заключает в себя непременное аффективное противоречие, вызывая взаимно противо­положные ряды чувств», приводящие их к «короткому замыканию и уничтожению» (Выготский, 1987. С. 203). При этом анализ биографий творческих людей пока­зывает, что многие из них строят свою судьбу как «поэ­му», т.е. относятся к построению своей жизни как к ху­дожественному произведению (см. Розин, 1992), что по­зволяет говорить о развитии чувства элитарности как о процессе его «эстетизации» и приближении к настояще­му «искусству».

3. Третья составляющая — стремление к элитарности (готовность реализации элитарного идеала) в своем раз­витии во многом определяется общей социокультурной ситуацией и конкретными условиями воспитания дан­ного человека. Также это развитие определяется сфор-мированностью представления о пространстве элитар­ности (можно было бы сказать, сформированностью «ориентировочной основы действия»), а также сформи­рованностью готовности переживать свое несоответст­вие элитарному идеалу (как «энергетическая» основа действия по его реализации).

Исходя из сказанного, можно определить важнейшее требование при формировании готовности человека к по­строению и реализации своего элитарного идеала в ходе профессионального и личностного самоопределения: человеку важно не предлагать уже имеющиеся образцы такого элитарного идеала, а помогать ему самостоятель­но выстраивать возможные смыслы и пути реализации этих смыслов, т.е. формировать у самоопределяющегося человека готовность самостоятельно ориентироваться в пространстве смыслов (и в пространстве наиболее высо­ких, элитарных смыслов и идеалов).

Например, в ходе учебного процесса со школьника­ми или студентами такие смыслы («ориентировочная основа») не столько преподносятся в готовом виде, ско­лько создаются совместными усилиями, т.е. здесь также важен не столько внешний результат (найденный смысл или созданный «элитарный идеал»), сколько процесс та­кого поиска, который имеет другой результат — форми-

В одном случае это может быть явно эгоистическая ориентация, а в другом (более сложном и достойном) случае — это альтруистическая ориентация, ориентация на добро, на взаимопонимание и взаимопомощь между людьми. Таким образом, верхний полюс вертикальной оси уже предложенной ранее модели (см. главу 12, рис. 1) должен быть как бы расщеплен, в зависимости от нравственной ориентации конкретного (но все-таки творчески ориентирующегося) человека.

Сложно говорить и о единообразном понимании «яркости» образа жизни (о внешних символах, атрибутах элитарности). Здесь также можно выделить по крайней мере две разновидности внешней яркости.

Первая связана с изначально имеющимися у человека символами элитарности: богатое наследство, прекрас­ная наследственность («породистые люди», «красави­цы», «силачи» и т.п.), удачное местожительство (напри­мер, где-то «на Арбате»), известные и высокообразован­ные родители, изначальная «элитная» среда и престиж­ные знакомства, «родственники за границей» и т.п.

Вторая разновидность связана с тем, что внешние признаки элитарности человек достигает, выстраивает собственными усилиями (приобретенные внешние атри­буты и символы элитарности): купленная «фирменная» и очень дорогая одежда, последняя марка автомобиля, роскошная квартира, престижные поездки за рубеж, ин­тимные отношения со знаменитостями («полежать ря­дом с золотом»), Выработанные в ходе тренировки элит­ные интонации, тембр и манеры поведения и т.п.

При этом важно, что активность, направленная на приобретение внешних символов элитарности, направ­лена не на собственное развитие (не на самоопределение в высоком смысле, не на «самопреодоление» и «выход за рамки самого себя»), а лишь на имитацию такого разви­тия.

Наконец, важной характеристикой ощущения эли­тарности является общее представление человека о том, как его воспринимают окружающие, независимо от его ре­ального творчества и внешних символов элитарности. Ведь иногда в конкретной группе без каких-либо при­чин и обоснований некоторых людей определяют в муд­рецы и авторитеты, а других — в отверженные (в «козлы отпущения» и т.п.) и только так хотят их воспринимать,

иногда специально даже поддерживая эти искусственно созданные образы.

Таким образом, чтобы не выстраивать сложные мно­гомерные «пространства» самоопределения с учетом вы­деленных выше дополнений, можно было бы обозначить несколько видоизмененную (и более образную) модель элитарности — модель «элитарного образа-Я». Данная модель имеет вид пятиконечной звезды (люди, стремящи­еся к ощущению собственной значимости, к элитарно­сти, чем-то, действительно, похожи на большие и мале­нькие «звезды») (см. рис. 2). Каждый из пяти лучей обо­значает только что выделенные характеристики (крите­рии).

 

2 — эгоистичес­ки ориентиро­ванное твор­чество (стрем­ление к пре­восходству)

5 — общее («харизматичное») призна- ние человека как достойного ува- жения, независимо от элитарной атрибутики и реального уровня его творчества и

1 — альтруисти­чески ориенти­рованное твор­чество (доб­рота)

3 — изначально имеющиеся внешние сим­волы элитар­ности

4 — приобретен­ные внешние символы эли­тарности

 

Рис. 2. Модель элитарности отдельного человека («человека-звезды»):

— Каждый луч звезды — это характеристика элитарности в дан­ный момент и в данной ситуации.

— Величина (длина) луча — показатель субъективно понимаемой силы данной элитной характеристики.

— Ширина (основание) луча — объективный показатель развито­сти данной элитной характеристики.

— Пунктиром — прошлые заслуги (прошлые величины элитных характеристик), которые также иногда учитывается при общей «элит­ной» оценке человека. Можно также представить, что это образ эли­тарного идеала, к которому стремится данный человек, и тогда рассог­ласование между реальным «образом-Я» и образом своего элитарного идеала станет основой для переживаний человека, а может, и его ак­тивности для самосовершенствования.

В целом величина звезды — это одновременно и представление человека о собственной значимости, и его восприятие другими людьми.

Величина «звезды» меняется в каждой конкретной ситуации (в зависимости от того, как оценивают челове­ка другие и как оценивает он себя сам, — это образ «мер­цающей звезды»).

Сама величина модели-звезды свидетельствует уже о реальной (объективной) значимости человека либо с точки зрения его имеющегося окружения, либо с точки зрения других людей, включая потомков.., поэтому звез­ды как бы постоянно «пульсируют», в зависимости от признания или непризнания их в каждый данный мо­мент, а также в зависимости от самооценки данного че­ловека.

Как уже отмечалось, именно рассогласование между своими реальными и желаемыми (идеальными) элитар­ными характеристиками, а также рассогласование меж­ду самооценкой и оценками окружающих и составляет основу переживаний человека (как возможности, сти­мула для самосовершенствования) или же, при относи­тельном разрешении этих рассогласований, составляет основу чувства элитарности, гордости и значимости собственной жизни.

 

Глава 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧУВСТВА ЭЛИТАРНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.