Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поверхностные структуры




Глубинные структуры

Идеи, эмоции, ценности и идентификация

 

Опущение

Искажение Обобщение

Физическое, вербальное и прочее конкретное выражение

Движения Слова Образы

Рис. Глубинные структуры выходят на поверхность в результате серии трансформаций, служащих фильтрами для нашего первичного опта.

«Эпистемология» НЛП

Эпистемологией называется дисциплина, которая занимается систематическим исследованием структур и процессов, лежащих в основе человеческих знаний. 1 Эпистемология представляет собой фундаментальную систему понятий и допущений, на которой человек основывает и генерирует все остальные знания.

Эпистемология НЛП начинается с предположения «карта не есть территория» – каждый из нас осуществляет свои возможности через существующие в его голове модели, или «карты мира». НЛП учит, что ни одна карта не является сколько-нибудь более истинной или реальной, чем другие, однако способность человека достигать успеха и развиваться является функцией обладания картой, которая представляет наиболее широкий спектр возможностей.

Цель совершенствования навыков НЛП заключается в том, чтобы научиться моделировать, а так же применять принципы и средства моделирования для развития гибкости на самых нижних уровнях нашей личности.2

Применение эпистемологии связано с системой отличий и навыков, которую человек или организация использует для удовлетворения ценностей и достижения целей. Прикладная эпистемология отвечает на такие вопросы, как «Как мы узнаем, что знаем что-либо или что обладаем операционной компетентностью?», «Как мы узнаем, что другие знают что-либо или что обладают операционной компетентностью?» или «Посредством чего мы развиваем знания и операционную компетентность?».

Философия НЛП предполагает, что эффективное обучение и изменение требуют первоначального утверждения целей, оснований и процедур обоснования, необходимых для достижения конкретного желаемого состояния. Затем предоставляется широкий выбор стратегий и видов деятельности, позволяющих варьировать операции, применяемые для достижения целей.

Другой важный вопрос прикладной эпистемологии – «Как ваши знания, навыки или открытия вписываются в то, что было известно до этого?» Одна из наиболее важных задач прикладной эпистемологии и моделирования – предоставить людям возможность понимать те идеи, которые ставят под сомнение и преобразуют старые способы мышления.

Таким образом, для того, чтобы новая идея стала «реальностью», она должна сначала подстроиться к уже существующим моделям реальности и лишь затем «вести» их.

Для того чтобы превратить замысел в статью или книгу, исследовать потребности группы, выразить свои чувства в стихотворении, написать компьютерную программу, выучит роль и т.д., потребуются различные типы и последовательности преобразований.

С точки зрения НЛП, выделяются индуктивные преобразования, через которые мы воспринимаем модели и строим карты окружающего мира, и дедуктивные преобразования, с помощью которых мы составляем описания и действуем сообразно своему восприятию и моделей мира. Индуктивные преобразования включают в себя процесс «объединения» с целью найти более глубокие структуры («понятия», «идеи», «универсалии» и т.д.) в многообразии впечатлений, полученных через сенсорные каналы. Дедуктивные преобразования направлены на «разделение» глубинных структур нашего опыта, а так же перевод общих идей и понятий в конкретные слова, действия и другие формы поведенческих реакций.1

С точки зрения НЛП, «реальность», таким образом, является результатом взаимоотношений и взаимодействия между глубинными структурами и поверхностными структурами. Существует множество возможных «реальностей»; не одна «карта» и одна «территория», а множество возможных территорий и карт. Кроме того, территория постоянно меняется, отчасти в зависимости от того, как карта влияет на взаимодействие людей и территории.1

В поверхностной структуре проявляются те аспекты глубинной структуры, для которых восстановлено достаточное количество звеньев, утраченных в процессе опущения, искажения и обобщения. Глубинная структура обладает скрытым потенциалом для того, чтобы в результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной структуре.

Именно поэтому моделирование и гибкость считаются основой эпистемологии НЛП. Модели не рассчитаны на достижение либо конструирование единственной объективной реальности. Скорее, их задача заключается в том, чтобы воспроизвести какой-либо аспект возможной реальности. В частности, В НЛП не имеет значения «истинность» модели; учитывается лишь ее «полезность». Полезность модели зависит от степени в которой она позволяет совершить эффективный переход на следующую ступень в последовательности преобразований, связывающих глубинные и поверхностные структуры. Вместо «конструирования» реальности модели вводят ряд функций, которые устанавливают связи между глубинными и поверхностными структурами. Именно эти связи формируют наше «понимание» реальности и позволяют по-новому переживать и выражать реальность.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.