Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буржуазная мораль: этапы ее развития




Переход к феодализму сопровождался формированием новой системы морали. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы глобальные требования буржуазной морали. (В феодальном обществе стремление к богатству «не по статусу» расценивали как жадность, а она есть «смертный грех». Богатство здесь должно соответствовать общественному положению. Одна мера богатства для князя, иная – для вассалов, одна – для мастера, другая – для его подмастерьев, для купца, крестьянина. Не случайно феодальное право и обычаи жестко регламентировали образ жизни разных сословий, предписывая им размеры дома, одежду, пищу).

Буржуазная мораль освящает социальное неравенство, санкционирует отношение к другим людям как потенциальным противникам, конкурентам, дает молчаливое согласие на цинизм, мелочную расчетливость, тщеславие и др. Она допускает захватнические войны, колониальный разбой, подавление социального недовольства. Не является ли такая моральная система лишь выражением аморализма? Отвечая на этот вопрос, надо иметь ввиду, что стремление к частному интересу, как залог общественной активности в определении исторических условий цементировало человеческие связи, стимулировало материальное и духовное развитие общества и личности. Преследуя свои корыстные цели, буржуазный индивид укреплял тем самым капиталистические отношения, содействовал реализации интересов класса буржуазии в целом, которые в известном смысле совпадали с общественным интересом.

Переход к капитализму был переходом к обществу, основанному на вещных отношениях. Ушел в прошлое мир рутинных методов труда, обособленных этнических культур и локальных связей, неподвижный мир социальных структур. По сравнению с этим миром буржуазный индивидуализм в тех условиях был прогрессивен, так как открывал личные возможности для более свободного развития.

В своем историческом развитии буржуазная моральная система прошла несколько этапов, которым соответствуют определенные состояния морального сознания и отношений.

Первый этап – это зарождение раннебуржуазной морали. Прогрессивность ее содержания выявляется на этой ступени развития в наибольшей степени. Вместе с тем, сам процесс первоначального накопления капитала сопровождался экспроприацией мелкой собственности крестьян и ремесел, колониальной экспансией и вызвал крайне тяжелые моральные последствия.

Второй этап – это классическая буржуазная мораль эпохи свободной конкуренции. К этому времени буржуазия как класс полностью сформировалась. Здесь выдвигается серия новых эталонов поведения, «героев» своекорыстия. На этом этапе буржуазный индивидуализм постепенно утрачивает прогрессивность (он перерастает в эгоизм). На последней стадии капитализма буржуазная моральная система претерпевает дальнейшие существенные изменения. Поскольку предпринимательская деятельность протекает теперь в рамках капиталистической корпорации, реализация частного интереса, достижение карьеры оказывается в зависимости от преодоления идеалов традиционного индивидуализма, от умения подчинить свою деятельность целям организации, ее кодексам и правилам. Эта «корпоративная мораль» требует безусловной преданности интересам монополий, приспособленчества и слепой исполнительности, ориентирует на отрешение от установок на бережливость, вовлекая буржуазного индивида в соревнование затрат, в потребительскую гонку, направленную на завоевание престижа (теперь говорят не об индивидуализме, а коллективизме). Здесь возникает противоречие между конформизмом и свободой личности. Растет жестокость, безразличие к чужим страданиям, страх, подозрительность, ощущение одиночества, ненадежности связей с другими людьми, падение престижа труда.

Резкое падение влияния буржуазной идеологии и морали делает для монополистической буржуазии предельно актуальным вопрос о манипуляции массовым сознанием. Эта манипуляция в сфере морали проявлялась, прежде всего, в насаждении идеалов потребительства. Путем рекламы, пропаганды через средства массовой коммуникации буржуазия стремится разжечь потребительские страсти, усматривая в них мощный фактор формирования «соглашательского сознания», социально-покорного поведения. Нацеливая личность на успех, «потребительская мораль» не интересуется моральностью самих целей и мотивов деятельности. Она усматривает аморализм лишь в нарушении установок «этики бизнеса» и правил общежития.

Однако обострение противоречий в экономике, политике и культуре капиталистического общества выявляет нереализуемость внушенных потребительских притязаний. В результате – утрата доверия к официальной буржуазной идеологии и морали, отход от потребительских установок. А что взамен? Взамен – новые идеалы, оценки, нормы, которые можно объединить под общим названием «нигилистической морали». Опирается она на чисто эмоциональные протесты, незрелые в политическом и моральном отношении воззрения. Своих приверженцев она черпает преимущественно в мелкобуржуазных слоях населения, в среде слабоорганизованных трудящихся, части учащейся молодежи, иммигрантских групп. Эта «мораль» принижает значение нравственных норм в пользу «этики сердца», навязывает установки на подрыв общепринятых форм общественной жизни. Идеалы этой морали не выводят личность за границы буржуазной моральной системы. Они вполне уживаются с потребительскими идеалами. В то же время в среде рабочего класса формируется передовое классовое моральное сознание.

Таким образом мы видим, что моральный прогресс не представляет собой прямолинейное восхождение. Это чрезвычайно противоречивый процесс, знающий попятные движения и утраты, зигзаги и тупики. В процессе поступательного развития нравственности не просто меняется само представление о добре и зле, эти две противоположности причудливо переплетаются в состоянии нравов. Но восхождения есть. Важным показателем нравственного прогресса служит рост возможностей морали благотворно воздействовать на процесс социального освобождения и духовного совершенствования личности (личность становится свободней, меняются формы классовой борьбы).

Выражением нравственного прогресса служит также расширение сферы применения морали в общественной жизни. Мораль ныне проникает всюду – от производственно-технических до политических отношений.

Несомненным признаком нравственного прогресса является и рост познавательного содержания морали. Мораль заключает в себе бесценный опыт человеческих отношений, знание особого рода – ценностей и целей жизни.

В истории развития нравов наблюдается совершенствование самих способов контроля и морального регулирования поведения людей. В обычаях, обрядах и ритуалах, ранее предписывавших человеку жесткие, раз навсегда данные образы поведения, теперь закрепляется то, что достигнуто на данном этапе развития нравственности, что прочно утвердилось в социальных взаимоотношениях, а потому не требует выбора и риска, превращаясь в моральную привычку. От личности требуется уже не простое выполнение нравственных обязанностей, а самостоятельность в поставке и осуществлении нравственных целей.

Совершенствуются также структура и функции нравственного сознания личности. Растет эмоциональное богатство нравственного мира человека.

Расширение возможностей нравственного выбора, индивидуального начала в «творении добра» повышает моральную ответственность личности не только за поступки, поведение, но и за состояние ее душевного мира. Значительно возрастает роль самовоспитания. Нравственный прогресс тем самым выражается и в развитии нравственных стимулов, потребностей личного совершенствования.

Важным, хотя и косвенным показателем прогресса нравственности служит развитие этической науки. История этической мысли неоспоримо свидетельствует о ее поступательном движении (на каждом этапе этика глубже раскрывает тайны нравственности).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.