Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование рынка образовательных услуг




 

Одним из основных проявлений трансформационных процессов, произошедших в нашей стране в последние годы, стало формирование в России рынка образовательных услуг наряду с другими не менее важными рынками (рынок труда, финансовый рынок и др.), оказывающими непосредственное влияние на этот рынок.

Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений по поводу создания, распределения, купли-продажи и потребления образовательных услуг. Как и для любого рынка, здесь обязательны три компонента: покупатель, продавец и товар, который в образовании принимает специфический вид, то есть выступает в виде образовательной услуги.

Современный рынок образовательных услуг является в определенной мере социально-ориентированным, соединяющим в себе элементы классического рыночного механизма и государственного регулирования экономики.

Рынок образовательных услуг является специфичным и неоднородным, он включает в себя следующие взаимодействующие секторы:[25]

· государственный;

· частный;

· зарубежный;

· региональный;

· муниципальный (рис. 2.4)

 

 

Рисунок 2.4 - Состав рынка образовательных услуг

 

В России преобладающим был и остается государственный сектор: в 2005 г. общее число высших учебных заведений исчислялось 1068: в том числе, государственных – 656, негосударственных – 413; средних специальных учебных заведений – 2905, в том числе соответственно – 2688 и 217; общеобразовательных учреждений – 61,5 тыс., в том числе соответственно 60,8 тыс. и 0,7 тыс.[26]

Сравнительная характеристика государственного и негосударственного секторов экономики, например, высшей школы России может быть представлена следующим образом (таблица 2.3).[27]

В соответствии с требованиями современного рынка труда встала задача переориентации многих образовательных учреждений. Поэтому с начала 1990-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг, который должен был обеспечить постоянную связь между производителями и потребителями благ в сфере образования.

 


Таблица 2.3

Сравнительная характеристика государственного и негосударственного секторов

экономики высшей школы России за 1990-2005 годы

Сектор Годы
1990/91 1995/96 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05
Государственный                    
Негосударственный                    
Доля вузов различных секторов в общем их числе, %
Государственный     65,7 63,5 62,8 62,9 61,6 63,04 62,5 61,9
Негосударственный     34,3 36,5 37,2 37,1 38,4 36,96 37,5 38,1
Численность студентов вузов, млн. чел.
Всего 2,88 2,79 3,25 3,7 4,07 4,87 5,42 5,95 6,46 6,88
Доля численности студентов различных секторов в их общей численности, %
Государственный   95,16 93,78 93,02 91,53 88,97 88,4 87,9 86,6 85,2
Негосударственный   4,84 6,22 6,98 8,47 11,03 11,6 12,1 13,4 14,8

 


В последнее время стал возрастать интерес к получению образования, который основывается на понимании того, что в новой общественно-экономической ситуации образование является не только ценностью само по себе, но и становится все более важным условием социальной и профессиональной мобильности населения.

Становление в нашей стране рыночных отношений в сфере образования позволило изменить структуру и содержание подготовки специалистов. Образовательные учреждения приобрели право открывать новые специальности, формировать учебные планы и разрабатывать образовательные программы. Такая деятельность образовательного учреждения регулируется со стороны государства, что выражается в лицензировании новых специальностей, в установлении соответствия учебных планов и программ государственному образовательному стандарту, в формировании контингента обучающихся в пределах государственных нормативов. Новые возможности позволяют образовательным учреждениям повышать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поскольку на их основе «формируется уникальное торговое предложение учебного заведения».[28]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.