КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народы Микронезии
Микронезия по этническому составу своего населения намного проще не только Папуасии и Меланезии, но и Полинезии: здесь живет;ишь полтора десятка народов. Все народы Микронезии говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе распространены языки западноавстронезийской ветви этой семьи, на востоке — восточноавстронезийской океанийской). На западноавстронезийских рыках говорят два народа Микронезии — чаморро (73 тыс.) и белау, или палау (15 тыс.). среди остальных народов, относимых по язык океанийской ветви, наиболее многочисленны тунгару, или гилбертцы (64 тыс.), трук, маршалльцы (25 тыс.), понапе Как уже отмечалось, жители Западной и сточной Микронезии существенно отличаются Друг от друга не только в языковом, но и в культурном отношении. Различаются они и по своему расовому облику. Если на архипелагах Восточной Микронезии можно наблюдать в разных сочетаниях смешение полинезийского и меланезийского расовых типов, то в Западной Микронезии явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент (в южной части Западной Микронезии, на островах Палау чувствуется примесь меланезийского типа). Впрочем, исконный антропологический тип западномикронезийских народов установить трудно, так как они сейчас в сильной степени метисированы. Современные чаморро представляют собой потомков от смешанных браков между женщинами древних чаморро и испанскими солдатами (в числе которых было немало филиппинцев и мексиканцев). Ко времени первых контактов с европейцами население Микронезии занималось земледелием и рыболовством. Земледелие получило наибольшее развитие в Западной Микронезии. Чаморро — единственный народ Океании, возделывавший рис, белау же было известно искусственное орошение. В Западной Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заостренным концом или каменной мотыгой.
В Восточной Микронезии земледелие явно уступало рыболовству. Из сельскохозяйственных культур особенно широкое распространение получили плодовые деревья (кокосовая пальма, хлебное дерево, панданус, бананы), меньшее значение имело возделывание клубнеплодов (таро, ямса, батата). Рыболовство достигло высокой степени совершенства. Сети достигали 30—40 м в длину и снабжались поплавками из колен бамбука. Охота в Микронезии была развита слабо Ее объектами были птицы, летучие мыши, черепахи. Охотились островитяне с помощью копья и пращи. Из домашних животных были известны лишь куры и собаки. Западная и Восточная Микронезия существенно различались по характеру ремесленного производства. На Западе было известно гончарство, отсутствовавшее на Востоке. Зато в Восточной Микронезии (на Каролинских островах) знали горизонтальный ткацкий станок. Дома на Марианских островах, Палау и Яп возводились на каменных столбах и сваях. Крыши и стены делались из пальмовых листьев. Жилище на Каролинских, Маршалловых и Гилберта островах представляло собой четырехугольное строение с двускатной крышей и без стен. Иногда дома знати сооружались на каменном фундаменте. В качестве средства передвижения использовались лодки (обычно двойные или с балансиром). Одежда повсюду была минимальной. Мужчины носили набедренные повязки, женщины — юбочки из травы или разрезанных листьев. На некоторых островах замужние женщины обертывали бедра кусками лыка. Кое-где одежда полностью отсутствовала. В пищу шли рыба, плоды выращиваемых растений, реже — куры и собаки, а также добытые на охоте летучие мыши, птицы и черепахи.
Для Микронезии был характерен первобытнообщинный строй, находившийся на стадии разложения. Население делилось на сословия, между которыми стояли непреодолимые социальные барьеры. На некоторых островах, например на Яп, представители высших и низших сословий не должны были даже совместно есть, знатные не могли принимать пищу, которую готовили в одном горшке с едой простолюдинов. На некоторых островных группах неравны были по своему социальному положению также различные деревни и округа. Население же ряда атоллов, расположенных к востоку от островов Яп, находилось от последних в даннической зависимости (такое положение, кстати, сохраняется до сих пор). Вместе с тем на большинстве архипелагов продолжал сохраняться материнский род. На островах Палау и Яп существовали мужские и женские союзы. Брак был преимущественно парным, женщина занимала в семье и обществе в большинстве случаев высокое положение. Основной хозяйственной ячейкой была большая семья, а самой крупной социальной единицей — род. Лишь на островах Яп и Mapшалловых возникли более крупные объединения. Между отдельными островами наблюдался оживленный обмен, что привело к появлению своеобразных денег: раковин, бус и т. л. Особенно широкую известность получили огромные каменные диски с просверленными отверстиями, считавшиеся на островах Яп всеобщим эквивалентом при обмене. Традиционная религия населения Микронезии плохо изучена. Здесь были отмечены культ предков и культ мертвых, вера в душу и духов, некоторые элементы шаманизма. Микронезийский фольклор по уровню своего развития занимал промежуточное положение между полинезийским и меланезийским. Широкое распространение получили сказания о мифических героях, сказки о злых духах и глупых великанах-людоедах, анекдоты о «глупых» родах и т. д. Население островов Палау создало своеобразную пиктографическую письменность. В настоящее время от прежней культуры в Западной Микронезии, и особенно на Марианских островах, почти ничего не осталось. На Марианах сейчас господствует так называемая испанская колониальная культура, распространенная также в большинстве стран Латинской Америки. На нее оказали некоторое влияние культуры более поздних хозяев этого архипелага (США, Германии, Японии).
Земледелие до сих пор носит подсечно-огневой характер, однако поля обрабатываются с помощью старинного плуга, в который впрягаются некогда интродуцированные волы или буйволы («карабао»). Современные чаморро выращивают на своих полях в качестве основной культуры кукурузу. Земля находится в частной собственности отдельных семей. Из домашних животных разводят крупный рогатый скот (в том числе буйволов), свиней, кур. Одежда современных чаморро — европейского типа, мало сохранились традиционные элементы и в пище, утвари, жилище. Дома стали сооружаться из оцинкованного железа, хотя, как и прежде, ставятся на столбах высотой 0,5—1 м. Прежние общественные устои заменены капиталистическими отношениями. Ушли в прошлое старинные обычаи и традиции. Подавляющее большинство чаморро в настоящее время являются католиками. В то же время язык древних чаморро, обогащенный заимствованиями из испанского, продолжает господствовать в быту островитян. Особенно большой культурной трансформации подвергся самый крупный из Марианских островов — Гуам, ставший в конце 19 в. владением США, а позже превращенный в американскую военно-морскую базу. Наряду с чаморро здесь сейчас проживает несколько десятков тысяч американцев, а также большая группа филиппинцев, ввезенных на остров по контракту. Сильно изменился и культурный облик островов Палау. Тем не менее традиционные элементы на этом архипелаге все же выражены значительно сильнее, чем на Марианах. В противоположность Западной Микронезии культура Восточной Микронезии осталась в своей основе традиционной. Это касается и материальной культуры (особенно таких ее элементов, как жилище и пища), и общественного быта, и духовной культуры (фольклора, песен, танцев, в меньшей степени — религии). Совершенно особое положение занимают в настоящее время в Микронезии остров Науру и острова Яп. На Науру, где основой хозяйства стала организованная на базе современной технологии добыча фосфоритов, от местной культуры почти ничего не осталось и быт аборигенов полностью европеизирован. На островах Яп, наоборот, традиция держится чрезвычайно стойко. Земледелие и рыболовство сохраняют свой прежний характер. Правда, появились новые культуры (маниока, какао-бобы и др.) и при обработке земли наряду с сажальным колом сейчас используются также железные орудия. Большинство домов здесь, как и раньше, сооружаются на каменном фундаменте, а стены и крыша делаются обычно из пальмовых листьев. Дома нового типа встречаются редко. Мужчины, как и в старину, носят набедренные повязки, женщины — юбочки из травы и разрезанных листьев. В качестве украшения продолжает применяться татуировка.
В полной неприкосновенности остался старый общественный строй. Население по-прежнему делится на различные сословия. Вожди, как и раньше, пользуются очень большой властью. На островах в ходу старинные деньги, о которых говорилось выше. На островах Яп прочно держатся местные верования, хотя большая часть населения сейчас формально обращена в христианство (католицизм). Наиболее образованные, передовые мик-онезийцы, бережно относясь к культурному наследию своих предков, в то же время прекрасно понимают необходимость и полезность определенных перемен, прогрессивного общественного развития. Они отдают себе отчет и в том, что подлинный прогресс их родной земли возможен только после достижения ею независимости.
Глава 2 Народы Зарубежной Азии Зарубежная Азия занимает часть Евразийского континента и чрезвычайно разнообразна по природно-географическим условиям, этническому составу населения, историческому прошлому. Она подразделяется на Западную (или Переднюю), Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную Азию. Почти три четверти ее площади составляют высочайшие горные хребты Гималаев, Каракорума, высокие плоскогорья и только четвертую часть ее территории занимают равнины и низменности. Большая часть Зарубежной Азии расположена в зоне тропиков, влажных и сухих субтропиков, и лишь северные ее области лежат в зоне умеренно-континентального климата. Обширные аллювиальные долины орошаются водами Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Брахмапутры, Иравади, Солуэна, Меконга, Янцзы, Хуанхэ и многих других рек. Значительные по площади области на западе и севере Зарубежной Азии аридны и представляют собой песчаные, глинистые или каменистые пустыни. Это пустыни Аравийского полуострова, Центрально-Иранское нагорье, Гоби, Такламакан и др., Зарубежная Азия очень богата полезными ископаемыми. Разнообразны ее флора и фауна. Население региона превышает 2,2 млрд. человек, однако располагается оно весьма неравномерно: густо заселены плодородные аллювиальные долины великих рек, побережья морей и озер, но мало обитаемы многие области тропических лесов, высокогорья, пустыни. Население Зарубежной Азии живет по большей части в сельских местностях, но во многих странах наблюдается быстрый рост городского населения. Исключительно сложны этногенез и этническая история народов Зарубежной Азии, их этнический состав, языковая и антропологическая принадлежность. Существует предположение, что в некоторых тропических областях Зарубежной Азии проходили начальные этапы антропогенеза, о чем, в частности, могут свидетельствовать костные остатки рамапитека, обнаруженные в Южной Азии, находки остатков питекантропа, древнейшего представителя ископаемого человека Homo erectus, обитавшего около одного миллиона лет тому назад на Яве. Почти во всех частях Азии обнаружено значительное число палеоантропологических и археологических находок, относящихся к разным этапам раннего палеолита и более позднему времени, когда сложился человек современного вида. В конце мезолитической эпохи в некоторых субтропических предгорных областях Азии были одомашнены первые на земле растения и животные, что имело огромное значение для дальнейшей истории человечества. Первичные центры одомашнения растений и животных находились в Западной Азии, на юго-западе Средней и, возможно, в Юго-Восточной Азии. В 10—9 тысячелетиях до н. э. в этих центрах стало возникать комплексное хозяйство, сочетавшее в себе традиционные занятия: охоту, рыболовство, собирательство и разведение растений и животных. Постепенно земледелие и животноводство становились господствующими видами хозяйственной деятельности, и в 8—5 тысячелетиях до н. э., в ходе так называемой «неолитической революции» складываются культуры ранних земледельцев. Сначала они появляются в Западной, затем в Средней, Южной и Юго-Восточной, а позднее в Восточной Азии. Бурному процессу развития производительных сил способствовали введение орошаемого земледелия, изобретение керамического производства, металлургии. Складываются города, ремесленные центры, расширяется торговля. Наконец, на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э. возникает одно из древнейших в истории классовых обществ — государство Шумеров. Развивается плужное земледелие, садоводство, ткацкое производство, появляются письменность, деньги. Быстро растет имущественное и социальное расслоение. Вскоре после Шумера в Зарубежной Азии возникают и другие государства: Элам, государственные образования Южной Азии (Мохенджо-Даро, Хараппа). Значительно позднее, в 2—1 тысячелетиях до н. э. складывается классовое общество в Восточной и Юго-Восточной Азии. В засушливых степных, пустынных и предгорных областях Азии бытовало с давних пор комплексное хозяйство, включавшее присваивающие и производящие отрасли. К концу 2 тысячелетия до н. э. все большее распространение там стало получать пастушеское животноводческое хозяйство. В начале 1 тысячелетия до н. э. в этих местах вследствие различных социально-экономических и природно-климатических причин возникает кочевое и полукочевое скотоводство. Одновременно во многих тропических, географически изолированных областях Зарубежной Азии, на периферии классовых обществ продолжали обитать племена охотников, рыболовов и собирателей, сохранявшие первобытнообщинный строй. Постепенно и они переходили к земледелию и втягивались в более развитые социально-экономические отношения. Но и в наши дни еще сохраняются, главным образом в Юго-Восточной Азии, небольшие группы населения, стоящие на разных уровнях разложения первобытнообщинных отношений. Самое неблагоприятное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие народов Зарубежной Азии оказали колониальные захваты, установление колониальной и полуколониальной зависимости. Исключительная сложность этнического состава населения Зарубежной Азии объясняется разного рода историческими причинами. К их числу относятся многочисленные миграции, обширные завоевательные походы и другие события, имевшие следствием этнические смешения и перемещения крупных групп населения. Среди народов Зарубежной Азии можно встретить представителей всех больших человеческих рас. При этом численно преобладают монголоиды и европеоиды. Много смешанных, контактных и реликтовых групп. Имеются группы папуасов, меланезийцев, малорослых пигмеев-негрито, австралоидов (или веддо-австралоидов). Столь же сложна картина языкового состава. В Зарубежной Азии распространены крупные языковые семьи, на которых говорят десятки и сотни миллионов людей (например, тибето-китайская, индоевропейская, семито-хамитская, алтайская, австронезийская и др.), мелкие языковые семьи и отдельные изолированные языки. Вследствие значительного природно-климатического разнообразия Зарубежной Азии и особенностей исторического и социально-экономического развития ее населения там сложилось значительное число разнообразных хозяйственно-культурных типов, относящихся как к производящему, так и присваивающему типу хозяйства. Это хозяйственно-культурные типы бродячих охотников, рыболовов, собирателей; примитивных мотыжных земледельцев; мотыжных земледельцев, использующих искусственное орошение; кочевых и полукочевых скотоводов; плужных ирригационных земледельцев. Кроме того, имеется ряд смешанных и переходных хозяйственно-культурных типов. В настоящее время все большее число народов Зарубежной Азии, завоевавших национальную, политическую и экономическую независимость, идут по пути индустриально-аграрного развития.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |