Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования предпринимательства в отечественной психологии




Исследования предпринимательства в отечественной психологии опираются на психологическую теорию деятельности и представлены тремя основными блоками рассматриваемых вопросов:

1. Первый блок представлен изучением социокультурных, этнопсихологических, мотивационных аспектов предпринимательской деятельности.

2. Второй блок – труды, в которых предпринимательство рассматривается как вид деятельности.

3. Третий блок исследований отечественных ученых посвящен характеристике индивидуально-личностных особенностей предпринимателя, созданию некоего «типа предпринимателя».

 

Основные положения психодинамического и социодинамического подхода зарубежной психологии, а также характеристики индивидуально-личностных особенностей предпринимателя применялись в отечественных исследованиях для создания социально-психологического образа предпринимателя. [7, С. 85.]

 

В рамках психодинамического подхода к анализу личности предпринимателя имеются списки психологических характеристик, входящих в «предпринимательский личностный профиль». В число характеристик личностного профиля предпринимателя наиболее часто включают характеристики:

мотивация достижения;

интернальный локус контроля;

склонность к риску;

ценностные ориентации;

инновативность.

 

Мотивация достижения рассматривается как неотъемлемое свойство (атрибут) предпринимателя, где сконцентрированы свойства личности предпринимателя как целого (7, 9). Предполагается, что характеристика данного образования и степень его выраженности отображают уровень предпринимательской направленности личности в целом. Исследования в русле концепции достижения идут по трем направлениям анализа характера связи потребности достижения и показателей предпринимательской деятельности:

1. Анализ связи уровня мотивации достижения и степени успешности, выживаемости бизнеса.

2. Установление связи уровня мотивации достижения и вероятности открытия бизнеса.

3. Изучение зависимости степени инновативности и других предпринимательских характеристик от уровня мотивации достижения.

 

Хотя имеется большое количество исследований мотивации достижения, но не получено однозначных результатов. Это связано с концептуальной неясностью понятия мотивации достижения и методической неточностью проективной техники измерения. А.Н. Чиликин в своем социально-психологическом исследовании основ развития предпринимательства в реальном секторе экономики предлагает устранение данных недостатков путем решения задачи установления подлинных побудительных сил человеческого поведения, которая состоит в поиске связей, существующих между структурными компонентами целостной мотивационной системы, включающей в себя не только традиционно выделяемую потребностную сферу, но и систему смыслов «Я», самосознания личности.

 

В многочисленных исследованиях предпринимательства, осуществленных в рамках теории локуса контроля Д.Роттера, подтверждается гипотеза об интернальном типе локуса контроля у предпринимателей. Однако существует ряд исследований локуса контроля у предпринимателей, результаты которых не однозначны. В связи с эти некоторыми исследователями была выдвинула гипотеза о том, что высокая мотивация достижения и интернальный локус контроля не столько характеристики предпринимателя как такового, сколько показатели успешности и не успешности в предпринимательской деятельности, впрочем, как и в любой другой профессиональной деятельности.

 

Неоднозначность результатов исследования локуса контроля, как и мотивации достижения и других личностных черт личности предпринимателя, свидетельствует о тщетности попыток выявления универсального профиля личности предпринимателя. По-видимому, это невозможно вне культурного и личностно-смыслового контекста.

 

Не увенчавшиеся успехом попытки выявления универсального предпринимательского профиля, взгляд исследователей был обращен к анализу специфики системы предпринимательских ценностей, который ознаменовал возврат к истокам анализа предпринимательства, начатый М.Вебером. Система ценностей, некоторыми исследованиями изучения ценностных ориентаций предпринимателей, рассматривается как ключевой момент для понимания предпринимательского поведения. Различия в поведении людей объясняются различиями в их ценностных структурах.

 

Традиционно приписываемые предпринимателю ценности Р.Хисрич считает свойственными для успешного человека вообще, в том числе и успешному предпринимателю. Исследования показывают, что попытки изучения ценностной структуры предпринимателей осуществлялись либо на уровне идеологии бизнеса (в ее узкокультурном смысле) в контексте организационной культуры, либо на самом широком уровне общечеловеческих ценностей (в интерпретации М.Рокича). Тем самым большинство исследователей ценностей предпринимательства не смогли избежать повторения теории «черт» в своем стремлении к обобщениям, основанным на специфической черте, в данном случае – на универсальной ценности.

 

Во многих публикациях и исследованиях склонность к риску рассматривается как неотъемлемое свойство личности предпринимателя. Однако по данному вопросу имеются противоречивые результаты. Причина, по-видимому, кроется в сложности понятия «риск», в существовании различных его видов, аспектов и компонентов.

 

Одной из базовых характеристик личности предпринимателя является инновативность, которая предполагает способность создания внедрения различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

 

Инновативность мышления является особенностью когнитивного стиля результаты когнитивных исследований предпринимателей и попытки выделения универсальных характеристик личности предпринимателя носят весьма противоречивый характер. Когнитивный и мотивационно-когнитивный подходы рассматривают предпринимателя как рационального, когнитивно сложного человека с аналитическим мышлением и уникальными информационными характеристиками.

 

Сторонники социодинамического подхода считают, что первостепенную роль при формировании потенциального предпринимателя играют не психологические особенности, а социальное окружение личности и в качестве элементов организации личности рассматривают особенности взаимодействия личности и социума, а именно:

социальные установки;

роли;

стратегии;

паттерны поведения.

 

Еще одним примером реализации социодинамического подхода является концепция «предпринимательского события» А.Шапиро и Л.Сокол. В качестве объекта исследования в данной концепции рассматриваются не психологические характеристики личности предпринимателя, а целостные паттерны предпринимательского поведения. «Событие» выступает как зависимая переменная, тогда как индивид или группа, которые осуществляют его, становится независимой переменной, действующей в определенном социальном, экономическом, политическом и культурном контексте. Эта концепция при анализе любого предпринимательского события рассматривает два основных вопроса:

1. Что повлияло на отказ от предыдущего жизненного пути.

2. Почему среди множества вариантов был выбран именно этот.

 

Превращение в предпринимателя – результат взаимодействия ситуационных и культурных факторов, утверждают Шапиро и Сокол и подчеркивают, что предпринимательство следует рассматривать как процесс детерминированный многими факторами, ни один из которых сам по себе не может объяснить результат процесса: набор факторов является необходимым, но ни один из них не достаточен.

 

Российскому предпринимательству всего лишь около двадцати лет. Оно как социальный класс оформилось в 90-е гг ХХ в. Наметились главные тенденции и отличительные черты в описании социального портрета российского предпринимателя (Б.В.Головачев, Л.Б.Косова, О.В.Перепелкин, Ж.М.Грищенко, Л.Г.Новикова, И.П.Лапша, В.В.Радаев, А.И.Чирикова и др.).

 

В последнее время социальной психологии все большее внимание уделяют характеристикам начинающих предпринимателей, основывающих «свое» дело. Оказывается, что основатель своего дела может преодолеть внешние препятствия на пути развития предприятия и пренебречь будущими трудностями. Он склонен осуществлять некоторые уникальные функции, которые весьма существенны для первых шагов деловой активности. Так успешный предприниматель в России способен:

удерживать тревожность, просчитывать риск;

дело для предпринимателя – не самодовлеющая цель, но и некоторая ценность;

занимая более прочные позиции, чем менеджер, основатель может пойти на больший риск, в зависимости от своих личностных ориентаций, быть нацеленным на нововведения.

 

По психологическим параметрам он скорее инноватор, чем адаптер. [7, С. 141.]

 

В наибольшей степени в предпринимательской деятельности реализуются организаторские способности, деловитость и предприимчивость, а также потребность иметь близких по духу сотрудников.

 

В.Г.Смольков выражает мнение о том, что предпринимательство требует от человека, занимающегося им, определенных качеств как любая профессиональная деятельность, основанная на необходимости проявления творческих начал, природного таланта, ума и смекалки, а также широте мышления и познания. Всё это объединяется понятиями предпринимательских дух, предпринимательский менталитет, предпринимательская культура. [5, С. 15-22.]

 

Характеризуя личность предпринимателя, важно отметить, что предприниматель – это человек с высокой сопротивляемостью фрустрации и внешнему давлению; он обладает относительно «узким» кругозором, но это позволяет ему ярче обеспечивать пути быстрого достижения цели. Часто он приходит к заключенному решению без поиска серьезных обоснований средств и логической объективности.

 

Говоря об отечественных предпринимателях, следует отметить, что они ориентированы на западный стиль деловых отношений. Но в реальном поведении они часто демонстрируют патриархальные традиции. Это сказывается прежде всего в стиле работы с персоналом.

 

Социопортрет российского предпринимателя по мнению В.Д.Попова, необходимо дополнить фактором совести, т.к. фактор совести, нравственности занимает особое, определяющее место в структуре личности отечественного руководителя. Об этом свидетельствует не только наша философия, но и народные обычаи, нравы. Совесть в России всегда сопрягалась с правдой. [3, С. 30-43.]

 

Правда и совесть, как один из механизмов мотивации предпринимателя, носит скрытый характер, но его результаты наблюдаемы и очевидны. Совесть – критерий действия некоторых российских предпринимателей. Сегодня идет трудная борьба совести с потребностью накопления капитала, как считает В.Д.Попов. Процесс этот протекает очень сложно, и исход его будет зависеть во многом от личностных особенностей.

 

Личность российского предпринимателя – многогранна, неординарна, непредсказуема. Ей характерно стремление к самосовершенствованию и самореализации. Поэтому, несмотря на многочисленные трудности большинство из них уверены в правильности жизненного выбора.

 

Завершение раскрытия социально-психологического образа предпринимателя на основе психологических теорий предпринимательства целесообразно подытожить таким определением понятия «личность», доказывающим ее раз, что личность предпринимателя основная составляющая образа предпринимателя: личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая изменяется в результате адаптации к постоянно изменяющейся среде. [1,С. 425.]

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Какое место в экономике развитых стран занимает предпринимательство?

2. Приведите высказывания различных исследователей проблемы предпринимательства на его сущность.

3. В чем отличие понятия «предприниматель» от понятий «капиталист» и «бизнесмен», по мнению Шумпетера?

4. Какие особенности являются необязательными для предпринимателя, по мнению исследователей?

5. Дайте определение понятия «предприниматель». Прокомментируйте определение и его наиболее существенные компоненты.

6. С какими слоями общества приходится взаимодействовать предпринимателю?

7. Какие функции может выполнять предприниматель на собственном предприятии?

8. При каких условиях, по Макклеланду, проявляется мотивация достижений?

9. Какой подход для исследования особенностей психологии предпринимателя был предложен американским психологом Роттером?

10. Какими тремя блоками представлено исследование психологии предпринимательства в отечественной науке?

11. По каким направлениям проводятся психологические исследования в русле концепции достижения?

 

Литература

 

1. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства. — М: Финансы и статистика, 2003.

2. Завьялова Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Изд. СПбГУ, 2004.

3. Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка. // Психологический журнал. – 1994. – Т15. - №5. –

4. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Л. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социс. – 1994. - №2.

6. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. - СПб., 2001.

7. Чиликин А.Н. Социально-психологические основы развития предпринимательства в реальном секторе экономики: Дис. … д-ра психол. Наук: 19.00.05 Москва, 2000. –

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.

9. Щербатых Ю.В.. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб: Питер, 2008.

10. Щербатых Ю. В. Психология успеха. — М.: Эксмо, 2005.

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

2.1. Эволюция предпринимательства как социально-экономического явления

2.2. Исследование предпринимательства в отечественной науке

2.3. Современные подходы к изучению предпринимательства: экономический, социологический и психологический подходы

2.4. Тенденции и проблемы психологии предпринимательства

Контрольные вопросы для самопроверки

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.