Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармоническое и всестороннее развитие функций организма




Охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Эта задача обусловлена тем, что в силу своих возрастных особенностей ребенок нуждается в защите от неблагоприятных условий внешней среды, потому что в дошкольном возрасте идет формирование систем и функций организма, а поэтому ребенок уязвим.

Здоровье – это широкое понятие, включающее в себя физическое, душевное и социальное благополучие. Здоров тот, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к развитию духовных способностей и к полноценному выполнению социальных функций (последнее – это пребывание ребенка в детском коллективе и освоение требований программы детского сада). Физическое и душевное благополучие означает рост и развитие ребенка. Очень важно воспитывать здоровых, крепких детей.

Охрана здоровья детей зависит от оптимальной организации воспитания и обучения. Следует учитывать, что, проводя в жизнь все мероприятия по охране здоровья ребенка, надо исходить из анатомо-физиологических особенностей детей, учитывая при этом индивидуальные отклонения. Необходимо также опираться на взаимосвязь физического и психического развития детей, так как морфологические и физиологические особенности организма тесно связаны с психическим развитием, то есть с определенным уровнем воспринимающей и познавательной деятельности головного мозга. В целях охраны здоровья педагог должен ставить такие задачи, к решению которых дошкольник готов. При этом не следует форсировать, а также и чрезмерно облегчать требование. Чтобы не причинить ребенку вреда, педагог должен подбирать методы и приемы своей деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Условия, в которых будет заниматься ребенок, а также физкультурное оборудование и инвентарь должны соответствовать возрасту ребенка, и применять их следует с соблюдением гигиенических требований. «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху, это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В. А. Сухомлинский).

Физическое развитие человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных образований, постепенность количественных и качественных образований, изменений в организме), а также социальными (материальный и культурный уровень жизни, распределение материальных благ, воспитание, гигиенические и бытовые условия, перенесенные заболевания).

Как уже отмечалось, развитие морфологических и физиологических особенностей организма детей связано с психическим развитием. Каждый орган выполняет определенные функции. Между функцией органа и его «формой, т. е. строением, имеется связь, функционирование органа вызывает изменения в обмене веществ, а это в процессе исторического и индивидуального развития определяет рост и развитие самого органа. Отсюда физиологи считают, что «ведущая роль в единстве формы и функции принадлежит функции»[20]. Исходя из этого положения, можно считать, что, изменяя условия жизни, можно направленно воздействовать на психическое и физическое развитие организма. Рационально организованное обучение, воспитательно-трудовая деятельность, питание, упражнения способны изменять обмен веществ, а отсюда и изменять физическое развитие, психическую деятельность, тем самым обеспечить приобретение организмом человека новых свойств и способностей. Для физического развития исключительное значение имеют двигательные действия (упражнения), приводящие к изменениям строения организма (скелета, мышц, внутренних органов). Различные виды физических упражнений по-разному воздействуют на физическое развитие. Большое значение для физического развития имеет тренировка, т. е. физические упражнения, совершаемые многократно, в системе и определенным образом дозируемые.

Рост и развитие детей дошкольного возраста происходят в тесном взаимодействии с внешней средой. Количественные и качественные изменения в организме ребенка протекают одновременно, но не совпадают по интенсивности: на фоне ускоренного роста происходит замедленное созревание, а усиленное совершенствование функций организма притормаживает рост.

Антропометрические показатели у дошкольников изменяются в сторону увеличения более или менее интенсивно в зависимости от возраста, сезона, характера деятельности.

Так, длина тела (рост) обусловлена наследственными свойствами, масса тела (вес) связана с характером питания и двигательным режимом. Показатели роста, веса, и их соотношения, показатели окружности груди взяты за основу оценки физического развития ребенка. При этом отмечается, что влияние условий жизни на физическое развитие детей проявляется быстрее всего в изменениях веса и окружности грудной клетки. Организуя занятия физическими упражнениями, увеличивая двигательную активность детей, можно способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; функций центральной нервной системы, пищеварения, а также улучшению обмена веществ. Для решения этой задачи необходима правильная организация распорядка жизни детей и постановки учебно-воспитательного процесса в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.