Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По фазам процесса воспроизводства




 

Рис.3.3 Классификация затрат предприятия на персонал

Расходы на персонал в практике учета подразделяются на основные и дополнительные (табл3.5)


Таблица 3.5


Укрупненная классификация расходов на персонал

 

Основные расходы   Дополнительные расходы
На основании тарифов и законодательства Социальные
Заработная плата сдельная и повременная (основные и вспомогательные рабочие). Оклады штатных сотрудников (руководители, специалисты, другие служащие). Выплаты внештатным сотрудникам. Поощрительные выплаты. Прочие выплаты Единый социальный налог (взнос). Платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию от несчастных случаев и т.п. Оплата отпусков. Оплата инвалидности, больничных листов. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. Затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований. Оплата за обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров. Затраты на привлечение персонала (наем, отбор, увольнение). Прочие расходы Оплата транспортных расходов. Оплата жилищно-коммунальных услуг. Оплата медико-оздоровительных услуг. Оплата за питание. Оплата спецодежды. Производственный фонд социального обеспечения. Прочие расходы

 

В условиях действующей системы учета затрат на производство и оказание услуг в отечественных организациях осуществить оценку затрат на персонал весьма не просто, так как для этого следует произвести выборку данных из многочисленных форм бухгалтерской отчетности и других документов первичного учета. Часть затрат на персонал относится на себестоимость продукции (работ, услуг), часть затрат осуществляется за счет прибыли организации.
В положении о составе затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, включаемых в их себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, указываются основные статьи затрат на персонал:
1. Расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
2. Расходы на выплаты авторских вознаграждений за изобретательскую и рационализаторскую деятельность.
3. Затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований.
4. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
5. Затраты на содержание работников аппарата управления организации и ее структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
6. Затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.
7. Расходы по оплате услуг связи, вычислительных центров, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, в тех случаях, когда штатным расписанием или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством.
8. Расходы по оплате консультационных, информационных и аудиторских услуг.
9. Расходы по содержанию и обслуживанию технических средств управления: вычислительных центров, местных АТС, узлов связи, средств сигнализации и др.
10. Затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации.
11. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.
12. Затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических учреждений и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное учреждение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы.
13. Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно.
14. Выплаты за не проработанное на производстве (неявочное) время - очередные, дополнительные отпуска и т.д.
15. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, который направлен на мобилизацию средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, в настоящее время заменяет собой страховые взносы, уплачиваемые во внебюджетные фонды.
16. Платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, а также договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию.
17. Начисления на заработную плату и гонорар творческих работников, перечисляемые творческим союзом в их фонды.
18. Затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей.
19. Выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов.
Классификация затрат организаций на рабочую силу, рекомендованная Международной организацией труда (МОТ) включает 10 групп по направлениям затрат: оплата труда за отработанное время; оплата за неотработанное время; единовременные поощрительные выплаты; выплаты на питание, жилье, топливо, включаемые в заработную плату; расходы на обеспечение работников жильем; расходы организации на социальную защиту работников; расходы на профессиональное обучение; расходы на культурно-бытовое обслуживание; налоги, связанные с использованием рабочей силы; расходы, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам. Данная классификация представляется компактной и способной охватить все статьи затрат, сложившиеся в отечественной бухгалтерской и статистической отчетности.

Один из самых распространенных подходов к измерению стоимости человеческих ресурсованализ издержек.

При анализе человеческих ресурсов обычно используют понятия первоначальных и восстановительных издержек.

Первоначальные издержки включают в себя затраты на поиск, приобретение и предварительное обучение работников (рис3.4). )

Рис 3.4. Состав первоначальных издержек на персонал

Восстановительные издержки (издержки замещения) – сегодняшние затраты, необходимые для замены работающего сейчас работника на другого, способного выполнять те же функции (рис3.5.).

Рис.3.5. Состав восстановительных издержек на персонал

 

На практике применяют следующие показатели издержек на содержание персонала:

1. Доля издержек на персонал в общем объеме реализации.

2. Издержки на одного сотрудника (по категориям персонала и в целом).

3. Издержки на один производительный час.

Управление расходами по содержанию персонала может осуществляться в основном через численность персонала; через бюджет расходов, поддающихся влиянию; через постановку задачи в организации.

Существуют следующие методы снижения расходов на содержание персонала:

· сокращение бюджета (экономия работающих);

· стоимостный анализ накладных расходов;

· принцип нулевого базисного бюджета (направлен на повышение эффективности подразделений, ориентирован на повышение производительности)

Развитие персонала из статьи издержек превратилось в объект инвестиций. Поэтому требует постоянной оценки капиталоотдачи, а именно как затраты на персонал повлияли или повлияют на повышение эффективности организации.

Разработка и внедрение организационных проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов.

Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов: коммерческую (финансовую) эффективность, учитывающую финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
бюджетную эффективность, отражающую финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
народнохозяйственную экономическую эффективность, учитывающую затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций.
При оценке экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом (принятии решения об экономической целесообразности осуществления проекта, выборе лучшего варианта) могут быть использованы следующие обобщающие показатели:
1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или интегральный экономический эффект (Э ), определяется как сумма текущих экономических эффектов за весь период, приведенная к начальному шагу (начальному году расчетного периода) или как превышение интегральных экономических результатов над интегральными затратами.
2. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных доходов к величине капиталовложений
3. Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Е ), при которой величина приведенных экономических эффектов равна капиталовложениям.
ВНД проекта определяется расчетным способом и сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода, реализация проекта оправдана.
4. Срок окупаемости ) - минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный экономический эффект становится положительным и в дальнейшем остается неотрицательным.
5. Рентабельность инвестиций), учитывающая интересы участников или специфику проекта.

Помимо рассмотренных показателей для анализа и оценки экономического эффекта полученного по завершении реализации мероприятий по управлению персоналом, целесообразно выделить в общих результатах экономию от сокращения потерь рабочего времени, характеризующую рост дисциплины и организации труда; сокращение потерь от брака, характеризующее рост качества труда.

Характеристика экономических результатов (Р) совершенствования системы и технологии управления персоналом представлена в табл.3.6. Расчетные формулы стоимостной оценки экономических результатов, приведенных в таблице, опубликованы в специальной литературе.

Таблица 3.6


Экономические результаты совершенствования системы и технологии управления персоналом организации

 

Область формирования (система управления и производственная система организации) Экономические результаты Показатели
1. Элементы системы управления организации
1.1. Функции управления Снижение затрат на осуществление функций Количество видов функций; уровень дублирования функций, уровень регламентации функций; затраты на осуществление функций управления; уровень качества осуществления функций управления
1.2. Организаци- онная структура управления Совершенствование организационной структуры управления, повышение согласованности работы функциональных подразделений Количество и состав управленческих подразделений на разных иерархических уровнях, тип существующей структуры управления, число уровней управления; степень регламентации оргструктуры, уровень управляемости в сравнении с нормой управляемости; затраты на управление по отдельным функциональным подразделениям и уровням управления
1.3. Кадры управления Повышение производительности труда служащих, сокращение численности управленческих работников, повышение культуры управления; повышение профессионального мастерства Численность управленческих кадров; удельный вес руководителей, специалистов и других служащих; профессиональный, квалификационный и возрастной состав, структура по стажу работы, общеобразовательный уровень, уровень организации повышения квалификации и переподготовки; уровень текучести, уровень обеспеченности системы управления кадрами; уровень использования персонала, уровень состояния трудовой дисциплины, уровень соответствия работников управления занимаемым должностям
1.4. Технические средства управления Улучшение использования ЭВМ, улучшение использования оргтехники Количество и вид технических средств, уровень использования технических средств; удельный вес прогрессивных видов оргтехники и ЭВМ; уровень механизации и автоматизации управленческих процессов; удельный вес стоимости оргтехники и ЭВМ в общей стоимости основных фондов
1.5. Информация Снижение трудоемкости обработки информации, удешевление разработки документации, уменьшение ошибок в документации Объем и вид информации, уровень информационного обеспечения; качество информации; количество документов и информации, приходящейся на одно структурное подразделение или работника аппарата управления; затраты на создание, передачу и обработку информации, уровень использования информации и документов
1.6. Методы организации управления Снижение затрат на оргпроектирование, повышение роли экономических методов управления Уровень обеспеченности системы управления регламентирующей и методической документацией; уровень системы стимулирования и оплаты труда; уровень социально-психологической обстановки; уровень организации и нормирования труда, наличие распорядка рабочего дня руководителей; уровень правового обеспечения; соотношение административных, экономических и социально-психологических методов по отдельным подразделениям аппарата управления
1.7. Технология управления Снижение трудоемкости осуществления процедур (операций), снижение стоимости разработки технологических процессов управления, повышение уровня регламентации труда Состав и последовательность выполнения процессов управления, структура и длительность управленческого цикла; удельный вес процедур и операций творческого и рутинного характера; уровень регламентации процессов управления; уровень применения прогрессивных технологических процессов обработки информации; уровень качества выполнения управленческих процессов, процедур и операций; затраты на выполнение процессов, процедур и операций
1.8. Решения Сокращение цикла обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений Количество принимаемых решений; своевременность принятия решений; уровень регламентации решений; степень выполнения решений, качество принимаемых решений, удельный вес принимаемых типовых управленческих решений; затраты на выработку, обоснование, принятие и реализацию решений
2. Элементы производственной системы организации
2.1. Производст- венные функции Сокращение потерь рабочего времени, сокращение времени на сверхурочные работы Количество производственных функций, приходящихся на одного рабочего, бригаду; затраты на осуществление производственных функций; длительность и качество осуществления производственных функций
2.2. Организаци- онная структура производства Совершенствование организационной структуры производства, повышение ритмичности работы производственных подразделений Состав производственных подразделений организации; территориальное расположение подразделений организации; внутрипроизводственные связи звеньев производственной структуры; распределение численности работающих, производственных мощностей и объемов производства по производственным подразделениям; длительность производственного цикла
2.3. Кадры производства Высвобождение рабочих, улучшение использования рабочих кадров, повышение производительности труда рабочих, повышение культуры производства, повышение уровня квалификации, повышение уровня трудовой дисциплины, снижение текучести кадров, улучшение качества трудовых норм Состав и структура кадров производства, численность по категориям работающих, обеспеченность кадров по составу; образовательный уровень, уровень текучести; эффективность использования трудовых ресурсов; социальная структура трудового коллектива; уровень производительности труда и размеры фонда заработной платы; уровень нормирования труда, формы разделения и кооперирования труда; уровень организации труда
2.4. Средства труда Улучшение использования машин, оборудования, транспортных средств и производственных площадей; повышение уровня механизации и автоматизации производства Структура основных производственных фондов; состав и структура оборудования по стоимости и видам, показателям использования основных фондов; степень прогрессивности оборудования; уровень механизации и автоматизации, фондовооруженность
2.5. Предметы труда Снижение сверхнормативных запасов материальных ресурсов, улучшение использования материальных ресурсов, снижение затрат на хранение материальных ценностей, ускорение оборачиваемости оборотных средств, улучшение качества материальных норм Объем и номенклатура материальных ресурсов; размеры производственных запасов; коэффициент оборачиваемости оборотных средств; степень прогрессивности применяемых материалов; материалоемкостъ, уровень обеспеченности предметами труда; уровень организации снабжения материальными ресурсами; эффективность использования материальных ресурсов
2.6. Методы организации производства Сокращение длительности производственного цикла Уровень предметной, технологической и подетальной специализации; уровень концентрации и кооперирования производства продукции; научно-технический уровень производства; эффективность мероприятий по совершенствованию организации производства
2.7. Технология производства Повышение уровня прогрессивности применяемой технологии, уменьшение удельного веса ручного труда в технологических процессах Структура видов технологических процессов, степень их прогрессивности; удельный вес ручного труда, уровень применения типовых технологических процессов; качество и затраты на осуществление технологических процессов, длительность протекания техпроцессов
2.8. Продукция Повышение качества продукции и услуг, рост объема производства продукции и услуг, снижение трудоемкости изготовления продукции, снижение материалоемкости продукции Объем и номенклатура выпускаемой продукции, объем НИОКР и услуг; уровень качества выпускаемой продукции, работ и услуг; степень сложности продукции; удельный вес новых видов продукции; динамика роста объемов производства и НИОКР; себестоимость и цена выпускаемой продукции, прибыль и рентабельность


Оценка эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации.
Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежание отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
К числу позитивных можно отнести следующие изменения:
* обеспечение персоналу надлежащего уровня и качества жизни (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги и пр.);
* создание условий для реализации и развития индивидуальных способностей работников;
*достижение степени свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, устанавливать график и интенсивность работы и пр);
*создание благоприятного социально-психологического климата (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).
К числу предотвращенных отрицательных изменений можно отнести:
*ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);
*ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).
Позитивные социальные последствия проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом могут формироваться (и должны оцениваться) и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.).

Характеристику социальных результатов совершенствования системы и технологии управления персоналом представим в разрезе отдельных подсистем системы управления персоналом.

Подсистема планирования и маркетинга персонала:
* наиболее полное использование потенциала работников организации;
* обеспечение соответствия содержания труда индивидуальным способностям и интересам работников;
* снижение негативных последствий высвобождения работников;
* обеспечение стабильности персонала;
*формирование благоприятного имиджа организации.
Подсистема найма и учета персонала:
*обеспечение найма персонала, способного быстро адаптироваться к организации;
*использование персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями;
*повышение обоснованности кадровых решений по перемещению персонала.
Подсистема условий труда:
*соблюдение требований психофизиологии, эргономики и технической эстетики;
* реализация требований стандартов охраны труда и техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;
*повышение уровня гуманизации труда;
*уменьшение загрязнения окружающей среды, сохранение живой природы.
Подсистема трудовых отношений:
*своевременное выявление проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях;
*соблюдение этических норм взаимоотношений;
*формирование механизмов координации работ по решению проблем социально-трудовых отношений.
Подсистема развития персонала:
*всесторонняя адаптация персонала к условиям работы в организации;
*повышение содержательности труда;
*развитие индивидуальных способностей работников;
*повышение профессионализма и конкурентоспособности персонала;
*обеспечение согласованности целей работников и администрации при управлении карьерой;
*овладение социокультурными нормами организации.
Подсистема мотивации и стимулирования персонала:
*обеспечение связи между результативностью и оплатой труда;
*создание условий личного развития работников;
*формирование чувства причастности работника к делам организации;

*формирование современной системы мотивации стимулирования труда.
Подсистема социального развития:
*удовлетворение потребностей персонала;
*создание благоприятного социально-психологического климата;
*формирование механизма обратной связи с работниками исходя из их желания и нужд;
*создание возможностей для общения вне работы и участия в общественной жизни
улучшение условий быта работников.
Подсистема развития оргструктур управления:
*развитие способности организации к перестройке своих структур в зависимости от изменения внешней среды;
*обеспечение условий для принятия руководящих решений с ясным и четким изложением целей и задач;
*четкое определение прав и обязанностей работников.
Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом:
*соответствие кадровых решений требованиям трудового законодательства;
*повышение обоснованности кадровых решений;
*обеспечение правовой защиты работающих.
Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом:
*обеспечение подразделений и должностных лиц управления персоналом необходимой информацией;
*повышение качества, оперативности и обоснованности информации;
*обеспечение подразделений и должностных лиц персональными ЭВМ и оргтехникой.
Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска или повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала; уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом; сокращение потребности в социальных льготах и компенсациях для нейтрализации или ослабления неблагоприятных условий труда и т.д.) и могут быть включены в состав экономических результатов совершенствования системы и технологии управления персоналом.
При комплексной оценке экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом возможны следующие подходы:
- экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социальная эффективность - как ограничение, т.е. принимаются только те проекты, которые предусматривают мероприятия социального характера;
- рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер;
- вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиций социальных целей независимо от экономических, а далее среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.

Контрольные вопросы

1. Что такое затраты на персонал организации?

2. Какие вы знаете признаки классификации затрат на персонал?

3.Охарактеризуйте затраты на персонал организации, используя разные признаки классификации.

4. Какие статьи затрат рекомендуется выделять по методике Международной организации труда?

5. Приведите пример затрат на замещение работника.

6. Приведите пример первоначальных и восстановительных издержек на персонал.

7. Что такое единовременные затраты на совершенствование управления персоналом? Какие статьи расходов они включают?

8. Что такое текущие затраты на совершенствование управления персоналом? Какие статьи расходов они включают?

9. Дайте понятие коммерческой, бюджетной и народнохозяйственной эффективности.

10. Какие обобщающие показатели оценки экономической эффективности проектов совершенствования управления персоналом вам известны? Как они рассчитываются?

11. Как определяется рентабельность инвестиций?

12. Какие экономические результаты совершенствования управления персоналом и показатели их измерения вам известны?

13. Раскройте сущность социальной эффективности совершенствования управления персоналом.

14. Какие социальные результаты совершенствования управления персоналом и показатели их измерения вам известны?

15. В чем заключается взаимосвязь экономической и социальной эффективности управления персоналом?

Тесты для самоконтроля

1. Как группируются затраты в зависимости от динамики объемов выпуска продукции?

А) постоянные и переменные;

Б) прямые и косвенные;

В) прямые и накладные

2. Состав и последовательность выполнения процессов управления, структура и длительность управленческого цикла; удельный вес процедур и операций творческого и рутинного характер – это показатели, характеризующие экономические результаты:

А) технологии управления;

Б) методов организации управления;

В) кадров управления

3. Назовите социальные результаты, характеризующие подсистему мотивации и стимулирования персонала:
А) обеспечение связи между результативностью и оплатой труда;
Б) создание условий личного развития работников;
В) формирование чувства причастности работника к делам организации;

 

Задания студенту

1. Какие основные статьи расходов входят в состав затрат на обучение студентов дневной формы обучения? Какие вы видите пути их снижения? Обсудите на практическом занятии.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. а) основная литература:

  1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.-3-е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010..- (Высшее образование).
  2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.-2-е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.-447с.- (Высшее образование).
  3. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. Кибанова А.Я., - М, ИНФРА-М, - 2002.
  4. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теории и практика: учеб.- М.:ТКВелби, Изд-во Проспект, 2008. – 688с.
  5. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Альфа-Пресс» 2010.-672с.
  6. Балуева Т.С. Управление персоналом: Учеб. пособие/ ГОУ ВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2005.

7. Управление перосоналом: Учебник для вузов / Под ред. Д-ра эк. н., проф. А.Я.Кибанова, к.э.н., проф. Л.В.Ивановской. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. 352с

б) дополнительная литература:

1.Егоршин А.П. Управление персоналом. НИИ Новгород. 1998.

2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / Кибанова АЯ, Дуракова И.Б. – М.:Кнорус, 2010 -368с.

3. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: Учебник / Кибанова А.Я. - М., ИНФРА-М, 2010, Высшее образование 284с.

4. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов.- М.: Эксмо, 2010. 160с.

5. М53 Мескон М. Основы менеджмента: Пер.с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1998. - 799с. - (Зарубеж.эконом.учеб.). - Предм.указ.:с.772-799. - ISBN 5-7749-0080-0.

6.Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. М. Дело, 2001.

7.Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учеб. пособие: - М. Мастерство, 2002.

8.Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001 512 с.

9.Шексня С.В. Управление персоналом современных организаций. Учебно-практическое пособие. – М: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000, 368 с.

10.Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л Еремина. – М.: «Банки и биржи», 2000. 422 с.

11.Управлениеьперсоналом организации: Учеб. Пособие /П.Э.Шлендера. – М: Вузовский учебник. ИНФРА-М, 2010 -378с.

12. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. Пособие/ А.Я.Кибанова, 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М 2008 365с Высшееобразование.

13. Грачев И.В. Суперкадры. - М.: Дело, 1993.

14.Иванцевич Д.И., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993.

в) периодические издания:

журналы: Управление персоналом, Менеджмент, Менеджмент в России и за рубежом, Кадры, Проблемы теории и практики управления, Человек и труд и др.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.