Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. В пособии изложены современные требования к проведению почвенной съемки в связи с мониторингом плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения




В пособии изложены современные требования к проведению почвенной съемки в связи с мониторингом плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, даны общие рекомендации по разработке проектных заданий, их составлению и оформлению.

Мищенко Л.Н.

М71 Курсовое проектирование по географии почв с основами картографии: учеб. пособие / Л.Н. Мищенко, Т.А. Суренкова. – Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. – 72 с.

 

Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 110101 – Агрохимия и агропочвоведение и направлению бакалавриата 110100 – Агрохимия и агропочвоведение (дисциплина «География почв с основами картографии»). Учитываются программные требования к подготовке специалистов и бакалавров агроэкологического профиля в высших учебных заведениях.

Издание может быть использовано аспирантами и преподавателями вузов по родственным специальностям.

 

УДК [631.4:551.4]:528.9(075)

ББК 40.3:26.1я7

 

© Мищенко Л.Н., Суренкова Т.А., 2008

© ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008

© Оформление. Издательство

ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................... 5

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 7

1. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО

ПРОЕКТА...................................................................................................... 9

2. КОРРЕКТИРОВКА МАТЕРИАЛОВ КРУПНОМАСШТАБНОЙ ПОЧВЕН-

НОЙ СЪЕМКИ.............................................................................................. 11

2.1. Корректировка классификационного списка (названий) почв к круп-

номасштабной почвенной карте................................................................... 12

2.2. Оформление копии откорректированной крупномасштабной поч-

венной карты.................................................................................................. 14

2.2.1. Составление экспликации к почвенной карте..................... 15

2.2.2. Оформление зарамочного содержания почвенной карты. 21

3. НАЗНАЧЕНИЕ ПОЧВ НА ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ........................... 22

4. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА АГРОПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГРУППИРОВ-

КИ ПОЧВ....................................................................................................... 25

4.1. Составление агропроизводственной группировки почв............... 25

4.2. Оформление проекта картограммы агропроизводственной группи-

ровки почв..................................................................................................... 29

5. СОСТАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ................................ 30

5.1. Содержание пояснительной записки.............................................. 30

5.2. Порядок изложения пояснительной записки................................. 30

6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.......................... 38

6.1. Построение и изложение текста...................................................... 38

6.2. Построение таблиц.......................................................................... 38

6.3. Оформление иллюстраций............................................................. 39

6.4. Оформление списка литературы.................................................... 39

6.5. Оформление приложений............................................................... 40

7. ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА........................................................ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 42

СЛОВАРЬ...................................................................................................... 43

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Образец оформления титульного листа...................... 52

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Задание на курсовое проектирование.......................... 53

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Номенклатурный (классификационный) список почв

и индексов...................................................................................................... 54

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Примерное распределение почв по агрогруппам в зави-

симости от зоны............................................................................................. 59

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Показатели характеристики земельного участка сельско-

хозяйственного назначения........................................................................... 62

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Классификатор почвенных зон и провинций Российской

Федерации...................................................................................................... 64

ПРИЛОЖЕНИЕ И. Категории территорий по сложности проведения крупно-

масштабных почвенных обследований........................................................ 66

ПРИЛОЖЕНИЕ К. Почвенная карта........................................................... 67

ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Картограмма агропроизводственной группировки почв 68

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................... 69

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Курсовое проектирование по географии почв с основами картографии» разработано для студентов, обучающихся по специальности 110101 – Агрохимия и агропочвоведение и по направлению бакалавриата 110100 – Агрохимия и агропочвоведение, в соответствии с примерной программой по дисциплине «География почв с основами картографии» (2001). Данная дисциплина изучается в
7-м семестре. Курсовой проект выполняется по индивидуальному заданию и представляет комплекс проектных решений, связанных между собой и основывающихся на таких дисциплинах, как «Агрометеорология», «Геология», «Геоморфология», «Почвоведение», «Земледелие», «Агрохимия», «Экология». Курсовой проект планируется как внеаудиторная самостоятельная работа студентов общей трудоемкостью 30 часов.

Цель учебного пособия – помочь закрепить знания по географии почв с основами картографии, организовать самостоятельную внеаудиторную работу над проектом, нацелить обучающихся на последовательное выполнение проектных заданий, ознакомить с техникой составления и оформления проекта по корректировке крупномасштабных почвенных карт, картограмм агропроизводственной группировки почв и составления пояснительной записки к курсовому проекту.

«Курсовое проектирование» входит в комплекс с учебными и учебно-методическими изданиями: «Диагностика и классификация почв Западной Сибири» [18], «Практикум по почвоведению» [9], «Почвы Омской области и их сельскохозяйственное использование» [19], которые являются базовым информационным материалом.

Исходными материалами для проектирования являются:

· крупномасштабная почвенная карта (масштаб 1: 10 000 – 1:
25 000) конкретного хозяйства Омской области (АО, ЗАО, ООО и т.п.);

· среднемасштабная карта «Почвы Омской области» (масштаб
1: 600 000);

· среднемасштабная карта «Агропочвенное районирование Омской области» (масштаб 1: 600 000);

· методические рекомендации к выполнению курсового проекта по дисциплине «География почв с основами картографии».

Пособие разработано кандидатом биологических наук, доцентом кафедры почвоведения Людмилой Николаевной Мищенко (главы 1–7) и ассистентом кафедры почвоведения Татьяной Александровной Суренковой (техническое оформление разделов 1–7; раздел «Словарь» и приложения А, К, Л).

Издание включает разделы: содержание и структура проекта, указания по выполнению отдельных разделов и расчетных работ, требования к оформлению проекта. Представленный библиографический список и словарь помогут студентам при поиске дополнительной информации.

Задание на курсовой проект выдается ведущим преподавателем, но география выбора объекта (хозяйства) для проектирования индивидуальна (по желанию студента).

Авторы будут благодарны за критические замечания и предложения, которые просят направлять по адресу: 644008, Омск, ул. Физкультурная, 8е, ФГОУ ВПО ОмГАУ.

 

 

Почвенная карта – основной фундаментальный научный документ, основа количественного и качественного учета земель сельскохозяйственного назначения и их рационального использования.

Крупномасштабное обследование почв Сибири началось значительно позднее, чем обследование европейской части России, но за короткое время (1920–1985) здесь во всех обжитых районах были проведены почвенные изыскания, составлены почвенные, почвенно-эрозионные карты и картограммы агропроизводственной группировки почв. К настоящему времени на все пахотные земли имеются материалы первичной съемки, а в некоторых районах завершены работы второго тура почвенного обследования. Однако качество многих картографических работ низкое и не соответствует требованиям современного сельскохозяйственного производства, т.к. многие материалы получены на основе устаревших классификационных показателей, проведены без должного учета условий развития ландшафта, геологических, геоморфологических условий и не сопровождаются изучением физических свойств почв, которые в полном объеме выполнялись только при почвенно-мелиоративных изысканиях.

К настоящему времени изменились границы землепользования большинства хозяйств, истекли сроки действия многих картографических материалов, наметилась тенденция деградации пахотных земель. Практикой земледелия и исследованиями многих ученых доказано, что деятельность человека становится мощным современным фактором развития и эволюции почв, особенно на равнинных территориях Западной Сибири. Поэтому в целях выполнения намеченной программы «Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения» требуются в первую очередь качественная картографическая основа, т.е. материалы крупномасштабной почвенной съемки, выполненные на современных материалах аэрофотосъемки (или космических снимках), и специалисты, способные решать поставленные задачи.

Подготовка таких специалистов невозможна без знания ими основ географии и картографии почв, структуры почвенного покрова, корректировки почвенных материалов – именно тех видов полевых и камеральных работ, которые предложены для разработки в курсовом проекте.

Выполнение программы курсового проекта базируется на знаниях, приобретенных студентами в течение 4–6-го семестров при изучении общей части дисциплины «Почвоведение» (I часть), «Географии почв» (II часть), дисциплин «Геология», «Геоморфология», «Земледелие», «Агрохимии», «Растениеводство». Работа над курсовым проектом позволит более глубоко освоить теоретическое и практическое почвоведение, приобрести навыки, необходимые в профессиональной работе с картографическими материалами и аналитическими данными, даст возможность ознакомиться с новыми направлениями в картографии почв (составление электронного варианта почвенных карт, корректировка почвенных материалов, мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и т.д.).

Обучение студентов теории и практике составления и корректировки почвенных карт, их использованию в производственных целях имеет важное значение в подготовке по специальности «Агрохимия и агропочвоведение».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.