Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

БабосовЕ. М. 4 страница




Все изложенное позволяет дать определение рассматривае­мому феномену.

Общая социология — это совокупность фундаментальных социологических теорий, представляющих собой высший уровень достоверных обобщенных знаний о всеобщих родовых особенно­стях и закономерностях развития социетальных систем, свойст­венных им npoifeccoe, отношений и взаимодействий, формах их проявлений в действиях личностей, социальных групп и общно­стей.

Объектом общей социологии является общество как единая динамическая социальная система, рассматриваемая в ее интегра-


тивных свойствах и целостности на социетальном уровне. Этот объект внутренне интегрирован и дифференцирован и включает в себя в качестве основных компонентов макросоциальные типы и институциональные формы межличностных и групповых взаимо­действий людей, их социальных общностей - социальные процес­сы, социальные структуры, организации и институты, социальные регуляторы человеческого поведения - нормы, правила, установ­ления и т.п.

В отличие от объекта общей социологии, каковым, обоб­щенно говоря, является развивающееся общество в его целостных системных характеристиках, предмет данной научной дисциплины позволяет выделить для изучения вполне определенные стороны исследуемого объекта, представляющие наибольший интерес для понимания и объяснения тенденций и закономерностей развития общества. Исходя из того, что говорилось выше об особенностях общей социологии, можно дать ее предмету следующее определе­ние. Предметом общей социологии является исследование типо­логических особенностей и закономерностей развития социе-тальных общностей, свойственных им отношений, взаимодейст­вий и регуляторов, проявляющихся в действиях личностей, соци­альных групп, организаций и институтов, связанных между собой общим социокультурным пространством.

Для общей социологии характерно наличие нескольких под­ходов к вычленению и исследованию своей предметной области.

1. Деятель)честный подход (представлен творчеством К. Марк­
са, М. Вебера, Т. Парсонса), рассматривающий и интерпретирую­
щий социальную реальность, все социальные и социетальные сис­
темы как результат активной предметно-преобразующей деятель­
ности человека.

2. Интеракцгюныстский подход (представлен теоретически­
ми концепциями Г. Зиммеля, Дж.Г. Мида, Э. Гоффмана и др.), рас­
сматривающий предмет теоретических социологических исследо­
ваний как совокупность процессов интеракции, социальных взаи­
модействий индивидов и их групп.

 

3. Общностный подход (представлен работами Л. Гумпло-
вича, Ч. Кули, Ф. Тенниса, В. Ядова), сторонники которого пони­
мают предмет общей социологии как совокупность взаимодейст­
вующих между собой социальных групп, общин, общностей.

4. Структурно-стратификационный подход (представлен
социологическими концепциями П. Сорокина, Р. Мертона, Э. Гид-


денса), поборники которого сосредоточивают социологический теоретический анализ на процессах структурации общества, раз­нообразных взаимодействий существующих в обществе социаль­ных классов и слоев (социальных страт).

5. Институциональный подход (представлен концепциями
М. Вебера, Т. Парсонса и др.), сторонники которого решающую
роль в развитии социальной реальности, в становлении ее новых
типов и форм придают деятельности социальных институтов— го­
сударства, религии, культуры.

6. Структурно-функциональный подход (представлен твор­
чеством А. Рэдклифф-Брауна, Т. Парсонса, Р. Мертона), который в
исследовании и теоретическом осмыслении особенностей развития
общества акцентирует внимание на выявлении ею основных струк­
турных компонентов (система, подсистема, уровни организации и
др.) и выполняемых ими функций.

7. Системный подход (представлен концепциями В. Парето,
Н. Лумана, П. Бурдье) базируется на понимании и истолковании
общества как сложной и целостной социальной системы, обла­
дающей способностью соотносится не только с окружающим ми­
ром, но и с самой собой, следовательно, к символическому само­
выражению и самоописанию.

8. Интегралистский подход (воплощен в концепциях П. Со­
рокина, Т. Парсонса), характеризующийся рассмотрением и ин­
терпретацией общей социологии как «генерализующей», «инте­
гральной» науки, изучающей родовые, всеобщие особенности и
закономерности развития социальной реальности.

Нетрудно заметить, что некоторые из перечисленных здесь концепций отнесены не к одному, а к двум и даже трем подходам к пониманию и истолкованию предметной области общей социоло­гии. Это вполне объяснимо: ведь большинство из проанализиро­ванных теоретических подходов к построению общей социологи­ческой теории не противоречат друг другу, а взаимопересекаются в нескольких точках, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

Как и всякая общенаучная дисциплина общая социология опирается на вполне определенный фундамент исходных, наибо­лее общих конструктов, фундаментальных категорий. Почти все выдающиеся социологи: К. Маркс, Г. Зиммель, М. Вебер, П. Со­рокин, Т. Парсонс и др. выделяют в качестве таковых три познава­тельных фундаментальных категории: общество, культуру, лич-


ность. Общество в таком случае выступает как сложно дифферен­цированная и одновременно глубоко интегрированная социальная система, охватывающая наиболее устойчивые и повторяющиеся социальные отношения, складывающиеся в процессе социальных взаимодействий личностей и общностей. Культура предстает как специфически человеческий способ творческой деятельности и со­вокупность результатов этой деятельности, воплощенных в идеа­лах, ценностях, нормах, образцах и правилах поведения. Личность выступает как относительно устойчивая и целостная система со­циальных качеств, характеризующих каждого отдельного челове­ка, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми в контексте развития общества и культуры.

Через применение данной категориальной триады общая со­циология осуществляет довольно обширный класс теоретических задач. Наиболее существенные из них сводятся к следующему.

1. Общая социология разрабатывает общую научную мето­
дологию (совокупность методов, способов, приемов) теоретиче­
ского исследования и освоения социальной действительности. Пе­
речень наиболее часто применяемых из них содержится в преды­
дущей главе.

2. Общая социология осуществляет фундаментальные теоре­
тические исследования наиболее общих, повторяющихся, типиче­
ских особенностей, черт, тенденций развития социальных объек­
тов (явлений, событий, процессов, социальных структур и т.д.) в
терминах и категориях, отражающих их сущностные характери­
стики и закономерности.

3. Общая социология решает проблему теоретического ос­
мысления, объяснения и описания социальных объектов не столь­
ко в их обособленности друг от друга, сколько в определенным
образом упорядоченных и структурированных комплекса сово­
купностей, классов этих объектов.

4. Общая социология производит теоретическую оценку то­
го, в какой мере соответствуют (не соответствуют) экспектациям
(ожиданиям), потребностям и стремлениям индивидов и социаль­
ных общностей (классовых, этнических, территориальных, про­
фессиональных, социокультурных) те или иные социальные ин­
ституты, организации и общество в целом.

5. Общая социология, опираясь на исследование тенденций
развития общества и его отдельных подсистем (экономической,
политической, культурной), способна решать задачу прогнозиро-


вания наиболее вероятных событий в тех или иных сферах обще­ственной жизни.

6. Общая социология имеет в своем распоряжении теорети­
ческие средства (сравнение, обобщение, анализ и синтез и др.), по­
зволяющие ей решать задачу интегрирования новых знаний, полу­
ченных эмпирическим путем и сконцентрированных в частных со­
циологических теориях (отраслевых и специальных), и превраще­
ния их в сжатую форму общих понятий, категорий, выводов, кон­
цепций, теорий.

7. Общая социология в процессе анализа, обобщения, синте­
зирования новых социологических и смежных с ними философ­
ских, психологических, экономических и иных знаний имеет воз­
можности решать задачу типологизации сходных явлений, собы­
тий и процессов, построения различных, в том числе многоуровне­
вых, теоретических систем, в которых одни категории и концеп­
ции базируются на других, вытекают из них или развивают, конк­
ретизируют их.

8. Общая социология, осуществляя анализ, синтез, типологи-
зацию социальных фактов, обобщающих их выводов, решает зада­
чу фильтрации полученных знаний, нейтрализации или отсечения
недостоверных, противоречивых, ошибочных суждений, оценок,
концептуальных схем.

Названные и иные задачи общей социологии решаются чаще всего не разрозненно, в во взаимосвязи друг с другом, что отраже­но на рис. 7.

Решение задач общей социологией происходит в процессе осуществления свойственных ей функций. Она выполняет все те функции, которые присущи социологии как единой науке и оха­рактеризованы в первой главе данной книги. Но она обладает и целым рядом специфических функций, характерных только для нее. Эти функции таковы:

1. Методологическая функция, состоящая в том, что общая
социология разрабатывает методологию, методы, приемы, спосо­
бы исследования социальных объектов, применяемые на всех
уровнях социологического знания, как на фундаментальном, так и
прикладном.

2. Интеграционная функция, заключающаяся в том, что об­
щая социология интегрирует, связывает воедино все социологиче­
ские знания, полученные эмпирическим и теоретическим путем.



 


прикладных исследований, и в общей, и в специальной и в отрас­левой теории.

Все эти функции в процессе своей реализации взаимно допол­няют и усиливают друг друга и вместе с решением многообразных задач на основе применения научной методологии и теоретических принципов составляют единую систему общей социологии.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Когда началось выделение общей социологии в системе социологи­
ческих знаний?

2. Каким образом различные социологи понимают и интерпретируют
общую социологию?

3. Что понимается под социетальным уровнем исследования социаль­
ных объектов?

4. Чем отличается общая социология от специальных и отраслевых со­
циологических теорий?

5. Каково определение общей социологии?

6. Что составляет объект общей социологии?

7. Каков предмет общей социологии?

8. Какие подходы к предметной области общей социологии Вы знаете?

9. Каковы три исходных фундаментальных категории общей социологии?

10. Какие теоретические задачи решает общая социология?

11. Какие функции выполняет общая социология?

Литература

1. Бабосов Е.М. Социология. Ч. 1. Общая социологическая теория. Гл. 2.
Мн., 1998.

2. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее пре­
емственности и изменении. М., 1961.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

4. История теоретической социологии. В 4-х томах. Т. 2. Социология
XIX века. М., 1997.

5. Парсонс Т. Общий обзор //Американская социология. Перспективы.
Проблемы. Методы. М., 1972.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. М, 1998.

7. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эписте­
мология. Гл. 3. М., 1999.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

9. Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Оси-
пова. М., 1995.


Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.