Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии




Итак, гештальт-терапия сконцентрирована на текущих событиях, переживаемых клиентом.

Основные принципы гештальт-терапии - актуальность, осознанность, ответственность. Незавершенные ситуации, неудовлетворенные потребности накапливаются и требуют завершения.

Рассматривая организм и среду как единое целое, Папуш М.П. ("Я" и "Мы" в гештальт-терапии: аксиологический анализ концепции невротических механизмов. 1992) вместе с тем подчеркивал, что есть контактная граница между индивидуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможны как контакты со средой, так и отход от неё. Контакт сопровождается формированием гештальта, отход – его завершением. Потребности можно реализовать в контакте с окружающей средой. Фазы в цикле контакта со средой: преконтакт (осознавание); контактинг (отношение к возникшей потребности, эмоция, выбор средств и способов удовлетворения потребности); полный контакт (осуществление деятельности, потребность удовлетворяется); постконтакт ( стадия ассимиляции, присвоение опыта).

Движущей силой этого ритма (контакт – отход) Перлс считал иерархию потребностей. Доминирующая потребность является гештальтом, на ограничение, завершение и нейтрализацию которого в данный момент направлены все усилия организма. И основой возникновения невротического конфликтаПерлс считал именно столкновение потребностей организма со средой. Их фрустрация ведет к подавлению желаний, разрушению контакта. Человек начинает использовать лишь безопасные с его точки зрения способы взаимодействия с миром. Поэтому претерпевает изменение его граница с миром. Человек может направлять все свои усилия на то, чтобы быть подальше от людей. Индивидуум сосредотачивается на средней зоне, за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлс называл зоной фантазии. Зона фантазий несет в себе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перлс утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нудно просто осознать настоящее. Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего и от способности жить в полную меру здесь и теперь. И для удовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира [6].

Психическое физическое и социальное здоровья достигается в непрерывном творческом приспособлении на границе контакта между организмом и средой. Синтез, который позволяет человеку жить по собственным взглядам и учитывать социальные нормы, достигается в постоянном творческом приспособлении. В противоположность ему существует пассивное или консервативное приспособление, вызванное механизмами психологической защиты. Впервые используемые, психологические защиты являлись творческим приспособлением, обеспечивали безопасность человека, блокируя какие-то потребности, срывая цикл контакта. Неоднократно используемые, в дальнейшем неосознаваемые психологические защиты делают поведение человека негибким и несоответствующим ситуации.

Здоровая же личность адекватно осознает границу между Я и не-Я. В случае, когда человек переживает среду как плохую, враждебную, он создает равновесие, теряя границы и отступая, отдавая свою «территорию» или пытаясь захватить чужую. Такой «передел границ» ведет к действию на спорной территории законов психологической защиты. Эти законы реализуются в семи видах невротических механизмов: слиянии, интроекции, проекции, ретрофлексии, дефлексии, эготизме и девалитизации.

Слияние (конфлюенция) - потеря, размытость границ, симбиоз часто между близкими людьми, возможно слияние с чужой идеей, трудность в выделении своих чувств, ощущений. Слияние - неспособность к переживанию в отдельности от другого человека, различия между людьми не учитываются. В другом варианте «слияние» у некоторых людей может выражаться в вере в то, что они обладают исключительной способностью «читать мысли и чувства» других людей.

Слияние представляет собой такой способ ухода от контакта, когда объект не становится четкой фигурой. При слиянии индивидуум недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружающий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Люди, которые не осознают границу контакта между собой и другими, не способны ни устанавливать хороший контакт с окружающими, ни отступать там, где это уместно. Индивидуумы требуют от окружающих сходства и отказываются терпимо относиться к существующим различиям. При слиянии местоимение «мы» используется тогда, когда в действительности имеются различия между «Я» и другими людьми. Например, мама жалуется: «У сына всегда были пятерки по литературе. А наша новая учительница стала к нему придираться. Это все из-за того, что он как-то подшутил над ней». Или, например, новорожденный целиком находится в слиянии с миром. Кроме того, многие способы реагирования приобретены в слиянии с людьми из ближайшего окружения.

Психотерапевт работает с патологическим слиянием, когда человек не отличает себя от других людей, усваивает их чувства, оценки, привычки. Муж и жена находятся в патологическом слиянии, не переносят даже малейших различий в привычках и привязанностях. Когда они возникают, супруги всячески стремятся либо измениться сами, либо требуют перемен в партнере по браку. Действия человека, использующего этот невротический механизм ритуализированы, он редко проявляет интерес к чему-либо. Некое «мы», идентификация с другими людьми защищает его от принятия на себя ответственности, от осуществления собственного выбора.

При этом Перлс отмечает, что слияние не всегда патологично: человек может «потерять границу», слушая прекрасную музыку, наслаждаясь пейзажем, влюбившись. Патологичным оно становится тогда, когда направлено на разрушение контакта. Отказ от контакта – это способ избежать не одобряемых другими чувств.

Интроекция также является способом заимствования чужого опыта. Интроекция - принятие без ассимиляции какой-либо информации, которая остается чужой и мешает жить. Интроекция проявляется как принятие без критической проверки и ассимиляции морали, ценностей, социальных норм, отношений, обобщений, опыта других людей. Проявления: "я должен", поведение без выбора, быстрые ответы "да", или "нет" без обдумывания, неосознаваемые собственные потребности.

Интроекция – тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими. В результате граница между «Я» и средой переносится, перемещается внутрь «Я». Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Все усилия такого человека направлены на примирение чужих идей, он буквально разрывается между ними на части. Примером интроекций могут служить родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления их ценности. При этом личное местоимение «Я» используется тогда, когда следовало бы употребить местоимение «они». Например: «Когда у меня что-то не получается, я злюсь и нервничаю. Я хорошо себя знаю. Если мне что-то удается, я приписываю это воле случая. А при неудаче нахожу кучу ошибок и глупостей, за которые себя наказываю».

Для описания механизма возникновения интроекции и способа работы с ним Перлс использовал метафору процесса пищеварения. Возникновение этого механизма связано с периодом, когда ребенок учится жевать и кусать. Он блокирует оральную агрессию, не «пережевывая» чужой опыт. При здоровом функционировании человек откусывает, пережевывает и перерабатывает содержание. Он способен различать полезное и вредное. При интроекции материал, поступающий извне, скорее проглатывается целиком, чем переваривается должным образом.

Невротическая личность, по Перлсу, не способна понимать, что ей нужно, а что – нет. Интроецирующий человек становится психологически всеядным, усваивая чужие ему образцы поведения, мысли и чувства. Он действует, чувствует и думает, так как от него ожидают другие. Хотя он говорит «я», на самом деле его устами говорят другие – «они», диктующие ему, что он должен делать. Такой человек не разборчив в общении, его связи поверхностны, он не способен на искренний контакт. Как правило, интроекция позволяет нормально функционировать, используя игры и манипулируя людьми. Проблемы возникают, когда интроект сталкивается с естественными чувствами и потребностями или если человек обнаруживает у себя несогласующиеся интроекты, например, требование контролировать эмоции и привычку действовать импульсивно. Итак, можно заключить, что два основных результата интроекции будут следующие: во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы все время должны бороться с чуждыми им комплексами. Во-вторых, интроекты могут быть несовместимы друг с другом, в этом случае они способствуют распаду личности.

Проекция противоположна интроекции. Проекция характеризуется тенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях: на уровне, связанном с внешней окружающей средой, и на уровне, связанном с «Я». В проекции границы перепутываются: собственная граница наступает на границы других субъектов, неосознаваемое в себе приписывается другому. Проекция проявляется в тенденции делать или приписывать окружающим то, что делает сам человек, как процесс присваивания другим свойств, качеств, отношений, верований, чувств и поведения, которые в действительности относятся к самой личности.

В гештальт-терапии обычно описывается три формы проекции, соответствующие трем функциям, которые они выполняют:

- зеркальная проекция, в которой субъект находит в другом или в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь ("мне это нравится, у меня это тоже есть" или "мне это нравится, я хочу это иметь"). Например,замечание одного студента-физика, прочитавшего главу в учебнике: «Знаете, оказывается, мы с Эйнштейном очень сходно мыслим»;

- проекция катарсиса, в которой субъект приписывает другому или образу другого характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому (люди видят соринку в чужом глазу, но не замечают деревянный склад в своем). Отвергаемые черты могут быть неосознаваемыми. Т.о. проекция – это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Такой человек считает, что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно он, этот мир, виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах. Человек отделяет часть собственного Я и приписывает другим неприемлемые для Я-образа мысли, чувства, желания, перекладывает на них ответственность за свои поступки. Он не способен к самоидентификации, и вместо должного «Я» используются местоимения «они», «он», «она», «оно». Например: «Неудобно так часто ему звонить. Он может подумать, что навязываюсь». Проекция элементов собственного Я имеет место тогда, когда люди не рассматривают как часть себя области, в которых возникают определенные импульсы или сами эти импульсы. Например, люди иногда говорят: «Мною овладел гнев»; т.о. люди как бы признают, что гнев объективно существует вне их самих, при этом они могут считать гнев виновником своих неприятностей и не признавать полностью тот факт, что испытываемый ими гнев – это часть их самих. Или при нарастании гнева такой человек может сказать: «Она меня довела».

Перлс описывал проецирующего человека, как окруженного зеркалами и воображающего, что смотрит наружу. Если проблемы интроецирующего связаны с тем, что он должен делать, то проблемы проецирующего касаются того, что он не должен делать, кем он не должен быть. Если человек отрицает какую либо черту своей личности, он характеризует себя противоположными качествами. Отрицая бережливость, проецирующий описывает себя как бессребреника, окруженного жадными стяжателями. Если ребенка в детстве отвергали, он затем начнет отвергать других. Приписывая другим свои чувства, такой человек оказывается от них отчужден, его мысли тоже кажутся ему чужими: «Мне пришла в голову мысль» – говорит он. Если человек не в силах принять себя и свои переживания, ему кажется, что весь мир против него.

- Дополнительная проекция - другому приписываются черты, которые оправдывают собственные качества (чаще негативные). Например: «Почему бы мне его не надуть, если он сам всю жизнь всех обманывает?» – рассуждает мошенник, приходя к президенту фирмы – своей потенциальной жертве.

Ретрофлексия связана с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; и субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие. Ретрофлексия - процесс сдерживания собственных чувств и направление их против себя, обращение внутрь того, что предназначалось наружу, вместо попыток влиять на окружение; сдерживание. Например, одинокая женщина покупает сама себе букетик цветов на 8 Марта; или подросток совершает попытку самоубийства, чтобы отомстить оскорбившим его родителям. Ретрофлексия буквально означает «резко повернуть назад против». Когда люди ретрофлексируют, они «переадресовывают» свою активность внутрь и заменяют собою окружающую среду, т.о. делая себя собственной мишенью. Например, когда-то мальчика наказали за то, что он не послушал отца. Не выразив свой гнев на отца, он направляет его на себя. Гнев вырывается наружу, но часть личности удерживает его, направляет в другое русло. Так происходит раскол, проводится граница между различными частями Я. В ретрофлексии можно увидеть причины нарциссизма, самообвинения, суицидального поведения. Человек может жалеть себя, возвеличивать, презирать, бороться с собой. От клиента можно услышать: «Я не могу с собой справиться». Ретрофлексия распознается по частому употреблению местоимений «себя» и «меня» и возвратной частицы «–ся».

Разные части личности действуют в разных направлениях. В этой «войне частей» применяются разные средства, одна часть может критиковать, осуждать другую, наблюдать за ней, а другая тем временем саботировать действия первой. Они «делят территорию» и «поселяются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет себя в грудь, порывается уйти, но остается на месте. Как и в случае с другими невротическими механизмами, ретрофлексия не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом действует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного механизма. Часто ретрофлексия проявляется в мышечных зажимах. У людей, считающих для себя невозможным выражать, например, агрессию, ретрофлексия часто проявляется в психосоматических симптомах, таких как задерживание дыхания, изменение цвета кожи, появление различных болевых ощущений и т. п. Телесные проявления: скованность, зажимы, ощущения внутреннего дискомфорта;

Дефлексия (отклонение) – это перенаправленность импульса, направленность его в сторону, не на тот объект или субъект, которому этот импульс или эмоция предназначалась первоначально. Дефлексия – это уклонение от реального контакта, процесс ухода от собственного опыта, глубоких переживаний, а также от контактов с окружающими людьми из-за недоверия к ним, боязни испытать боль и разочарование. Дефлексия довольно часто используется как стратегия избегания выбора и проявляется в «дипломатичности», «непрямолинейности» и «вежливой скромности» некоторых людей. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции к сглаживанию конфликтных ситуаций.

Эготизм – полная противоположность слиянию. Проявляется в жесткости собственных границ, неспособности к слиянию, к соединению, полному контакту, отстраненность, нечувствительность, дистанция, слабо выраженные эмоциональные реакции; игнорируется возможность узнать, услышать, почувствовать другого человека. Человек отгораживает себя, чтобы защититься, так как он уже имеет психотравмирующий опыт в прошлом.

Девалитизация (девальвация) – обесценивание собственных желаний, потребностей и возможностей, опыта, неспособность к ассимиляции.

Бессознательно используемые во взаимодействии со средой механизмы защиты обеспечивают безопасность, человек прерывает контакт со средой. Срыв цикла контакта может происходить на любой стадии. Но потребности остаются неудовлетворенными. Хроническое неудовлетворение потребностей ведет к неврозу.

Цель гештальт-терапии - актуальное проживание здесь и теперь, осознание своих чувств, ощущений, желаний, мыслей, способность человека делать выбор и нести за это ответственность, не обвиняя других. (Папуш М.П. "Я" и "Мы" в гештальт-терапии: аксиологический анализ концепции невротических механизмов. 1992. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. 1997.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.