Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дыхательная гимнастика




Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

Существует много систем дыхательной гимнастики. Это дыха­тельные упражнения йогов, созданные много веков назад, и па­радоксальная гимнастика, разработанная А.Н.Стрельниковой. Это система дыхания К. П.Бутейко, пришедшего к более чем парадоксальному выводу о том, что «чем меньше глубина ды­хания, тем здоровее человек, моложе и т.д.», и многие другие системы дыхательной гимнастики, созданные на Западе и Вос­токе.

Общие положения, которые признают все специалисты по дыханию, за исключением создателей парадоксальных систем, сле­дующие:

— дыхание должно быть ритмичным, равномерным;

— дыхание должно быть глубоким;

— дышать желательно через нос, хотя при беге или других фи­зических нагрузках большой интенсивности можно дышать одно­временно через нос и полуоткрытый рот;

— ритм дыхания должен находиться в соответствии с ритмом выполняемых физических упражнений;

— темп дыхания зависит от степени подготовленности занима­ющегося и от темпа, в котором выполняются физические упраж­нения (бег, ходьба и др.);

— ходьба, бег, плавание сами по себе являются превосходны­ми дыхательными упражнениями;


при выполнении дыхательных упражнений необходимо сле­дить за своей осанкой: голову держать прямо, плечи развести на­зад, подтянуть живот;

— чем больше возраст занимающегося физическими упражне­ниями, тем больше следует избегать длительных задержек дыха­ния и натуживания.

Обычное дыхание человека весьма поверхностно, оно захватыва­ет только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Спе­циальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в кровь кислорода.

Дыхательные упражнения имеют три главных назначения (Е.П.Журавлев, 1977).

1. Улучшить дыхание во время выполнения упражнений: про­вентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.

2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность.

3. Выработать умение дышать всегда правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.).

Основой дыхательных движений является правильная после­довательность наполнения легких воздухом при вдохе и, главное, освобождения их от воздуха, обедненного кислородом, при выдо­хе. Этим обеспечивается: а) равномерное участие в дыхании всех долей легких, что позволяет избежать застойных явлений в от­дельных их частях; б) волнообразность дыхания, оказывающая благотворное влияние на внутренние органы своим массирующим воздействием. При полном и равномерном использовании всех долей легких удается избежать некоторых заболеваний, а также преждевременного наступления старческой предрасположеннос­ти к атрофии бездействующих частей легочной ткани.

Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать же следует реже, но вдыхать глубже: частота дыха­ния должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в 1 мин в спокойном состоянии или не должны превышать 40 полных дыха­тельных актов за то же время в процессе напряженной физиче­ской работы. Дышать надо ритмично и в основном через нос.

За основу правильного дыхания берется полное дыхание йогов. Делается оно так. Стоя или сидя прямо, с развернутой грудью, сделать выдох до конца, а затем усилием диафрагмы, направлен­ным вниз, выдвинуть живот вперед, насколько получается. Потом, не отпуская живота, вдыхая воздух, раздвинуть средние ребра. За­тем расширить верхние ребра вплоть до ключичных (поднимая клю­чицы кверху). Теперь легкие наполнены воздухом хорошо. Но чтобы он попал в самые окраинные легочные клетки, надо, задержав (на конце вдоха) дыхание, втягивать живот — сколько можно. Тогда от


движения снизу вверх легкие еще «раздуются», раздвигая и груд­ную клетку. Несколько секунд — и, не опуская диафрагмы, сделать медленный выдох. Нужно сосредотачивать внимание на каждом акте дыхания. На вдохе представить, как жизненные силы из воздуха устремляются в легкие; на паузе после вдоха они как бы распрост­раняются по всему организму, и каждая его клеточка и орган полу­чают заряд энергии и бодрости. На выдохе представить, как из орга-' низма с потоком воздуха выходят все «шлаки» и недуги. Дыхание идет в определенном, ненапряженном ритме. На начальном этапе рекомендуется дышать так: вдох — 8 с, задержка дыхания — 4 с, выдох — 8 с, задержка — 4 с. В ходьбе можно синхронизировать дыхание с количеством шагов или биением пульса.

Для здорового человека достаточно 10—15-минутного полного дыхания в день. Полное дыхание оказывает на организм очень раз­нообразное воздействие: укрепляются и оздоравливаются все орга­ны дыхания, увеличивается жизненная емкость легких, улучша­ется деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуется кровяное давление. Положительно оно влияет и на нервную сис­тему: улучшает настроение, снимает чувство тревоги, придает уве­ренность в себе.

Очищающее дыхание. Сделав медленно полный вдох, ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выды­хать его через губы, сложенные трубочкой, не надувая щек. Кон­чик языка прижать к нижним резцам, но не напрягать его. Сила толчков при этом должна быть затухающей. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. На первых порах можно выполнять не более трех актов очищаю­щего дыхания. Это дыхание выветривает задержавшийся в легких остаточный воздух, углекислоту. Оно эффективно при усталости.

Энергетизирующее дыхание — «задувание свеч». Сделать полный вдох и задержать дыхание, сколько приятно. Сложить губы тру­бочкой и выдохнуть весь воздух за три резких выдоха, словно ста­раясь задуть горящую свечу. С первым выдохом воздух выходит из живота, со вторым — из груди, с третьим — из верхушек легких. Голова и туловище держатся прямо. Упражнение выполняется силь­но, с задором.

Стимулирующее шипящее дыхание. Полный вдох, задержка и растянутый выдох через рот. Воздух выходит последовательно из живота, груди, верхушек легких как можно медленнее и весь, издавая свистящий звук, как при произнесении звука «с». Сопро­тивление выходящему воздуху создает язык.

Упражнения на дыхание лучше всего включать в подготовитель­ную и заключительную части занятий физическими упражнениями.

Наиболее выраженный эффект вызывают те программы, в ко­торых предполагается оптимальное сочетание частоты, продол­жительности и интенсивности занятий. Желаемые результаты мож­но получить только после долгих недель тренировок, программы


продолжительностью 8—10 недель вызывают лишь незначитель­ные изменения в организме.

24.4. Оценка состояния здоровья и физической

подготовленности занимающихся оздоровительной

физической культурой

Основной целью оздоровительной тренировки является увели­чение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце — самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, зна­ние резервных возможностей своего сердца позволяет сделать бе­зопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько ус­пешно эта задача решается.

Перед началом систематических занятий физическими уп­ражнениями надо проверить исходный уровень тренированно­сти. Уровень подготовленности организма определяется рабо­тоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и фун­кциональных проб.

Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-со­судистой системы является пульс.

По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин — отлично, реже 65 — хорошо, 65—75 — удовлетворительно, выше 75 — плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше.

Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок на площадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд./мин — от­лично, меньше 120 — хорошо, меньше 140 — удовлетворительно, выше 140 — плохо.

Проба с приседаниями. Встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отлич­ным, на 25—50% — хорошим, на 50—75% — удовлетворительным и свыше 65% — плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свиде­тельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5—


6 см. Затем снова сосчитать пульс. Оценки такие же, как и в про­бе с приседаниями.

Оценка реакции организма на дозированную нагрузку в про­цессе занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью осуществляется по показателям ЧСС (пульс), артериального давления, дыхания, жизненной емкости легких (спирометрия), мышечной силы, массы тела, а также по резуль­татам в контрольных упражнениях (тестах).

Важным показателем является быстрота восстановления пуль­са до исходного или близкого к нему уровня после физической нагрузки. Если частоту пульса, зафиксированную в первые 10 с после нагрузки, принять за 100%, то хорошей реакцией восста­новления считается снижение пульса через 1 мин на 20%, через 3 мин — на 30%, через 5 мин — на 50%, а через 10 мин — на 70— 75% от этого наивысшего пульса.

Проба с приседанием. Подсчитать пульс в покое за 10 с, затем сделать 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс. Продол­жать подсчитывать его каждые 10 с вплоть до возвращения к первоначальным цифрам. В норме увеличение пульса в первый после нагрузки 10-секундный промежуток составляет 5—7 ударов, а воз­вращение к исходным цифрам происходит в течение 1,5—2,5 мин, при хорошей тренированности — за 40—60 с. Учащение пульса свыше 5—7 ударов и задержка восстановления больше чем на 2,5— 3 мин служит показателем нарушения тренировочного процесса или заболевания.

Состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы позволяют оценить пробы с переменой положения тела (ортоста-тическая и клиностатическая пробы).

Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчи­тать пульс в положении стоя. В норме превышение его не состав­ляет 10—14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 — неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.

Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4—10 уд./мин. Большее замедление — признак тренированности.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно­сосудистой системы, является уровень артериального давления (АД), который измеряется специальными приборами. На уровень АД влияют масса и рост, возраст, ЧСС, характер питания, заня­тия физическими упражнениями.

Нормальные величины артериального давления (систолическо­го и диастолического) определяются по следующим формулам:


       
   
 
 


Зная цифры артериального давления и пульса, можно подсчи­тать, конечно приблизительно, минутный объем крови. Делается это так: из максимального значения артериального давления вы­читается минимальное. Разница умножается на частоту пульса. В норме минутный объем крови равен 2600. При утомлении и пе­ретренировке этот показатель возрастает.

По формуле Кваса можно вычислить коэффициент выносли­вости: частота пульса умножается на 10 и результат делится на величину пульсового давления (разность максимального и мини­мального артериального давления). Нормальным считается коэф­фициент, равный 16. Его возрастание — признак ослабления дея­тельности сердечно-сосудистой системы.

Важнейшим показателем, характеризующим функциональные возможности легких, или так называемого внешнего дыхания, является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это количество возду­ха, которое способен выдохнуть человек после максимального глубокого вдоха. У здорового мужчины эта величина равна обычно 3—5 л, у женщин — 2—3 л, у детей 1,2—3,2 л. Под влиянием сис­тематических занятий (особенно если в оздоровительных трени­ровках выполняется много упражнений на выносливость) она увеличивается на 1—2 л, отражая возросшие функциональные возможности дыхательного аппарата.

Чтобы оценить фактическую величину ЖЕЛ, ее необходимо сравнить с должной для конкретного человека величиной ЖЕЛ. Рассчитать ее можно по формуле Людвига (в мл):

а) должная ЖЕЛ (для мужчин) — (40 х рост в см) + (30 х вес
тела в кг) — 4400;

б) должная ЖЕЛ (для женщин) = (40 х рост в см) + (10 х вес
тела в кг) — 3800.

Пример. В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может отклоняться от долж­ной в пределах ±15%. Оценивается из соотношения

Предположим, что у занимающегося физическими упражнениями ЖЕЛ равна 4200 мл, а должная — 4100 мл. Подставив эти значения в указанное соотношение, получим


Превышение фактической величины ЖЕЛ относительно дол­жной характерно для лиц, занимающихся, например, бегом, лы­жами, и указывает на высокое функциональное развитие легких. Снижение ЖЕЛ более чем на 15% может указывать на патологию легких.

 

В процессе занятий физическими упражнениями важно сле­дить за частотой дыхания. В покое она составляет 10—16 раз в мин.


Под влиянием физической нагрузки число дыханий увеличивает­ся: при умеренных нагрузках — до 25—30 в 1 мин, при более вы­соких — до 30—40 в 1 мин.

Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3—5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безус­ловно, эта реакция отрицательная. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала со­стоянию организма.

Проба Штанге. Сесть на стул, удобно оперевшись о его спин­ку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и за­держать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или се­кундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать дыхание свыше 90 с — от­лично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворитель­но и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задерж­ки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности.

Пробы с задержкой дыхания не следует выполнять лицам с какими-либо заболеваниями органов дыхания или кровообраще­ния, а также занимающимся лицам пожилого возраста.

Для предварительного и последующего контроля тренирован*-ности занимающихся физическими упражнениями используются и специальные контрольные упражнения (см. табл. 26, 27, 55, 57).

Выбор различных функциональных проб и контрольных уп­ражнений обусловлен состоянием здоровья, возрастом, полом и уровнем физической подготовленности занимающихся.

Следует отметить, что только комплекс самых разных показате­лей может достоверно характеризовать состояние здоровья и тре­нированности организма. Поэтому всем занимающимся оздорови­тельной физической культурой необходимо проходить минимум 2 раза в год врачебный контроль и вести дневник самоконтроля.

Медицинское освидетельствование с использованием лабора­торных исследований (компьютерная диагностика) и различных функциональных проб поможет сделать более объективные выво­ды о состоянии здоровья, тренированности, внести коррективы в тренировочный режим и образ жизни.

Кроме врачебного контроля занимающимся физическими уп­ражнениями необходимо самостоятельно контролировать свое здо­ровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежеднев­ных записей в дневнике самоконтроля. Примерная схема ведения дневника самоконтроля представлена в таблице 58.


Использованная литература

1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1988.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.

 

3. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.

4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.

5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.

6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 1998.

7. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М., 1973.

8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М., 1986.

9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.

 

10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед­институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.

11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б.Мейксона. — М., 1997.

12. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994.

Рекомендуемая литература

Антонова О.Н., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика пре­подавания: Учеб. пособие. — М., 1999.

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000.

Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортив­ное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспи­тания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.


Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000.

Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.

Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999.

Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997.

Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб­ник. - М., 2000.

Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олим­пийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. — М., 1997.


Оглавление

От авторов.................................................................................................................... 3

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4

Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического

воспитания.................................................................................................. 4 •

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе 4

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия 5

Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации...... 10

2.1. Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре 10

2.2. Цель и задачи физического воспитания......................................... 12

2.3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания 18

Глава 3. Направленное формирование личности в процессе

физического воспитания...................................................................... 19

3.1. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания 20

3.2. Технология воспитательной деятельности педагога

по физической культуре и спорту.................................................... 22

Глава 4. Средства и методы физического воспитания.................................. 32

4.1. Средства физического воспитания.................................................. 32

4.1.1. Физические упражнения.......................................................... 32

4.1.2. Оздоровительные силы природы.......................................... 39

4.1.3. Гигиенические факторы.......................................................... 40

4.2. Методы физического воспитания.................................................... 40

4.2.1. Методы строго регламентированного упражнения........ 42

4.2.2. Игровой метод............................................................................ 46

4.2.3. Соревновательный метод........................................................ 46

4.2.4. Общепедагогические методы, используемые

в физическом воспитании........................................................ 47

Глава 5. Общеметодические и специфические принципы

физического воспитания........................................................................ 52

5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 52

5.2. Общеметодические принципы.......................................................... 54

 

5.2.1. Принцип сознательности и активности............................... 54

5.2.2. Принцип наглядности............................................................... 56

5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации...................... 57

5.3. Специфические принципы физического воспитания.................. 58

5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания 58

5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.... 59


5.3.3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий 60

5.3.4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок 62

5.3.5. Принцип циклического построения занятий...................... 63

5.3.6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания 63

Глава 6. Основы теории и методики обучения двигательным

действиям..................................................................................................... 64

6.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения

в физическом воспитании................................................................... 64

6.2. Основы формирования двигательного навыка............................. 67

6.3. Структура процесса обучения и особенности

его этапов............................................................................................... 71

Глава 7. Теоретико-практические основы развития

физических качеств.................................................................................... 74

7.1. Понятие о физических качествах..................................................... 74

7.2. Сила и основы методики ее воспитания......................................... 76

 

7.2.1. Средства воспитания силы...................................................... 81

7.2.2. Методы воспитания силы........................................................ 83

7.2.3. Методики воспитания силовых способностей.................. 88

7.2.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей 90

7.3. Скоростные способности и основы методики

их воспитания........................................................................................ 92

7.3.1. Средства воспитания скоростных способностей............. 96

7.3.2. Методы воспитания скоростных способностей................ 97

7.3.3. Методики воспитания скоростных способностей............ 98

7.3.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей 102

7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания.................... 103

7.4.1. Средства воспитания выносливости.................................. 106

7.4.2. Методы воспитания выносливости.................................... 109

7.4.3. Методика воспитания общей выносливости................... 112

7.4.4. Воспитание выносливости путем воздействия

на анаэробные возможности человека............................. 115

7.4.5. Особенности воспитания специфических типов выносливости 116

7.4.6. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости 118

7.5. Гибкость и основы методики ее воспитания.............................. 121

7.5.1. Средства и методы воспитания гибкости......................... 123

7.5.2. Методика развития гибкости................................................ 124

7.5.3. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости 127

7.6. Двигательно-координационные способности

и основы их воспитания.................................................................. 130


 

7.6.1. Средства воспитания координационных способностей 133

7.6.2. Методические подходы и методы воспитания координационных способностей 135

7.6.3. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений 137

7.6.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей 142

Глава 8. Формы построения занятий в физическом воспитании......................... 143

8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании 143

8.2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями 145

 

8.2.1. Урочные формы занятий....................................................... 145

8.2.2. Неурочные формы занятий.................................................. 146

Глава 9. Планирование и контроль в физическом воспитании........................... 148

9.1. Планирование в физическом воспитании................................... 148

9.2. Педагогический контроль и учет

в физическом воспитании................................................................ 154

Глава 10. Физическое воспитание детей раннего

и дошкольного возраста.......................................................................... 157

10.1. Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста 157

10.2. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей

раннего и дошкольного возраста.................................................. 160

Глава 11. Физическое воспитание детей школьного возраста........... 169

11.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста 169

11.2. Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного

возраста 172

11.3. Средства физического воспитания детей школьного возраста 173

11.4. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста 187

11.5. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста 193

11.6. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста 198

11.7. Физическое воспитание детей с ослабленным

здоровьем............................................................................................. 203

11.8. Формы организации физического воспитания школьников 206

11.8.1. Формы организации физического воспитания

в школе........................................................................................ 206

11.8.2. Формы организации физического воспитания

в системе внешкольных учреждений................................. 208

11.8.3. Формы физического воспитания в семье........................ 209


11.9. Физическое воспитание учащихся колледжей
профессионального образования

и средних специальных учебных заведений.............................. 210

11.10. Урок — основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение 213

11.11. Профессионально-педагогическая деятельность

учителя физической культуры........................................................ 237

Глава 12. Технология разработки документов планирования

по физическому воспитанию................................................................. 242

12.1. Общий план работы по физическому воспитанию................ 243

12.2. Годовой план-график учебного процесса

по физическому воспитанию.......................................................... 243

12.3. Поурочный рабочий (тематический) план на четверть 249

12.4. План-конспект урока...................................................................... 260

Глава 13. Физическое воспитание студенческой молодежи................ 266

13.1. Значение и задачи физического воспитания студентов....266

13.2. Содержание программы физического воспитания студентов 267

13.3. Возрастные особенности контингента

обучающихся в вузе.......................................................................... 270

13.4. Методические основы физического воспитания в вузе....271

13.5. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях 274

13.6. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья,

по адаптивной физической культуре........................................... 276

13.7. Формы организации физического воспитания студентов 278

Глава 14. Физическое воспитание в основной период трудовой

деятельности.............................................................................................. 279

14.1. Социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения, занятого трудовой деятельностью 279

14.2. Особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста 281

14.3. Физическая культура в режиме трудового дня....................... 283

14.4. Физическая культура в быту трудящихся................................ 286

14.5. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями 291

Глава 15. Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте.. 294

15.1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте 294

15.2. Содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями 297

Глава 16. Профессионально-прикладная физическая подготовка.. 301

16.1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки 301

16.2. Построение и основы методики ППФП...................................... 306


ЧАСТЬ П. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА........................................... з 11

Глава 17. Общая характеристика спорта................................................... з 11

17.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта 311

17.2. Социальные функции спорта. Основные направления

в развитии спортивного движения................................................ 315

17.3. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки 322

17.4. Спортивные достижения и тенденции их развития............... 327

Глава 18. Основы спортивной тренировки............................................................ 333

18.1. Цели и задачи спортивной тренировки..................................... 333

18.2. Средства спортивной тренировки............................................... 335

18.3. Методы спортивной тренировки................................................. 339

18.4. Принципы спортивной тренировки............................................. 343

18.5. Основные стороны спортивной тренировки............................ 352

 

18.5.1. Спортивно-техническая подготовка............................... 352

18.5.2. Спортивно-тактическая подготовка................................ 361

18.5.3. Физическая подготовка....................................................... 364

18.5.4. Психическая подготовка..................................................... 365

18.6. Тренировочные и соревновательные нагрузки....................... 369

Глава 19. Основы построения процесса спортивной подготовки....................... 377

19.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс

и ее структура..................................................................................... 377

19.2. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах).... 385

19.3. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)..... 387

19.4. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах) 389

Глава 20. Технология планирования в спорте....................................................... 394

20.1. Общие положения технологии планирования в спорте.... 394

20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах 402

20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле 403

20.4. Оперативное планирование.......................................................... 406

Глава 21. Комплексный контроль и учет в подготовке

спортсмена................................................................................................ 406

21.1. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями 409

21.2. Контроль за состоянием подготовленности

спортсмена.......................................................................................... 410

21.3. Контроль за факторами внешней среды................................... 412

21.4. Учет в процессе спортивной тренировки.................................. 412

Глава 22. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки..................... 415


ЧАСТЬ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-
РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ................................................... 430

Глава 23. Общая характеристика оздоровительной

физической культуры.............................................................................. 430

23.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания 430

23.2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры 433

Глава 24. Теоретико-методические основы оздоровительной

физической культуры.............................................................................. 436

24.1. Основы построения оздоровительной тренировки................ 436

24.2. Характеристика средств специально оздоровительной направленности, 445

24.3. Характеристика физкультурно-оздоровительных

методик и систем................................................................................ 454

24.4. Оценка состояния здоровья и физической
подготовленности занимающихся оздоровительной
физической культурой...................................................................... 464

Использованная литература............................................................................... 469

Рекомендуемая литература................................................................................. 46^


Учебное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.221 сек.