Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размеры столов и стульев для детей 6-летиего возраста в детских садах 7 страница




Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 25).

Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Скорость и продуктивность работы за первые три года обуче­ния нарастают одинаково на 37—42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10—11 до 12—13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество — точность ее лишь на 9%. В 11 —12 лет (V—VI классы) наблюдается не только минимальный темп прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13—14 (девочки) и 14—15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15—16 и 16— П лет (IX—X классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14—26%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здо­ровья присущ более низкий уровень умственной работоспособно­сти по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6—7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость па сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Фазы работоспособности и ее дневная периодичность. Во вея-кую работу, в том числе и в умственную, организм человека а особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок — точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания — поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня — проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6—10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспо­собности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на пер­вом ее этапе выражается снова в рассогласовании количествен­ных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность — низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На пер­вом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над ак­тивным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стреми­тельнее ухудшается функциональное состояние центральной нерв­ной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в не­адекватном поведении.

Развивающееся утомление — естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагруз­ка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к ум­ственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распреде­ление этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному — дорабочему уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упро­чением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение — когда очередная нагрузка следует до того, как вос­становление работоспособности достигло своего исходного уровня. Чередование умственной работы с физической, переключение с од­ного вида деятельности на другой, прекращение умственной ра­боты детей и подростков в момент начавшегося резкого сниже­ния работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомле­ния) и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.

Систематическим выполнением работы (учебных занятий, тру­довой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологиче­ских систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженнымподъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные цик­лические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работо­способности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологиче­ских показателях.

Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности измене­ния функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором раз­вертывается суточная динамика работоспособности и -вегетативных показателей.

Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в тече­ние дня и недели вызывают резко выраженное утомление организ­ма. На фоне этого утомления возникают отклонения в законо­мерной суточной периодике физиологических функций. Так, в слуг чаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений.

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.

Недельная динамика работоспособности. Помимо суточной пе­риодики физиологических функций и психофизиологических пока­зателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели — в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.

В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировочных реакций. Почти у половины учащихся бывают изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной рабо­тоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работо­способность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, похо­дов, посещение театра в воскресенье. Организм, несмотря на утом­ление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности,— явление так называемого конечного порыва.

Изменение положения тела — двигательное беспокойство, ре­гистрируемое у учащихся на уроках, является защитной реакци­ей организма. Количество движений, длительность сохранения от­носительного постоянства позы, частота использования крышки парты (стола) в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и сниже­ние их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7—8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32%, длительность сохранения постоянства позы уменьшается на 65%. падает и устойчивость прямостояния. Статический компонент учебной деятельности (сохранение вынужденного поло­жения тела) интенсифицирует развивающееся утомление и паде­ние работоспособности в большей мере в конце работы, нежели в ее начале.

Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

У детей 6 и 7 лет, приступающих к систематическому обуче­нию, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины в первые 6—9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников — вторник.

У учащихся VII—VIII и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падение работоспособности к середине недели я поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако, при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

ИЗМЕНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В первой половине учебных занятий у большинства учащихся младших классов работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и еще больше снижаются к концу четвертого урока.

Согласованно с динамикой показателей работоспособности из­меняется поведение учащихся в течение учебного дня. В начале третьего урока наблюдается снижение внимания у учащихся. Они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснения учителя, часто меняют положение тела, разговаривают и даже встают с места. Короткий период возбуждения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялостью; дети потягиваются, зевают, плохо следят за объяснением учителя, с трудом сохраняют правильную позу. От начала уроков к их окончанию двигательное беспокойство нарастает.

У учащихся среднего и старшего школьного возраста за равное время занятий выявлены менее глубокие сдвиги функционального состояния нервной системы, чем у школьников начальных классов. Тем не менее, к окончанию пятого часа занятий у учащихся среднего и старшего школьного возраста изменения функционального состояния центральной нервной системы оказываются значительно выраженными. Заметное изменение средних величин показателей умственной работоспособности, зрительно-моторных реакций, координации движений в сторону ухудшения по сравнению с данными до начала занятий и, особенно с данными после первого урока проявляется к концу третьего часа занятий.

Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы учащихся среднего и старшего школьного возраста происходят после пятого часа занятий.

Особенно велики изменения показателей работоспособности при занятиях старшеклассников во вторую смену. Короткий перерыв между подготовкой уроков и началом занятий в школе не обеспечивает восстановления неблагоприятных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы. Работоспособность резко снижается уже на первых часах занятий, что особенно отчетливо проявляется в поведении учащихся на уроках.

Таким образом, целесообразные сдвиги работоспособностипроявляются у учащихся в начальных классах на первых трех уроках, а в средних и старших — на четвертых и пятых. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности. В соответствии с положениями, раскрывающими основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, предусмотрено строго определенное количество учебного времени в неделю: в I классе — 20 ч, во II — 22 ч, в III—IV — 24 ч, в V—VIII —30 ч и в IX—XI классах —31 ч.

Для школьников, желающих углубить свои знания по отдельным предметам физико-математического, химико-биологического, общественно-гуманитарного и технического циклов с помощью факультативных занятий, предусмотрено в VII—IX классах 2 ч и в X—XI классах 4 ч в неделю сверх типового учебного плана. В национальных школах союзных республик выделяется дополнительно 2—3 ч в неделю во II—XIклассах на изучение русского языка.

Самостоятельные учебные занятия и подготовка уроков занимают у учащихся всех классов довольно значительное время. Во всех случаях при выполнении одинаковых по трудности и объе­му домашних уроков во вторую половину дня (с 16 ч) ухудшения показателей работоспособности проявляются раньше и оказываются более значительными, чем утром (с 9 до 13 ч). К самостоятельной работе во вторую половину дня учащиеся приступают с уже ухудшившейся работоспособностью под влиянием длитель­ной предшествующей деятельности. Кроме того, в это время ме­нее благоприятен сам фон суточной периодики физиологических функций организма, и он становится все более отрицательным, чем ближе к вечеру выполняются уроки.

Наблюдения за изменением функционального состояния организма детей 7 лет в процессе приготовления ими уроков показали, что наиболее плодотворно они работают 45 мин. Наиболее эффективная продолжительность приготовления уроков учащимися вторых классов составляет 1 ч. У учащихся III—IV классов наиболее эффективная продолжительность самостоятельной учебной работы составляет 1,5 ч. Существенное по интенсивности снижение работоспособности наступает у учащихся V—VI классов через 2 ч, VII—VIII — через 2,5 ч. Работоспособность старшеклассников в процессе самостоятельных учебных занятий харак­теризуется большей устойчивостью.

После 3 ч работы у большинства учащихся старших классов начинается резкое снижение умственной работоспособности, остроты зрения, быстроты зрительно-моторных реакций.

Большая по сравнению с указанной для каждого класса про­должительность домашних учебных занятий проходит при зна­чительно сниженной работоспособности учащихся, что не может обеспечить успешного выполнения задания. Кроме того, чрезмерно продолжительные учебные занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья учащихся, так как неизбежно приводят к сокращению длительности их сна и активного отдыха на открытом воздухе.

В обязанность учителей и классных руководителей входит осуществление контроля за учебной нагрузкой учащихся вверен­ного им класса. Путем использования методики программного опроса можно легко установить, соответствует ли средняя продолжительность самостоятельной учебной работы детей и подростков гигиеническим нормативам, сколько учащихся не выдер­живают эти нормативы, кто и почему существенно превышает их. Средний объем домашних учебных заданий устанавливается по классному журналу или дневнику.

Учащимся, которые занимаются в первую смену, целесообразно начинать выполнение домашнего задания с 15—16 ч, после продолжительного перерыва в занятиях и обязательного активного отдыха и приема пищи. Учащиеся второй смены готовят уроки с 8 ч 30 мин или 9 ч утра. Путем совершенствования методов преподавания и рационального проведения занятий в классе можно значительно упорядочить и сократить самостоятельную работу дома.

Домашние задания по учебным предметам для самостоятель­ной работы детям 6 лет не задают.

Подготовку домашних уроков учащимся всех классов рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложным и трудным и заканчивать самоподготовку выполнением самых легких заданий. Такой порядок подготовки уроков благоприятствует вхождению в работу, выполнение сложных заданий будет приходиться на период относительно высокой работоспособности, а легких — на ее спад.

Исходя из нормативов продолжительности выполнения домашних заданий устанавливают их объем, учитывая обязательно и сложность. Это положение в равной мере важно в планировании домашних заданий учащихся как I—IV и V—VI классов, так и VIII—X классов.

Общая продолжительность учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка), соответствующая возрастным возможностям здоровых учащихся, составляет (с учетом перерывов через каждые 45 мин непрерывной работы) в астрономических часах: во II классе — 3,5 ч, в III—IV — 4,5 ч, в V—VI — 5,5 ч, в VII—IX —6,5 ч, в X—XI (XII) классах —8,0 ч. Превы­шение указанных нормативов учебной нагрузки приводит кнарушениям режима дня, сказывается отрицательно на состоянии здоровья учащихся и ограничивает их творческую деятельность. Учебная нагрузка учащихся первых классов — детей 6—7 лет — ограничивается 2,5 ч.

Продолжительность урока. Непрерывная умственная деятельность определяет существенным образом динамику работоспособности учащихся и ее уровень на протяжении всех занятий.

Работоспособность и активность первоклассников (детиб—7 лет) наиболее высоки первые 15 мин работы. Особенно выражено это в начале учебного года. После 30 мин непрерывной работы регистрируется падение работоспособности, ухудшение внимания и ослабление памяти, снижение подвижности основных нервных процессов и нарушение взаимодействия сигнальных систем. Поэтому первоклассникам урок ограничивают 35 мин. С гигиенической точки зрения укороченные уроки целесообразны и во II—IV классах. Учебный день школьники при этом заканчивают при более высокой работоспособности, что важно для последующей подготовки домашних заданий.

Продолжительность урока для учащихся II—X (XI) классов 45 мин. Для поддержания должного уровня работоспособности рекомендуются небольшие динамические паузы в середине урока, чередование видов деятельности в течение урока.

ГИГИЕНА ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Гигиена письма. Для первоклассников (детей 6—7 лет) весьма затруднителен процесс письма. Становление навыка письма требует длительного времени. Это обусловлено морфофункциональными особенностями детей. Формирование у них кисти руки протекает еще длительное время после начала систематического обучения: развитие червеобразных мышц, совершенствование тонких двигательных координации. Объективная регистрация процесса письма (актография) и запись биоэлектрической активности мышц руки и мышц, удерживающих правильную позу учащихся 6 и 7 лет, выявили предельно допустимую непрерывную и общую продолжительность письма на уроке. В середине учебного года при зрительной коррекции время написания элемента буквы в среднем требует в I классе у учащихся 6 лет 5,20' с и 7 лет — 1,98 с. В Ш классе в середине учебного года время написания элементов буквы уменьшалось в 2,5—4,4 раза у учащихся, соответственно начавших обучение с 7 и 6 лет. При этом отклонение от нормы правописания составляет у учащихся в I классе 32— 49,8% (соответственно дети 7 и 6 лет), во II классе — 23—32,9% в вIII классе— 17—19%.

Во время письма быстро развивается утомление, нарушается правильное положение руки и правильная посадка за партой (ученическим столом).

Без ущерба для правильного развития кисти правой руки и эффективного формирования навыка письма его общая продолжительность на уроке в 1—II классах не должна превышать 7 мин, а длительность непрерывного письма — 3 мин.

На уроке и дома целесообразно прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание кисти. Такое упражнение, повторяемое 2—3 раза, повышает работоспособность детей, содействует развитию мелких мышц кисти и совершенствованию координации точных движений небольшой амплитуды. Наилучший эффект дают физкультпаузы, во время которых выполняется не только указанная гимнастика для пальцев рук, но также дыхательные упражнения, сгибание и разгибание позвоночника в поясничном и шейном отделах. За урок таких пауз рекомендуется две.

Овладению навыком письма способствуют специальные тренировочные упражнения, в частности штриховка в различных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по горизонтали. Вырезывание, лепка, рисование, развивающие точность и координацию движений, также весьма полезны.

В III—IV классах время непрерывной продолжительности письма может быть увеличено до 20 мин.

Нормативы продолжительности письма получены при соблю­дении требований к освещенности рабочей поверхности. С учетом гигиенических нормативов продолжительности письма и скорости его у учащихся I—III классов рассчитывается объем домашних заданий и диктантов.

Гигиена чтения. Чтение — также весьма затруднительный для учащихся I—IV классов процесс. Большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Особенно утомительны обратные дви­жения глаз, обусловленные потерями читаемого текста и необходимостью в связи с этим возвращения к уже прочитанному тексту (строчке). У младших школьников со слабо сформированным навыком чтения число обратных движений глаз в 10 раз больше, чем у старших учащихся. С учетом этой особенности и других результатов физиологических исследований непрерывная целесо­образная продолжительность чтения составляет для учащихся I класса 7—10 мин, II класса— 15 мин и III класса — 20—25 мин. Трудность чтения усугубляется, если полиграфическое оформле­ние учебников не отвечает требованиям гигиены.

Как и при письме, наиболее физиологичной удаленность глаз от книг (тетрадей при письме) оказывается в 24—25 см для уча­щихся I—IV классов и в 30—35 см для подростков, юношей и девушек.

Правильная рабочая поза снижает утомительную статическую нагрузку на организм учащихся и облегчает процессы чтения в письма. Оптимальной является рабочая поза с небольшим наклоном вперед (угол наклона в грудной части корпуса достигает 170°). Больший же наклон корпуса (145°) вперед становится не­благоприятным, поза крайне утомительна. Затруднено чтение я письмо при прямой позе, которую педагоги необоснованно часто требуют от учащихся. Учащиеся должны иметь возможность изме­нять позу во время занятий.

В современный учебный процесс все более включаются тех­нические средства обучения, радио, кино, телевидение. Плотность таких уроков существенно повышается за счет сокращения вре­мени на малоэффективную работу. Предельно допустимая продолжительность работы со звукозаписями для учащихся 8—10 лет составляет на уроках русского языка 20—25 мин, а математики — 15—20 мин. На уроках чтения рекомендуется использовать звукозаписи лишь в качестве наглядных пособий.

Регламентируется по времени использование на уроках в I—X классах диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и учебного телевидения (табл. 4).

Таблица4

Длительность использования на уроках в I-Х классах некоторых техническихсредств обучения

При проведении ТВ-уроков важно придерживаться гигиениче­ских рекомендаций: продолжительность не должна быть более 20—25 мин; рассаживать учащихся в пределах оптимальной зо­ны просмотра, чтобы не была видна строчная структура изобра­жения (не ближе 2,0 и не далее 5,5 м от экрана телевизора, диа­гональ которого 59 см); иметь в классе два телевизора, ибо в оптимальную зону просмотра попадает только 10—12 человек (или 6—8, если диагональ экрана 49 см); устанавливать телеви­зоры несколько выше уровня глаз сидящих учащихся (120 см от пола до нижнего края экрана); осветить верхним светом класс, если он затемнен; напоминать учащимся, чтобы они время от вре­мени переводили взор от экрана на окружающие предметы, так как это уменьшает напряжение зрения; не организовывать про­смотров свыше 6 раз в неделю. После ТВ-уроков следует про­водить занятия, которые не требуют большого зрительного на­пряжения учащихся, а именно не ставить уроки чтения, черчения и труда.

Одним из сравнительно широко исследованных гигиенистами ТСО является учебное кино. Показано, что эффективность зри­тельного восприятия существенно зависит от яркости изображе­ния. Величина последней определяется полезным световым пото­ком проектора, характеристиками экрана и объекта проекции. Поэтому необходимо обеспечивать требуемые условия просмотра: удаление центра экрана от пола в классной комнате на 1,5 м, в зале — на 2 м; расстояние первого ряда зрителей от экрана 3,4 м (при демонстрации кинофильма в классе нужно пересаживать учащихся с первых парт); угол (образованный линией взора и перпендикуляром, опущенным в центр экрана), под которым зри­тель с любого места видит экран, (центр), не должен превышать 25а; демонстрация фильмов должна проводиться при таком затемнении, при котором посторонняя засветка заметно не снижает контрастности изображения.

Гигиенические требования к кабинету информатики и вычислительной техники. Число учебных мест для учащихся (9—12) зависит от наполняемости классов. С гигиенических позиций правиль­нее рабочее место отводить одному учащемуся.

Для кабинета ЭВМ выделяют помещение достаточной площади, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 5 м2. Отделка интерьера кабинета должна быть произведена материалами, отвечающими требованиям гигиены. Недопустимо загрязне­ние воздуха в кабинете ЭВМ, как и в других учебных помеще­ниях, вредными химическими веществами. Поэтому запрещено для отделки интерьера кабинета ЭВМ и оборудования применять дре­весностружечные плиты, декоративный бумажнослоистыи пластик, поливинилхлоридные пленки.

Рабочие места размещают в кабинете таким образом, чтобы даже случайное соприкосновение учащихся с задними стенками мониторов (дисплеев, телевизоров) было исключено. Лучше всего этому требованию отвечает размещение мониторов задними па­нелями к стенке. При ином размещении необходимо устройство задних перегородок. Нельзя класть диски, книги, тетради на монитор и клавиатуру, работать во влажной одежде и влажными руками.

Используемая аппаратура разных систем является источником электромагнитного, ультрафиолетового, рентгеновского и теплового излучения.

Рентгеновское излучение оказывает ионизирующее влияние на воздушную среду помещения, ухудшает ионный и качественный состав воздуха. В кабинете повышается температура и снижается влажность воздуха, в нем увеличивается содержание органических веществ и двуокиси углерода.

Для исключения влияния солнечной радиации на микроклимат и обеспечения равномерно рассеянного естественного освещения в кабинете помещение для него рекомендуется выбирать ориентированным окнами на север. В случаях ориентации окон в кабинете ЭВТ на другие стороны горизонта необходимо обеспечить их зашторивание (шторы, поворотные регулируемые жалюзи), Сол­нечные блики не должны попадать в поле зрения учащихся,

Поддержание в кабинете температуры воздуха в допустимых пределах (19—21 °С) и относительной влажности не менее 30—45% возможно обеспечить, помимо проветривания, установкой бытовых кондиционеров. Их количество определяется на основании расчета теплоизбытков (от мониторов, людей, солнечной радиации).

При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах и классной доске должна быть не менее 500 лк. Потолочные или подвесные люминесцентные светильники располагают таким образом, чтобы при периметральном и двухрядном размещениирабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся. Включение светильников осуществляется раздельно по рядам рабочих мест и для классной доски. Местное освещение при рабо­те на ЭВМ не применяют.

Каждое рабочее место должно быть оснащено стульями с полумягкими сиденьями и спинкой, меняющимися по высоте, чем обеспечиваются учащимся условия для сохранения правильной по­зы во время работы.

Работа в кабинете ЭВТ на близком расстоянии от экрана, как показали физиолого-гигиенические исследования, неблагоприятно действует на зрение, снижает работоспособность, вызывает у учащихся (в 85% случаев) чувство усталости и боль в глазах. Объективно после 2 ч работы у учащихся старших классов регистри­ровалось: ухудшение функции ближнего зрения, падение умствен­ной работоспособности (в большей мере, чем после трудных, утомительных уроков по математике, физике, химии), напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Изме­нение функции ближнего зрения у учащихся после работы с использованием мониторов связано с падением способности циллиарной мышцы к максимальному сокращению (показатель бли­жайшей точки аккомодации снижается в 5 раз).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.