Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и интересы как важный регулятив сознания




Цель в структуре сознания предпринимателя

Стремление к цели определяет динамику и качественное своеобразие состояний предпринимателя, формирует действия, направленные на достижение результата, организуя их единую последовательность, формирует сознание предпринимателя. Цель является при этом системообразующим фактором и определяет способы и характер предпринимательской деятельности.

 

Цель - это образ желаемого результата, итога предпринимаемых усилий. Осмысление цели - это психологический ресурс, помогающий в предпринимательской деятельности.

 

Результат деятельности программируется предпринимателем еще до начала действий. Сначала он «идеален», существует как бы образ цели, представление о ней - такова психологическая реальность. Психологический образ - это стимул, «пусковой» механизм активности человека.

 

Предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата, предприниматель предрекает больший успех, чем если бы его воображение было занято образом неудачного результата. Для успеха в предпринимательской деятельности требуется «рисовать» образ позитивного результата, избегая пессимистических мыслей. Необходимо поддерживать в себе уверенность в благополучном завершении дела.

 

Это так называемая «надситуативная активность» личности предпринимателя. В системе трансактного анализа с элементами гештальттерапии и нейро-лингвистического программирования формируется мысль: адекватно уверенный в себе оптимист - это тот, кто знает, что он будет делать в случае неудачи, а не тот, кто больше занят мыслями, что он будет делать в случае успеха. С.К. Рощин выявляет у традиционных предпринимателей парадоксальную заповедь: «будь уверен, что ты должен сделать разумное количество ошибок». Прагматическое отношение к неудачам как к полезному опыту делает человека сильнее.

 

Использование средств, неадекватных целям, приводит к выхолащиванию, оскудению целей. В этом случае даже сам факт их достижения не может рассматриваться как успех. Решение проблемы цены результата, нахождение верного средства для достижения поставленной цели - это поиск «ключа» к успеху.

 

Движение предпринимателя к планируемой вершине его деятельности, к его акме-результату, во многом определяет его творческий путь самореализации, его достижения и победы.

 

Практически невозможно получить результат, абсолютно адекватный поставленной цели. Однако его оценка в качестве успеха или неуспеха - в порядке вещей.

 

Ведущей базовой потребностью предпринимателя является потребность в самоутверждении. Она отражает его стремление слиться с обществом, стать «единым» с ним, но также получить особую «метку», выделиться в своих действиях и достижениях.

 

Успех как форма проявления потребности в самоутверждении, единстве идентифицированности и выделенности предстает основной предпосылкой самоосознания предпринимателем собственной значимости, нет тождественности в происхождении жизненного пути, успех выделяет личность предпринимателя.

 

Второй важной потребностью, определяющей нацеленность предпринимателя на успех, является потребность в достижении. Она носит ярко выраженный психологический характер и в своем становлении отражает постоянное соревнование предпринимателя с самим собой, стремление превзойти ранее достигнутый уровень, сделать лучше, оригинальнее. Если данная потребность преобладает, то предприниматель получает удовлетворение от восприятия разницы между старым и новым уровнем осуществления предпринимательской деятельности, так как это имеет особое значение. Такой тип личности предпринимателя можно назвать достигающим.

 

Направленность личности предпринимателя зависит не только от характера потребностей, но и от уровня притязаний. На основе соотношения притязаний- с реально достигнутыми результатами формируется отношение личности к предпринимательской деятельности и осознание собственного Я. Можно сказать, что содержание императива «хочу», самооценки «могу» и характер соотношения между ними определяют уровень притязаний.

 

Большую роль в личностном и экономическом достижении предпринимателя играет феномен интереса. Потребности испытываются человеком двояко:

с одной стороны - как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения;

с другой - как осознание потребностей в форме тех или иных представлений.

 

Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности. Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными.

 

Интересы - мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и устанавливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

 

Интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик (рис. 3). Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен центральный, наиболее увлекающий личность или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности:

трудовой;

учебной;

научной;

общественной;

развлекательной.

 

Интересы
Виды интересов Особенности интересов
действенные и недейственные; устойчивые и неустойчивые; непосредственные и опосредованные; глубокие и поверхностные; сильные и слабые; активные и пассивные. активизация познавательных процессов и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности; расширение и углубление знаний человека в специальной области; эмоциональное удовлетворение, побуждающее к занятию соответствующей деятельностью.

 

Рис. 8.3. Психологическая характеристика интересов человека

 

Для предпринимателя такими интересами являются те, которые выражают хозяйственную пользу, выгоду; реализуя их, субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие. Без этого он не сможет стать достойным партнером в следующем цикле хозяйственных связей, сохранить и воспроизвести себя, в результате чего «сойдет с арены» экономической жизни и, в конце концов, обанкротится. Достижению успеха в предпринимательской деятельности способствует экономический интерес (рис. 4).

 

Экономический интерес является внутренним осознанным источником экономического поведения, который побуждает людей к постановке экономических целей и осуществлению конкретных экономических действий по их достижению.

 

Экономический интерес - избирательное отношение человека, социальной группы к экономическим явлениям, процессам, предпринимательской деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках.

 

 

Рис. 8.4. Характеристика особенностей экономического интереса.

 

Многообразие субъектов хозяйствования порождает многообразие экономических интересов. Их классификация осуществляется на основе использования различных критериев. На основе выявления носителя интересов различают интересы:

общественные, коллективные и личные;

национальные и интернациональные;

региональные и ведомственные;

групповые и семейные;

классовые, различных социальных групп (работающих, неработающих, молодежи, пенсионеров).

 

Особые группы составляют интересы:

текущие и перспективные;

рациональные и нерациональные;

подлинные и ложно понятые;

финансовые;

трудовые;

морально-нравственные.

 

 

Рис. 8.5. Классификация экономических интересов

 

Для того чтобы предпринимательская деятельность привела к успеху, необходимо определенное соотношение непосредственных и опосредованных интересов. Если для экономического субъекта ценен сам процесс предпринимательской деятельности (непосредственный интерес) и он заинтересован в его результатах (опосредованный интерес), то такая предпринимательская деятельность сопровождается самоотдачей и предприниматель добивается положительных результатов в своей деятельности.

 

Предпринимательская деятельность может быть оценена как таковая в зависимости от того специфического набора и иерархии ценностей, которые выступают в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции, типичного образа предпринимательской деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.