Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




 

Знание методики проведения подвижных игр способствует более успешному решению задач обучения и воспитания. Методику проведения подвижной игры можно определять как профессиональную «технологию» труда воспитателя, которой он должен владеть творчески, отбирать и совершенствовать приемы руководства игровой деятельностью детей.

Алгоритм проведения подвижной игры включает в себя следующие пункты:

1. Подготовка к проведению игры.

2. Организация играющих.

3. Руководство процессом игры.

4. Подведение итогов игры.

Подготовка к проведению игры начинается с выбора игры, который зависит от задач занятия. При этом должны учитываться возрастные особенности детей, уровень их развития и физической подготовленности, количество детей, условия проведения игры, интересы детей, состояние их здоровья.

В детском саду воспитатель осуществляет подбор и планирование подвижных игр в соответствии с программой. Учитываются условия работы в каждой возрастной группе. Постепенно подвижные игры усложняются, варьируются с учетом роста сознательности детей, накопления ими двигательного опыта. В младшей группе проводятся несложные по содержанию и правилам сюжетные игры. Многие из игр направлены на ориентировку в пространстве и игровой ситуации. В них все дети выполняют однородные роли и двигательные задания. Воспитатель принимает участие в игре. Постепенно детей подводят к выполнению индивидуальных заданий.

В средней группе возможно проведение игр, где присутствуют элементы простейшего соревнования: индивидуального или коллективного.

Для детей старшей группы доступны более сложные по правилам и содержанию игры, могут даваться и более сложные задания.
еще более усложняются игры для детей подготовительной группы. Могут использоваться игры командные, с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных. При этом педагог должен помнить, что воспитательный эффект игр будет проявляться при условии хорошего владения детьми движениями, необходимыми для игры.

Подбирая игру, педагог должен учитывать организационную форму работы, в рамках которой будет использоваться игра. Для проведения игры должно быть подготовлено место проведения. На участке ДОУ это может быть ровная площадка со специальной разметкой, зеленая лужайка. Зимой площадку для игры необходимо очистить от снега.

При проведении игр в помещении необходимо убрать посторонние предметы, которые могут мешать движениям детей.

При проведении игр на местности воспитатель должен заранее ознакомиться с намеченным местом.

Для проведения подвижных игр с дошкольниками в детском саду используются различные пособия: атрибуты, спортивный инвентарь и др. Желательно, чтобы все предметы были яркими, красочными, заметными в игре, соответствующими силам детей. Количество пособий для игры должно быть равным количеству детей.



Подобрав игру, педагог должен продумать ее ход, предугадать положительные и отрицательные моменты, которые могут возникнуть в ходе игры, предварительно наметить первого водящего. Должен продумать, как лучше предотвратить нежелательные моменты.

Организация играющих предусматривает:

1. Размещение играющих и месторасположения руководителя при объяснении игры.

2. Объяснение игры.

3. Выделение водящих.

4. Распределение на команды и выбор капитанов.

5. Выделение помощников.

В зависимости от содержания игра может проводиться со всеми детьми или с небольшой подгруппой. В этом случае остальную часть детей следует занять другим видом деятельности. При неправильной организации игры дети могут долго ждать своей очереди, чтобы выполнить игровое задание. Это снижает интерес к игре, вызывает проявление недисциплинированности со стороны детей, невнимательность, повышает утомляемость.

При проведении игры, особенно на прогулке, воспитателю требуется собрать детей на игру. Для этого он может воспользоваться звуковыми сигналами: ударами в бубен, свистком и т. п.

Чтобы объяснить игру, педагог должен расположить детей таким образом, чтобы они хорошо видели его и слышали объяснение игры. Целесообразным для этого является построение в исходное для игры положение, но если дети при этом разделены, то их следует сблизить.

Объяснение игры является очень важным моментом и требует от воспитателя тщательной подготовки. Содержание некоторых игр раскрывается воспитателем в предварительной беседе заранее. При этом уточняются представления детей, создается определенное отношение к персонажам игры. Объяснение должно быть эмоциональным и интересным, должно готовить детей к веселой игровой деятельности. Рекомендуется при объяснении игры придерживаться следующего плана: а) название игры, б) роль играющих и их месторасположение, в) ход игры, г) цель игры, д) правила игры. Следует отметить, что объяснение игры должно быть в виде образного и выразительного рассказа.

Выделяя водящих, следует помнить, что обязанности его оказывают большое воспитательное влияние на играющих. Желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше детей. Существуют различные способы выбора водящего: по назначению педагога, по жребию, по расчету, по выбору играющих, по очереди, с помощью считалки.

При проведении командных игр со старшими дошкольниками требуется разделить детей на команды. Это можно сделать путем расчета, по назначению, путем фигурной маршировки, по сговору выбранных командиров команд и т. д.

Выделение помощников производится руководителем игры. Помощники помогают наблюдать за соблюдением правил игры, учетом результатов, помогают в раздаче и сборе инвентаря.

Очень важным является процесс руководства игрой, который включает в себя:

1. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих.

2. Судейство.

3. Дозировку нагрузки.

4. Окончание игры.

Игру следует начинать организованно и своевременно, поскольку задержка снижает готовность детей к игре. Игру следует начинать по условному сигналу. Педагогу необходимо заинтересовать детей игрой.

Необходимо следить за выполнением правил игры, воспитывать сознательное отношение к их исполнению, направлять детей на товарищеские поступки. В опасные моменты игры педагог может подстраховывать детей. Следует избегать излишнего возбуждения, проявления отрицательных эмоций.

Судейство игры имеет особое значение. Педагогу в качестве судьи следует находить такое место, чтобы он видел всех детей. Заметив нарушение, следует подать сигнал, назначить штраф в виде очков или каких-то дополнительных двигательных заданий, моментов исключения из игрового действия.

Нагрузку в игре следует обязательно дозировать путем увеличения или уменьшения продолжительности игры, изменения размеров игровой площадки, времени игры, количества ее повторений и другими способами.

Окончание игры должно быть своевременным. Момент окончания игры определяется по снижению интереса играющих, по степени их утомления. С детьми дошкольного возраста игру можно закончить общей ходьбой. После окончания игры следует подвести ее итоги, отметив положительные и отрицательные моменты. Завершать подведение итогов следует на положительных аспектах игры.

 

 

3.6. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА

В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Дети очень любят играть. Ре­бенок, который не испытывал этого желания, как определила Н. К. Крупская, «или болен или перепедагогизирован». Под­вижная игра для детей составляет са­мостоятельный обширный и многообразный мир ребенка.

Игра проходит сквозь всю человеческую жизнь: от младенческой погремушки, до более сложных игр с мячом, скакалкой, бегом, прыжками и другими движениями. Играя, ребенок как бы своеобразно проходит тот путь, который прошло челове­чество от его первобытного состояния до современного. Поэтому подвижную игру можно рассматривать как часть культуры общества.

В подвижной игре заключен глубокий смысл, проявляющийся в ее полноценной роли в реализации физической культуры и духовной жизни народа. Подвижная игра присутствует в ис­тории и культуре каждой страны, представляет собой куль­турную ценность и выступает как создатель культурных ценностей. В культурах разных народов можно найти их сходство и мно­гообразие. В подвижной игре развиваются физические и умственные способности, изучаются и осваиваются принятые правила по­ведения в коллективе, прививаются этические ценности обще­ства, развиваются фантазия и воображение, формируется духов­ное богатство человека. Считается, что игра в качестве способа общения между людьми может быть даже шире, чем речь. Дети разных народов в дошкольном возрасте, не понимающие речи друг друга, без особых сложностей общаются в процессе игры.

Подвижная игра сохраняет тра­диции народов, их культуру, поэтому она представляет собой форму сохранения преемствен­ности поколений.

Подвижные игры являются условием культурного развития ребен­ка, когда он в движениях осмысливает и познает окружающий его мир. Игра развивает не только двигательную сферу ребенка, но и интеллект, фантазию, воображение, способствует формированию социальной направленности.

Физическая культура как часть общей культуры общества направлена на творческое преобразование самим челове­ком своей природы. Подвижная игра – основа физичес­кой культуры дошкольника и представляет собой творческую двигательную дея­тельность ребенка, так как в ней проявляется его естественная потребность движении, в познании окружающего мира. Ребенок тоже выступает преобразователем его, развивая при этом все свои способности.

Подвижные игры имеют огромное педагогическое значение в социальном воспитании ребенка. Ученые отмечают, что подвижные игры отражают как индивидуальность, так и творческую деятельность де­тей, в основу которой положены унаследованные от прошло­го традиции, приспособленные к современным условиям.

Можно отметить, что, несмотря на разнообразие детских игр по их содержанию и свойствам, общим для них является творчество. Творческая деятельность, создающая что-то новое, свойственна только человеку. Она выражает свобо­ду личности и социальна по своему содержанию.

Для игровой деятельности ребенка имеются два источника: один из них объек­тивный, другой – субъективный. Так, в качестве объективного – игра моделирует жизнен­ную ситуацию; а в качестве субъективного – является для ребенка реальным смыслом, поскольку тесно связана с окружающей ребенка действительностью. Ребенок, создавая свой фантастический мир в игре, принимает его как реаль­ность. Часто дети изображают ситуацию, с которой они могут столк­нуться в жизни. Игра формирует в ребенке чувство свободы, не­зависимости, что позволяет ему осознавать себя хозяином своей судьбы, а это лежит в ос­нове чувства человеческого достоинства.

Формирование творческой деятельности у детей на начальном этапе строится на подражании, это особенно характерно для подвижных игр малышей. В этот возрастной период ребенок подражает все­му, что он видит. Характерным является то, что подвижные игры малышей направлены не на отражение общения со сверстниками, а отображают жизнь взрослых или животных.

Маленькие дети уже имеют развитое воображение, поэтому они с удо­вольствием летают, как «птички», как «ба­бочки», и т. п. Ребенок стремится к одухотворению пред­метов, желает придать создаваемому им об­разу живой характер. Его интересует вживание в этот образ через игровое действие, и в ходе этого у ребенка ак­тивно включаются механизмы симпатии, формируются важнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.

Благодаря раз­витой способности к подражанию, многие подвижные игры малышей имеют сюжетный характер. Характер игровой деятельности детей меняется на пятом году жизни, они начинают интересоваться результатом подвижной игры. В двигательной игровой деятельности дети стараются выражать свои чувства и желания, стремятся реализовать через воображение в своем поведе­нии в игре имеющийся у них двигательный и социальный опыт, проявляя при этом двигательное творчество.

В старшем дошкольном возрасте дети так же, как и ранее, опираются на подражательность и имитацию в изображении игровых образов. Взрослыми зачастую не­дооценивается то, что в подвижной игре детьми осваивается все многообразие окружающего их мира. При этом у детей проявляются достаточно глубокие пережи­вания и чувства, которые влияют на всю дальней­шую жизнь человека, на жизненный уклад, на всю его дальнейшую деятельность. Хотя чаще всего все пережитые в игре чувства остаются в подсознании и человек забывает о них, но они часто определяют его дальней­шие поступки и поведение в целом.

Естественная потребность в игровой двигательной деятельности дает возможность ребенку через подвижную игру по­знавать и преобразовывать окружающую ребенка действительность, развивая и способности, и творческую деятельность.

Дети в подвижных играх испытывают значительный эмоциональный подъем, стараются соблюдать правила, к которым старшие дошкольники относятся серьезно и считают, что эти правила обязательны как «закон» для всех играю­щих.

Творчество детей присутствует в каждой подвижной игре, даже если игрой не руководит педагог. Грамотное и це­ленаправленное педагогическое руководство подвиж­ной игрой эффективнее развивает, совершенствует и активизирует игровую творческую деятельность детей. Отсюда следует, что педагог имеет ведущую роль в направлении и фор­мировании творческой деятельности детей.

К проведению каждой игры со стороны педагога должна быть серьезная подготовка, основанная на комплексном меж­предметном подходе, который позволяет формировать двигательный и социальный опыт ребенка, приучает его к более глубокому и осмысленному восприятию иг­ровой ситуации, помогает обеспечить вхождение его в игровую роль.

Важное значение в подготовке и проведении игры имеет ху­дожественное слово, которое действует на детей своим смысло­вым содержанием и внутренним ритмом, мелодичностью, а это увеличивает силу воздействия на фантазию и вообра­жение. Текст объяснения подвижной игры должен быть образным, лаконичным, понимаемым детьми, воздействующим на их фантазию, вооб­ражение; должен будить мысль и чувства.

Подвижные игры включают в себя много разных физических упражнений, выполнение которых требует от детей переноса сформированных двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно и при обучении физическим упражнениям развивать и направлять творческую двигательную деятельность детей, используя при этом метод твор­ческих заданий, который обеспечивает развитие творчества при состав­лении различных комбинаций физических упражнений. Этот подход активизирует твор­ческую деятельность детей и способствует использованию фи­зических упражнений как средства решения двигательных задач, а также как средство формирования выразительности движений. Важно обеспечить наслаждение детьми физическими упражнения­ми в игре, стремление их к проявлению интенсивных мышечных усилий.

Воспитатель и инструктор по физической культуре руководят составле­нием детьми вариантов подвижных игр.

Следующий этап в развитии детского творчества в игре – это умение самостоятельно организовывать и проводить знакомые ребенку под­вижные игры. Наивысший уровень детского творчества проявляется при придумывании новых подвижных игр на основе знакомых детям художественных произведений, а также по эпизодам из их жиз­ни. Работа по развитию детского творчества должна быть систематической, проводимой под руководством педагогов.

Не все дети могут придумывать новые игры. Это объясняется индивидуальными особенностями детей, уровнем их двигательного и социального опыта, отсутствием творческой направленности со стороны педагога в педагогическом процессе.

В ходе проведения подвижной игры важно создать добрую, радостную и веселую атмосферу. Однако это не означает, что при проведении игры должна отсутствовать требовательность педагога по отношению к детям, его помощь, чтобы дети могли рас­крыть свои лучшие стороны, а также интеллектуальные и физические способности.

Каждая подвижная игра является творческой двигательной деятельностью, и при грамотном руководстве педагогом игровой дея­тельностью детей возможно развивать их творческие возможности. Это будет способствовать воспитанию социально активного, умного и разносторонне развитого ребенка, который и в дальнейшем будет относиться к любой деятельности ответственно и твор­чески. Следует помнить и о том, что, удовлетворяя потребность в двигательной деятельности, развивая двигательное творчество, формируем физичес­кую культуру ребенка. У ребенка через двигательные действия в игре развивается гармония движений, он начинает понимать красоту движущегося человеческого тела, ритм и гармонию движений, что будет формировать его эстетическое восприятие.

Творческие проявления, плавность движений и их изящество, приобретаемые в процессе обуче­ния физическим упражнениям, проявляются ребенком и в подвижной игре. Полное раскрытие личности ребенка в подвижной игре помогает испытать чувство наслаждения от движений, ощущение своей силы, уверенности в движениях, при этом совершенствуется двигательный контроль со стороны ребенка. В результате в большей степени будут проявляться пластич­ность, красота, грациозность движений, а также координационные возможности ребенка и, в конечном итоге, – его физическое совершенство.

Подвижная игра способствует формированию духовно богатой личности, обладающей куль­турой чувств и широтой интересов.

Человек связан с подвижной игрой почти всю свою жизнь. Отмечается, что нормальный человек очень долго не расстается с игрой, а человек, сломленный невзгодами, рано постаревший, озлобленный теряет потребность в шутке, игре, развлечении.

Очень важно, чтобы ребенок наигрался в детстве, так как не доигравший в детстве, не познавший радости от сво­бодной и творческой деятельности ребенок вырастает социально малоактивным человеком.

Правильно организованная игра, педагогически грамотное руководство ею позволяют воспитывать у детей чувства то­варищества, взаимопомощи и взаимопонимания, дружбы, успеха в достижении общих целей игры. Радость, которую дает творчество, способствует ощущению раскованности, свободы, уверенности в своих силах, формирует чувство собственного достоинства, необходи­мое в будущей жизни.

Двигательное и иное творчество в игре формирует пытливый ум ребенка, стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению различных задач, поставленных перед ним жизненными обстоятельствами, а также заряжа­ет его весельем и радостью.

Поскольку игры никогда не состоят только из автоматизированных действий, то в них и создаются широкие возмож­ности для формирования детского творчества. Оно начинает проявляться уже у детей раннего и младшего дошколь­ного возраста: в самой начальной форме – у двухлетних и в более развитой – у трехлетних детей.

Для маленьких детей из подвижных игр наиболее приемлемыми являются сюжетные игры, так как они помогают уточнить представления детей об окружаю­щем их мире, активизируют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, способствуют возникновению и развитию воображения.

Реально-условная ситуация в сюжетных играх помогает воспроизведению ребенком знакомого ему жизненного образа. Малыш испытывает радость как от самих движений, так и от подражания птичкам и жи­вотным: он летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как ло­шадка. Это можно считать уже простейшей исполнительской активностью ребенка, его начальной попыткой вопло­щения в игровой образ.

Должна быть проду­манная эмоционально-образная методика руководства воспита­телем творческой направленностью игровой деятельности детей во всех возрастных группах. Основной задачей при этом является постепенное формирование у детей положительно-эмоционального отношения к игровым обра­зам, отражающим окружающую ребенка жизнь, чувства сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успеха проведения подвижной игры большое значение имеет четкое ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действия­ми персонажей и правилами.

Педагог, про­думывая приемы общения с воспитанниками, учитывая особенности детей младшего возраста, отбирает наиболее содей­ствующие возникновению у них эмоциональной заинтересован­ности при восприятии содержания и нетерпеливого желания действовать. Он намечает такие игровые приемы, которые включают сюрпризные моменты, неожиданность, которые уместны как для начала, так и в процессе всей игровой деятельности; использует краткий эмоционально-образный рас­сказ сюжета игры, уточняет наглядно-образно ситуацию игры, дает характеристику действиям игровых персонажей; создает новые варианты игры для ее повторения. Сохраняя основу сюжета игры, педагог вводит новых персонажей, новые двигательные действия, изме­няет игровую ситуацию. Эти приемы содействуют появлению и сохранению ин­тереса детей к игре за счет некоторой новизны восприятия, позволяющей активизировать творческое воображение, ориентировку в игровой ситуации, освоение усложненных дви­гательных действий.

В процессе игры очень важно сохранять игровую ситу­ацию и роли, взятые на себя детьми. Обязательно время от времени словесно поощрять детей, стараясь в ходе игры не делать замечаний. Для исправления и направления в нужное русло игровых действий детей педагог старается сделать это так, чтобы не нарушить игровой сюжет или образ.

Руководя игровой деятельностью детей, педагог должен поощрять ма­лейшие проявления их самостоятельности, следить за образным и выразительным вы­полнением движений, за тем, чтобы дети действовали в соответствии с сигналом. По окончании игры педагог старается постепенно вывести детей из игровой ситуации. Для этого не следует забывать использовать игрушку, отражающую игровой персонаж, которую можно просто переместить в игровой уголок или в другое место, чтобы дети продолжали ее видеть. Постепенное завершение игровой деятельно­сти очень важно для полного завершения игры и для создания у детей уверенности в возможности и далее играть с этим персонажем.

Уже в младшей группе нужно приучать ребенка подчиняться правилам игры. Для этого целесообразно делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Помогают этому и атрибуты, вносимые в под­вижную игру, так как с их помощью ребенок входит в роль, а роль помогает подчиняться правилам.

Таким образом, своеобразная эмоционально-образная методика педагогического руководства подвижной игрой способствует развитию творческой активности детей, расширению их двигательного опыта.

3.7. ВОСПИТАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ

В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Являясь частью физической культуры, подвижные игры занимают важ­нейшее место во всестороннем воспитании детей. Они вобрали в себя все лучшее из народной педагогики, отражают идеалы общественного воспитания, которые заложены как общечелове­ческой культурой, так и культурой отдельных народов.

В психолого-педагогической литературе приводятся данные о взаимосвязи между движениями человека и его мимикой, жестами, состоянием психики, мыслями, эмоциями и чувствами человека.

Древние греки понимали взаимосвязь и взаимозависи­мость движения и психических процессов, поэтому они ценили грациозность движения, считая, что грацией отличаются только те движения, в которые вложена душа человека. Поэтому красоту и самовыражение в движении они относят к самым прекрас­ным проявлениям души. Древнегреческие фило­софы полагали, что грация движений и красота не даны природой, они создаются только самим че­ловеком. «Ф. Шиллер писал, что техничными, красивыми, граци­озными, выразительными движения человека становятся лишь бла­годаря мысли»[29].

Также большое внимание уделялось одухотвореннос­ти движений и в древних культурах Индии, Китая, Японии, где человек рассматривался в единстве пло­ти и духа.

В работах И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отра­жательной роли мозга дано научное обоснование взаимодействия психики и мышечной де­ятельности и отмечено, что движение есть конечное выражение любого психического акта, а мысль есть рефлекс за­торможенный в своей двигательной части, так же как и всякая мысль есть слово в состоянии начала мускульной деятельности. В. М. Бехтерев и его сотрудники (Н. М .Щелованов, М. П. Дени­сова, Н. Л. Фигурин и др.) в своих работах подтвердили обратную зависи­мость двигательных и психических функций ребенка. В их исследованиях имеется материал, указывающий на то, что, начиная от самых простых видов движения и заканчивая самыми сложными произвольными действиями, развитие познания и дей­ствий определяется в единстве. Системный подход в пси­хологической науке к познанию ребенка в комплексе всех свойств и особенностей позволил обосновать возможность самовы­ражения через движения в подвижной игре, в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребенка.

Имеются современные отечественные и зару­бежные исследования, отражающие влияние телесных поз на психику человека. Так, утверждается, что определенные психические особенности каждого индивида имеют свой мимический паспорт (К. И. Платонов, В. А. Белов и др.). Американскими психотерапевтами используются напряженные позы для коррекции психики, что помогает чувствованию своего тела и вхождению с ним в контакт, сохраняя чувство гармонии. Также специалисты в США используютдвигательные упражнения для психокоррекции, что помогает человеку вернуться к его первичной природе и снять эмоциональное напряжение. К таким упражнениям можно отнести «велосипед», «школу мяча». Они помогают свободному само­выражению и личностному совершенствованию. Когда ребенок начинает открыто выражать свои эмоции, то у него появляется воз­можность пережить обширный диапазон чувств. Такая эмоциональная раз­рядка способствует взаимодействию с другими детьми и взрослыми, поиску общения, вербальной работе над своими реакциями.

Также в имеющейся методике М. Фелденкрайса ставится цель – восстановление гра­циозности и свободы движений, которые утверждают образ «Я», рас­ширяют самосознание и развивают возможности ребенка и взрос­лого с помощью физических упражнений, осознание мышечных усилий. Через искусство самовыражения в движении формирует­ся ловкость, умение найти наиболее эффективный способ дви­жения.

Матиас Александер утверждал, что человеческий орга­низм – это единое целое, поэтому деформация одного компонента влияет на все тело. Коррекция и улучшение привычных телесных поз помогает создавать правильное взаимоотношение частей тела и психики. Это путь к совершенствованию развития личности. Язык жеста так же выразителен, как и язык слов. Цепкость и ловкость можно успешно развивать «игрой», формирующей свободу и выразительность жеста.

М. Чехов – известный русский актер – убедительно доказал, что выразитель­ный жест влияет на культуру мышления. Он предлагал идти от движения к мысли, что формирует связь между дви­жением и словом, движением и эмоциями. Поэтому человек, который многократно проделывает одно и то же волевое и выразительное движение, получает в результате соответствующую эмоцию[30].

Учитывая все вышесказанное, при проведении подвижных игр педагогу необходимо уделять значительное внимание комплексному подходу. Для этого детям можно читать художественную литературу, просматривать и об­суждать с ними мультфильмы, диафильмы, рассматривать кар­тины, наблюдать за природой, про­водить беседы, а также можно использовать другие методические формы подведе­ния детей к осознанию сюжета и задач игр. При объяснении игр реко­мендуется пользоваться образным сюжетным рассказом. В игре важное место следует отводить поощрению детей, которые смогли придумать не­обычную фигуру, красиво и образно ее выполнить. Также обязательно по­ощрять детей, преодолевших свою неуверенность, робость и достиг­ших выразительности движений.

Оценивая движения ребенка, за точку отсчета следует брать его собственное до­стижение, а также уровень проявления им осознанности и творчества. Необходимо побуждать каждого ребенка, чтобы он смог сам придумать свое собственное движение, создать свой игровой образ, отражая при этом свою индивидуальность и неповто­римость. Оценивая выполнение заданий, следует к этому привлекать детей. Они могут анализировать, кто лучше, точнее и интереснее других пе­редает в движении задуманный им или условиями игры образ. В осмыслении движения, образности его выполнения важную роль играют выразительность же­ста и движения, их одухотворенность.

Формирование творческой направленности деятельности детей способствует лучшему использованию их двигательного опыта в процессе обу­чения физическим упражнениям и подвижным играм.

Физические упражнения оказывают и психокоррекционное воздействие на детей, которое осу­ществляется при использовании разнообразных игр с мячом, выполняемых из разных исходных положений рук, туловища, головы, и при отбивании мяча, в пальчиковой и глазодвигательной гимнастике, включаемой в комплексы фи­зических упражнений.

Возможность чувствовать свои движения, осуществлять физический контроль за их красивым и четким исполнением – все это позволяет телу властвовать над пространством и временем. Следует помнить, что в игре ребенком удовлетворяется природная потребность в движении, и когда эта потребность удовлетворена, то лучше развивается воображение. Также творчество в двигательной активности имеет важнейшее биологическое значе­ние для каждого индивида, поскольку является движущей силой его саморазвития и лежит в основе здорового образа жизни.

 

 

3.4. СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К спортивным упражнениям относятся ходьба на лыжах, ката­ние на коньках, санках, скольжение по ледяным дорожкам, катание на велосипеде, самокате, спортроллере, на качелях и каруселях, плавание.

Поскольку спорт требует максимальной затраты сил, а также специально организованного тренировочного процесса, то для детей дошкольного возраста он неприемлем. Однако спортивные упражнения могут с успехом использоваться в физическом воспитании дошкольников. Они укрепляют ос­новные мышечные группы, способствуют развитию костной, сердечно-сосудис­той, дыхательной и нервной систем организма ребенка, развивают его двигательные способности и психофизичес­кие качества: ловкость, быстроту, выносливость, гибкость, силу; формируют чувство ритма, ориентировку в пространстве, функции равновесия и глазомера.

Движения, лежащие в основе спортивных упражнений, естественны, используются в жизни человека и в целом ряде профессий. Освоенные в процессе специального обучения спортивные упражнения дети применяют в самостоятельной двигательной деятельности. Выполняемые на свежем воздухе, при различной темпера­туре, в соответствующей одежде, спортивные упражнения способствуют повышению у ребенка за­щитных сил организма, улучшению обменные процессов.

Занятия спортивными упражнениями позволяют детям познавать явления природы, приобретать представления о свойствах снега, воды, льда, возможности выполнения движений в скольжении, торможении по льду и снегу; понимать устрой­ство спортинвентаря. У ребенка значительно пополняется сло­варный запас, развиваются его нравственные и личностные качества: товарищес­кая взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в кол­лективе, смелость, выдержка, решительность. Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

В настоящее время спортивные упражнения получили широкое распространение в практике работы ДОУ. Вопросы методики обучения спортивным упражнениям детей дошкольного возраста разрабатывали М. П. Голощекина, В. М. Загребина, Т, И. Осокина и др. (ходьба на лыжах); Л. Н. Пустынникова и др. (катание на коньках); З. П. Фирсов, Т. И. Осокина, Т. С. Казаковцева и др. (обучение плаванию).

Спортивные упражнения включены в программы для ДОУ со второй младшей группы.





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2969; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.162.138
Генерация страницы за: 0.179 сек.