Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. Специфика элитарных ориентации как предмета психологического исследования




ОРИЕНТАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛИТАРНЫХ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ЭЛИТАРНОСТИ

Глава 21. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

Элитарные ориентации во многом аккумулируют в себе проблемы современной психологии в ее теорети­ко-методологическом плане, в плане эксперименталь­но-исследовательском, а также в плане практическом. Но деликатность проблемы в том, что без рассмотрения элитарных (а также — псевдоэлитарных) ориентации и нередко связанной с ними проблемы личностной про­дажности невозможно понять многие проявления и са­мой личности. Собственно, личность во многом являет­ся как бы антиподом «продажности», а не поняв проти­воположности антипода, сложно говорить и о самом яв­лении.

Поскольку сложно четко определить, что такое «эли­тарные ориентации», «продажность» (так же, как слож­но дать четкое определение и самой «личности» — см. подробнее главы 6 и 9), то у многих может возникнуть сомнение, а можно ли вообще говорить о том, что не имеет однозначного определения? Но такие же сомне­ния окажутся правомерными и по отношению к «лично­сти» и ко многим другим психологическим понятиям («психика», «игра», «творчество», «самоактуализа­ция»...), которые хотя и не имеют четкого определения, но все-таки используются и в теоретических разработ­ках, и в экспериментальных исследованиях, и особенно - в психологической практике.

Выступая против засилья в психологии технократи­ческих и естественнонаучных подходов, В.П. Зинченко пишет, что «в науке многое определяется удивлением по поводу очевидности», и отмечает далее, что «живое вооб­ще трудно поддается концептуализации», хотя мы «редко ошибаемся, отличая живое от неживого, умного от глу-

пого», и призывает дополнять «технологические» зна­ния «интуитивно чувствуемыми смысловыми образами» (Зинченко, 1995. С. 11, 14-15).

Понятно, что для рассмотрения «элитарных ориен­тации» и «личностной продажности» больше подходят не «объяснительные», «естественнонаучные» подходы, основанные на четкой концептуализации понятий и строгом выделении единиц измерения, а скорее то, что в психологии называется «гуманитарной парадигмой ис­следования», основанной на «понимании» и даже «про­чувствовании» изучаемого явления (см. Слободчиков, Исаев, 1995).

Исследование «элитарных и псевдоэлитарных ори­ентации» сталкивается и с такой проблемой, как этиче­ская деликатность по отношению к тем, у кого мы пыта­емся данное явление исследовать. И дело не только в том, что такие люди могут обидеться (и правильно сдела­ют!), но и в том, что как только они почувствуют к себе в этом плане интерес, то сразу же могут «замкнуться» или просто перестать быть искренними. Нельзя забывать при этом, что в исследовании всего, что касается лично­сти, мы имеем дело не с «объектом» (что допустимо при естественнонаучных подходах), а именно с «субъектом», с которым необходимо еще установить реальное взаимо­действие.

Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «для приня­тия испытуемым экспериментальной задачи экспери­ментатор должен перейти вместе с испытуемым на пози­цию участника совместной деятельности, направленной на решение общей жизненной задачи, выходящей за пределы экспериментальной ситуации» (цит. по Дружи­нину, 1994.С. 74).

Получается даже парадоксальная ситуация: этиче­ская деликатность проблемы «элитарных ориентации» предполагает, что в открытую, никак не ущемляя досто­инство испытуемых, исследовать ее сложно, но необхо­димость выхода на личностный уровень делает неизбеж­ным взаимодействие и сотрудничество с теми людьми, которых мы пытаемся исследовать, а значит, они дол­жны понимать смысл этого взаимодействия с психоло­гом, а может, даже и сопереживать ему в решении столь сложной задачи...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.