Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чудновскш В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии. — 1971. -№4. 2 страница




Рис. 5. Пример карточки «денег». На лицевой стороне - буква «А», обозначающая символ данного игрока (чтобы быстро отыс­кивать в игре именно свои карточки). На обратной стороне — надпись «деньги» и условный балл «+2».

5) После этого «арбитр» открывает карты, показыва­ющие, что прибавляет/ или убавляет данная ценность у человека в плане «совести» и «денег». Отдельно по «де­ньгам» и по «совести» подсчитываются суммы баллов на обратной стороне соответствующих карточек, и эти сум­мы в качестве «призов» вписываются в бланки двух игро­ков — победителей в графе «призы».

6) После этого разыгрывается следующая ценность и т.д.

7) При общем подведении итогов подсчитываются алгебраические суммы по графам «расплаты» и «призы» отдельно для «денег» и отдельно для «совести».

8) Перед завершением игры ведущий должен поинте­ресоваться, кто набрал максимальный балл по «деньгам»

(кто стал самым «богатым»), кто — по «совести», и на схеме «пространства элитарности» обозначить эти мак­симальные значения как конечные точки соответствую­щих осей координат. При подведении итогов игры это важно для построения «пространства элитарности», адекватного данной группе.

9) Далее каждый игрок сам определяет свое место в «пространстве элитарности» и соотносит его с ранее обозначенными там стереотипами различных людей (см. рисунок 5).

6. Завершить игру ведущий может, поинтересовав­шись, у кого из игроков наиболее оптимальное соотно­шение «денег» и «совести», т.е. кому удалось и капитал нажить, и одновременно совесть не растерять...

8. Карточно-бланковая игра «Элитовампиры»

Цель игры — в шутливой форме смоделировать взаи­моотношения людей в ходе различных коммуникаций по выяснению своего «элитного превосходства». Игра рассчитана на работу с микрогруппой в 2—6 человек.

Общий порядок игры следующий:

1. Каждый игрок рисует бланк (см. таблицу 6).

2. Под каждой элитной характеристикой выписыва­ется начальный игровой балл — 10.

3. Каждый игрок рисует по 10 карточек:

4. пять (5) карточек с элитными характеристиками:

— самостоятельно приобретенные внешние призна­ки элитарности (сокращенно — «приобретенные симво­лы»);

— изначально имеющиеся (доставшиеся в готовом виде) внешние признаки элитарности (сокращенно — «имеющиеся символы»);

— эгоистически ориентированное творчество (со­кращенно — «эгоистическое творчество»);

— альтруистически ориентированное творчество и достоинство (сокращенно - «альтруистическое творче­ство»);

— «харизматический образ» человека, независимо от его реального творчества (сокращенно-«харизматик»);

2) пять (5) карточек с типами игрового взаимодействия:

— отторжение чувства собственного достоинства (сокращенно — «оттягивание»);

— совместная радость с единомышленником (сокра­щенно — «совместная радость»);

— равнодушие к данной элитной характеристике (со­кращенно — «равнодушие»);

— «восторг без взаимности»;

— «осуждение».

На лицевой стороне каждой карточки игрок выписы­вает в верхней части какой-нибудь свой символ, чтобы легко находить карточки после очередного разыгрыва­ния, и здесь же выписываются элитные характеристики или типы взаимодействия (см. рисунок 6).

Таблица 6

Бланк для игры «Элитовампиры».

 

Номера ходов Названия критериев («лучей»)
1) самостоятельно при­обретенные внешние признаки элитарности 2) изначально имеющие­ся (доставшиеся в гото­вом виде) внешние при­знаки элитарности 3) эгоистически ориен­тированное творчество 4) альтруистически ори­ентированное творчест­во и достоинство 5) «харизматический об­раз» человека, независи­мо от его реального творчества
           
Началь­ные иг­ровые баллы          
           
           
           
4 ит.д.          
ИТОГО:          

4. В микрогруппе выбирается «арбитр», который бу­дет следить за соблюдением правил игры и одновремен­но сам играть наравне со всеми.

5. Далее игроки знакомятся с основными правилами:

1) Цель игры — увеличить «силу» своих элитных ха­рактеристик.

2) Сама игра представляет из себя серию психологи­ческих поединков («дуэлей») между двумя игроками, а сами пары «дуэлянтов» постоянно обновляются, за чем следит «арбитр».

3) Игроки-дуэлянты одновременно выкладывают лицевой стороной вниз следующие карты:

— только одну карточку — с типом игрового взаимо­действия, которое игрок хотел бы реализовать с данным напарником;

— карточек с выставляемыми для разыгрывания элитными характеристиками игрок может выложить от одной до пяти (лучше выкладывать несколько карточек с элитными характеристиками, тогда игра будет несколь­ко интереснее).

Рис. 6. Примеры карточек для игры «Элитовампиры». В верхней ча­сти — символ данного игрока (чтобы не путать свои карточки с кар­точками других игроков).

4) Далее карты открываются и определяется победи­тель (подробнее о правилах определения победителя — см. ниже). Результаты вносятся в игровые бланки (см. таблицу 6).

6. При определении победителя действуют следую­щие правила:

1) Взаимообмены возможны только при одинаково выложенных элитных характеристиках. Например, если один из «дуэлянтов» выложил только карточку со своей «харизмой», а другой — только карточку с «приобретен­ными символами», то выяснить отношения между собой они уже не смогут, т.к. карточки - разные.

2) Сила каждой элитной характеристики определяет­ся по последней записи в игровом бланке каждого игро­ка (чем больше баллов, тем данная характеристика «си­льнее»).

3) При различных типах игрового взаимодействия (см. выше — пять типов взаимодействий) выигрыши и проигрыши определяются по следующим правилам (сначала по карточке взаимодействия одного игрока. А потом - по карточке взаимодействия другого игрока, и каждый раз все результаты заносятся в бланки обоих иг­роков — см. таблицу 6):

а) «Совместная радость»:

— если у обоих игроков именно такое взаимодейст­вие, то оба получают в награду по два «плюса» (записыва­ют в свои бланки «плюсы» по всем одинаково выложен­ным элитным характеристикам) — это удачный и обою­довыгодный вариант игрового взаимодействия (и не то­лько игрового!);

— если «совместная радость» только у одного из иг­роков, то она не учитывается ни у кого, т.к. без взаимно­сти она не работает.

б) «Оттягивание»:

— если оба игрока выкладывают карточки именно с таким взаимодействием (с «оттягиванием»), то победи­телем считается тот, у кого по одинаковым элитным ха­рактеристикам больше баллов (более мощная «элитная сила»), и тогда победитель записывает в свой бланк «плюс», а проигравший — «минус» по каждой одинако­вой элитной характеристике; но если силы по одинако­вым характеристикам равны, то оба получают в наказа­ние «минус» и записывают его в свои бланки;

— если только один из игроков выложил «оттягива­ние», то только он считается победителем (себе — «плюс» в бланк, а проигравший — «минус» в бланк по одинаковым характеристикам).

в) «Равнодушие»:

— если оба игрока выложили карточку «равноду­шие», то обоим «плюсы» по всем одинаковым элитным характеристикам;

— если «равнодушие» только у одного игрока, то он выставляет в бланке «плюсы» по всем другим элитным характеристикам (не выложенным в этот ход), а сопер­нику ничего — ни «плюсов», ни «минусов».

г) «Восторг без взаимности»:

— если оба выложили карточку с таким взаимодейст­вием, то оба игрока получают «плюсы» по всем выло­женным за данный ход элитным характеристикам;

— если «восторг без взаимности» только у одного иг­рока, то себе он не проставляет ничего, а сопернику — «плюс» по выложенным своим элитным характеристи­кам.

д) «Осуждение» по данным элитным характеристи­кам:

— если карточки с взаимодействием совпадают, то обоим — «минус» по выложенным элитным характери­стикам;

— если «осуждение» только у одного игрока, то себе он ставит «плюсы» по характеристикам, которые им не выложены за данный ход, а другим игрокам — «минусы» по той характеристике, которую данный игрок выложил (которую он как бы «осуждает» в других).

Для большей наглядности и понятности все эти пра­вила сведены в таблицу, которую лучше выписать на до­ске (см. таблицу 7).

7. Сама игра заканчивается по взаимной договорен­ности или через определенное время, но важно, чтобы каждый игрок получил возможность несколько раз всту­пить во взаимодействие (в «психологический поеди­нок») с другими разными игроками (по опыту — это не менее 10—12 ходов). В конце определяется, у кого в ито­ге получается более привлекательный элитарный образ (образ «человека-звезды»). При этом возможен и более упрощенный вариант подведения итогов, когда просто подсчитывается сумма баллов по всем элитным характе­ристикам (в реальности часто так и бывает, элитой мы называем человека, выдающегося по какой-то отдель­ной характеристике, хотя по другим характеристикам он — полное ничтожество...).

8. Возможна и несколько иная организация игры, когда играют не отдельные пары, а вся микрогруппа уже

481\

из 3—6 человек. Например, все одновременно выклады­вают по одной карточке с типом взаимодействия и от од­ной до пяти карточек с элитными характеристиками (то есть так, как и по основным правилам — см. выше). Но поскольку игроков становится больше и с каждым при­ходится разбираться по очереди (в соответствии с выло­женной им карточкой типа игрового взаимодействия), то вся игра в итоге занимает немного больше времени.

Таблица 7

Основные правила определения победителей и про­игравших в игре «Элитовампиры» при разных вариантах игрового взаимодействия.

Варианты взаи­модействия Одинаковый тип взаимо­действия Разный тип взаимодей­ствия
«Совместная радость» Оба игрока получают «плюс» Никто ничего не полу­чает
«Оттягивание» Выигрывает тот, у кого «элитная сила» больше; если «сила» одинако­вая, то обоим — по «минусу» Себе — «плюс», а со­пернику — «минус»
«Равнодушие» Оба игрока получают «минус» Себе — «плюс», но по любой другой элитной характеристике, а со­пернику — ничего
«Восторг без взаимности» Обоим — «плюс» Себе — ничего, а сопер­нику — «плюс»
«Осуждение» Обоим — «минус» Себе — «плюс», но то­лько по другой характе­ристике, а сопернику — «минус» по тем характе­ристикам, которые вы­ложил игрок с карточ­кой «осуждение»

9. Карточно-бланковая игра «Сударь-государь»

В игре моделируются взаимоотношения различных социальных и профессиональных групп с государством в ходе различных внутренних и внешних событий обще­ственной жизни, которые по-разному отражаются на об­щем благосостоянии различных слоев населения. Все это позволяет лучше осознать особенности выбираемых профессий (и соответствующих социальных стереоти­пов и стилей жизни), которые неизбежно включены в более широкий, социально-экономический и даже по­литический контекст жизни общества.

Методика проводится с группой в 6—10 человек (воз­можен вариант проведения игры с двумя-тремя группа­ми). Время на игру — примерно 40—50 минут. Игра мо­жет проводиться в школе, в психологическом центре и, конечно же, в детском летнем лагере...

Процедура включет следующие основные этапы:

1. Ведущий-психолог показывает на доске (или на листе ватмана), как лучше подготовить игровой бланк (см. таблицу 8), а учащиеся рисуют такой же бланк на чистом листочке в клеточку, положенном горизонталь­но. Сразу же выписываются в алфавитном порядке со­циально-профессиональные группы населения1.

2. Ведущий кратко объясняет смысл игры: «Каждый из вас будет выполнять роль руководителя некоторого государства. В игре будут происходить различные внеш­не- и внутриполитические события, неизбежно отража­ющиеся на благосостоянии жителей ваших государств. В конце игры посмотрим, какие группы населения в резу­льтате вашего умелого руководства будут процветать, а какие — страдать и деградировать...». С более подробны­ми правилами ведущий должен знакомить участников постепенно, уже в ходе самой игры.

3. Далее каждый игрок делает из одного чистого тет­радного листка восемь маленьких карточек, а из другого листа — четыре больши х карточки (всего — 12 карточек).

1 Каждый специалист, проводящий данную игру, может, по своему усмотрению, добавлять и убирать те или иные группы. Но при этом же­лательно, чтобы их число не превышало 20 (иначе игра будет выглядеть громоздкой) и чтобы располагались они на бланке в алфавитном поряд­ке, что значительно облегчает их оперативный поиск в игре.

16*

4. Ведущий на доске показывает, как правильно оформить (подготовить) эти карточки к игре.

Сначала оформляются 4 большие карточки, связан­ные с внешнеполитическими событиями. На лицевой стороне карточек выписываются 4 события:

1) война;

2) экономическое сотрудничество;

3) культурное сотрудничество;

4) «железный занавес».

Обратная сторона каждой карточки делится попо­лам. В верхней части выписываются знаки с «плюсами», а в нижней — с «минусами». Далее каждый игрок само­стоятельно должен определить, как отразится первое со­бытие на благосостоянии тех или иных групп населения, выписанных в игровом бланке. Напротив «+2» баллов выписывается та группа, которая в наибольшей степени улучшит свое положение благодаря данному событию, напротив «+1» балла — группа, улучшит свое положение чуть в меньшей степени, напротив «-1» балла — группа, чье положение явно ухудшилось бы, а напротив «-2» бал­лов — группа, кому в результате первого рассматривае­мого события стало бы хуже всех... Таким образом, на обратной стороне каждой карточки должно быть выпи­сано ровно 4 группы населения1. Аналогично оформля­ется карточка со вторым и т.д. событиями. Пример оформленной карточки представлен на рисунке (см. ри­сунок?).

По такой же логике оформляются 8 маленьких карто­чек с внутриполитическими событиями:

5) эпидемия;

6) увеличение налогов;

7) цензура (прессы); 8)безработица;

9) свобода слова;

10) амнистия (разным заключенным);

11) спортивный праздник (типа грандиозной олим­пиады...);

12) фестиваль искусств (очень грандиозный...).

1 Если кто-то скажет, что некоторые события никого не делают счаст­ливыми (или, наоборот, никого не «обижают»), то предложите игрокам выделить группы населения, для которых данное событие хоть немного изменяет ситуацию в худшую или в лучшую сторону... Ведь если событие происходит, «значит хоть кому-то это нужно»...

5. Во время игры участники должны сидеть вокруг стола (двух составленных вместе столов), имея перед собой бланки и расположенные на столе лицевой сто­роной вверх 12 карточек. Ведущий по очереди называет игровые ходы (см. «Перечень ходов» — в конце данного раздела), а игроки совершают ходы, обмениваются кар­точками и делают необходимые записи в свои бланки. Основные правила, по которым проходит игра следую­щие:

— Ведущий, называя те или иные очередные собы­тия, обязательно должен указывать, внешние они (бо­льшие карточки) или внутренние (маленькие карточ­ки).

— Когда называется внутриполитическое событие, каждый игрок берет карточку (маленькую) с названием этого события, переворачивает ее и переписывает в свой бланк баллы напротив соответствующих катего­рий населения. При этом желательно сразу выписывать новые значения баллов. Например, если первоначаль­но «бизнесмены» имели 10 баллов, то после того, как результате события «экономическое сотрудничество» у них получается еще «+2» балла, то в итоге следует сразу записать в бланк рядом со старым значением новую сумму — «+12» баллов и т.п. После этого карточка кла­дется на свое место и может быть повторно использова­на.

— Когда называется внешнеполитическое событие, каждый берет соответствующую карточку (большую) и переписывает с ее обратной стороны все баллы напро­тив тех групп населения, на которые данное событие окажет наилучшее (или наихудшее) воздействие. Далее каждый молча думает, с кем бы из других игроков он хо­тел вступить в межгосударственные отношения, соот­ветствующие данному событию, например, с кем бы он хотел установить отношения «экономического сотруд­ничества». Только по команде ведущего все сразу пере­дают друг другу эти карточки (как бы вступая в эти от­ношения). Получив карточки от своих товарищей, иг­роки сразу же переписывают с них в свои бланки все баллы, а карточки оставляют себе для дальнейшего ис­пользования в игре. При этом может оказаться так, что кто-то получит несколько карточек (с ним многие хотят вступить в эти отношения), а кто-то — ни одной кар­точки... (политика — дело тонкое...). Если у кого-то из

участников в ходе игры оказалось сразу несколько оди­наковых карточек с одним и тем же внешнеполитиче­ским событием, то, когда ведущий вновь назовет дан­ное событие, игрок может отдать все эти карточки (ко­му-то одному или разным своим товарищам по игре). Большая карточка «Железный занавес» используется по несколько иным правилам (см. ниже).

— Когда ведущий произносит «Экспорт проблем», каждый игрок должен взять самую непривлекательную карточку с внутриполитическим событием (маленькую карточку!) и подумать, кому бы из других участников игры ее отдать. По команде ведущего все одновременно передают друг другу эти карточки и сразу же переписы­вают с них баллы напротив соответствующих групп на­селения. В игре часто оказывается так, что кто-то мо­жет получить сразу несколько таких карточек с непри­влекательными, «проблемными» событиями (баллы пе­реписываются со всех полученных карточек), а кто-то не получит ни одной «проблемы». Поэтому в дальней­шем в игре нередко возникают «выяснения отноше­ний» между лидерами государств... Политика — дело хитрое...). Если у кого-то постепенно накапливаются по несколько карточек с одинаковыми событиями, то когда ведущий вновь такое событие называет, игрок может сразу отдать все свои одинаковые карточки (ли­бо кому-то одному, либо разным товарищам по игре).

— Карточка «Железный занавес» используется иг­роком лишь только один раз тогда, когда он почувству­ет (увидит), что многие его товарищи отдают ему во время «экспорта проблем» (или при совершении внеш­неполитических ходов) самые непривлекательные кар­точки. Игрок выкладывает карточку «Железный зана­вес», громко заявляя об этом, как бы «закрывая» свои границы от посягательств. В этом случае все врученные ему за данный ход карточки должны быть взяты их пер­воначальными хозяевами обратно и все баллы с них должны быть переписаны в бланки этих хозяев («благо­даря» «Железному занавесу» они как бы «не на того на­поролись»...). После этого использованная карточка «Железный занавес» выходит из игры. Называя различ­ные внутриполитические события или произнося «экс­порт проблем», ведущий может иногда напоминать иг­рокам о возможности использования «Железного зана­веса».

— Естественно, нельзя отказываться от совершения ходов, даже если кто-то из игроков «не хочет обижать» своих товарищей. Чтобы сохранить свое лицо (и «поли­тический имидж»), в игре существуют более интерес­ные возможности, о которых вполне можно догадаться, используя те же игровые правила... (Все как в настоя­щей политике...).

Рис. 7. Пример заполненной карточки внешнеполитического

события к игре «Сударь-государь»: 1а — лицевая сторрна;

16 — обратная сторона (пояснения — см. в тексте).

6. При подведении результатов игры можно по каж­дой группе населения для наглядности обвести в кружо­чек последние результаты — это и будет показателем сте­пени благополучия той или иной группы в результате «мудрого» руководства каждым участником игры своим «царством-государством».

7. В ходе итогового обсуждения можно поинтересо­ваться у участников, какие группы населения у них «процветают» (набрали много баллов), а какие — «дегра­дируют» (набрали мало баллов или даже приобрели от­рицательные значения — ушли в «минус»).

1 Естественно, в представленном примере отражена лишь одна из воз­можных точек зрения, и каждый игрок вправе заполнить карточку по-своему.

Таблица 8

Пример игрового бланка к методике «Сударь-госу­дарь».

Группы населения: Изменения баллов -показателей степени процветания групп на­селения (10 — началь­ные игровые баллы)
Артисты  
Бизнесмены  
Военные  
Домохозяйки  
Журналисты  
Инвалиды  
Инженеры  
Иностранцы (временно проживающие...)  
Крестьяне  
Пенсионеры  
Политики  
Преступники  
Проститутки  
Рабочие  
Студенты  
Ученые  
Чиновники  
Школьники  

Перечень ходов к игре «Сударь-государь»

(для удобства работы разными шрифтами выделены разные группы ходов, выполняющиеся по разным пра­вилам):

1. Увеличение налогов (маленькая карточка).

2. Экспорт проблем (с маленькими карточками).

3. Спортивный праздник (маленькая карточка):

4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (бо­льшая карточка и т.п.).

5. Экспорт проблем.

6. Цензура прессы.

7. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

8. Фестиваль искусств.

9. Амнистия.

10. Экспорт проблем. И. ВОЙНА.

12. Свобода слова.

13. Эпидемия.

14. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

15. Экспорт проблем.

16. Безработица.

17. Спортивный праздник.

18. Экспорт проблем.

19. Свобода слова.

20. ВОЙНА.

21. Амнистия.

22. КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

23. Увеличение налогов. 24. Экспорт проблем.

25. Фестиваль искусств.

26. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Естественно, предлагаемый перечень ходов не явля­ется строго обязательным, каждый специалист может

его сократить, расширить, изменить и т.п. Но важно при этом сохранить два условия: 1 — чаще чередовать раз­личные события (внешние, внутренние и экспорт проб­лем); 2 — постараться так сгруппировать события, чтобы среди них примерно в равном соотношении были собы­тия привлекательные и не очень привлекательные. Если этого не сделать, то в результате игры может возникнуть подозрение, что ведущий «специально хотел», чтобы итоги были «мрачными» (или, наоборот, слишком опти­мистичными). Но даже несмотря на то, что приятных со­бытий было не меньше, чем неприятных, в наших играх (см. представленный выше «Перечень ходов») часто процветающими группами оказывались преступники, коммерсанты и проститутки, а вот пенсионеры, инвали­ды, ученые и школьники часто близки были к «деграда­ции»... Очень полезный материал для размышлений, и не только для детей, но и для взрослых, особенно для пе­дагогов и психологов...

10. Активизирующий опросник-шутка «Моды-2»

Опросник-шутка «Моды-2» используется с целью помочь самоопределяющимся школьникам (или взрос­лым безработным клиентам) хотя бы ориентировочно спрогнозировать престижность выбираемых профес­сий. В строгом смысле данный опросник не является «тестом», поскольку его главный смысл — активизация размышлений о престиже и об изменчивости этого пре­стижа...

Общая схема использования опросника следующая.

1. Сначала рисуется бланк (см. таблицу 9).

2. Далее учащиеся самостоятельно выписывают 7—10 наиболее привлекательных (или интересных) для себя профессий в графу бланка «Профессии».

3. Слева, в графе «+/-» бланка выбираются 1—2 про­фессии, предполагаемая престижность которых в буду­щем будет высокой (помечаются знаками «+»), и 1—2 профессии с предполагаемой низкой престижностью (помечаются знаками «-»).

4. Далее учащиеся в графе «Профессии» сами выби­рают из своего списка и подчеркивают 2—3 профессии,

которые лично для них являются самыми привлекатель­ными.

1. Психолог знакомит учащихся с общей инструк­цией (с общими правилами работы с опросником): «Нам необходимо посмотреть, как меняется престиж­ность (мода) различных профессий со временем. Рас­смотрим следующие три эпохи: 1 — прошлое время (на­чиная с конца 50-х годов до середины 80-х годов — на­зовем его «СССРизмом»; 2 — настоящее время (с сере­дины 80-х до наших дней и, вероятно, еще 5—7 лет — пусть это будет «СШАизм», поскольку американским духом пронизано сейчас все); 3 — ближайшее будущее (надо быть оптимистами, поэтому назовем его «Лучшие времена»). По каждой профессии необходимо дать оценку ее престижности в каждой из выделенных эпох по 10-балльной шкале».

6. Далее проводятся подсчеты результатов. Общая формула расчетов баллов предполагаемого изменения престижности по каждой профессии следующая:

Престиж (вектор изменения престижности) =

= (СССРИЗМ + СШАИЗМ + Лучшие времена): 3 +

+ (СССРИЗМ - СШАИЗМ) + (Лучшие времена - СШАИЗМ).

7. В правой части бланка, в колонке «+/-» напротив 1—2 профессий, набравших наибольшее количество баллов (самых престижных в предполагаемом будущем), проставляются знаки «+», а напротив 1-2 профессий с наименьшим количеством баллов (скорее всего с отри­цательными значениями) проставляются знаки «-».

8. В итоге можно сравнить первоначальные пред­ставления подростка о будущей престижности профес­сий (левая колонка «+/-») с результатами прогнозирова­ния престижности (правая колонка «+/-»), а также соот­нести это с наиболее привлекательными для себя про­фессиями (подчеркнутыми еще перед проставлением баллов и расчетами).

Таблица 9

Пример бланка для опросника-шутки «Моды — 2». На примерах показано, как можно проводить расчеты предполагаемого в ближайшем будущем вектора изме­нения престижности профессий.

 

_ _ Профессии: 7-10 профессий вы­писывает сам по­дросток и под­черкивает 2-3 са­мые для себя привлекательные СССРизм СШАизм Лучшие времена Расчеты -/++
- инженер       5 64 = +15 +
  телохранитель       4(-2)(-3) = -1 -
+ менеджер       7 (-3) (-2) = +2  
  таксист       6 1 2 = +9 +
+ юрист       7(-5)(-2) = 0  
  товаровед       5 (-5) (-3) = -3 -
  дипломат       8 0 (-2) = +6  
  и т.д.          

На этапе подведения итогов опросника (осмысления результатов) психолог может столкнуться с некоторыми трудностями, с некоторым непониманием смысла опросника со стороны аудитории.

1. Очень часто подростки (и взрослые специалисты, которым данная методика демонстрировалась) оказыва­лись в полном недоумении, когда их любимые профес­сии набирали в итоге очень мало баллов и попадали в число «непрестижных». В основном это профессии типа «менеджер», «бухгалтер», «юрист», иногда — «психо­лог». С одной стороны, ничто не вечно, включая сегод­няшнюю престижность. Например, многие помнят, как были престижны в 60-е годы профессии, связанные с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.