Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциальная психодинамика




Сущность экзистенциальной терапии

Экзистенциальная терапия

Экзистенциальная терапия динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума.

Человек в процессе жизни формируется культуральными межличностными факторами. Базовой потребностью ребенка является потребность в безопасности, в принятии и одобрении со стороны других людей. Соответственно, структура его характера определяется качеством взаимодействия со значимыми взрослыми, от которых зависит его безопасность. Он от рождения наделен огромной энергией, любознательностью, невинной свободой тела, неотъемлемым потенциалом роста и желанием безраздельного обладания любимыми взрослыми. Проявление этих свойств не всегда согласуется с требованиями находящихся рядом взрослых; противоречие между естественными тенденциями роста и потребностью в безопасности и одобрении составляет коренной конфликт ребенка. Если ему достались родители, которые вследствие поглощенности собственной невротической борьбой не могут обеспечивать безопасность, не поощряют автономный рост, у него, скорее всего, разовьется тяжелый психический конфликт, причем, компромисс между ростом и безопасностью неизменно будет достигаться за счет роста.

Экзистенциальный подход акцентуирует базисный конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Данности существования – факторы неизбежной составляющей бытия человека в мире. Выделяют четыре основные данности существования: смерть, свобода, изоляция, бессмысленность.

Смерть наиболее легко осознаваемая конечная данность. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием жить – центральный экзистенциальный конфликт.

Всему на свете приходит конец – это одна из самых очевидных жизненных истин. Научиться жить хорошо – это научиться умирать хорошо и наоборот. Когда смерть отрицается – жизнь сужается. Фрейд полагал, что скоротечность жизни увеличивает нашу радость от нее. «Ограничение возможности наслаждаться повышает ценность наслаждения».

С тревогой смерти имеют дело абсолютно все люди. Большинство вырабатывают адаптивные стратегии, включающие механизмы отрицания: подавление, вытеснение, смещение, вера в личное всемогущество, разделение социально санкционированных религиозных верований, «обезвреживающих» смерть, наконец, личные усилия к преодолению смерти, посредством различного рода активности, направленной на достижение символического бессмертия. Для клиента же в силу чрезмерного стресса или неадекватности доступных защитных стратегий универсальные пути преодоления тревоги смерти оказываются недостаточными, он вынужден прибегнуть к крайним вариантам защит. Защитные маневры блокируют рост, выливаются в скованную и неудовлетворяющую жизнь. Неадаптивное и ригидное поведение, препятствующее личностному росту, - это невротическое поведение. Человек сливается с другими или сепарируется, погружает себя в среду или выделяется из нее, утверждает свою автономию, или ищет безопасности путем соединения с другой силой, стремится к подчинению или жаждет власти, становится собственным отцом или остается вечным сыном. Структуры характера огромного большинства людей включают элементы обеих защит.

Психотерапевт, независимо от своих воззрений на исходный источник тревоги, начинает терапию на уровне жалоб клиента. Он может оказывать ему поддержку, поощрять адаптивные защиты, помогать в коррекции разрушительных стереотипов межличностного взаимодействия. И в этом случае экзистенциальная психотерапия радикально не отходит от традиционных терапевтических стратегий и техник.

Свобода – представляется людям однозначно позитивным явлением. Однако, в экзистенциальном плане подразумевает отсутствие внешней структуры. Сформирована довольно прочная иллюзия, что мы имеем дело с довольно хорошо организованной вселенной, устроенной по определенному плану. Однако, индивид скорее сам несет ответственность за свой мир, и сам же является его творцом. Открытие этой бесструктурности вступает в противоречие с нашей потребностью в почве и структуре.

Нагрузка оказывается слишком велика. Тревога требует разрядки, и мы индивидуально и социально, вовлекаемся в неистовые защиты от свободы. Включаются защиты, ограждающие индивида от осознавания ответственности и направленные на избегание ее: компульсивность, перенос ответственности на другого, отрицание ответственности («невинная жертва», «потеря контроля»), избегание автономного поведения, патология принятия решения.

Первый шаг психотерапевта направлен на то, чтобы помочь принятию ответственности клиентом. Он состоит не в применении той или иной техники, а в установлении собственной позиции, на которой будет основан последующий выбор техник. Следует помнить, что клиент сам сотворил собственное неблагополучие. Не по случайности, не из-за злой судьбы, не из-за генов пациент одинок и изолирован, страдает бессонницей, с ним плохо обращаются. Терапевт должен выявить роль клиента в его собственной проблеме и найти способы донести это знание до клиента. Пока человек не осознал, что сам сотворил собственную дисфорию, мотивация к изменению отсутствует. Пока мы верим, что причиной нашего неблагополучия являются другие, или невезение, зачем нам вкладывать энергию в личностное изменение? При такой убежденности стратегия действий, очевидно, должна быть не терапевтическая, а «активистская» - направленная на изменение собственной среды.

Экзистенциальная изоляция третья конечная данность. Фундаментальная изоляция – и от других созданий и от мира, - скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве его покидает. Конфликт между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большому целому.

Терапевт, как правило, имеет дело с тремя различными видами изоляции: межличностной, внутриличностной и экзистенциальной.

Межличностная изоляция, переживаемая как одиночество, - это изоляция от других индивидуумов. Факторы, препятствующие социальному взаимодействию: недостаток социальных навыков, конфликтные чувства по отношению к близости, личный стиль, географическая изоляция. Важную роль такого рода изоляции играют культуральные факторы.

Внутриличностная изоляция – процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя. Пример – неприятный опыт отделяется от связанного с ним аффекта и его ассоциативные связи прерываются так, что он изолируется от обычных процессов мышления.

Экзистенциальная изоляция. Индивиды часто бывают изолированы от других или от частей себя. В основе - еще более глубокая изоляция, связанная с самим существованием, - изоляция, которая сохраняется при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, при великолепном знании себя и интегрированности. Такая форма изоляции означает изоляцию между индивидуумом и миром. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приводит к такого рода изоляции.

Переживание экзистенциальной изоляции порождает в высшей степени дискомфортное субъективное состояние. Включаются бессознательные защитные механизмы. Эта работа должна быть постоянной, чтобы изоляция внутри нас не стала осознанной.

Никакие отношения не могут уничтожить изоляцию. Каждый из нас одинок в существовании. Однако одиночество можно разделить с другим, и любовь компенсирует боль изоляции.

Бессмысленность – четвертая конечная данность существования. Мы должны умереть. Мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире. Какой же тогда смысл в нашем существовании? Ни одному великому мыслителю не удалось решить загадку смысла жизни.

Человек нуждается в смысле. Отсутствие в жизни смысла, целей, ценностей и идеалов вызывает значительное страдание. В острой форме они могут привести человека к решению покончить с собой. Нам нужен некий абсолют, устойчивые идеалы, к которым мы можем стремиться, и направляющие ориентиры, на основании которых мы можем выстраивать жизнь. Согласно экзистенциальной точке зрения, мир случаен, все, что есть, могло быть иначе. Человек конституирует себя, свой мир и свою ситуацию в мире. Никакого смысла, никакого великого замысла вселенной, никаких направляющих жизненных ориентиров в жизни не существует, за исключением тех, которые создает сам индивид. Как существо, нуждающееся в смысле, находит смысл во вселенной, не имеющей смысла? Пример: утверждение «ничто не имеет смысла, следовательно, жизнь не стоит того, чтобы жить» не выдерживает критики: раз ничто не имеет значения, то не имеет значения и то, что не имеет значения. Отчаяние, вызванное отсутствием значимости на самом деле основано на реальной значимости. Терапевт должен помочь человеку понять, что его нынешние сомнения не уничтожают реальность прошлых значимостей. Гедонистический парадокс: чем больше мы ищем удовольствия, тем больше оно ускользает от нас. Франкл В. утверждает, что удовольствие – побочный продукт смысла, и наше искание следует посвятить обнаружению смысла. Смысл, как и удовольствие, нужно исследовать косвенно. Ощущение осмысленности – побочный продукт вовлеченности. Вовлеченность на логическом уровне не решает фатальные вопросы, но она приводит к тому, что эти вопросы не имеют значения. Вовлеченность всем сердцем в какую-либо деятельность увеличивает наши шансы соединить события нашей жизни в какой-либо целостный паттерн. Цель терапевта – вовлеченность. Самое важное средство работы – собственно личность терапевта, через которую он вовлекается в отношения с клиентом. Терапевт ведет клиента к вовлеченности в отношения с другими, и первый шаг обеспечивается его личностным глубоким и аутентичным отношением к клиенту.

Вопрос о смысле жизни решается не наставлением. Человек должен погрузиться в реку жизни и позволить вопросу уплыть.

Неоценимый вклад в разработку экзистенциально-гуманистического подхода в психологическом консультировании внесли Карл Роджерс, Фредерик Перлс, Виктор Франкл. В основе экзистенциально-гуманистической психологии лежит постоянное стремление понять и ощутить неповторимость каждого человека.

 

Литература:

1. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб. – 1998

2. Котлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб., 2001

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс – 1990. – 398

4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М, 1994

5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: «Класс», 2000. – 576

6. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. – М, 1998

7. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. – М, 1998

4.3. Логотерапия: направленность в будущее

 

Австрийский психиатр и психолог, профессор неврологии и психиатрии Венского университета Виктор Франкл является создателем нового направления в психотерапии – логотерапии. Будучи заведующим отделением неврологии Ротшильдовского госпиталя в Вене, в 1942 г. был арестован нацистами и брошен в концлагерь. Во многом из осмысления опыта лагерной жизни сложились у В. Франкла основные идеи логотерапии (от древнегреческого «логос» - смысл), в центре которой стоит задача помочь человеку в поисках смысла жизни.

Логотерапия как одно из влиятельных направлений зарубежной психотерапии занимает в ней особое положение, противостоя, с одной стороны, ортодоксальному психоанализу, а с другой – поведенческой психотерапии. Концепция личности, сложившаяся в рамках логотерапии, по многим своим мотивам близка к современной гуманистической психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.