Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микротехники эмпатического слушания




Основные положения гуманистического подхода к решению проблем

1. Люди стремятся к росту и самоактуализации;

2. Каждый человек живет в постоянно меняющемся мире переживаний, центром которого он является (природа переживаний индивидуальна и субъективна, невозможно полностью понять ощущения и переживания другого человека);

3. Доверие, открытость, принятие, дозволенность и теплота являются необходимым и достаточным условием для изменений;

4. Изучение эмоциональных реакций, тщательное исследование чувств – основа содержания консультирования;

5. Универсальные цели консультирования – помочь человеку стать более осознанным, нравственным, мыслящим и человечным (исследование ценностных ориентаций, личностных особенностей);

6. Ответственность за ход лечения лежит в первую очередь на клиенте, который сам определяет его содержание и его успешность;

7. Все люди изначально добры и заслуживают доверия. Безответственное, социально неприемлемое поведение проявляется как механизм защиты, который не дает людям возможности быть самими собой. По мере ослабления защит люди становятся более открытыми к своим переживаниям, стремятся выстраивать серьезные и конструктивные отношения.

4.4.1. Условия консультирования

· Эмпатическое понимание клиента. Эмпатия – это вхождение в личный перцептивный мир другого, сенситивность к постоянно изменяющимся чувственным смыслам другого. Временное проживание в жизни другого человека. Ощущение мира клиента, как если бы он был моим собственным. «Войти в его ботинки».

· Безусловное позитивное отношение к клиенту. Сердечность принятие, забота и поддержка.

· Конгруэнтность консультанта. Две формы конгруэнтности: между чувствами консультанта и его осознанием этих чувств; между осознанием чувств и их выражением

· Готовность клиента к изменению, его ответственность за это изменение.

Важный пункт роджеровской терапии - противоречие между реальным и идеальным "Я". Человек хочет видеть себя хорошим и часто теряет реальное представление о себе в попытках представить себя идеальным. Это расхождение между мечтой и реальностью, между самовосприятием и восприятием других, ведет к инконгруэнтности. Инконгруэнтность проявляет те позиции, где человек уже не является самим собой. Она ведет к тревожности, к поведению, которое не удовлетворяет ни его, ни окружающих. Задача психолога помочь клиенту осознать свою инконгруэнтность и поработать с ней.

Это похоже на то, как если бы она слушала

и такое выслушивание окутывало бы нас тишиной,

в которой, наконец, мы бы начали слышать то, чем

мы, как предполагается, являемся.

Лао Цзы.

Повтор и поддержка - прямое повторение сказанного клиентом, либо краткие комментарии типа "ну-ну", "так", "расскажите еще" - способ показать клиенту, что его слышат. Повтор той или иной фразы поведет клиента в разных направлениях, и каждое их этих направлений можно углублять.

Пересказ - сжатое содержание высказываний клиента. Пересказ обращается к фактам. Передается объективное содержание речи клиента, переформулированное психологом, сохраняются слова, фразы и обороты, используемые в речи клиента. Обычно пересказ начинают словами: «Если я Вас правильно понял…»

Отражение чувств – воспроизведение эмоционального отношения клиента к важным для него событиям, фактам. Отражать чувства клиента можно начав словами: «Похоже Вы чувствуете…», или «Вы сердитесь, когда Ваш сын…», или «Вы смеетесь, но судя по Вашему голосу (виду), Вам не до смеха».

Фокусировка - на проблеме: краткое и точное определение проблемы клиента с использованием его ключевых слов.

- на желаемом результате: точное определение желаемого результата клиента. Полезным для осознания клиента может стать противопоставление точно выделенной проблемы желаемому результату, используя следующую фразу: «С одной стороны, Вы хотите … (желаемый результат клиента), с другой стороны, Вы …. (точно определенная проблема)».

Резюме - в сжатом виде повторяет основные факты, чувства и мысли клиента. Резюме полезно использовать во время интервью и обязательно в конце встречи. Резюме проясняет направление беседы, включает в себя внимание к клиенту, упорядочивает сложное содержание высказывания, помогает психологу понять, точны ли его суждения.

Упражнение.

(Никаких советов, предложений, интерпретаций)

1. Раппорт / структурирование. Сеанс можно начать словами: "Вы хотели поговорить о …". Интервью начинают с установления раппорта (присоединения). Сообщите клиенту о том, что вы хотите его выслушать, понять, что вы не намерены давать советы.

2. Сбор информации. Используйте методы выслушивания (поддержка, поощрение, пересказ, отражение чувств). Периодически подводите итог тому, что сказал клиент. Уточните, правильно ли ваше понимание проблемы клиента. Используйте открытые вопросы для сбора информации, необходимой для точного определения проблемы. Обратите внимание на наличие фактов, эмоционального отношения к фактам, суждений клиента по поводу причин случившегося, поведенческих реакций в информации клиента. Обязательно используйте слова, фразы, речевые обороты клиента. Отразите позитивный смысл сказанного. Это путь проявления положительного отношения и поиска позитивных ресурсов.

3. Желаемый результат. У клиента наверняка есть пожелания относительно того, как все должно быть. Можно задать вопрос: "А как все должно быть?" Уточните, правильно ли ваше понимание желаемого результата клиента. На втором этапе вы услышали информацию о "реальном Я" и реальной проблеме, теперь предстоит выявить "идеальное Я" и идеальное решение.

4. Выработка альтернативных решений. Разница между "реальным Я" и "Я идеальным" является очень важной в клиентцентрированной терапии. Определите инконгруэнтность между «Я» реальным и идеальным. Используйте фразу-конфронтацию: "С одной стороны ваша проблема в …, но, с другой стороны, идеальным решением было бы …. Что приходит Вам в голову в качестве возможного решения?" Вы можете обсудить, каким видит себя клиент и каким хотел бы быть. Имейте в виду, что слишком категорическое разграничение реального и идеального «Я» часто обезоруживает клиента, ставит в тупиковую ситуацию, и он не может продуцировать.

Чтобы понять новые мысли, высказывания клиента, используйте последовательность выслушивания и отражения смысла.

5. Обобщение. В качестве обобщения вы можете суммировать альтернативные решения, предложенные клиентом, посмотреть, заинтересован ли он в их выполнении. Задайте вопрос: "Изменятся ли завтра Ваши мысли и поступки после нашей беседы?"

Для многих людей тот факт, что их внимательно выслушали, уже открывает им путь к творчеству, интенциальному существованию.

Литература:

1. Котлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.,2001

Кочунас Р. Основы психологического консультирования. - М..

2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1993.

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. - 2000

4. Роджерс К. О становлении личности. - М., 1995.

4.5. Гештальт - терапия: комплекс эффективных микротехник

 

«Гештальт», сообщает Серж Гингер (Что такое гештальт? Санкт-Петербург, 1996), зародился в 1942 г. в Южной Африке. Однако широко известным он стал намного позже, уже в калифорнийский период работы Перлза, в связи с широким, всколыхнувшим всю планету «контркультурным» движением 1968 г. Это движение было направлено на поиски новых человеческих и творческих ценностей и утверждало право каждого человека быть ответственным за самого себя, право «быть», а не «иметь»; оно стремилось к познанию, а не к власти.

Современный Гештальт, выйдя за пределы психотерапии, выступает как настоящая экзистенциальная философия, «искусство жизни», как особый взгляд на человека в этом мире, часто противоречащий традиционным представлениям: он провозглашает большую ценность синтеза, нежели анализа.

В наши дни Гештальт практикуется в самых широких контекстах и с самыми разными целями: в индивидуальной терапии, в терапии пар, в семейной терапии, в групповой терапии и в группах личностного роста; кроме того - в учреждениях (в школах, в учреждениях для детей с задержками развития, в психиатрических больницах и т. д.), а также в торговле и на промышленных предприятиях.

Гештальт обращен не только к лицам, страдающим от физических, психосоматических или психических расстройств, подходящих под категорию «патологических», но и к тем, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, скорбь по умершему - траур, депрессия, безработица и т. д.).

Иначе говоря, Гештальт открыт всем людям, которые стремятся выявить и развить свой скрытый потенциал, перейти просто от существования к максимальной полноте жизни, к новому качеству бытия. Поэтому Перлз, основатель Гештальта, считал, что его метод предназначен не просто для лечения больных или для работы с маргиналами; он ратовал за терапию с названием «терапия нормальных людей».

Gestalt - слово немецкое, оно употребляется сегодня во всем мире, так как точных эквивалентов в других языках у него нет. Оно означает «облечь в форму, придать значимую структуру».

Согласно гештальт-теории, наше перцептивное поле (и, кроме того, интеллектуальное и аффективное поля) спонтанно организуется как совокупность структурированных и значимых систем. Восприятие некоего целого не может быть сведено к сумме воспринятых стимулов, т.к. целое - нечто иное, чем простая сумма его частей. Основной принцип гештальт-психологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть – только часть и никакого представления о целом не дает.

Аналогично, одна и та же системная единица будет изменяться в зависимости от того, входит ли она в состав определенного целого, существует ли она изолированно или оказывается в составе совсем другою целого, т.к. на свойства этой системной единицы влияют ее местоположение и функции. Для понимания всего поведения и ситуации важен не только их анализ, но и их синтетическое видение в связи с общим контекстом.

Личность состоит из множества частей, что делает ее уникальной и неповторимой. Гештальт-теория постулирует, что рождается человек более или менее целостным, однако в ходе жизни происходит расщепление личности, накапливается множество незавершенных ситуаций. Это "расщепление" необходимо предотвратить, если мы хотим принять настоящую жизнь. Соответственно, задачей психологов-гештальтистов является интеграция, реинтеграция разрозненных частей личности в единое целое [1].

4.5.1. Основные положения учения Перлса: идеи гештальтпсихологии

Перлс отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует. Перлс полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлсу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), отклонение от равновесия ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном.

Гений Перлза и его сотрудников (в частности, Лауры Перлз и Пола Гудмана) проявился в разработке стройной синтетической системы, включившей в себя несколько философских, методологических и терапевтических направлений европейского, американского и восточного происхождения, которые вместе составили новый «Гештальт» - «целое, отличное от простой суммы его частей»; из традиционного материала им удалось создать новое, совершенно оригинальное строение.

Гештальт ставит акцент на осознавании актуального жизненного опыта «здесь и теперь» (что, конечно же, не исключает обращения к прошлому жизненному оцыту) и полностью восстанавливает в своих правах эмоции и телесные ощущения.

Гештальт - целостный подход к человеческому существу, охватывающий одновременно его сенсорную, аффективную, интеллектуальную, социальную и духовную составляющие. Гештальт-подход благоприятствует установлению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, а также осознаванию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стериотипов в поведении. Он выявляет наши блокировки и процессы обрыва в нормальном протекании цикла удовлетворения наших потребностей. Гештальт снимает маски с наших защит, страхов, запретов и иллюзий. Гештальт-подход стремится не просто к объяснению причин наших трудностей, а к исследованию новых путей их разрешения.

Гештальт - это ответственность человека за собственные выборы и за собственные избегания. Каждый работает в своем ритме и решает свои задачи, отталкиваясь от возникающих непосредственно в данный момент ощущений, эмоций или актуальных потребностей. Повторное переживание «незавершенной» или не до конца разрешенной ситуации из прошлого, а также неуверенность в будущем также могут служить отправной точкой для терапевтической сессии. Каждый терапевтический сеанс, даже если он проводится в присутствии всей группы, как правило, нацелен на одного, определенного человека.

Гештальт-подход, в отличие от психоанализа с одной стороны, и от бихевиоризма с другой, представляет из себя оригинальный «третий путь». Он предлагает не понять, не научиться, а экспериментировать с целью максимального расширения нашего жизненного пространства и нашей свободы выбора.

По словам Сартра: «Важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.