Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема выбора критерия оценки успешности предпринимательской деятельности




Критерии оценки успешности предпринимательской деятельности

 

В экономической и психологической литературе для оценки такой сложной формы трудовой деятельности как предпринимательская деятельность, чаще всего применяются следующие критерии:

производительность;

продуктивность;

результативность;

эффективность;

успешность;

конкурентоспособность.

 

При этом необходимо найти такой критерий, который характеризовал бы как экономическую, так и психологическую успешность не только деятельности предпринимателя, но и его организации.

 

Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) в общем виде - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего - либо.

 

Все многообразие критериев говорит о том, что существует глобальная задача психологии предпринимательства: выяснить возможно ли научить предпринимателей успеху и, если это возможно, то какими средствами.

 

Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В.А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

 

Утверждение, что предпринимателем надо родиться, подтверждает следующий факт: по обследованиям, проводимым в США и других странах, в 50–72% случаев у основателей фирм по крайней мере один из родителей имеет свободную профессию. Эти цифры значительно превышают показатели по другим видам деятельности. В Гарвардскую школу бизнеса, например, принимают людей, обладающих предпринимательским типом личности по специальному тесту Мейерса-Бриггса. В результате 83% выпускников этой школы остаются предпринимателями не менее 5 лет, что существенно отличает их от тех, кто не имеет никакой специальной подготовки. Для контраста — такой пример: из 5500 человек, изъявивших желание обучаться, но не прошедших тест после окончания школы бизнеса, лишь 28% были способны организовать собственное дело.

 

Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питерс напротив, считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания.

 

6.2.2. Сравнительный анализ понятий «продуктивность», «производительность», «результативность», «эффективность», «успешность» и «конкурентоспособность»

Термины «продуктивность», «производительность», «результативность», «эффективность», «успешность» и «конкурентоспособность» как в экономических, так и в психологических исследованиях применяются для оценки организаций, деятельности предпринимателей и их личности. Современные исследователи предпринимателей (Р.Л. Кричевский, Bass, Hogan, Ayman и др.) отмечают, что существующие трудности в оценке предпринимательской деятельности, прежде всего, связаны с разночтениями в выборе критериев оценки этой деятельности.

 

Проанализируем определения каждого из этих критериев.

 

Производительность – количество продукции, произведенное за единицу времени производительность и продуктивность выступают как синонимы.

 

Производительность труда - эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Производительность труда – количественное отношение объема (массы) полученного продукта к труду, затраченное на его изготовление.

 

Согласно «Психологической энциклопедии», производительность:

1. В индустриальной психологии – измерение эффективных результатов некоторой системы. Система здесь может быть представлена отдельным рабочим, подразделением в бизнесе или на производстве, целой организацией и т.д.

2. В академической литературе этот термин несет дополнительную коннотацию оригинальности или творчества.

 

Продуктивность понимается либо как производительность в понимании индустриального психолога; либо как характеристика поведения человека, которая служит развитию и улучшению благосостояния его и групп, частью которых он является. Это последнее значение очень общее и включает как творчество и оригинальность, так и простые результаты.

 

Результативность труда – это мера эффективности труда, характеризующаяся достижением результата/цели трудовой деятельности или степенью приближения к ней. Результативность труда определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.

 

Таким образом, понятия «результативность», «продуктивность» и «производительность» связываются с понятиями труда, деятельности.

 

Трактовки термина «эффективность» так же разнообразны.

Эффективность – (лат. effectivus – дающий определенный результат, действенный) соизмеримость результатов деятельности с затратами на ее осуществление.

 

Эффективность труда – показатель вклада или объема труда, вложенного в организацию работником.

 

Эффективность деятельности группы – продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.

 

О.А. Кулагин предлагает следующее определение эффективности – мера степени достижения цели, т.е. соответствие реального и требуемого результата. В коммерческой организации наиболее часто используются следующие показатели эффективности – чистая прибыль, ожидаемый доход и риск, издержки и себестоимость, объем производства и продаж, производительность труда, доля фирмы на рынке, уровень окупаемости инвестиций, уровень конкурентоспособности товаров, престиж и репутация фирмы и др.

 

Эффективность деятельности – отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию), к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Она может быть определена только тогда, когда будут четко определены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результатов и единицы измерения результатов.

 

Для оценки эффективности выделяются два универсальных критерия:

1. Продуктивность (чаще всего – экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенная с затратами на ее производство) и удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе).

2. Второй критерий понимается как психологическое состояние, вызванное соотношение определенных притязаний субъекта деятельности и возможности их достижений.

 

Если принимаемый для оценки эффективности критерий измеряется лишь количественно, то можно говорить о результативности, как синониме эффективности. Если в качестве критериев используются психологические показатели, то понятие «эффективность» не может сводиться к понятию «результативность».

 

Таким образом, понятие эффективности раскрывается в словарях через другие экономические понятия (результативности, продуктивности), при этом критерий эффективности широко используется и в психологии, и экономике, но его использование предполагает сравнение ресурсов (т.е. экономических показателей) или слишком высокую субъективность оценки психологических факторов. К тому же понятия эффективности и результативности часто выступают как синонимы. С помощью оценки эффективности определяют и производительность, и продуктивность, и результативность, и собственно эффективность, и даже успешность деятельности как отдельных сотрудников, так и организации в целом.

 

Рассмотрим подробнее понимание эффективности в экономике.

 

В качестве экономического критерия возможно использование критериев «эффективность», «конкурентоспособность» и др. Оптимальным критерием, по мнению ведущих отечественных и зарубежных экономистов, является, тем не менее, показатель эффективности. В общем представлении эффективность характеризует развивающиеся системы, процессы, явления. Показатели эффективности относятся к сфере производства, результативности, интенсивности функционирования системы, степени достижения цели и уровню организованности системы и т.д. Это свидетельствует о многогранности категории эффективности (как в плане междисциплинарности применения, так и в плане многофункциональности использования) с одной стороны; с другой - сложности ее представления в показателях и измерителях.

 

Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательства рассматривают взаимоотношения между двумя важнейшими экономическими категориями:

эффект;

эффективность.

 

И эффект, и эффективность отражают рост и развитие экономического объекта, т.е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, отраженным в объемных показателях; к прогрессивным качественным изменениям, дополняющим количественные и связанными, как правило, со структурной динамикой объекта. Вместе с тем между данными категориями наблюдаются существенные различия. Эффект – это отражение результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект. При этом понятия «эффект» и «результат» можно воспринимать как тождественные (например, при «управлении по результатам»).

 

Эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но рассматривает условия, при которых он достигнут.

 

Эффективность определяется соотношением результата (эффекта) и затрат, обуславливающих этот результат. Эффективность - сравнительная оценка результата деятельности, отражающая не только ее способность к обеспечению экономического роста, но и способность стимулировать прогрессивные структурно - качественные изменения. Эффект, таким образом, представляет собой один из компонентов, соотносимых между собой в процессе решения задач оптимизации.

 

Экономическая связь эффективности с деятельностью следующая. Показатель эффективности базируется на отношении результата и затрат, поскольку результат деятельности всегда связан с ее целью, то стремление экономического объекта достигнуть предпочтительного для него состояния определяет ее целенаправленное поведение; цель, таким образом, формирует основы деятельности. Следовательно, предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит.

 

Соответственно основным принципом измерения эффективности является принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности. Предпринимательская деятельность агрегирует в себе три аспекта:

производственный;

коммерческий;

финансовый.

 

Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом, разумеется, ставятся задачи поиска единонаправленных целей, или, в крайнем случае - установления разумного компромисса. Такой компромисс, в силу множественности предпринимательских целей, не всегда возможен.

 

Второй принцип оценки эффективности предпринимательства - доступность использования нескольких критериев оптимальности. Цели (конечные результаты), требующие отражения в показателе эффективности, бывают двух видов:

качественные;

количественные.

 

Среди целей, присущих, например, наступательным стратегиям, можно выделить:

увеличение объема продаж и прибыли (в количественном выражении);

овладение определенным сегментом рынка;

занятие определенного положения в конкурентной среде;

прирост объема производства и производительности труда;

достижение количественно выраженного социального эффекта и т. д.

 

Третий принцип оценки эффективности предпринимательства - в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, характерному для маркетинговой концепции, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.

 

Четвертым принципом оценки эффективности является взаимосвязь оценки с жизненным циклом продукции.

 

На стадии разработки и внедрения продукта, как известно, прибыль не образуется (она появляется лишь в конце стадии внедрения), прибыль имеет лишь мотивационный характер, в силу которого решаются задачи по сокращению длительности первой стадии, повышению качества разрабатываемого и внедряемого продукта, обеспечению его соответствия потребностям целевого сегмента, а также сокращению затрат на исследование продукта, его апробацию, подготовку рынка и внедрению в рыночную среду. Поэтому для оценки эффективности предпринимательства требуются специфические показатели, ориентированные на стратегические задачи, охватывающие весь планируемый жизненный цикл продукции, начиная от формирования идеи и заканчивая снятием продукции с производства.

 

На стадии роста, когда появляются реальные доказательства соответствия товара требованиям целевого сегмента, целесообразно использование показателя прибыли, что обусловлено логикой жизненного цикла товара. Вместе с тем на этой стадии необходимо решать задачи по увеличению рыночной доли и завоеванию новых рынков или сегментов, так как увеличение темпов роста объема продаж и прибыли свидетельствует о достаточно высоком и широком рыночном признании. Оценка степени достижения этих целей (инновационных, по сути) имеет в своей основе стратегические планы и соответствует задачи более полного овладения рынком. Поэтому на стадии роста возможно сочетание нескольких методов и показателей оценки эффективности, охватывающих самостоятельные направления предпринимательской деятельности, формирующихся на различных потребительских рынках.

 

На стадии зрелости в системе оценочных показателей доминирует показатель прибыли. Являясь индикатором стадийных изменений в жизненном цикле продукции, он отражает саму суть стадии зрелости (стабилизация роста прибыли, детерминируемая такими факторами, как признание продукта потребителем, сокращение себестоимости продукции, работ, услуг, вследствие совершенствования производственного цикла и т.д.). Однако в конце стадии, когда наблюдаются первые признаки абсолютного снижения показателя прибыли, становятся актуальными задачи обновления ассортиментного ряда продукции и разработки новых продуктов (работ, услуг). При этом возрастает значение стратегических задач - поиск новых идей, их разработка, испытание, продвижение на строительный рынок и т.д., а оценка эффективности вновь тяготеет к использованию показателей рыночной устойчивости предприятия. В этой связи оценка результата предпринимательства вновь использует принцип сочетания показателей, когда показатель прибыли дополняется показателями, характеризующими позиции организации в конкурентной среде (например, местоположение организации в иерархической последовательности конкурирующих организаций, выстроенной с учетом их конкурентоспособности в конкретных условиях рынка).

 

На стадии спада, завершающей жизненный цикл продукции, могут устанавливаться два вида целей:

быстрый уход с рынка устаревшей продукции;

отказ от активных рыночных действий (с возможностью возобновления спроса на продукцию).

 

Результат предпринимательской деятельности на этой стадии может, в принципе, оцениваться с помощью показателя прибыли, стремящегося к максимально возможному значению. Однако он нуждается в дополнении в зависимости от поставленных целей. В случае использования стратегии быстрого ухода с рынка необходимо анализировать результаты деятельности по другим компонентам ассортиментного ряда, определяющим совокупный результат деятельности предприятия. При ориентации на возможное возобновление спроса показатель прибыли дополняется аналитическими характеристиками в отношении степени вероятности возобновления спроса, риска, обусловленного его неопределенностью и прогнозируемой длительностью периода, предшествующего новому «всплеску» спроса.

 

Такие характеристики эффективности могут выступать лишь в качестве аналитических, дополняющих основные, но не образующих самостоятельные показатели. Таким образом, можно констатировать изменчивость результирующих показателей предпринимательской деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла продукции, а также возможность их комбинации, обусловленную структурными изменениями в целях и задачах предпринимательства.

 

Соотнеся эти показатели с показателями затрат, можно сформировать представление об эффективности финансовой деятельности.

 

Помимо этого, эффективность в экономике применяется еще для оценки коммуникативной подсистемы (под ней понимается в данном случае не вся система рыночных коммуникаций подсистемы а коммуникации а коммуникации между производителем и потребителем). В этой подсистеме могут быть использованы следующие дополнительные показатели эффективности:

эффективность рекламной деятельности (экономическая и социальнопсихологическая);

эффективность стимулирования сбыта;

система показателей, характеризующих работу выставок и ярмарок;

эффективность использования различных средств рекламного воздействия;

эффективность изучения мотиваций;

система показателей, отражающих информационные составляющие;

эффективность использования средств создания общественного мнения отношении предприятия и ее продукции.

 

Особого внимания заслуживает показатель имиджа предприятия: он может быть использован в качестве показателя результата не только в рамках коммуникативной подсистемы, но в ряде случаев и применительно по всей системе предпринимательства. Однако недостатком такой оценки является неизбежная условность результатирующих показателей – балов, индексов, полученных с помощью экспертного метода.

 

Таким образом, на разобранном примере анализа критерия эффективности в экономике, мы видим, что оценка предпринимательской деятельности по экономическим показателям сопряжена с рядом трудностей:

1. Для психологического анализа необходимо найти такой критерий, который характеризовал бы как экономическую, так и психологическую успешность деятельности предпринимателя.

2. Уже при изучении одномерных экономических показателей, мы сталкиваемся с проблемой необходимости выделения универсальных принципов оценки предпринимательства. Так, например, частным показателем эффективности выступают в экономике производительность труда и капиталоотдача, которые, в свою очередь, так же могут включать в себя другие частные показатели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.