Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народы Микронезии




Микронезия по этническому составу своего населения намного проще не только Папуасии и Меланезии, но и Полинезии: здесь живет;ишь полтора десятка народов. Все народы Микронезии говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе распространены языки западноавстронезийской ветви этой семьи, на востоке — восточноавстронезийской океанийской). На западноавстронезийских рыках говорят два народа Микронезии — чаморро (73 тыс.) и белау, или палау (15 тыс.). среди остальных народов, относимых по язык океанийской ветви, наиболее многочисленны тунгару, или гилбертцы (64 тыс.), трук, маршалльцы (25 тыс.), понапе

Как уже отмечалось, жители Западной и сточной Микронезии существенно отличаются Друг от друга не только в языковом, но и в культурном отношении. Различаются они и по своему расовому облику. Если на архипелагах Восточной Микронезии можно наблюдать в разных сочетаниях смешение полинезийского и меланезийского расовых типов, то в Западной Микронезии явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент (в южной части Западной Микронезии, на островах Палау чувствуется примесь ме­ланезийского типа). Впрочем, исконный антро­пологический тип западномикронезийских на­родов установить трудно, так как они сейчас в сильной степени метисированы. Современ­ные чаморро представляют собой потомков от смешанных браков между женщинами древних чаморро и испанскими солдатами (в числе которых было немало филиппинцев и мексиканцев).

Ко времени первых контактов с европейца­ми население Микронезии занималось земледелием и рыболовством. Земледелие полу­чило наибольшее развитие в Западной Мик­ронезии. Чаморро — единственный народ Океании, возделывавший рис, белау же бы­ло известно искусственное орошение. В За­падной Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное де­рево, сахарный тростник. Земля обрабатыва­лась палкой с заостренным концом или ка­менной мотыгой.

В Восточной Микронезии земледелие явно уступало рыболовству. Из сельскохозяйствен­ных культур особенно широкое распростране­ние получили плодовые деревья (кокосовая пальма, хлебное дерево, панданус, бананы), меньшее значение имело возделывание клуб­неплодов (таро, ямса, батата). Рыболовство достигло высокой степени совершенства. Се­ти достигали 30—40 м в длину и снабжались поплавками из колен бамбука.

Охота в Микронезии была развита слабо Ее объектами были птицы, летучие мыши, черепахи. Охотились островитяне с помощью копья и пращи.

Из домашних животных были известны лишь куры и собаки.

Западная и Восточная Микронезия суще­ственно различались по характеру ремеслен­ного производства. На Западе было известно гончарство, отсутствовавшее на Востоке. Зато в Восточной Микронезии (на Каролинских островах) знали горизонтальный ткацкий ста­нок.

Дома на Марианских островах, Палау и Яп возводились на каменных столбах и сваях. Крыши и стены делались из пальмовых листьев. Жилище на Каролинских, Маршалловых и Гилберта островах представляло собой четырехугольное строение с двускатной кры­шей и без стен. Иногда дома знати соору­жались на каменном фундаменте.

В качестве средства передвижения исполь­зовались лодки (обычно двойные или с ба­лансиром).

Одежда повсюду была минимальной. Муж­чины носили набедренные повязки, женщи­ны — юбочки из травы или разрезанных ли­стьев. На некоторых островах замужние жен­щины обертывали бедра кусками лыка. Кое-где одежда полностью отсутствовала.

В пищу шли рыба, плоды выращиваемых растений, реже — куры и собаки, а также добытые на охоте летучие мыши, птицы и чере­пахи.

Для Микронезии был характерен перво­бытнообщинный строй, находившийся на ста­дии разложения. Население делилось на сос­ловия, между которыми стояли непреодоли­мые социальные барьеры. На некоторых ост­ровах, например на Яп, представители выс­ших и низших сословий не должны были да­же совместно есть, знатные не могли прини­мать пищу, которую готовили в одном горш­ке с едой простолюдинов.

На некоторых островных группах неравны были по своему социальному положению также различные деревни и округа. Населе­ние же ряда атоллов, расположенных к вос­току от островов Яп, находилось от послед­них в даннической зависимости (такое поло­жение, кстати, сохраняется до сих пор).

Вместе с тем на большинстве архипелагов продолжал сохраняться материнский род. На островах Палау и Яп существовали муж­ские и женские союзы.

Брак был преимущественно парным, жен­щина занимала в семье и обществе в большинстве случаев высокое положение.

Основной хозяйственной ячейкой была большая семья, а самой крупной социальной единицей — род. Лишь на островах Яп и Mapшалловых возникли более крупные объеди­нения.

Между отдельными островами наблюдался оживленный обмен, что привело к появлению своеобразных денег: раковин, бус и т. л. Особенно широкую известность получили ог­ромные каменные диски с просверленными отверстиями, считавшиеся на островах Яп всеобщим эквивалентом при обмене.

Традиционная религия населения Микро­незии плохо изучена. Здесь были отмечены культ предков и культ мертвых, вера в душу и духов, некоторые элементы шаманизма.

Микронезийский фольклор по уровню сво­его развития занимал промежуточное поло­жение между полинезийским и меланезий­ским. Широкое распространение получили сказания о мифических героях, сказки о злых духах и глупых великанах-людоедах, анекдоты о «глупых» родах и т. д.

Население островов Палау создало своеоб­разную пиктографическую письменность.

В настоящее время от прежней культуры в Западной Микронезии, и особенно на Ма­рианских островах, почти ничего не осталось. На Марианах сейчас господствует так называ­емая испанская колониальная культура, рас­пространенная также в большинстве стран Латинской Америки. На нее оказали некото­рое влияние культуры более поздних хозяев этого архипелага (США, Германии, Японии).

Земледелие до сих пор носит подсечно-огневой характер, однако поля обрабатыва­ются с помощью старинного плуга, в который впрягаются некогда интродуцированные волы или буйволы («карабао»). Современные чамо­рро выращивают на своих полях в качестве основной культуры кукурузу. Земля находится в частной собственности отдельных семей.

Из домашних животных разводят крупный рогатый скот (в том числе буйволов), свиней, кур.

Одежда современных чаморро — европей­ского типа, мало сохранились традиционные элементы и в пище, утвари, жилище. Дома стали сооружаться из оцинкованного железа, хотя, как и прежде, ставятся на столбах вы­сотой 0,5—1 м.

Прежние общественные устои заменены капиталистическими отношениями. Ушли в прошлое старинные обычаи и традиции. По­давляющее большинство чаморро в настоя­щее время являются католиками.

В то же время язык древних чаморро, обогащенный заимствованиями из испанского, продолжает господствовать в быту острови­тян.

Особенно большой культурной трансфор­мации подвергся самый крупный из Мариан­ских островов — Гуам, ставший в конце 19 в. владением США, а позже превращенный в американскую военно-морскую базу. Наряду с чаморро здесь сейчас проживает несколько десятков тысяч американцев, а также боль­шая группа филиппинцев, ввезенных на остров по контракту.

Сильно изменился и культурный облик островов Палау. Тем не менее традиционные элементы на этом архипелаге все же выра­жены значительно сильнее, чем на Марианах.

В противоположность Западной Микроне­зии культура Восточной Микронезии осталась в своей основе традиционной. Это касается и материальной культуры (особенно таких ее элементов, как жилище и пища), и общест­венного быта, и духовной культуры (фолькло­ра, песен, танцев, в меньшей степени — ре­лигии).

Совершенно особое положение занимают в настоящее время в Микронезии остров Нау­ру и острова Яп. На Науру, где основой хо­зяйства стала организованная на базе совре­менной технологии добыча фосфоритов, от местной культуры почти ничего не осталось и быт аборигенов полностью европеизирован. На островах Яп, наоборот, традиция держит­ся чрезвычайно стойко. Земледелие и рыбо­ловство сохраняют свой прежний характер. Правда, появились новые культуры (маниока, какао-бобы и др.) и при обработке земли наряду с сажальным колом сейчас использу­ются также железные орудия. Большинство домов здесь, как и раньше, сооружаются на каменном фундаменте, а стены и крыша де­лаются обычно из пальмовых листьев. Дома нового типа встречаются редко. Мужчины, как и в старину, носят набедренные повязки, женщины — юбочки из травы и разрезанных листьев. В качестве украшения продолжает применяться татуировка.

В полной неприкосновенности остался ста­рый общественный строй. Население по-преж­нему делится на различные сословия. Вожди, как и раньше, пользуются очень большой властью. На островах в ходу старинные день­ги, о которых говорилось выше.

На островах Яп прочно держатся местные верования, хотя большая часть населения сей­час формально обращена в христианство (ка­толицизм).

Наиболее образованные, передовые мик-онезийцы, бережно относясь к культурному наследию своих предков, в то же время пре­красно понимают необходимость и полезность определенных перемен, прогрессивного об­щественного развития. Они отдают себе от­чет и в том, что подлинный прогресс их родной земли возможен только после дости­жения ею независимости.

 

Глава 2 Народы Зарубежной Азии

Зарубежная Азия занимает часть Евразийского континента и чрезвычайно разнообраз­на по природно-географическим условиям, этническому составу населения, историческо­му прошлому. Она подразделяется на Запад­ную (или Переднюю), Южную, Юго-Восточ­ную, Восточную и Центральную Азию. Почти три четверти ее площади составляют высо­чайшие горные хребты Гималаев, Каракорума, высокие плоскогорья и только четвертую часть ее территории занимают равнины и низ­менности. Большая часть Зарубежной Азии расположена в зоне тропиков, влажных и су­хих субтропиков, и лишь северные ее облас­ти лежат в зоне умеренно-континентального климата. Обширные аллювиальные долины орошаются водами Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Брахмапутры, Иравади, Солуэна, Ме­конга, Янцзы, Хуанхэ и многих других рек. Значительные по площади области на западе и севере Зарубежной Азии аридны и пред­ставляют собой песчаные, глинистые или ка­менистые пустыни. Это пустыни Аравийского полуострова, Центрально-Иранское нагорье, Гоби, Такламакан и др., Зарубежная Азия очень богата полезными ископаемыми. Разно­образны ее флора и фауна.

Население региона превышает 2,2 млрд. человек, однако располагается оно весьма неравномерно: густо заселены плодородные аллювиальные долины великих рек, побере­жья морей и озер, но мало обитаемы многие области тропических лесов, высокогорья, пустыни. Население Зарубежной Азии живет по большей части в сельских местностях, но во многих странах наблюдается быстрый рост городского населения.

Исключительно сложны этногенез и этни­ческая история народов Зарубежной Азии, их этнический состав, языковая и антропологи­ческая принадлежность.

Существует предположение, что в некото­рых тропических областях Зарубежной Азии проходили начальные этапы антропогенеза, о чем, в частности, могут свидетельствовать костные остатки рамапитека, обнаруженные в Южной Азии, находки остатков питекантропа, древнейшего представителя ископаемого че­ловека Homo erectus, обитавшего около од­ного миллиона лет тому назад на Яве. Почти во всех частях Азии обнаружено значитель­ное число палеоантропологических и археоло­гических находок, относящихся к разным этапам раннего палеолита и более позднему времени, когда сложился человек современ­ного вида.

В конце мезолитической эпохи в некото­рых субтропических предгорных областях Азии были одомашнены первые на земле растения и животные, что имело огромное значение для дальнейшей истории человече­ства. Первичные центры одомашнения расте­ний и животных находились в Западной Азии, на юго-западе Средней и, возможно, в Юго-Восточной Азии. В 10—9 тысячелетиях до н. э. в этих центрах стало возникать комплексное хозяйство, сочетавшее в себе традиционные занятия: охоту, рыболовство, собирательство и разведение растений и животных. Постепен­но земледелие и животноводство становились господствующими видами хозяйственной дея­тельности, и в 8—5 тысячелетиях до н. э., в ходе так называемой «неолитической рево­люции» складываются культуры ранних зем­ледельцев. Сначала они появляются в Запад­ной, затем в Средней, Южной и Юго-Восточ­ной, а позднее в Восточной Азии. Бурному процессу развития производительных сил способствовали введение орошаемого земле­делия, изобретение керамического производ­ства, металлургии. Складываются города, ре­месленные центры, расширяется торговля. Наконец, на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э. возникает одно из древнейших в ис­тории классовых обществ — государство Шу­меров. Развивается плужное земледелие, са­доводство, ткацкое производство, появляются письменность, деньги. Быстро растет имуще­ственное и социальное расслоение. Вскоре после Шумера в Зарубежной Азии возникают и другие государства: Элам, государственные образования Южной Азии (Мохенджо-Даро, Хараппа). Значительно позднее, в 2—1 тысячелетиях до н. э. складывается классовое об­щество в Восточной и Юго-Восточной Азии.

В засушливых степных, пустынных и пред­горных областях Азии бытовало с давних пор комплексное хозяйство, включавшее присваи­вающие и производящие отрасли. К концу 2 тысячелетия до н. э. все большее распрост­ранение там стало получать пастушеское жи­вотноводческое хозяйство. В начале 1 тыся­челетия до н. э. в этих местах вследствие различных социально-экономических и при­родно-климатических причин возникает коче­вое и полукочевое скотоводство.

Одновременно во многих тропических, географически изолированных областях Зару­бежной Азии, на периферии классовых об­ществ продолжали обитать племена охотни­ков, рыболовов и собирателей, сохранявшие первобытнообщинный строй. Постепенно и они переходили к земледелию и втягивались в более развитые социально-экономические отношения. Но и в наши дни еще сохраняют­ся, главным образом в Юго-Восточной Азии, небольшие группы населения, стоящие на раз­ных уровнях разложения первобытнообщин­ных отношений.

Самое неблагоприятное воздействие на со­циально-экономическое и культурное разви­тие народов Зарубежной Азии оказали ко­лониальные захваты, установление колониаль­ной и полуколониальной зависимости.

Исключительная сложность этнического состава населения Зарубежной Азии объясня­ется разного рода историческими причинами. К их числу относятся многочисленные мигра­ции, обширные завоевательные походы и дру­гие события, имевшие следствием этнические смешения и перемещения крупных групп на­селения.

Среди народов Зарубежной Азии можно встретить представителей всех больших чело­веческих рас. При этом численно преобла­дают монголоиды и европеоиды. Много сме­шанных, контактных и реликтовых групп. Име­ются группы папуасов, меланезийцев, мало­рослых пигмеев-негрито, австралоидов (или веддо-австралоидов).

Столь же сложна картина языкового сос­тава. В Зарубежной Азии распространены крупные языковые семьи, на которых гово­рят десятки и сотни миллионов людей (на­пример, тибето-китайская, индоевропейская, семито-хамитская, алтайская, австронезийская и др.), мелкие языковые семьи и отдельные изолированные языки.

Вследствие значительного природно-клима­тического разнообразия Зарубежной Азии и особенностей исторического и социально-экономического развития ее населения там сложилось значительное число разнообраз­ных хозяйственно-культурных типов, относя­щихся как к производящему, так и присваи­вающему типу хозяйства. Это хозяйственно-культурные типы бродячих охотников, рыбо­ловов, собирателей; примитивных мотыжных земледельцев; мотыжных земледельцев, ис­пользующих искусственное орошение; коче­вых и полукочевых скотоводов; плужных ир­ригационных земледельцев. Кроме того, име­ется ряд смешанных и переходных хозяйст­венно-культурных типов. В настоящее время все большее число народов Зарубежной Азии, завоевавших национальную, политиче­скую и экономическую независимость, идут по пути индустриально-аграрного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.