Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория деятельности в психологии




Согласно «Краткому психологическому словарю» (под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) деятельность – это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности. Для отечественной психологии использование категории деятельности является отличительной чертой, характеризующейся двумя методологическими моментами:

положением о единстве психики;

введением принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.

 

В качестве объяснительного принципа психики категория деятельности используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная психология, психология труда и зоопсихология). Использование категории деятельности в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принципа единства сознания и деятельности, принципа единства строения внешней и внутренней деятельности, принципа интериоризации - экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта, принципа зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и др.), к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности, о деятельностном опосредствовании межличностных отношений и т. д.

 

Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности (проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах).

 

Субъектность деятельности находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта:

в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности;

в личностном смысле, придаваемом различным событиям, действиям и деяниям.

 

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

генетический;

структурно-функциональный;

динамический.

 

В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельности, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельности. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности, во внутреннюю.

 

В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности, лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный).

 

При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности:

надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм;

установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности.

 

Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов (Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, А. Р. Лурии и др.).

 

Понятие «деятельность» в современной отечественной психологии используется в диалектической связи с понятием «общение». Понятие «деятельность» ввел в обиход отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн. Пытаясь преодолеть противоречие между позитивистскими установками и субъективным идеализмом, суть которого в том, что «...содержание знания либо объективно — и тогда оно существует помимо познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности — и тогда оно только субъективно», С. Л. Рубинштейн еще в 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший одним из основополагающих в традиционной советской психологии. Согласно этому принципу, «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. В творчестве созидается и сам творец. Есть только один путь — если есть путь для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет...»

 

В дальнейшем, разрабатывая и детализируя свою теорию, построенную на данном принципе, С. Л. Рубинштейн выделил ряд характерных признаков, определяющих деятельность в его понимании:

это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность;

деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной;

она всегда творческая и самостоятельная.

 

В ходе дальнейшей разработки теории деятельности С.Л.Рубинштейн, а затем А.Н.Леонтьев разработали схему анализа деятельности, включающую такие составные компоненты, как мотивы, цели, предмет, структуру и средства.

 

Таким образом, деятельностный подход в психологии – это система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы.

 

Деятельность является одной из основных метапсихологических категорий. Согласно А.В. Петровскому, М.Г. Ярошевскому в данный момент разработки проблем теоретической психологии можно отметить восходящее движение конкретизации базисных психологических категорий в направлении метапсихологических категорий различной степени обобщенности и конкретности.

 

В каждой метапсихологической категории раскрывается некоторая базисная психологическая категория через соотнесение ее с другими базисными категориями (что отражает «системное качество» категорий психологии). В каждой из базисных категорий каждая другая базисная категория существует скрыто, «свернуто», в отличие от метапсихологических категорий. Взаимоотношения между базисными категориями психологии можно сравнить со взаимоотношениями лейбницианских монад: каждая отражает каждую. Если же попытаться метафорически выразить взаимоотношения между базисными и метапсихологическими категориями, то будет уместно вспомнить о голограмме: «часть голограммы (базисная категория) заключает в себе целое (метапсихологическая категория)».

 

В логическом отношении каждая метапсихологическая категория представляет собой субъект-предикативную конструкцию, в которой положение субъекта занимает некоторая базисная категория (например, «образ» как базисная категория в метапсихологической категории – «сознание»), а в качестве предиката выступает соотношение этой базисной категории с другими базисными категориями («мотивом», «действием», «отношением», «переживанием»). Так, метапсихологическая категория «сознание» рассматривается как развитие базисной психологической категории «образ», а, например, базисная категория «действие» обретает конкретную форму в метапсихологической категории «деятельность» и т.п.

 

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский предлагают следующий ряд гипотетических соответствий между базисными и метапсихологическими категориями:

 

Базисная категория Метапсихологическая категория
Образ Сознание
Мотив Ценность
Переживание Чувство
Действие Деятельность
Отношение Общение
Индивид Я

 

 

Рассмотрим подробнее диаду «Действие - Деятельность».

 

Метапсихологическим эквивалентом базисной категории «действие» является категория «деятельность». Деятельность представляет собой целостное внутренне дифференцированное (имеющее первоначально коллективно-распределительный характер) самоценное действие – такое действие, источник, цель, средство и результат осуществления которого заключаются в нем самом. Источником деятельности являются мотивы индивида, ее целью – образ возможного, в качестве прообраза того, что свершится, ее средствами – действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом – переживание отношений, складывающихся у индивида с миром (в частности, отношений с другими людьми).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.