КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уточнение психологического понимания элиты
Как уже отмечалось и как было показано в предшествующих разделах, существует большое разнообразие в понимании «элитарности», и «аристократизма». Само такое многообразие позволяет конкретному человеку находиться в постоянном поиске своего «элитарного идеала» и дает ему возможность испытывать себя в преодолении «соблазнов» упрощенного понимания достоинства в своем высшем проявлении. Для психологического уточнения образа «элитарного» можно было бы воспользоваться уже рассмотренным ранее психологическим «пространством элитарности» (см. главу 11). В координатах данной модели «самый элитарный» человек располагался бы на высшем полюсе оси «творчества и достоинства» и на высшем полюсе «внешних символов элитарности». Но все не так просто, поскольку возможны ситуации, когда по внешним символам элитарности человек выглядит достаточно скромно (пример — многие мыслители и художники прошлого). Сама эта модель указывает лишь на принципиальную возможность выбора для человека подлинной элитарной ориентации (вектор «добра, творчества и достоинства») или ориентации лишь на внешние атрибуты того, что часто соотносят с элитой (вектор «внешних символов элиты»). Можно было обратиться к образу «человека-звезды» (см. главу 12), и тогда «самый элитный» человек предстал бы с наиболее длинными «лучами» этой «звезды», обозначающими основные характеристики элитарного: 1) явно выраженные внешние символы элитарности, полученные человеком самостоятельно; 2) внешние символы элитарности, доставшиеся ему в готовом виде; 3) творчество, ориентированное на добро; 4) эгоистически ориентированное творчество (для кого-то это является важным условием достижения «успеха»); 5) харизматический образ данного человека, безотносительно его реального творчества, достоинства и внешних символов элитарности (например, окружающие просто хотят видеть в нем представителя элиты, а как известно, большинство людей не может обходиться без своего кумира и когда его нет, то его просто выдумывают...).
Но если опираться на данную модель, то возникают некоторые противоречия: например, эгоистически ориентированное творчество вступает в противоречие с альтруистическим творчеством; возникают сложности в оценке тех людей, которые, имея неплохие стартовые возможности для построения карьеры (доставшиеся им в «готовом виде»), сами потом немало сделали для приумножения своих внешних символов элитарности... Данный образ «человека-звезды» также не может дать однозначный ответ, как относиться к конкретному человеку: как к «настоящей» элите или как к внешнему подобию элиты... Смысл этой модели лишь в том, чтобы хоть немного облегчить (упорядочить, структурировать) такое оценивание человека, хотя само оценивание всегда будет зависеть и от того, кто оценивает, на какие индивидуальные (субъективные) критерии он опирается и сможет ли он соотнести свои критерии в представленный образ-схему «человека-звезды». Как уже отмечалось в предыдущем разделе, элита нередко характеризуется «смелостью» (а чаще — «наглостью») жить по другим законам, чем это делает большинство людей. Либо такое право элита получает в готовом виде (в форме наследуемых и закрепленных законом прав и привилегий), либо захватывает эти права силой (или хитростью, или лестью и т.п.), в любом случае реально получается то, что можно было бы назвать «узаконенной несправедливостью». Здесь также можно обратиться к опыту мудрых людей, которые писали по этому поводу: «Законы — это паутина: крупные мухи сквозь нее прорываются, а мелкие — застревают» (Ш. Монтескье), «Люди не могут дать силу праву и дали право силе» (Б. Паскаль). Но особенно метко заметил Соломон, точно сказавший в свое время: «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (см. Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 189—190,418). Может именно это во многом объясняет, откуда же берется (и плодится) так называемая «элита»?..
Также можно вспомнить об уже рассмотренном определении элиты как о людях, имеющих доступ к психологическим механизмам перераспределения чувства собственного достоинства (см. главу 13). Но при этом сразу же возникает вопрос: всегда ли для того, чтобы чувствовать себя по-настоящему достойным человеком, следует искать лишь самые благородные варианты взаимообмена чувством элитарности с другими людьми (например, направлять свои усилия по поиску единомышленников, любить всех вокруг и т.п.)? Сам выбор варианта использования этих механизмов зависит не только от нравственной зрелости конкретного человека, но и от той культурно-исторической среды, где осуществляется его жизнедеятельность. Естественно, невозможно учесть все разнообразие таких культурно-исторических условий (которые, к тому же, находятся в постоянной динамике). Но тогда можно попытаться выделить самый важный показатель, определяющий подлинную элиту. Если отталкиваться от понимания антипода элиты — образа «маленького человека» (см. раздел 16.7), то логично было бы выделить в качестве такого показателя нечто противоположное 'щНости «маленького человека». Если самой существенной чертой «маленького человека» является «смирение» со своей унизительной ситуацией, то для подлинной элиты такой чертой должно бы быть «стремление любыми путями улучшить свою ситуацию», когда чувство собственного достоинства становится даже более важной ценностью, чем сама жизнь... Но тогда возникают новые вопросы: Как быть, если улучшение своего положения будет достигнуто за счет ущемления достоинства других людей? Возможно ли вообще отказаться от соревнования (соперничества) с другими людьми за обладание теми или иными благами или за доступ к тем или иным духовным ценностям? И т.п. Но в том-то и состоит искусство жизни, чтобы в зависимости от особенностей конкретной ситуации все-таки совершать неизбежные внутренние компромиссы (то есть уступки в чем-то несущественном), сохраняя нетронутыми, «не проданными» свои высшие ценности (совесть) и святыни.
Как пишет В.П. Демидов, на государственном уровне одной из самых значимых становится проблема «открытия механизма неэксплуататорских отношений» (как противовеса закона «прибавочной стоимости», открытого еще К.Марксом, на основе которого и осуществляется эксплуатация). «Государство, в котором элита первой ответит на этот исторический вызов, будет иметь возможность развиваться более быстрыми темпами, ибо богатеет и расцветает такое общество, где люди хотят работать и не жалеют для этого своих сил и способностей» (Демидов, 1997. С. 33-34). Рассуждая о потенциальной возможности формирования «мировой элиты», В.П. Демидов приводит определение элиты, предложенное Л. Боденом: «Элита представляет собой группу, совершенно отличную от других. Ее едва ли можно назвать группой. Она ничего общего не имеет с классом. Элита — это качество, воля, мораль. Она выдвигает проблему, которая должна решаться в условиях любых социально-экономических режимов, и будущее человечества зависит от этого решения» (там же. С. 73). Другой важной чертой подлинной элиты является готовность человека преодолеть предрассудки «обще, ственного мнения» и стереотипы поведения больших групп людей (массы). Но возникает вопрос: всегда ли масса бывает не права? — Естественно, не всегда, иногда и масса выступает за свежие и гуманные идеи (правда, и здесь прогрессивные идеи вырабатывает часто не сама масса, а ее лидеры и вожди, ведь известно, что даже классики коммунизма говорили о необходимости создания партии пролетариата, иначе сам пролетариат не способен организовать себя...). Возникает даже парадоксальная ситуация: если масса уже что-то осознала (вышла на более высокий уровень своего развития), то быть с такой массой уже не составляет особой чести для творческого человека (хотя в периоды обострения общественных проблем и войн, когда решаются судьбы, уважающий себя человек будет вместе со своим народом). Подлинные творчество и достоинство (как высшие проявления элитарного) состоят в том, чтобы искать новые проблемы, пока еще не осознанные массой и самими вождями.
Правда, и здесь творческого человека подстерегают определенные «ловушки», например, ситуации так называемых «псевдопроблем». Отличить подлинную проблему от псевдопроблемы помогает такой критерий, как унижение/ или, наоборот, уважение личностного достоинства другого человека. Решение настоящей проблемы — это стремление свести к разумному минимуму саму возможность такого унижения, а псевдо-проблема, наоборот, направляет активность и способности человека на то, чтобы достичь своих целей за счет ущемления прав и достоинства как можно большего числа людей... Таким образом, представителя подлинной элиты можно было бы сравнить с «рыцарем», который сам ищет своего «дракона» не только для того, чтобы непременно «победить» его, но прежде всего для того, чтобы почувствовать себя этическим, нравственным субъектом, чтобы в очередной раз проверить себя на «личностную вшивость»... Высшее проявление духа, по М. Элиа-де, заключается в том, чтобы преодолеть «хаос» и «аморфность», которые отождествляются с образом «змея». Но «обезглавить змея», т.е. совершить «акт сотворения», всегда означает и принесение определенной жертвы (Элиаде, 1994. С. 41—42). В случае же личност- ноГо «самостроительства» — этой жертвой могут быть и интересы самой личности. В отличие от человека массы («маленького человека», «ничтожества»), подлинный представитель элиты («рыиарь», ищущий своего «дракона») действует самостоятельно и готов взять на себя ответственность. Но часто такой «рыцарь» оказывается не только одинок и непонятен для окружающих, но даже нелеп и смешон в своих благородных помыслах (как тут ни вспомнить печальный образ «хитроумного» идальго Дон Кихота Ла-манчского, созданного гением Сервантеса!). Конечно, такому «рыцарю, ищущему дракона», было бы намного проще найти верного друга («единомышленника»), и часто «рыцари» искренне мечтают об этом. И как только такие «единомышленники» находятся многие проблемы, действительно, решаются проще («драконы побеждаются»). Но часто потом такой «союз единомышленников» превращается в банальную «тусовку», тем более что к «победителям драконов» обычно еще «примазываются» различные «прохиндеи» и «карьеристы», которые в «лучах славы» истинных героев часто ловко пользуются ситуацией для своих отнюдь не благородных (мещанских) целей. А те «последователи» великих ученых, деятелей искусства или менеджмента, кто пошел всего лишь «по стопам» своих учителей, как правило, никаких выдающихся результатов уже не достигают. Сколько по этой причине развалилось научных школ и творческих коллективов в области культуры и искусства... Как справедливо заметил английский поэт С. Джонсон, «ни один человек еще никогда не стал великим, подражая кому-нибудь» (Энциклопедия афоризмов, 1998. С 67). И относиться к этому следует мудро, ведь, как отмечают различные исследователи, любой коллектив (организация) имеет определенные фазы своего развития: формирование, интенсивный рост, стабилизация и кризис (см. Управление персоналом, 1998. С. 73—82). И когда в группе самых искренних «единомышленников» все-таки наступает кризис (а без этого отношения вообще не развиваются), то для потенциального героя («рыцаря») возможны два основных варианта действий: 1) либо вовремя выйти из такой «тусовки» и вырваться из Уже сложившихся стереотипов поведения (см. подроб- нее — главу 6); 2) либо постараться изменить эти стереотипы, т.е. преодолеть кризис взаимоотношений в самой такой «тусовке» (вероятно, это наиболее сильный «дракон» для многих героев...). Важнейший внешний смысл (для других людей) преодоления «дракона» — это улучшение имеющейся ситуации, переведение ее на более высокий («элитный») уровень своего развития. И тогда, через улучшение внешней ситуации, человек сам становится лучше, ведь ему уже есть чем гордиться, т.е. великие деяния для других людей дают, в результате, и ощущение значимости собственной жизни для самого человека. Но при этом для рыцаря-героя всегда существует опасность впасть в гордыню, и тогда от величия не останется и следа. «Возвыситься не трудно, трудно остаться при этом самим собой», — писал французский историк Ж. Мишле (см. Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 68). Правда, в этом случае возможна парадоксальная ситуация: герой-рыцарь, совершая свои добрые подвиги и не стремясь выделиться среди своих сородичей, все равно может стать объектом зависти с их стороны. Ведь как это уже было рассмотрено в главе 13, самая «непримиримая» зависть — именно по отношению к близким людям, к тем, кто по формальному статусу «такой же», как и сам завидующий человек. Для великого (или хотя бы для неординарного) человека это, быть может, самое страшное испытание, когда проверяется его способность быть выше мелких обид и зависти, т.к. подлинное величие (благородство, достоинство) — это не столько так называемые «подвиги» (побежденные «драконы»), сколько преодоление соблазна «выяснять отношения» с неблагодарными глупцами, ибо верно сказано: «Никогда не спорьте с дураком — люди могут не заметить между вами разницы». «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу», — говорил А. П. Чехов (Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 155,535). Там, где человек массы считает, что все нормально («всё о' кей!») и, следовательно, может спокойно наслаждаться жизнью, т.е. превращаться в животное или растение, человек, ориентированный на более «высокие» смыслы и ценности, все-таки найдет для себя проблему, которая во многом и определит смысл его жизни. И человека массы нельзя обвинять за такой примити- визм, ведь общество не может состоять из одних героев, иНаче просто нарушится психологическая и даже этическая «экологическая система» данного общества (см. подробнее главу 20). Ведь недаром один умный человек (Ж. Поль) сказал, что «бывают люди-растения, люди-животные и люди-боги»... (Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 258). И главное, что все они — тоже люди и без них «экологическая система» (и ее высший уровень — «система ноосферы») просто не сможет существовать... Естественно, нельзя доводить до абсурда идею «постоянного поиска дракона», и не только потому, что такое творческое напряжение может «плохо отразиться на здоровье», но и потому, что это из-за частого (постоянного) злоупотребления эта идея может оказаться просто «опошленной». Конечно, и «рыцарь» должен иметь право на отдых, развлечения и даже право на ошибки жизни, пороки, слабости... Как сказал Ф. Ларошфуко, «только великие люди могут иметь великие недостатки», а Ф.Вольтер заметил, что «о великом человеке судят по его главным деяниям, а не по его ошибкам» (там же. С. 66, 68). Но человек, искренне стремящийся возвысить своей дух, должен уметь выбирать (определять) самые ответственные моменты жизни, когда задействованы, действительно, важнейшие человеческие смыслы и идеалы. Человек элиты, который постоянно изображает из себя «добродетель», может быстро превратиться в обычное посмешище, или в «штамп», или в «стереотип», т.е. в то, против чего и надо было бы бороться... В том-то и сложность подлинного элитарного самовыражения, что необходимо внешне не сильно выделяться из рядов обывателей, но в ответственные моменты демонстрировать свое отличие именно по критерию большей духовности и ответственности. Как сказал американский писатель А. Бирс, «если вы хотите, чтобы ваши современники признали вас великим, постарайтесь быть ненамного более великим, чем они», а итальянский писатель М. Бонтемпелли справедливо заметил, что «действительно выдающимся человеком может быть лишь тот, кто в повседневных делах способен оставаться человеком обыкновенным» (см. Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 66). Как пишет В.В. Петухов, «личность принимает жесткие обыденные законы, но, стремясь поступать, быть, как все, становится — «обыкновенным чудом». Исключением из житейских правил», а мничность (мнимая личность), наоборот, «стремится получить результат сразу, стать исключительной (личностью) — не как все подчеркивая «самоосуществление» индивидуальности как условие и цель развития общества».., но ничего не получается: «вылезая из повседневности, мничность остается посредственной, тяжко переживая и пытаясь скрыть свою (в том числе социальную) «обыкновенность», «ординарность, которая ни за что не хочет оставаться тем, что она есть» (Петухов, 1996. С. 60—61). Человек массы даже тогда, когда он участвует в военных кампаниях и совершает «подвиги», действует скорее по принуждению. Как отмечает В.В. Петухов, подлинная личность «рождается дважды — в самостоятельном (хотя и совместном) поступке и с осознанием его мотивов», «порождение же мнимой личности есть одноразовый проступок («подвиг») в случайно сложившихся (или нарочно подстроенных) условиях: невольный участник своего зачатия, будущая мничность совершает его под руководством и без усилий, подкрепленная неожиданной (но не «исторической») наградой — так и следует вести себя впредь» (Петухов, 1996. С. 54). Подобные рассуждения неизбежно приводят к главному парадоксу проблемы элитарности: вполне возможна ситуация, когда человек, находящийся формально на самой верхней иерархической ступеньке в обществе (какой-нибудь высший иерарх в государстве, да еще такой, что по закону его и «уважать надо»), на самом деле — обычный «маленький человек». Такая ситуация возникает, например, тогда, когда этот человек просто не способен руководить страной, но у него не хватает сил подобрать для себя более подходящее занятие (такая ситуация может усугубляться «подхалимажем» его ближайшего окружения или еще более страшным «подхалимажем» людей, которые формально также могут быть отнесены к элите, — некоторых знаменитых артистов, писателей, ученых...). Недаром еще В. Шекспир говорил о том, что "некоторые рождены великими, некоторые достигают величия, а некоторым величие навязывается» (Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 69). В итоге такой «великий иерарх» также смиряется со своим (уже руководящим) положением и даже не пыта- ется осмыслить ситуацию более реалистично... Как говорил английский литератор и проповедник Ч.Колтон, «самое неприятное существо, какое только есть, это — «маленький» великий человек (там же. С. 67). Но, наверное, не менее омерзительны те представители творческой элиты и интеллигенции, которые прислуживают и пропагандируют подобное «величие» (см. подробнее — главу 19), да еще, на радость обывателям, эстетически «приукрашивая» свое нравственное падение...
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |