Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные этапы управления дебиторской задолженностью




Значение управления дебиторской задолженностью

Значение квалифицированного управления дебиторской задолженностью в условиях рыночной экономики велико. Несвоевременное погашение дебиторской задолженности ведет к платежному кризису. Схема развития кризиса в рыночной экономике проста:

Þ рост задолженности по коммерческому кредиту ведет к увеличению спроса на краткосрочные ссуды и сокращению их предложения, а также к росту стоимости краткосрочных кредитов. Для уплаты долгов предприятия превращают высоколиквидные активы в денежные средства и погашают долги, в противном случае это может привести к банкротству.

В результате одни предприятия разоряются, другие улучшают свое финансовое положение.

Это обычный рыночный механизм саморегулирования.

Сущность любого процесса управления заключается в целенаправленном воздействии субъекта на объект управления. Объектом управления является дебиторская задолженность, субъектом управления – финансовый менеджер (рис.19).

Дебиторская задолженность (ДЗ) – это элемент оборотного капитала, это задолженность организаций и отдельных лиц предприятию. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота.

Дебиторская задолженность классифицируется по различным критериям:

1. По причинам образования:

ð Оправданная ДЗ связана с нормальными сроками документооборота (дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее 1 месяца).

ð Неоправданная ДЗ – это просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров т. д.

ð Безнадежная ДЗ – это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности (3 года).

2. По статьям бухгалтерского баланса – покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; авансы выданные; прочие дебиторы.

 


Рисунок 19 – Алгоритм управления дебиторской задолженности предприятия


У большинства предприятий в общей сумме дебиторской задолженности наибольшую долю составляют расчеты за товары, работы и услуги, т.е. счета к получению.

В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность делится по срокам ее образования на 2 группы:

− дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты – краткосрочная ДЗ;

− дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты – долгосрочная ДЗ.

Величина дебиторской задолженности определяется внешними и внутренними факторами.

1. Внешние факторы – не зависят от деятельности предприятия, и ограничить их влияние на предприятие практически невозможно:

− состояние экономики в стране (спад производства увеличивает размеры ДЗ);

− состояние расчетов в стране (кризис неплатежей приводит к росту ДЗ);

− эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ (ограничение эмиссии вызывает «денежный голод» и затрудняет расчеты);

− уровень инфляции (при высокой инфляции не торопятся расстаться с долгами, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма);

− вид продукции (если это сезонная продукция, то ДЗ возрастает);

− емкость рынка и степень его насыщенности (если рынок мал и насыщен данным видом продукции, то возникают трудности с реализацией продукции).

2. Внутренние факторы – зависят от самого предприятия, от того, насколько финансовый менеджер владеет искусством управления дебиторской задолженностью:

− кредитная политика предприятия (неправильное установление сроков и условий предоставления кредитов, непредставление скидки при досрочной оплате счетов, неверно установленные критерии кредитоспособности, ошибки в определении платежеспособности клиентов, неучтенные риски могут привести к резкому росту ДЗ);

− виды расчетов, используемых предприятиями (использование видов расчетов, гарантирующих платеж, сокращает размеры ДЗ);

− состояние контроля за дебиторской задолженностью;

− профессионализм финансового менеджера, занимающегося управлением ДЗ предприятия;

− другие факторы.

Количественно величина дебиторской задолженности определяется 2 факторами:

1. объемом реализации в кредит (общую выручку от реализации товаров и услуг делят на 2 части – выручку от продажи за наличные и выручку от продажи в кредит);

2. средним промежутком времени между реализацией товаров и получением выручки.

Что касается формы дебиторской задолженности, то чаще всего это кредит, предоставляемый по открытому счету. В этом случае единственным доказательством того, что покупатель должен поставщику деньги за полученные им товары или услуги, является запись в бухгалтерских книгах и счет, подписанный покупателем. Чтобы обезопасить себя от риска неоплаты счетов, поставщик может потребовать оформление сделки предоставления коммерческого кредита путем выписки векселя – обычного или переводного (акцептованного) либо выставления покупателем аккредитива.

Основные задачи управления дебиторской задолженностью:

§ содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита;

§ рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж;

§ повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежей;

§ определение степени риска неплатежеспособности покупателей;

§ расчет прогнозного размера резерва по сомнительным долгам;

§ предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Процесс управления дебиторской задолженностью представлен в виде алгоритма на рис.1.

Управление дебиторской задолженностью состоит из следующих этапов:

1. финансовый анализ деятельности предприятия-поставщика;

2. выработка кредитной политики предприятия;

3. принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности;

4. изменение кредитной политики предприятия;

5. контроль за отгрузкой продукции, выпиской счета и его отправкой покупателю; составление картотеки дебиторов;

6. контроль за финансовым положением дебитора;

7. при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга;

8. обращение в арбитражный суд с иском о взыскании просроченной задолженности;

9. возбуждение дела о банкротстве;

10. компенсация убытков из фонда компенсации безнадежных долгов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.