Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропогенные проблемы экологии




 

Рассмотренные ранее темы курса «Общая экология» не имели бы столь важного значения для широкой практики и фундаментальной науки, если бы современная экология не превратилась в учение о путях выживания человечества в условиях экологического кризиса. Основные экологические проблемы ныне общеизвестны и широко обсуждаются в научной, популярной и учебной литературе. Это:

– изменение климата (геофизики) Земли: парниковый эффект из-за выбросов метана, оксидов углерода; выброс аэрозолей; изменение содержания озона в тропосфере и стратосфере с появлением озоновых дыр над Антарктидой и над более населенными территориями (правда, ученые до конца не определились с истинными причинами появления этих дыр – может, не столько из-за человека, сколько по иным причинам);

– загрязнение атмосферы ядовитыми веществами, в том числе образующими кислотные осадки;

– загрязнение океана, захоронение в нем (дампинг) ядовитых и радиоактивных веществ, в том числе насыщение его углекислым газом из атмосферы, попадание нефтепродуктов, тяжелых металлов токсичных органических соединений (в частности, хлорорганических), подкисление мелководий за счет попадания кислых газов (окислов азота и серы) из атмосферы, разрыв нормальных экологических связей между океаном и водами суши в связи со строительством плотин на реках;

– истощение и загрязнение поверхностных вод суши, нарушение баланса между поверхностными и подземными водами; радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов;

– изменение геохимии отдельных регионов планеты в результате извлечения тяжелых металлов, их перемещения и концентрации на поверхности Земли с большим превышением нормальной дисперсности в литосфере;

– продолжающееся накопление на поверхности Земли ядовитых и радиоактивных веществ, бытового мусора и промышленных отходов;

– нарушение глобального и регионального экологического равновесия, соотношения экологических компонентов, включая сдвиг экологического баланса океана с его прибрежными водами и впадающими водотоками; опустынивание планеты в новых регионах, расширение существующих пустынь;

– сокращение площади тропических и северных лесов, ведущее к возможному возникновению дисбаланса кислорода и усилению процессов исчезновения множества видов растений и животных;

– образование и освобождение в ходе исчезновения одних видов новых экологических ниш и заполнение их нежелательными организмами: вредителями, паразитами, болезнетворными микробами;

– относительное демографическое переуплотнение в отдельных регионах и в перспективе – абсолютное перенаселение Земли;

– ухудшение качества среды жизни в городах и в сельской местности; увеличение шумового, электромагнитного воздействия, стрессов присутствия; загрязнение воздуха выбросами загрязняющих веществ от промышленности и транспорта.

Причина всех этих негативных явлений кроется в принципиальной высокой отходности человеческой деятельности в отличие от практически безотходных процессов в живой природе, когда отходы одного звена живых организмов становятся источником существования других звеньев экосистемы. Коэффициент полезного действия народного хозяйства при использовании природных ресурсов от 2 до 10 % – остальные 90-98 % составляют загрязнители (либо по объему, либо по качеству), которые никогда не образуются в естественных системах круговорота веществ. В результате происходит: а) истощение природных ресурсов, вследствие высокой интенсивности их эксплуатации; б) прямое уничтожение природных ресурсов и лишение их условий существования (при работе земснарядов уничтожаются нерестилища); в) загрязнение природных ресурсов и окружающей природной среды.

В соответствии с вышесказанным основными направлениями природоохранной деятельности являются:

А) защита от негативных последствий антропогенной нагрузки (очистные сооружения)

Б) регулирование природных процессов (зарегулированный сток)

В) воспроизводство природных ресурсов (лесовосстановление, рекультивация)

Г) «улучшение» природной среды (оазисы)

Д) мониторинг и контроль (принятие мер, как планового, так и запретительного характера).

Практически все виды антропогенных нагрузок на окружающую среду – загрязняющие (исключение составляют лишь прямое истощение (уничтожение) и вытеснение.

В качестве загрязнителя может выступить любое физическое, химическое, биологическое воздействие, выходящее за естественные рамки (излишек воды – заболачивание или засоление, излишек животных на пастбище – выбивание почвы). Показателями, характеризующими воздействие загрязнителей на окружающую среду являются предельно-допустимые концентрации (ПДК), ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), но они в большей степени касаются непосредственной безопасности человека и в меньшей степени учитывают необходимость сохранения естественных или приближенных к естественным экосистем.

Загрязнители окружающей среды разделяются на природные (сели, извержения) и антропогенные, которые, в свою очередь, делятся на:

А) биологические (колорадский жук, американская норка, амброзия);

Б) микробиологические (миксоматоз, ящур);

В) механические (отвалы, свалки);

Г) химические (известно около 500 тысяч названий химических соединений, из которых более 50 тысяч – токсичны). Химические загрязнения подразделяются, в зависимости от показателя токсичности «ЛК 50» (летальная концентрация, приводящая к гибели 50% подопытных особей) или «ЛД 50» (летальная доза, приводящая к гибели 50% подопытных особей) на 4 класса:

- чрезвычайно опасные ЛК 50 менее 0,5 мг/л

- высоко опасные ЛК 50 менее 5,0 мг/л

- умеренно опасные ЛК 50 менее 50,0 мг/л

- мало опасные ЛК 50 более 50,1 мг/л;

Д) физические (тепло, шумы, электромагнитные волны, радиация);

Е) информационные (ложные сигналы управления, факторы беспокойства).

Выход из создавшегося трудного положения основная часть ученых видит в экологизации, т. е. проникновении постулатов экологических знаний во все сферы общественной жизни.

Например, решение традиционной задачи охраны собственно живых природных компонентов первоначально зачастую сводилось к составлению перечней редких и исчезающих видов и ограниченного перечня мер, чаще пропагандистского характера, по их непосредственной охране. Но в настоящее время наиболее масштабный ущерб видовому разнообразию приносит не непосредственное уничтожение того или иного конкретного вида живых организмов, а вытеснение естественных экосистем в целом, их замещение землями сельскохозяйственного, промышленного назначения, поэтому перечень основных направлений охраны биологических объектов значительно расширился и включает следующие:

1. Охрана естественных экосистем, а также экосистем, подвергшихся в той или иной мере антропогенному воздействию, но в основном не утративших свойства естественных экосистем. Этот вид охраны осуществляется путем создания особо охраняемых природных территорий разного ранга, в первую очередь, заповедников и национальных парков, а также системой ограничений по переводу лесохозяйственных земель и, отчасти, сельскохозяйственных земель в категорию земель иного назначения.

2. Традиционная охрана от чрезмерного изъятия из окружающей среды конкретных видов живых организмов при переэксплуатации этих видов природных ресурсов (ограничения по количеству, срокам и местам добычи охотничьих животных и рыбных запасов; ограничение сбора лекарственных растений, запрет на сбор редких видов первоцветов и т. д.).

3. Создание банков длительного хранения генетического (семенного) материала. Это направление получило дополнительный импульс благодаря современному бурному развитию криогенных технологий.

Основные пути экологизации сельского хозяйства – использование экосистемных принципов; организация севооборотов и агроландшафтов в таком виде, которые поддерживали бы целостные биогеоценологические системы.

В основу экологизации промышленного производства должны быть положены принципы учета цикличности биосферных процессов, сокращение объемов образования вредных отходов и развитие систем их утилизации, рациональное и лимитированное использование природных ресурсов.

В плане общей экологизации природопользования упор делается на экологическое планирование – с расчетом объемов потенциально возможного изъятия или иных форм эксплуатации природных ресурсов или территорий без нанесения существенного вреда одной хозяйственной отраслью другим, а также окружающей природной среде в целом.

Важнейшая роль в разработке научных основ решения экологических проблем принадлежит современной географической науке в силу традиционной сферы ее интересов в данной области, а также в связи со своеобразным положением географии на стыке естественных и общественных наук. Академик Герасимов И.П. подчеркивал, что комплексный потенциал географической науки может быть полностью использован именно в ходе междисциплинарных экологических исследований. Это же вытекает из содержания перечисленных ниже главных научных направлений экологических исследований в географии:

– контроль над изменениями окружающей среды, вызванными деятельностью человека (антропогенный, или экологический, мониторинг);

– научные географические прогнозы последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

– предупреждение, ослабление и ликвидация последствий стихийных природных бедствий;

– оптимизация среды в создаваемых человеком природно-технических системах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.