Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение




Практические рекомендации по улучшению памяти

1. Для эффективного запоминания необходимо осмысление и вербальное выражение воспринимаемой информации. Устанавливайте смысловые связи запоминаемой информации с уже известными фактами.

2. При запоминании текста: прочитайте, попытайтесь понять и разобраться, о чем повествуется в тексте, найдите ключевые слова, передающие смысл отдельных частей текста, используйте записи (стенографируйте или составляйте пиктограммы).

3. Используйте простые и доступные средства-стимулы для запоминания.

4. Для успешного припоминания необходимо: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.

5. Используйте ассоциации, закрепляйте их в образах.

6. Структурирование материала (по типу “дерева”).

7. Связь памяти с другими познавательными процессами и деятельностью.

8. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию.

9. Ускоренное чтение способствует совершенствованию запоминания информации.

10. Используйте образы при запоминании нового материала. Способность что-либо представить улучшает образную память, а также ускоряет процесс перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

11.Устанавливайте структурные связи (алфавитный порядок; системный порядок, последовательность, словообразование из начальных букв информации, ритмичность и рифмовка).

12.Повторяйте запоминаемый материал:

· повторяйте первый раз информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия;

· промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять;

· если вы хотите запомнить материал на несколько дней, то после первого непосредственного его восприятия повторите его через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа;

· метод ОВОД (основные мысли, внимательное чтение, обзор, доводка);

· последний раз повторите материал незадолго до сна.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое память?

2. Какие процессы памяти вам известны?

3. Какие виды памяти существуют?

4. Какие способы позволяют улучшить запоминание?

Воображение - деятельность сознания, в процессе которой человек создает новое представление, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, сохранившиеся в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их. Это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

По мнению А.В. Петровского, воображение – психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

К основным видам воображения относят пассивное и активное.

Пассивноевоображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Оно представляет собой замену действительности, уход от реальности в мир мечтаний и грез. Выделяют преднамеренное (грезы, мечты) и непреднамеренное (сновидения и галлюцинации) пассивное воображение.

Активное воображение тесно связано с деятельностью человека, принимает участие в его творчестве. Активное воображение может быть творческим (продуктивное) и воссоздающим (репродуктивное) воображение. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию, уже известных людям.

К методам творческого воображения относится:

· агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

· гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

· аналогия - создается какой-то образ, в чем-то схожий на реальный предмет или явление, встречающееся в действительности;

· схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

· акцентирование - создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Может проявляться как уменьшение, или увеличение, или как изменение пропорций отдельных сторон изображаемого, или как многократное их повторение.

Функции воображения: 1) представление действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена;

2) регулирование эмоциональных состояний;

3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций);

4) формирование внутреннего плана действий. Способность выполнять действия в уме;

5) планирование и программирование деятельности. Составление программ, оценка их правильности и процесса реализации.

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психического состояния в данный момент времени. Личностные тесты проективного типа (например, ТАТ, тест Роршаха) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое воображение?

2. Какие виды воображения вам известны?

3. Какие функции выполняет воображение?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.