Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика сознания




Сознание

Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

По мнению А.В. Петровского, сознание человека характеризуется активностью; интенциональностью (направленностью на предмет); способностью к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровням) ясности.

Формы сознания: индивидуальное и общественное.

Основные свойства сознания - социальный характер (включая опосредствованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм; предметность.

Функции сознания:1) когнитивная (познание, как активное целенаправленное приобретение знаний); 2) регулятивная (произвольность регуляции, появление саморегуляции); 3) коммуникативная (ведущий способ - речь).

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения. Оно тесно связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности.

По мнению Р. Немова, сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств:

1. Осмысленность представляемого или осознаваемого, т.е. выраженность в понятиях, речи, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

2. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, существенные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений. Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

3. Способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. С помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), сколько о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

4. Наличие в сознании интеллектуальных схем. Схема – определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, с помощью которых человек отбирает, классифицирует информацию.

5. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. Например, произведения искусства, культуры (музыкальные, литературные произведения и др.)

Самосознание - осмысление себя (образ своего «Я»), своих потребностей, своего существования.

А.М. Столяренко выделяет трансцендентность сознания, высший уровень развития сознания, надсознание, духовность. Она характеризуется осознанием, потребностью, постоянным стремлением и умением личности понять свое предназначение в обществе, своей стране, мире, осознать свое единство с историей, своим народом, стремление к торжеству справедливости.

Важнейшие механизмы действия подсознательного.

Периферическое поле (область) сознания – подсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано с помощью техники психоанализа. В область подсознания переходят хорошо освоенные детали размышлений, действий, операций, то, что автоматизируется. Например, грамотный человек пишет быстро, не задумываясь над тем, как писать ту или иную букву. Интуиция человека, по мнению А.М. Столяренко, формируется в области подсознания.

Общая характеристика бессознательного.

По мнению А. Петровского, бессознательное – 1) совокупность психических процессов, состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Бессознательное невозможно контролировать. 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.

Выявляют четыре класса проявления бессознательного: 1) надсознательные явления (не поддающиеся сознанию личности при решении творческих задач); 2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим; 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания; 4) проявления субсенсорного восприятия (сверхчувствительность, экстросенсорное восприятие).

Согласно теории З.Фрейда, психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Выделяют следующие механизмы психологической защиты: отрицание и отвержение, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, сублимация, подавление.

Методы изучения психических явлений из сферы бессознательного включают в себя психоанализ: поиск очага (его воспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок), переживание в соответствии с новой значимостью, забывание (ликвидацию очага возбуждения). Психоаналитики интерпретируют сновидения человека, используют метод ассоциации.

Психологами применяются проективные методы изучения личности (тест Роршаха, тест Хольцмана, Тематический апперцепционный тест, тест «Несуществующее животное» и др.), осуществляется анализ продуктов деятельности (изучение почерка, творческих, декоративных работ и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое сознание?

2. Чем отличается сознание от бессознательного?

3. Какие способы психологической защиты Вам известны?

 

Раздел 2. Психология деятельности и познавательных процессов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.