Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т.С. Шевцова




Консультирования

К решению задач психологического

Психотерапевтические методы и подходы

Т.С. Шевцова

(учебно-методическое пособие к курсу

«Основы психологического консультирования»)

 

 

Тюмень


Рецензент: Е.Л. Доценко, доктор психологических наук, профессор

 

Психотерапевтические методы и подходы к решению задач психологического консультирования: У чебно-методическое пособие к дисциплине «Основы психологического консультирования». – Тюмень: Издательство «», 2005, - 264 с.

 

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Основы психологического консультирования» и предназначено для студентов старших курсов факультета психологии заочной формы обучения.

Основная цель курса - развитие целостного мировоззрения и ориентации применительно к консультированию и немедицинской психотерапии.

В теоретическом разделе курса предлагаются к рассмотрению различные направления и подходы в психологическом консультировании и психотерапии. Дается описание мировоззренческих позиций, целей, задач, методов и психотехник работы с клиентом. Целью теоретического раздела является знакомство с различными направлениями, создание феноменологических основ консультативной деятельности, активизация ценностей и смыслов консультативной деятельности, осознание миссии консультанта. На семинарах студенты предлагают к рассмотрению самостоятельный анализ различных подходов, дискуссируют на темы эффективности консультативного процесса, ищут и определяют факторы, критерии и способы оценивания степени эффективности деятельности консультанта. Практикумы направлены на развитие способности активного и эмпатического слушания, чтения вербальных и невербальных знаков, свидетельствующих о состоянии клиента, его отношении к внутренним и внешним событиям. На занятиях происходит освоение психотехнологий, возможно конструирование новых, уникальных методов работы с клиентом. В работе используются демонстрации индивидуального психологического консультирования (весь процесс или фрагменты с использованием эффективных микротехник), предлагаются психологические упражнения, задания для обретения собственного опыта. Для самостоятельной работы предложен перечень литературы, соответствующий основным разделам программы. Выполнение упражнений, описание которых представлено в завершении описания каждого направления, необходимо для обретения собственного опыта. Для самоконтроля (проверки знаний) разработаны тесты.


 

Оглавление

1. Общая теория психологического консультирования.. 10

1.1. Цели и задачи психологического консультирования. 12

1.2. Общие вопросы психологического консультирования. 14

и психотерапии. 14

2. Эффективность консультирования. Личностные и профессиональные особенности консультанта.. 16

2.1. Факторы эффективности консультативного процесса. 16

2.2. Этика и ответственность консультанта. 18

2.3. Модель эффективного консультанта. 26

2.4. Система ценностей консультанта. 34

2.5. Понятие позиции консультанта. Виды позиций. 38

2.6. Способы подстройки к клиенту. 42

2.7. Влияние профессиональной деятельности. 46

на личность консультанта. 46

2.8. Профессиональная подготовка консультанта. 50

3. Структурирование консультативного процесса.. 53

3.1. Пятишаговая модель интервью.. 53

3.2. Признаки эффективности интервью.. 66

3.3. Индивидуальные проблемы в интервью.. 67

Литература. 71

4. Подходы к разрешению типовых консультативных проблем... 72

4.1. Экзистенциально-гуманистический подход. 72

4.1.1. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода. 74

4.1.2. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода. 76

4.1.3. Различия между экзистенциальным и. 78

гуманистическим подходами. 78

4.2. Экзистенциальная терапия. 79

4.2.1. Сущность экзистенциальной терапии. 79

4.2.2. Экзистенциальная психодинамика. 79

4.3. Логотерапия: направленность в будущее. 84

4.3.1. Основные понятия логотерапии. 85

4.3.2. Основные методы консультирования. 98

Упражнения по логотерапии. 100

Литература: 101

4.4. Гуманистический подход и Клиентцентрированная терапия. 101

4.4.1. Условия консультирования. 102

4.4.2. Микротехники эмпатического слушания. 103

Упражнение. 104

Литература: 105

4.5. Гештальт - терапия: комплекс эффективных микротехник. 106

4.5.1. Основные положения учения Перлса: идеи гештальтпсихологии. 107

4.5.2. Базовые понятия гештальт-подхода. 109

4.5.3. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии. 122

4.5.4. Некоторые техники гештальт-терапии. 130

4.5.5. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода. 138

Упражнение. 142

Литература. 143

4.6. Диалогический подход в психологическом консультировании. 143

4.6.1. Сущность диалогического подхода. 143

4.6.2. Условия диалогического консультирования. 144

4.6.3. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультировании. 150

4.6.4. Ошибки стихийного диалогического консультирования. 154

4.6.5. Принципы работы консультанта. 156

4.6.6. Уровни диалогического консультирования. 158

4.6.7. Слово в диалоге. 159

Литература. 163

4.7. Трансактный анализ в психологическом консультировании. 163

4.7.1. Основные положения трансактного анализа. 164

4.7.2. Поведенческая диагностика эго-состояний. 167

4.7.3. Структурирование времени. 169

4.7.4. Процесс коммуникации. 172

4.7.5. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди. 177

4.7.6. Сценарии. Основные положения теории сценария. 181

4.7.7. Процесс формирования жизненного сценария. 182

4.7.8. Виды сценарных посланий. 188

4.7.9. Сценарий, как процесс. 195

4.7.10. Терапия трансактного анализа. 204

Упражнения. 211

4.8. Нейролингвистическое программирование. 215

4.8.1. Глубинные структуры и поверхностные структуры.. 221

4.8.2. Базовые положения. 226

4.8.3. Основные правила НЛП.. 229

4.8.4. Репрезентативные системы. 230

4.8.5. Убеждения. 234

4.8.6. Модель изменения при использовании НЛП.. 240

4.8.7. Ре – импринтинг. 243

4.8.8. Основные положения моделирования. 247

Упражнения. 258

Литература. 260

Заключение.. 261

Вопросы к экзамену.. 265

Тесты для контроля знаний студентов.. 267

Пояснительная записка. 268

Тема 1. Общая теория психологического консультирования. 270

Тема 2. Эффективность консультирования. Личностные и профессиональные особенности консультанта. 271

Тема 3. Система ценностей консультанта. 272

Понятие позиции консультанта. Виды позиций. 272

Способы подстройки к клиенту. 272

Тема 4. Структурирование консультативного процесса. 273

Тема 5. Экзистенциально-гуманистический подход. 274

Тема 6. Логотерапия. 276

Тема 7. Гуманистический подход и Клиентцентрированная терапия. 277

Тема 8. Активное слушание в консультировании. Эмпатия. 278

Тема 9. Гештальт - терапия: комплекс эффективных микротехник. 279

Тема 10. Диалогический подход в психологическом консультировании. 280

Тема 11. Трансактный анализ в психологическом консультировании. 282

Тема 12. Нейролингвистическое программирование. 283

Правильные ответы.. 285

Литература. 289

 


 

Предисловие

 

Широкое внедрение психологии в педагогическую практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначены как методы психологического воздействия и направлены на оказание помощи клиентам. К основным направлениям деятельности психолога в образовании и других областях следует отнести психодиагностику, просвещение, профилактику, прогнозирование, психокоррекцию, интервьюирование, консультирование и психотерапию. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию и психотерапии.

Психологическое консультирование как одно из направлений деятельности психолога явля­ется относительно новой областью психологической практи­ки, выделившейся из психотерапии. Необходимость этого вида деятельности возник­ла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. По­этому в психологическом консультировании мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конф­ликты с коллегами и руководителями, возможность уволь­нения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии реше­ний, трудности в завязывании и поддержании межличност­ных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока ещё не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Психологическое консультирование - это оказание психологической помощи тем, кто обращается к консультанту по поводу решения тех или иных проблем. Психологическая помощь ограничена общими рамками, в которых личности или группе обычно оказывается поддержка в виде интерпретации полученной от клиента в ходе диагностики, интервьюирования, наблюдения или беседы информации, советов и рекомендаций. Неотъемлемой частью психологического консультирования, его логическим продолжением может стать психотерапия в тех случаях, когда следование совету или соблюдение рекомендаций не приносит определенного желаемого результата.

В практике психологического консультирования важное значение придается возможности интегрирования различных методов и подходовпсихотерапевтической помощи. Интервьюирование, консультирование, психотерапия, а во многих случаях и психологическая коррекция зачастую переплетаются, одно направление дополняет другое, что обогащает работу психолога, а клиенту дает возможность более полного и глубокого осознавания своих проблем, истоки и механизмы их происхождения, пути и способы их преодоления.

Совершенно естественно возникает вопрос о том, какие факторы могут повлиять на успешность консультирования. Определение этих факторов сопряжено, во-первых, с самим консультантом – его индивидуально-личностными особенностями, ценностями, мировоззренческими позициями и их широтой допущений, верованиями и убеждениями, уровнем профессиональной компетентности, гибкости ума и сензитивности, уровня духовно-нравственного развития и пр. Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Во-вторых, эффективность консультирования во многом зависит от того, насколько были учтены особенности клиента: его потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы, сфера познания, культурно-ценностные ориентации клиента, его способности и возможности. В-третьих, эффективность консультирования обусловлена установлением особого контакта между психотерапевтом и клиентом как исходной предпосылкой возможности построения психотерапевтической работы.

Любая профессиональная деятельность подразумевает наличие определенных морально-этических принципов, лежащих в основе всех действий, выполняемых в рамках данной профессии, - профессиональной этики. Профессиональная этика здесь рассматривается как совокупность определенных правил, которыми должен руководствоваться специалист при осуществлении своей деятельности. Деятельность консультанта тем более предполагает достаточно прочную и жесткую систему этических норм. Морально-этические нормы профессиональной деятельности психолога-консультанта основываются в основном на нормах этики и морали. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога-консультанта предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это позволяет рассматривать профессию психолога как одну из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Представители гуманистического направления в психотерапии склонны видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на лечение болезни. Терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности и более высокого состояния сознания, позитивного отношения к себе и к миру и эффективного сегодняшнего существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.