Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций по дисциплине




К 67

 

 

Рецензенты:

 

доктор технических наук, профессор В.И. Комащенко;

доктор технических наук, профессор С.В. Сергеев;

доктор географических наук А.Н. Бармин;

 

Корнилов, А.Г.

К 67 Общая и региональная экология: Учеб. пособие /

А.Г. Корнилов, А.Н. Петин. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.

– 250 с.

 

ISBN …….

 
 
 


Учебное пособие состоит из трех разделов: краткого конспекта лекций, практикума и системы обучающих тестов, согласованно скомпонованных для наиболее эффективного самостоятельного освоения учебной дисциплины.

Для студентов вузов, обучающихся по инженерно-геологическим, экологическим и географическим специальностям, а также для широкого круга читателей, интересующихся экологической проблематикой.

УДК 504.06

ББК 20.1

 

 

ISBN ……………… Ó Корнилов А.Г., Петин А.Н.,

Ó Белгородский государственный

университет, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть 1. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

§ 1. Понятие экологии и охраны окружающей среды

§ 2. Основы общей экологии

§ 3. Жизненные формы организмов

§ 4. Популяции

§ 5. Биоценозы

§ 6. Экологические системы

§ 7. Энергия в экологических системах (биогеоценозах)

и их продуктивность

§ 8. Биосфера

§ 9. Основы учения о биосфере

§ 10. Основные закономерности организации и развития биосферы

§ 11. Биосфера и человек

§ 12. Антропогенные проблемы экологии

§ 13. Здоровье среды

Раздел 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ (РОССИЯ)

§ 14. Экологический кризис планеты

§ 15. Оценки экологического состояния

§ 16. Экологическое состояние атмосферного воздуха России.

§ 17. Гидросфера и ее использование

§ 18. Загрязнение природных водных объектов

§ 19. Экологическое состояние земельных ресурсов России.

§20. Загрязнение земельных ресурсов.

§ 21. Экологическое состояние лесов России.

§ 22. Радиоактивное загрязнение

Раздел 3. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И

УПРАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

§ 23. Экономика и окружающая среда

§24. Устойчивое развитие

§ 25. Переход на устойчивый путь развития

§ 26. Провалы рынка и деградация окружающей среды

§ 27. Общественное вмешательство для охраны окружающей среды

§ 28. Принципы государственного вмешательства

§ 29. Провалы в политике

§ 30. Анализ «затраты-результаты»

§ 31. Инструменты экологической политики

§ 32. Выбор между административными и

экономическими методами управления

Часть 2. ПОЛЕВЫЕ И АУДИТОРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2.1. Полевые занятия

Практическая работа № 1. Изучение парковых экосистем

Практическая работа № 2. Изучение склоновых экосистем

2.2. Аудиторные семинарские и практические занятия

Семинарские занятия: подготовка рефератов и докладов по выбранным темам

Практическое занятие №1 Составление перечня экологических проблем региона

Практическое занятие №2 Окружающая среда и ее факторы

Практическое занятие №3 Динамика численности популяции

Практическое занятие №4 Пространственная структура популяции

Практическое занятие №5 Функциональная и трофическая структура экосистемы

Практическое занятие №6 Расчет пищевого обеспечения населения Региона за счет собственных сельскохозяйственных угодий

Практическое занятие №7 Сообщества и условия среды

Практическое занятие №8 Продуктивность биомов Земли

Практическое занятие № 9 Распределение выбросов загрязняющих веществ на территории Российской Федерации

Практическое занятие № 10 Центры антропогенного воздействия и выпадение сульфатной серы на территории России

Практическое занятие № 11. Расчет суммарной техногенной нагрузки на территорию региона (на примере Белгородской области).

Практическое занятие № 12. Расчет интенсивности смыва почвы с территории сельскохозяйственных угодий региона

Практическое занятие № 13 Рынок и проблемы экстерналий

Практическое занятие № 14 Анализ затраты-выгоды

Часть 3 ЭКЗАМЕНАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1 ПЛАН ОПИСАНИЯ ЛУГОВОГО БИОГЕОЦЕНОЗА

Приложение 2 ПЛАН ОПИСАНИЯ ЛЕСНОГО БИОГЕОЦЕНОЗА

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность экологической тематики обусловила наличие широкого спектра учебников и учебных пособий соответствующего профиля для разных специальностей. Настоящее учебное пособие разработано для проведения занятий по дисциплине «Экология» для инженерно-геологических специальностей, программа изучения которой в соответствии со стандартом специальности предусматривает ознакомление студентов как с основами общей экологии, так и с элементами дисциплин региональной экологии, геоэкологии, управления рациональным природопользованием и экономикой природопользования. Первый раздел разработан с использованием наиболее удачных для наших целей, на взгляд авторов, учебных пособий, упоминаемых в списке рекомендуемой литературы. Материал, использованный для составления теоретического раздела в данном издании частично дополнен и переработан.

Разделы экономики природопользования (теоретические разделы и практические задания) изложены на основе учебно-методических материалов, подготовленных COWI в рамках проекта TACIS, прошедших апробацию в Нижнем Новгороде (НГАСУ) в 2000 г.

Ориентация на самостоятельную работу студентов предполагает необходимость издания адаптированных учебных пособий, включающих в себя согласованные и достаточно компактные разделы как теоретической информации (на уровне конспектов лекций), так и прикладных задач, решение которых помогает более прочному освоению изложенной в первом разделе информации и приобретению навыков применения полученных знаний. Соответственно во втором разделе приводятся полевые и аудиторные практические задания и задачи, в том числе ориентированные на освоение первичных навыков полевых исследований, что полезно в плане подготовки последующих летних полевых практик, а также темы семинарских занятий. Подбор расчетных заданий должен способствовать детализации теоретического материала в рамках конкретных проблем общей экологии, развитию навыков анализа экологической информации. Третий раздел настоящего учебного пособия содержит экзаменационно-обучающие тесты, решение которых помогает осмыслить теоретические знания и закрепить пройденные термины, правила, концепции, изложенные в первом разделе. Тестовые задания могут быть формой предварительной и итоговой проверки знаний, допускающей автоматизированный (на РС) контроль.

Конспективный характер первого раздела не позволяет широко рассмотреть все теоретические аспекты представляемой учебной дисциплины, поэтому настоящее учебное пособие не исключает необходимости работы с популярными капитальными и достаточно объемными учебниками и учебными пособиями в целях углубленного изучения данного предмета.

 

Часть 1

 

 

Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.