Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды сценарных посланий




Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно.

Э. Берн выделяет следующие сценарные вербальные послания, исходящие от родителей:

· Кто-то из родителей раздраженно кричит ребенку: “Сгинь!” или “Чтоб ты сгинул!” Все это – установки на случай смерти. Аналогично: “Ты будешь таким же, как твой отец” (алкоголик) – вердикт на всю жизнь (1, с. 252).

· Родители высказывают пожелания негативного характера: “Не трогай меня!” или “Отвяжись”, “Не ной”. Это примеры сценарного предписания, или “запрета”, который устанавливает суровый Родитель (1, с. 253).

· Ребенка учат, чем заполнить время в ожидании действия. Предписания высказываются в виде моральных заповедей. “Работай, как следует!” можно понимать, как “Хорошо работай всю неделю, а в субботу можешь напиться”; “Береги копейку” можно понимать как “Береги копейку, а потом можешь спустить все за один раз”. Все это примеры антисценарных лозунгов, которые исходят от Родителя-воспитателя (1, с. 253).

· У детей есть желания, направленные против сценарного аппарата, созданного родителями, например: “Брось!”, “Выкрутись!” (противовес “Трудись на совесть!”), “Потрать все разом!” (противовес “Береги копейку!”) (1, с.253).

Авторы книги “Современный трансактный анализ” выделяют следующие виды сценарных посланий:

· Невербальные послания. До того, как ребенок начнет говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Малыш тонко воспринимает интонацию словесных высказываний, движения тела, запахи и звуки. Если мать нежно прижимает к себе ребенка, то он воспринимает ее послание так: “Я принимаю и люблю тебя!” Если же она не прижимает его крепко к себе, он может прочитать ее послание иначе: “Я отвергаю тебя!” При этом мать может не осознавать, что держит ребенка на расстоянии. Позднее, когда ребенок начинает понимать язык, невербальные коммуникации остаются для него важным компонентом сценарных посланий. Например, ребенок вернулся из школы с новой книгой. Он начинает читать ее родителям и спотыкается на незнакомом слове. Отец говорит: “Ты неправильно произносишь слово”. При этом его слова могут сопровождаться самыми различными невербальными сигналами, каждый из которых имеет свое значение для ребенка в терминах возможных сценарных решений. Отец может говорить сердитым голосом, с недовольным выражением лица. Он может даже вырвать книгу из рук ребенка или ударить его. Для ребенка это послание может означать: “Я не хочу, чтобы ты был здесь, и предпочел бы, чтоб ты умер”. Отец мог бы сказать эти слова ровным голосом, не отрываясь от газеты. По невербальным сигналам его сын интерпретирует это послание так: “Ты не представляешь для меня никакого интереса”. В другом случае отец может говорить ровным, спокойным голосом, сидя рядом с ним. Он дает сыну время подумать и еще раз посмотреть на слово. Это послание: “Думать – полезно” (4, с. 135).

· Приказания. Сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): “Не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Сгинь! Быстрей! Не капризничай!” и др. Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются и от сопровождающих их невербальных сигналов (4, с. 136).

· Оценки. В ситуации оценки ребенку говорят, кем он является: “Ты глупый!”; “Моя маленькая девочка!”; “Ты кончишь в тюрьме!”; “Ты ничего не добьешься!”.

Я. Стюарт и В. Джойнс выделяют еще два вида сценарных посланий, а именно копирование и травматическое событие и повторение. Однако с нашей точки зрения их более уместно рассматривать в качестве механизмов формирования сценарного поведения (каким образом вербальное послание становится действенным и начинает управлять поведением человека):

· Копирование. Когда ребенок копирует поведение матери или отца с целью удовлетворения своих потребностей и желаний. Ребенок воспринимает те невербальные послания от матери (отца, бабушки и др.), которые могут помочь ему добиться того, чего он хочет. И найденный способ (скопированный с образца) закрепляется и становится одним из элементов сценарного поведения (4).

· Травматическое событие и повторения. Ребенок может принять главное сценарное решение при реагировании на одно единственное событие, если оно является травматическим и воспринимается как особенно угрожающее. Например, маленькую девочку склонил к сожительству ее отец. Она может истолковать этот эпизод как сверхмощное сценарное послание и решить: “Больше я никогда не буду доверять мужчинам”. Однако чаще всего решения принимаются по истечении какого-то времени при реагировании на постоянно повторяющиеся сценарные послания. Например, ребенок тянется к матери, а она отворачивается от него, он тянется вновь, и опять на него не реагируют. Лишь после того, как это повторится много раз, он может прийти к выводу: “Мать не хочет прижимать меня к себе” (4).

На основании прочитанной главы “Сценарные послания” в книге “Современный трансактный анализ” авторы выделяют еще два условия перевода посланий в сценарные решения:

· Сопровождение вербального послания невербальными сигналами, несущими негативный оттенок. Данный механизм можно обнаружить в приведенном авторами примере: “Выражение “Ты глупый!”, сказанное резко и сопровождающееся шлепком, передает сценарное послание, отличное от того же выражения, произнесенного спокойным голосом, с улыбкой и похлопыванием по плечу” (4, с. 136). Далее мы находим такую фразу Я. Стюарта: “На самом деле приказания передаются ребенку в основном невербально” (4, с. 143).

· Поглаживания. Те родительские послания (например, приказания) становятся сценарными (закрепляющими определенное поведение за ребенком), исполнение которых ребенком ведет к поглаживаниям. Я. Стюарт и В. Джойнс приводят следующий пример: “Родители высказывают такие мысли, как: “Ты похож на неудачника дядю Гарри”. В этом случае, чем больше ребенок напоминает своим поведением дядю Гарри, тем больше поглаживаний получает” (4, с. 145).

Далее подробно остановимся на одном из видов сценарных посланий, а именно на приказаниях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.