Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры конкретных элитарных ориентации




Ниже приводятся несколько примеров более по­дробного описания представленных выше вариантов пу­тей реализации элитарного идеала с опорой на образную схему механизма перераспределения чувства элитарно­сти (см. главу 16, рис. 3).

/. Перемещение самого человека по макро- и микро­иерархическим социальным и профессиональным структу­ра

рам, что предполагает выход на более высокие уровни, обеспечивающие большее уважение других и самоува­жение, а также большие возможности для профессиона­льной и личностной самореализации. Например, воз­можности, открываемые новой должностью, новым местом работы, новыми знакомствами или замужест­вом... Здесь фактически идет речь о построении новых возможностей для более эффективного «оттягивания» ощущения собственной значимости у менее удачливых в плане построения карьеры людей.

На модели взаимообмена ощущениями элитарности (см. рис.3) это выглядело бы как «наращивание» объек­тивной и субъективной силы элитных характеристик пе­ред будущими «психологическими поединками».

2. Попытки изменения существующих порядков при распределении символов элитарности, привилегий и возможностей для творчества, осуществляемые через революции, нормотворчество, совершенствование не­формальных структур взаимодействия людей и т.п. (утверждение своего представления о справедливости). Интересной разновидностью такого изменения поряд­ков является изменение своего отношения к этим по­рядкам, т.е. как бы изменение порядка на индивидуаль­ном уровне (изменение порядка восприятия, отношения к существующей несправедливости). В другом случае это может быть изменение порядка распределения ощу­щений собственной значимости (ощущения элитарно­сти) в своей микрогруппе, в своей семье, в отношении с близким человеком...

Если соотносить это с представленной выше моде­лью (см. рис. 3), то здесь также речь идет о расширении возможностей взаимообмена ощущениями элитарно­сти. Особенность данного варианта в том, что в большей степени речь идет об изменении самого порядка (пра­вил) взаимообмена или перераспределения ощущений элитарности.

3. Пассивный отказ от «оттягивания» элитарности у других, а также от других, более достойных путей (см. ни­же) и радость от чужих успехов, которые демонстрируют окружающие (это не самая плодотворная ориентация, поскольку человек хотя и не делает зла другим, но сам превращается в «восторженное ничто»). Применительно к модели взаимообмена ощущениями элитарности это выглядело бы как «свертывание» своих элитных характе-

ристик (своеобразное «втягивание» пальцев в ладонь, которые символизировали субъективно понимаемую силу этих своих характеристик). На модели такой чело­век был бы похож на «шар», на «колобок», а в крайних случаях — просто на «точку» (человек сам себя не уважа­ет и даже не ощущает, хотя и «восторгается» другими).

Можно представить также и несколько иное видоиз­менение образа «человека-звезды» при реализации ва­рианта «восторженное ничто». Человек в этом случае не просто превращается в «шар», но и «втягивает» в себя свои лучи-пальцы, символизирующие собственные элитные достоинства. В итоге из «шара» получается но­вая «звездочка» с лучами, обращенными как бы во­внутрь, которые превращаются уже в своеобразные вы­емки. Человек как бы предлагает более элитной особи: «Пожалуйста, делайте со мной все, что хотите, я не толь­ко не хочу соревноваться с вами, но даже открываю пе­ред вами свои ворота, вы можете входить в мое сознание и овладевать им».

Но и в таком случае, согласно нашей модели-образу, этот человек готов быть достаточно агрессивным, прав­да, уже по отношению к тем, кто не признает его кумира, ведь вновь образовавшаяся путем «втягивания» в себя своих достоинств «человек-звезда» (точнее, «антизвез­да») как бы приобретает новые лучи-достоинства — «до­стоинства» слепого преклонения, враждебного ко всем, кто «не понимает» его счастья... И разве приведенный выше образ человека не узнаваем, разве не такие люди составляют основную массу толпы, «восторгающуюся» очередным политическим лидером-»харизматиком», доводящих себя до неистовства на рок-концертах или же «балдеющих» от восторга на выставках малопонятных им мастеров искусства?..

4. Полное устранение от взаимоотношений с другими людьми (отказ от риска быть недооцененным), что не­редко приводит к утрате реальности и переходу в область фантазий. Проблема здесь в том, что человек вынужден раздваиваться между миром фантазии, где он ощущает свою значимость, и реальным миром, где он может и не получить общего признания. К реализации такого пути готовы лишь сильные, самостоятельные личности, уве­ренные в правильности своего дела. На модели (см. рис. 3) это также выглядит как отказ от взаимообмена, но пальцы-лучи, показывающие субъективно понимае-

мую и объективную силу элитных характеристик, могут быть довольно значительные. Человек лишь стремится избегать «психологических поединков».

5. Слияние, полная «адаптация» к нормам конкретного общества или группы, попадание «в унисон» с пережива­ниями основной массы (ощущение собственной значи­мости через идентификацию, «сопричастность» массе, перед которой — особенно в последнее время — заиски­вают даже великие мира сего...), т.е. растворение во все­сильной массе, но одновременно потеря собственного лица... Еще К.Г. Юнг говорил, что «когда человек живет в пастве, у него нет души и он в ней не нуждается, за исключением веры в бессмертную душу...» (Юнг, 1994.

С. 299).

На модели (см. рис. 3) это выглядело бы как слияние со значимыми окружающими людьми, но при этом дли­на «пальцев» ладони, показывающих субъективно пони­маемую силу и самоуважение человека, оказалась бы ми­нимальной, т.е. ладонь, олицетворяющая ранее «челове­ка-звезду», превратилась бы в «обрубок», но «обрубок», выступающий не сам по себе, а как часть (представи­тель) некой престижной силы. При этом такой, потеряв­ший собственное лицо человек в полной мере ощутил бы силу массы, частью которой он стал.

6. Обман себя и других утверждениями типа «все люди равны» (как бы оправдание отсутствия у себя значитель­ных достоинств и жизненных достижений). Интересно, некоторые целители считают, что «культивирование идеи равенства ухудшает не только психически, но и фи­зически здоровье людей и отражается в свою очередь на экологии» и что «сглаз обычно вызывается завистью лю­дей, которая основана на принципе сравнения», при условии «признания равенства» сравниваемых достиже­ний (Чернозубов, 1996. С. 34).

На нашей модели (см. рис. 3) это выглядело бы как своеобразное «втягивание» в себя пальцев, свидетельст­вующих о субъективно понимаемой силе различных сво­их элитных характеристик или приравнивание длины этих пальцев к окружающим людям (все ведь «равны»). Однако нам представляется, что такая позиция для мно­гих людей не является достаточно искренней и за ней стоят определенные психические проблемы, связанные е непризнанием данного человека со стороны окружаю­щих.

7. Стремление к полноценному взаимообмену с дру­гим человеком, «совместная радость» по поводу его ощу­щения собственной значимости и собственного ощущения,

как бы объединение этих ощущений и увеличение их си­лы. Это близко к тому, что Э.Фромм называл плодотвор­ной ориентацией (через деяния, любовь и разум), или к тому, что Э. Берн и Т. Харрис называли «близостью».

Также это близко к тому, что А.Г. Асмолов и М.С. Нырова называют «культурой достоинства»: «И одарен­ность, и любовь — это то, что существует не иначе, как МЕЖДУ людьми. И одаренностью, и любовью надо ко­го-то ОДАРИВАТЬ.., иначе они просто утрачивают свой сущностный смысл... В культуре достоинства прожива­ются как духовные реальности СОРАДОВАНИЕ и СОТВОРЧЕСТВО»... Иметь радость от чужой оригина­льности... будет, может быть, некогда признаком новой культуры, — пророчески писал Ф. Ницше» (цит. по Ас-молову, Ныровой, 1993. С. 14).

Примечательно, что уже у малолетнего ребенка име­ется огромная потребность в одобрении любой своей удачи в освоении мира, он как бы говорит нам: «Смотри­те, какойяловкий, какой хороший, как я становлюсь все лучше и лучше...». Вероятно, именно частое одобрение со стороны взрослых действий растущего ребенка (и, со­ответственно, повышение у него «ощущения собствен­ной значимости») является важнейшим условием не то­лько его развития, но и условием ни с чем не сравнимого «счастья детства»... К сожалению, последний рассмат­риваемый вариант наиболее сложный, ведь известно, что подлинное одиночество — это не тогда, когда не с кем поделиться своим горем, а тогда, когда не с кем подели­ться радостью и когда не развита (или вообще отсутству­ет) способность радоваться чужим достижениям...

Надмодели (см. рис. 3) это выглядело бы как обра­щенные друг к другу лучи-пальцы с закругленными, мягкими концами, при достаточно адекватном субъек­тивном видении силы своих элитных характеристик, т.е. примерно совпадающем с объективной их силой (при осознании своего достоинства)

Из всех перечисленных выше способов взаимообме­на ощущениями собственной значимости наиболее ин­тересными и достойными нам представляются следую­щие пути реализации стремления к элитарности:

— перемещение самого человека по иерархическим структурам (построение успешной карьеры);

— совершенствование себя в избранном деле;

— в особых случаях — устранение (хотя бы частич­ное) от взаимоотношений (а главное — от взаимообмена ощущениями элитарности) с другими людьми, т.е. жить действительно по своим правилам (но это только для из­бранных, для сильных духом)..;

— в критических ситуациях — попытки усовершенст­вовать порядок признания реальных заслуг человека (его жизни и труда) через изменение общественных норм и законов, т.е. изменение порядка распределения и перераспределения благ, получаемых человеком за его труд и жизнедеятельность;

— но особенно интересен последний вариант, пред­полагающий совместное позитивное переживание (со­вместную радость) имеющимися достоинствами и до­стижениями.

В последнем варианте, предполагающем совместную радость, полноценное жизненное самоопределение как стремление к элитарности (к реальному, творческому улучшению себя) может рассматриваться как поиск еди­номышленников в различных сферах общественной, про­фессиональной, семейной и личной жизни.

Например, человек выбирает профессию не столько для реализации своего интереса к данному делу (хотя мы ни в коей мере не отрицаем важности и такого интереса) и даже не столько ради больших денег, престижа или власти, сколько ради того, чтобы повысить вероятность нахождения близкого по духу и по общему пониманию смысла жизни человека.

Любопытное и поучительное для психолога открове­ние сделал в предисловии к своей книге известный уче­ный, основатель физиологической теории стресса Г. Се-лье, обращаясь к своему воображаемому другу — Джону: «Я люблю тепло семейной жизни... Но наиболее харак­терные для меня чувства удовлетворения и соучастия обязаны своим происхождением определенного рода ре­зонансу с общими законами Природы. А они слишком грандиозны, чтобы вызвать иное чувство, кроме восхи­щения (если только не разделять полностью их понима­ние с другими людьми). Такое взаимопонимание дается не всегда. Чем дальше продвигаешься в глубь неизведанно­го, тем меньше попутчиков остается рядом с тобой... Ты,

Джон, для меня символ того, кто в этот момент будет рядом со мной. Вот почему я ищу тебя всю жизнь...

Как часто в науке начинаешь понимать, что абстрак­ции бывают в такой же или даже в большей степени реа­льны, чем осязаемые конкретные факты. Вот я и создал тебя, Джон, своим младшим духовным братом и последо­вателем, с которым я могу обо всем потолковать. Ибо кто брат мой? Человек моей крови — даже если у нас нет больше ничего общего — или человек моего духа, с кото­рым нас связывает теплота взаимопонимания и общих идеалов. Я продолжаю надеяться, что где-нибудь, ког­да-нибудь ты материализуешься» (Селье, 1987. С. 14).

«Единственно стоящим богатством, которое учитель может обрести в процессе самосозидания, является бо­гатство встречи с другим великим учителем, — отмечает А. Менегетти, —...в глубине души он всегда надеется встретить учителя более великого, знающего кратчай­ший путь от существования к Бытию, от символа — к ре­альности. Такая встреча ощущается как вызов бытия, потому что за ней обычно следует мощный выплеск по­тока откровений бытия» (Менегетти, 1996. С. 122).

Еще один, интересный уже для психологов пример: по нашему опыту (а также по результатам бесед, специа­льно проведенного опроса и профориентационной игры «Эпитафия» ') студенты 1-го курса факультета психоло­гии МГУ им. М.В.Ломоносова-в качестве важных жиз­ненных событий особо выделяли встречу с «наставни­ком», «учителем», «хорошим и чутким научным руково­дителем», иногда даже не делая особой разницы между таким руководителем и другом, или любимым челове­ком...

Поэтому для выбирающего профессию молодого че­ловека могут быть крайне значимы и возможные социа­льные контакты, предоставляемые данной профессией непосредственно или как следствие того образа жизни и связанного с этим образом жизни круга общения, кото­рый характерен для данных профессионалов.

1 В игре «Эпитафия» участники совместными усилиями составляют из значимых событий жизнь некоего воображаемого героя, например, вы­страивают профессиональную судьбу психолога — выпускника факуль­тета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (см. Пряжников, 1996. С. 139-142).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.