Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема демаркации функций предпринимателя, менеджера, бизнесмена, руководителя, собственника




Ключевой проблемой выявление отличительных психологических особенностей предпринимательской деятельности является проблема демаркации предпринимательства от смежных феноменов менеджмента, бизнеса, лидерства. Так, чаще всего, выявление функционально-структурных особенностей предпринимательской деятельности основывается на различиях между предпринимателями и менеджерами по ведущим психологическим характеристикам их деятельности. Можно считать признанным в науке, что поскольку основная цель менеджмента - получение прибыли путем применения наиболее рациональной системы управления, то, следовательно, менеджмент тесно связан с предпринимательской деятельностью. Вместе с тем исследователи менеджмента подчеркивают содержательную сторону отличия менеджера от предпринимателя, поэтому важно понимать, что слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами.

 

Термин «предприниматель» был введен французским экономистом Р. Кантильоном. И, с тех пор, это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.

 

Дж. Ронен одним из первых отразил различия между предпринимателями и менеджерами с помощью многомерной модели. В ней представлен континуум принятия решения в условиях неопределенности. На его нижней точке находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце – инновационный предприниматель. Вдоль континуума – наиболее изменяющаяся характеристика – поиск новизны. Другую ось составляет целеустремленность деятельности предпринимателя. Как видно из рисунка 1, и предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.

Рис.4.1 Многомерная модель Дж. Ронена

 

Согласно теории Дж. Ронена, различия между предпринимателями и менеджерами могут быть интерпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени стремятся сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание компании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.

 

В психологии общепризнанным считается, что предпринимательство ─ это особый вид трудовой деятельности, специфика которой выражается в выявлении возможностей для ведения бизнеса, в умении воспользоваться ими, в адекватной оценке потенциальной прибыльности дела в сочетании с наиболее выгодным распределением ресурсов и принятии оптимальных решений в двух основных областях:

отыскании новых способов удовлетворения потребностей;

использовании возможностей рыночного механизма.

 

В то же время, содержание предпринимательской деятельности в рамках психологического подхода трактуется по-разному. В.Н. Машков отмечает, что существует точка зрения, рассматривающая предпринимательскую деятельность как профессию, которая по своей сущности ничем не отличается от профессии менеджера. Обобщая результаты профессиографических исследований менеджерского труда, В.Н. Машков считает, что наиболее полно функции менеджера раскрыты Г.С. Никифоровым. Он выделил следующие функции:

познания;

прогноза;

проектирования;

мотивации;

руководства;

организации;

обучения;

развития;

оценки;

коррекции;

коммуникативно-информационную.

 

С другой точки зрения, предпринимательская деятельность рассматривается как особый вид профессиональной деятельности. О.С. Дейнека считает, что предпринимательство – это деятельность, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли.

 

С.К. Рощин под предпринимательством понимает деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

 

В.Н. Машков выделяет предпринимательство как эффективную форму хозяйственного управления коммерческой организации. При таком понимании предприниматель является не только владельцем, собственником, дающим возможность осуществлять управление организацией, но сам занимается управленческой деятельностью, т.е. является менеджером.

 

М.Р. Макконнелл и С.Л. Брю выделяют особые, отличные от управленческой деятельности, взаимосвязанные функции, присущие предпринимательской деятельности:

соединение разнообразных ресурсов в единый процесс производства или оказания услуг;

принятие основных решений в процессе ведения бизнеса;

определение политики, основного курса деятельности предприятия;

внедрение новых производственных технологий, новых форм организации бизнеса, новых товаров.

 

В современной литературе термины «предпринимательского управления» и «корпоративного или внутреннего предпринимательства» (Мескон, 1992; Друкер, 1992) связаны прежде всего с развитием управления и проведением организационных нововведений, созданием новых видов товаров и услуг. При этом инновационный подход в управлении рассматривается как отличительная особенность эффективного управления, а собственник, несущий персональную ответственность за риск, не является еще предпринимателем. Такой подход стирает формально-статусные различия между менеджерами и предпринимателями. Вопрос о том, как соотносятся предпринимательская деятельность и менеджерский труд, остается дискуссионным.

 

Функциональная сущность менеджмента и предпринимательства различна. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности. С другой, эффективное управление – менеджмент – со всеми его нынешними функциями – по силам не каждому предпринимателю.

 

Согласно литературным данным, наиболее яркие различия между деятельностью предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти.

 

В связи с многообразием смыслов, вносимых в определение понятия «предприниматель» возникает необходимость поиска и обоснования подхода к исследованию предпринимательства как особого вида трудовой деятельности, но для начала необходимо уточниться с такими дискуссионными понятиями, как «предприниматель», «менеджер», «руководитель».

 

Рассматривая соотношения между этими понятиями, необходимо первоначально определить из них исходное. Так как мы имеем дела с коммерческими организациями, то исходным является понятие «собственник».

 

Согласно экономическому энциклопедическому словарю собственник - это физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, пользования или распоряжения своим имуществом.

 

Бизнесмен – это тот, кто владеет капиталом человек, который находится в обороте и приносит доход. Тот, кто занимается активной экономической коммерческой деятельностью. Это собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в организации, но который является владельцем ее акций и состоит членом ее правления.

 

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование организации, располагает строго определенными возможностями санкционирование.

 

Предприниматель – это человек, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает средства в новое дело, принимает на себя личный риск, он несет ответственность за решение: что производить, в каком количестве, какой способ производства использовать. Т.е. это бизнесмен, который создает новую организацию, стоит во главе организации, которая осуществляет деятельность с целью получения прибыли.

 

Т.И. Заславская предлагает рассматривать понятие «предприниматель» в узком и широком смысле. В узком смыслеэтот термин обозначает собственника (владельца), лично руководящего своим предприятием. Этот человек обладает всеми признаками предпринимателя: самостоятельно распоряжается своим капиталом, автономно принимает экономические решения. В широком смыслепод предпринимательством понимается деятельность человека, в той или иной степени занятого бизнесом, начиная с классических руководителей и заканчивая наемными работниками, в свободное время «делающих деньги».

 

Менеджер – специалист, работающий по контракту, имеющий высокий уровень профессиональной подготовки, реализуемый в системе управления. Им может быть руководитель, антрепренер.

 

Г.С. Никифоров отмечает, что менеджер – это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.

 

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит в основном на фактах и в рамках установленных целей. Менеджеры обеспечивают достижение целей с подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

 

Специалисты в области менеджмента отмечают, что в современном русском языке понятие «менеджер» соответствует терминам: «управляющий», «руководитель», «начальник», «заведующий», словом, это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

 

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

руководителю предприятия в целом или его подразделения (управлений, отделений, отделов и т.д.);

руководителю по отношению к подчиненным;

администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами.

 

Согласно психологическому словарю руководитель – это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Согласно экономическому энциклопедическому словарю руководитель отвечает за деятельность перед законом, вышестоящим органом или собственником.

 

Е.П. Губин, П.Г. Лахно считают, что собственник передает функции управления предпринимателю по контракту и, как правило, не определяет вопросов организации управления производства и реализации продукции. Более того, передав свои функции, собственник практически утрачивает право на оперативно-хозяйственное вмешательство в деятельность предприятия и управление им (кроме случаев, определяемых учредительными документами и контрактом). Предприниматель по контракту, напротив, имеет не только право, но и обязан организовать производство и обеспечить эффективное управление им. Е.П. Губин, П.Г. Лахно отмечают, что менеджеры, управляющие отдельными сферами (функциями) производства, также обязаны надлежащим образом организовать управление и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции и в соответствии с условиями заключенных контрактов.

 

Л.И. Евенко отмечает, что бизнесмен и менеджер - не одно и то же. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Предпринимательство в большей степени связано с личностью человека - предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства. Соотношение понятий «менеджер» и «предприниматель» довольно подвижно. Поскольку все предприниматели активно участвуют в формулировании целей предприятия или организации и управляют этой организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами.

 

Говоря о соотношении менеджера и предпринимателя, П. Друкер отмечает, что, конечно, менеджер не является собственно предпринимателем, однако предприниматель всегда должен быть немного менеджером; вместе с тем менеджер, не выполняющий функции предпринимателя, оказывается плохим менеджером.

 

Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимательства, вовсе не обязательно свидетельствует о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не особенно эффективным менеджером.

 

Х. Хекхаузен считает, что и менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер – лидер иерархии, а предприниматель – лидер идей.

 

По мнению Д. Макклелланда, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть «игра одного человека», а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.

 

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того, есть промежуточная фигура – интрапренер, или «внутренний предприниматель», - обладающий тем же комплексом качеств, что и предприниматель.

 

Американский психолог Р. Хизрич сделал сопоставительное сравнение психологических характеристик деятельности «традиционного менеджера», предпринимателя («антрепренера») и «внутреннего предпринимателя» («интрапренера»). Под «традиционным менеджером» имеется в виду управленец, который не обладает свойствами предпринимателя, а просто исполняет свои обязанности как служащий. «Интрапренер» - это человек, работающий в организации, но обладающий наклонностями и способностями предпринимателя.

 

Таблица 1. Сравнение поведенческих характеристик менеджеров, предпринимателей и интрапренеров

  Традиционные Менеджеры Предприниматели Интрапренеры
Ведущие мотивы Получить повышение на службе и иметь другие признаки престижа в корпорации – такие как собственный кабинет, штат, власть Стремление иметь независимость, свободу действий, творчески работать, создавать капитал Стремление к независимости действий, приобретению позиций в корпорации и соответствующих вознаграждений
Восприятие временной перспективы Ориентируется на короткие временные горизонты: недельные, месячные, квартальные и годовые планы Ориентация на 5-10-летние периоды как вехи роста своего бизнеса Ориентация зависит от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпорации. Обычно занимает среднее положение между «традиционным менеджером» и предпринимателем.
Характер деятельности Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело Прямая включенность в работу Больше выполняет работу сам, чем перепоручает ее кому-то
Отношение к риску Боязлив Разумно идет на риск Разумно идет на риск
Отношение к статусу Озабочен символами собственного статуса Нет озабоченности символами статуса Не озабочен традиционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независимости
Отношение к неудачам и ошибкам Стремление всячески избегать ошибок и вообще неожиданностей Не боится ошибок, исправляет их и преодолевает неудачи Стремится скрывать от окружения рискованные проекты, пока не готов их доказательно обосновать
Принятие решений Обычно соглашается с теми, кто выше по положению Своими решениями реализует свою мечту Способен убедить других помогать в реализации его мечты
Кому служит Служит другим Служит себе и потребителю Служит себе, потребителю и спонсорам
Характер семьи, из которой вышел Старшие члены семьи работали на крупные организации Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров То же самое, что и у предпринимателя
Отношение к другим В основном по нормам иерархических отношений В основном деловые и договорные отношения На основе договоренностей с иерархической структурой

 

 

Как видно из таблицы 1, существует ряд значимых различий в характеристиках менеджеров и предпринимателей. Предприниматели более ориентированы на личностную свободу, для них характерно стремление самим принимать решения, касающиеся их деятельности, для них малую значимость имеют символы статуса, они готовы к неожиданностям, преодолению собственных ошибок и неудач. Предприниматели стремятся выстраивать с партнерами отношения на равных позициях. И еще одной особенностью этой группы людей является то, что для большинства из них примером послужили собственные родители или другие старшие члены семьи.

 

Как наглядно видно из таблицы, предприниматель и «внутренний предприниматель» обладают примерно одинаковыми наборами психологических свойств и поведенческих характеристик. Различия заключаются в том, что деятельность «внутренних предпринимателей» ограничена должностными требованиями и приспособлена к правилам корпорации, в которой он работает. «Традиционные менеджеры», по мнению автора, с трудом могут перейти в предприниматели.

 

Интересную точку зрения о соотношении понятий бизнесмен, предприниматель, менеджер и лидер предложили Е.Н. Емельянов и С.Е. Поварницына. Авторы полагают, что путаница, существующая в описании свойств предпринимателя, во многом обусловлена тем обстоятельством, что этой фигуре одновременно приписываются качества, необходимые для первых шагов в бизнесе, и отличительные признаки тех, кто подбирается к вершине развития.

 

Согласно данной точки зрения, бизнесмен, предприниматель, менеджер и лидер – это не противопоставляемые роли, а стадии развития личности, эволюционирующие параллельно развитию самой организации от малого бизнеса к крупной корпорации. Соотношение данных понятий, можно охарактеризовать как функционально-динамическое. Приэтом роль «предприниматель», по мнению авторов – понятие более узкое, чем общеупотребительное понятие «бизнесмен».

 

Предпринимателю приходится решать задачи управления, менеджеру — принимать решения об инвестировании средств в те или иные проекты, инвестору и лидеру — продолжать заниматься текущими организационными вопросами.

 

Предпринимателями, согласно Е.Н. Емельянову и С.Е. Поварницыной становятся в следующих случаях:

под давлением обстоятельств - чаще всего, когда человек переходит из одного вида деятельности к совершенно иному;

из специалистов в предприниматели - типичный сценарий подобного начала состоит в том, что человек, работающий в качестве наемного специалиста в бизнесе (торговый агент, коммерческий директор, дилер и т. п.), в какой-то момент осознает: ясное понимание того, как делается дело в этом бизнесе, позволяет ему заняться этим же бизнесом независимо от «хозяина»;

«инкубаторные предприниматели» - этот вариант освоения роли предпринимателя пока еще редкость на российской почве, но он хорошо известен и распространен в странах, осознавших роль малого предпринимательства в развитии экономики: в рамках государственных программ поддержки развития предпринимательства там создаются специализированные центры, «бизнес-инкубаторы», в которых все желающие рискнуть и попробовать себя в этой сфере деятельности проходят предварительную подготовку и обучение, в полном соответствии с теорией пишут бизнес-планы будущих предприятий и, успешно сдав экзамены, начинают свое дело, пользуясь на первых порах заметной поддержкой государства в виде льготных кредитов, налоговых освобождений и т.п.;

«предприниматели по традиции» — это также хорошо забытый у нас в стране способ вхождения в бизнес, поскольку он предполагает передачу дела по наследству. В этой ситуации важно, что будущий бизнесмен исходно знает о предначертанной ему судьбе, живет в атмосфере родительского или родственного бизнеса, с детства усваивает часть опыта и, главное, этику ведения дел. Яркие примеры подобных ситуаций мы можем найти, например, среди династий российского купечества;

«предприниматели по природе» - среди множества людей, приходящих в бизнес, существуют и такие, для которых выраженный «дух предпринимательства» являлся естественной предпосылкой выбора этого пути, у подобных людей в целом не больше шансов пройти этот путь дальше или успешнее, чем у других.

 

Признаки, которые позволяют идентифицировать этап «предпринимателя» следующие:

добился успеха в проведении как минимум нескольких коммерческих операций, использовав собственные или заемные средства, принял личное участие в формировании первоначального капитала коммерческого предприятия;

принимает личное участие в исполнении своего дела;

несет материальную ответственность за результаты своего дела;

обладает правом принятия решения при выборе направлений развития дела;

обладает правом распоряжаться получаемой в деле прибылью.

 

Роль «менеджера», согласно Е.Н. Емельянову и С.Е. Поварницыной — это либо тип профессии, либо новая роль, очередной этап становления предпринимателя, на котором он должен пережить мучительный для многих процесс отчуждения от своего дела, сделать свой бизнес как можно более независимым от своих собственных пристрастий и организовать его не под себя, а в максимальном соответствии с объективными требованиями ситуации, в которой находится его предприятие. Навыки, которые должен отработать в себе человек, желающий успешно справляться с функциями менеджера представлены в «Пирамиде развития менеджерских навыков», разработанной компанией «Management Systems Consulting Corporation» в 1986 г. В 19 блоках навыков, расположенных на пяти «этажах», сконцентрированы все основные проблемы и задачи менеджмента.

 

 

Пирамида развития менеджерских навыков (Management Systems Consulting Corporation, 1986)

 

Освоение менеджерских навыков предполагает «наращивание» более сложных и комплексных умений над более простыми, базовыми, без которых осуществлять деятельность менеджера вообще невозможно.

 

Освоение роли «инвестора» требует от бизнесмена очередной серьезной перемены в работе с перспективой времени. Если предприниматель, при всех рисках своего предприятия, даже при наличии самой перспективной идеи, опирается главным образом на свой прошлый опыт и на опыт, накопленный в окружающей бизнес-среде, если менеджер работает прежде всего с ситуацией в настоящем, актуальным состоянием организации, балансирует между накопившимися вчера проблемами и задачами завтрашнего дня, то инвестор в силу особенностей своей деятельности обязан все более заботиться о будущих перспективах.

 

Теоретически инвестор может отойти от прямого управления делами, от роли менеджера, но при этом он не может отойти от задачи контроля за эффективностью работы вложенных средств. С другой стороны, работа с инвестированием средств может превратиться и в совершенно самостоятельный бизнес, где его владелец призван одновременно играть роли и менеджера, и инвестора.

 

Роль «лидера» заключается в следующем (П. Друкер): «Экономических результатов можно достичь лишь путем подлинного лидерства... Это не означает, что предприятие должно быть гигантом в своей отрасли. Это также не означает, что оно должно быть первым в каждом направлении производства, на рынке, в технологии или еще в чем-то, чем оно занимается. Быть крупным не значит быть лидером. Второе или даже третье место часто является предпочтительным, так как оно позволяет сконцентрировать усилия на каком-либо одном участке рынка, на одном классе потребителей, на одной технологии, в чем и заключается подлинное лидерство. На самом деле вера многих компаний в то, что они могли бы (или им следовало бы) занять позиции лидера во всех областях в рамках своего рынка или своей отрасли деятельности является самым большим препятствием на пути к достижению поставленной цели...».

 

Таким образом, в качестве «ведущей деятельности» каждого этапа развития бизнесмена авторы выделяют следующие параметры. Для роли предпринимателя – это становление и выживание дела, зарабатывание текущих средств, освоение существующих для него возможностей получения прибыли. «Зона ближайшего развития» предпринимателя (стратегические задачи и цели) — это управление растущим и крепнущим предприятием, что, в свою очередь, требует от него отвлечения от текущего, повседневного самостоятельного участия в проведении бизнес-операций. Наиболее важные категории мышления предпринимателя — это заказы и заказчики, эффективность сделки, схемы сделок, способы максимизации прибыли от операций, опробование возможностей и др.

 

Для позиции менеджера ведущей деятельностью становится «организация организации», которая приносит ему прибыль. Соответственно, работа менеджера требует переключения на новые категории мышления — управление, организационные схемы и структуры, взаимодействие подразделений, делопроизводство, организация контроля и исполнения.

 

В случае успешного решения этой задачи бизнесмен вынужден осваивать следующую роль — инвестора, ключевая задача которого: заставить эффективно работать получаемые в его бизнесе деньги. Это также организационная задача, но ее решение требует привлечения нового набора категорий — перспективность рыночных ниш и направлений, различие политик управления «венчурами» и действующими бизнес-направлениями, бизнес-планы, перспективная оценка эффективности рисков и т. п. Только развитые навыки регулярного менеджмента позволяют эффективно справиться с этими задачами, но одних этих навыков уже недостаточно.

 

Ведущая деятельность следующего уровня развития бизнесмена, роли лидера — это инновации. Статус лидера и особенности его положения на рынке вынуждают его изыскивать ходы, ниши и способы действий, не использовавшиеся ранее в этой сфере. Деятельность лидера протекает в условиях наибольшего риска, но и ожидаемая отдача также может быть максимальной. Постоянное балансирование на грани больших выигрышей и больших потерь предъявляет свои высокие требования к уровню внутренней устойчивости и зрелости личности бизнесмена на этой стадии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.