КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование рынка образовательных услуг
Одним из основных проявлений трансформационных процессов, произошедших в нашей стране в последние годы, стало формирование в России рынка образовательных услуг наряду с другими не менее важными рынками (рынок труда, финансовый рынок и др.), оказывающими непосредственное влияние на этот рынок. Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений по поводу создания, распределения, купли-продажи и потребления образовательных услуг. Как и для любого рынка, здесь обязательны три компонента: покупатель, продавец и товар, который в образовании принимает специфический вид, то есть выступает в виде образовательной услуги. Современный рынок образовательных услуг является в определенной мере социально-ориентированным, соединяющим в себе элементы классического рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Рынок образовательных услуг является специфичным и неоднородным, он включает в себя следующие взаимодействующие секторы:[25] · государственный; · частный; · зарубежный; · региональный; · муниципальный (рис. 2.4)
Рисунок 2.4 - Состав рынка образовательных услуг
В России преобладающим был и остается государственный сектор: в 2005 г. общее число высших учебных заведений исчислялось 1068: в том числе, государственных – 656, негосударственных – 413; средних специальных учебных заведений – 2905, в том числе соответственно – 2688 и 217; общеобразовательных учреждений – 61,5 тыс., в том числе соответственно 60,8 тыс. и 0,7 тыс.[26] Сравнительная характеристика государственного и негосударственного секторов экономики, например, высшей школы России может быть представлена следующим образом (таблица 2.3).[27]
В соответствии с требованиями современного рынка труда встала задача переориентации многих образовательных учреждений. Поэтому с начала 1990-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг, который должен был обеспечить постоянную связь между производителями и потребителями благ в сфере образования.
Таблица 2.3 Сравнительная характеристика государственного и негосударственного секторов экономики высшей школы России за 1990-2005 годы
В последнее время стал возрастать интерес к получению образования, который основывается на понимании того, что в новой общественно-экономической ситуации образование является не только ценностью само по себе, но и становится все более важным условием социальной и профессиональной мобильности населения. Становление в нашей стране рыночных отношений в сфере образования позволило изменить структуру и содержание подготовки специалистов. Образовательные учреждения приобрели право открывать новые специальности, формировать учебные планы и разрабатывать образовательные программы. Такая деятельность образовательного учреждения регулируется со стороны государства, что выражается в лицензировании новых специальностей, в установлении соответствия учебных планов и программ государственному образовательному стандарту, в формировании контингента обучающихся в пределах государственных нормативов. Новые возможности позволяют образовательным учреждениям повышать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поскольку на их основе «формируется уникальное торговое предложение учебного заведения».[28]
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |