Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурирование времени




Операциональный аспект процесса структурирования времени – планирование. Оно имеет 3 стороны: материальную, социальную и индивидуальную. Выбор действия зависит от двух потребностей: базальной потребности в безопасности и социальной потребности в признании со стороны значимых людей. В связи с этим выделяются шесть способов структурирования времени:

Уход – люди открыто не контактируют друг с другом, углубляются в собственные мысли. В данном случае обеспечивается максимальная безопасность, но минимум признания.

Ритуалы – стилизованные знаки взаимного признания, в основе которых лежат социальные обычаи и традиции, правила поведения и этикет. Взаимодействие участников осуществляется по заранее известной схеме. Например: Ритуал приветствия: «Привет, как дела?». Обычно в ответ звучит: «Привет, все в порядке». В таком случае ритуал приветствия считается завершенным, т.к. заранее заданная схема соблюдена. Обеспечивается минимум признания. Если же ожидания не оправдываются, безопасность снижается. От количества ритуалов зависит долгота жизни (хорошо, если принятые к соблюдению ритуалы одного человека, соблюдаются другими людьми).

В первом и во втором случае результат отсутствует: его нет ни в человеке, ни в среде. В лучшем случае лишь констатируется факт жизни человека.

Времяпрепровождение – «полуритуал», предполагающий взаимодействие по общепринятой программе, по заранее известной теме. Тематические беседы длятся дольше, чем ритуалы, но, как и ритуалы, они социально запрограммированы. К известным можно отнести следующие темы: «Семья», «Дети», «Женщины / мужчины», «Погода» и пр. Человек, сохраняющий и поддерживающий тему, получает еще больше признания, но при этом падает безопасность. Результат – в теле человека.

По точному замечанию Э.Берна «процедуры бывают успешными, ритуалы – эффективными, времяпрепровождение – выгодным, но все они не содержат "задней мысли"» (Берн, 1996. С. 36).

Деятельность – позволяет структурировать различные виды признания и удовлетворенности. Деятельность осуществляют люди в состоянии Взрослый-Взрослый. Субъект, осуществляющий деятельность, получает результат, который находится вне субъекта. Человек получает свою долю признания в виде оценки, премии, благодарности. Но, поскольку оценки бывают не всегда приятные (автора «ребеночка», которого он породил, могут критиковать в его отсутствие), то падает уровень безопасности. Поэтому работу от начала и до конца следует выполнять самостоятельно. Не следует вести ее параллельно с кем-то или завершать то, что начато другими людьми. К тому же важно помнить, что незавершенная работа оценке не подлежит.

Игры – последовательные трансакции, которые основываются в большей степени на индивидуальном, чем на социальном программировании. Это набор скрытых или невыраженных, а также открытых трансакций, которые ведут к предсказуемому результату или расплате. Игры проходят с переменным успехом для играющих. Результат находится внутри человека, его нет в окружении. Каждая игра имеет девиз, по которому ее можно узнать. Вся последовательность трансакций происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей.

Интимность – искренние, не основанные на игре отношения, подразумевающие свободные взаимные отдачу и получение, отсутствие эксплуатации. Это индивидуальное программирование, из которого исключены социальное программирование и скрытые побуждения. Создание интимности – наиболее оптимальное решение проблемы, связанной с ведущими мотивами.

Большинству из нас хотелось бы получать исключительно позитивные безусловные признания, признания важности существования. Однако более обычны условия, когда мы желанны или любимы, только пока мы достаточно милы, благоразумны или водимся с теми, с кем следует. Интимность предполагает вторжение в область чувств, признание в любви – это высшая степень признания, при этом чем выше уровень признания, тем ниже уровень безопасности. В интимности он минимальный. Многие из нас живут в условиях хронического дефицита воздействия и испытывают неудобство, когда получают или оказывают положительное воздействие.

В соответствии с тем или иным актуальным состоянием человек наполняет различным содержанием время своей жизни. Так, уходом может заниматься Родитель, рассуждая о нормах и правилах поведения других людей, об их ценностях и смыслах. Взрослый уходит в упражнения на мыслительную рефлексию. Адаптивное Дитя уходит в страшные фантазии, а Свободное Дитя – в радостные фантазии.

В выполнении ритуала Родитель находит дисциплинирующий элемент (одному из двоих пожмет руку, другого игнорирует). Взрослый совершает ритуал автоматически, как обмен информацией о присутствии человека. Дитя участвует в ритуале с определенной целью (место в троллейбусе уступит, если от этого будет какая-то польза).

Во времяпрепровождении Родитель осуществляет коммуникации с Родителем по поводу норм, правил, требований их соблюдения, осуждение чужих поступков, несоответствующих правилам. Взрослый собирает информацию либо в зависимости от цели, либо на любую тему, может быть услышит что-то новое. Адаптивное Дитя рассказывает «страшилки», Свободное Дитя – пересказывает фильмы, комиксы и пр.

Игры чаще всего начинают Адаптивное Дитя и Критикующий Родитель. Цель игры – получить негативные переживания. И тот и другой могут выполнять роль Спасителя.

Деятельностью занимается Взрослый, способный к целеполаганию, планированию. Иногда в эту процедуру вовлекается эго Родитель для соблюдения норм и правил. Дитя подключается в ситуации творчества.

Интимность доступна только Свободному Ребенку. Лишь в этом состоянии человек способен идентифицировать свои потребности и чувства, называть их, требовать и получать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.