Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейролингвистическое программирование




 

НЛП является наукой о поведении, предоставляющей:

эпистемологию – систему знаний и ценностей;

методологию – приемы и процедуры применения знаний и ценностей;

технологию – средства, позволяющие применять эти знания и ценности.

НЛП содержит ряд уникальных принципов и понятий, которые позволяют анализировать и выявлять значимые паттерны ценностей, поведения и межличностных отношений и превращать их в полезные и надежные инструменты. НЛП основано на ряде простых лингвистических, невербальных и поведенческих паттернов и понятий, которые в некоторых аспектах являются более фундаментальными и независимыми от содержания, чем любая другая существующая модель человеческого мышления и взаимодействия. НЛП дает возможность оценивать не только поведенческое содержание наших поступков, но и те невидимые силы, которые кроются за этим поведением, а так же структуры мышления, которые обеспечивают успех нашим действиям. Название «нейро-лингвистическое программирование» подразумевает интеграцию трех различных отраслей науки.

Компонент «нейро» относится к нервной системе. Существенная часть НЛП связана с пониманием и использованием принципов и паттернов нервной системы. Согласно НЛП, мышление, память, творчество, сознание мыслительных образов и все остальные когнитивные процессы являются результатом выполнения определенных программ нервной системы человека. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обрабатываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.

Нейро-лингвистическое программирование связано так же с лингвистикой. С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы, однако при этом стимулирует и формирует деятельность самой нервной системы. С уверенностью можно сказать, что язык представляет собой один из основных способов, которым один человек может активировать или стимулировать нервную систему других людей. Таким образом, эффективное общение и взаимодействие связаны с использованием языка для обучения, стимуляции и вербализации понятий, целей и проблем применительно к той или иной задаче или ситуации.

Наконец, понятие «программирование». В основе нейро-лингвистического программирования лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных неро-лингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат выполнению определенных задач или достижению определенных результатов. Иными слова, мы как человеческие существа осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования. Мы реагируем на проблемы и воспринимаем новые идеи согласно тому типу психологических программ, который создали внутри себя, – а эти программы далеко не одинаковы. Некоторые стратегии являются более эффективными для осуществления того или иного вида деятельности, чем другие.1

НЛП и другие направления психологии на определенных участках дублируют друг друга, поскольку НЛП берет начало в неврологии, лингвистике и когнитивной психологии. Кроме того, мы используем принципы компьютерного программирования и теории систем. Цель этого направления – синтезировать ряд различных научных теорий и моделей. Особую ценность НЛП придает то, что здесь в единую структуру сведены три теории самого разного вида.

Большинство методик и приемов НЛП берут начало в таком процессе, как «моделирование». Первичная задача НЛП заключалась в том, чтобы смоделировать эффективное поведение и скрытые за ним когнитивные процессы. Моделирование в НЛП подразумевает определение того, как работает мозг («нейро»), путем анализа языковых паттернов («лингвистическое») и невербальной коммуникации. Затем результаты подобного анализа шаг за шагом складываются в стратегии или программы («программирование»), служащие для передачи навыка другим людям или в другие сферы применения.

НЛП было создано Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. Они начали с моделирования общих когнитивных, лингвистических и поведенческих паттернов выдающихся психотерапевтов – таких как Фриц Перлз (гештальт-терапия), Виржиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (гипнотерапия).1

В действительности НЛП уже широко применяется для исследования того, как умственные стратегии, языковые паттерны и системы ценностей влияют на разнообразные виды деятельности, связанные с образованием и менеджментом.

НЛП обладает одновременно аналитическими и интерактивными инструментами, которые различаются в зависимости от уровня анализируемого поведения или отношений, – «ключи доступа», «раппорт», «позиция восприятия», «логические уровни», «паттерны метамодели», паттерны «фокусов языка», «условия хорошей сформированности результата» и т.д., поскольку каждый из них «режет пирог» на куски особого размера, пригодного для особого типа взаимодействия.2

Систему убеждений НЛП характеризует то, что, с одной стороны, мы все отличаемся друг от друга в физическом плане и в плане нашего жизненного опыта, но с другой стороны, у нас есть множество общих качеств, и на уровне процессов нам ничто не мешает поучиться чему-нибудь, скажем, у Альберта Эйнштейна. Ему потребовалась целая жизнь для создания психических программ, с помощью которых была сформулирована теория относительности; однако, поскольку программа уже создана, мы можем понять и научиться применять ее структуру без того, чтобы тратить на это целую жизнь. Точно так же программисту требуется гораздо больше времени на то, чтобы написать компьютерную программу, чем на то, чтобы перенести готовую программу на другой компьютер.

Таким образом, несмотря на то, что в НЛП много внимания уделяется определению и признанию индивидуальных различий и индивидуальных стилей мышления, здесь утверждается так же, что мы можем учиться на опыте других людей, потому что между нашими нервными системами существует сходство по многим фундаментальным параметрам. Кроме того, для нас могут оказаться полезными программы других людей.

Главное отличие НЛП от других психологических направлений это отсутствие интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо этого – изучение структуры процесса: всех последовательных шагов программы взаимодействия или внутреннего действия у наиболее эффективно коммуницирующих людей. Описание этой структуры надо делать, опираясь только на категории сенсорного опыта, в котором НЛПрограммисты выделяют три основные модальности – визуальную, аудиальную и кинестетическую. «Очистка» и обострение собственных сенсорных каналов психотерапевта - это важное условие адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. Наиболее содержательными показателями невербальных ответов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы глазодвигательных реакций, которые связаны с преобладанием определенной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Например, движение глаз собеседника вверх – направо говорит о визуальных воспоминаниях. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезентативную, ведущую и референтную системы собеседника.

Ведущая система – это система, используемая для поиска определенной информации.

Репрезентативная система – то, что уже введено в сознаниеи обозначено определенными словами.

Референтная – то, с помощью чего Вы решаете, является ли известная Вам информация истинной или ложной.

Определить эти системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека. Например, «я вижу эту проблему так…», «вопрос освещен со всех сторон».

Цель НЛП – изучение структуры субъективного опыта, чтобы помочь человеку изменить свое поведение, развивать самосознание, обучить эффективной коммуникации.

Бэндлер Р. и Гриндер Д. считают, что практически все психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно быть не менее 3х возможностей выбора. «Если вы поняли порядок, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъять один из существующих». Одним из средств, используемых для этой цели в НЛП, является установка «якоря». Бэндлер и Гриндер: «якорь» – введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определенным состоянием сознания человека и каким-либо действием психолога. Чаще всего используется кинестетическая система. Психофизиологический механизм «якорения» это Павловские условные рефлексы. Например, в момент сильного радостного возбуждения клиента психолог дотрагивается до его левого плеча. Когда это прикосновение будет повторяться с тем же давлением и в той же самой точке и у клиента не будет в этот момент более сильных конкурирующих состояний сознания, снова возникнет переживание радости. Введение в действие нужного «якоря» во время работы стереотипной программы человека «сбивает» эту программу и перестраивает ее.

Благодаря такому перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший выбор.

В этом направлении практической психологии предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. Психологи или психотерапевты других направлений оказывают помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения. Но НЛПрограммисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента, минуя его сознание, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного человека. Они основываются на убеждении, что «люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам».

НЛП является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Бэндлер и Гриндер говорят, что многие школьники не успевают потому, что имеет место несовпадение первичных репрезентативных систем у ученика и учителя. Если ни ученик, ни учитель не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучения не происходит. Учитель, обладающий методами НЛП, обладает широким диапазоном стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с учениками. Это высокий уровень развития профессионального самосознания.

Р. Дилтс, Т. Халлбом и С. Смит предлагают расширить круг выбора с помощью изменения убеждений, которые управляют нашим поведением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.